Цели урока: формирование ключевых компетенций
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;
-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:
- навыки делового партнёрского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать процесс (изделие);
4. Коммуникативные умения:
- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса;
5. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Техническая база: мультимедийный видеопроектор, компьютер, часы, маятник Максвелла.
Ход урока:
- Организационный момент.
Формулировка цели и задачей урока.
Цель: изучить тему: «Механическая работа, мощность и энергия. Простые механизмы»
Задачи:
Познакомиться:
- с понятием механической работы, мощности, энергии.
- с формулами для расчета работы, мощности, энергии.
- с видами простых механизмов.
Учиться:
- уважительному отношение к товарищам по группе к их мнению при обсуждении проблем;
- развитие ораторских способностей;
- Ориентировочно- мотивационный этап.
Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
(русская пословица)
Проблемный вопрос для всей темы: Почему сверху бросать всегда легче, чем снизу?
Проблемные вопросы группам:
- Какая команда мощнее при перетягивании каната?
- Мог ли Архимед поднять Землю?
- Что общего между падающей водой и светящейся лампочкой?
- Выступление групп по изучению проблемных вопросов.
I. Какая команда мощнее при перетягивании каната?
Остальные учащиеся заполняют таблицу:
Название физической величины
|
Определение
|
Формула для расчета
|
Единицы измерения
|
Физическая величина равна 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После выступления группы, учащиеся задают вопросы, оценивают работу всей группы, насколько группа была убедительна.
Задание для всего класса. Планирование эксперимента (работают в группах)
- Необходимо рассчитать, какую работу совершит ученик по подъему своего портфеля с первого этажа на второй этаж школы. Предложите способ расчёта и укажите порядок действий.
- Необходимо рассчитать, какую работу силы трения совершит ученик, выходя к доске со своей парты для выполнения задания. Предложите способ расчёта и укажите порядок действий.
- Какую мощность вы развиваете при подъеме своего портфеля с первого этажа на второй этаж школы. Предложите способ расчёта и укажите порядок действий.
II. « Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры» Архимед.
Проблемный вопрос: Мог ли Архимед поднять Землю?
Остальные учащиеся работают в тетрадях:

После выступления группы, учащиеся задают вопросы, оценивают работу всей группы, насколько группа была убедительна.
Загадки о простых механизмах (работают в парах)
Отгадать загадку и указать вид простого механизма:
Загадка 1 Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу. (Кран – рычаг)
Загадка 2:
Кланяется, кланяется –
придет домой – растянется. (Топор - клин)
Загадка 3:
Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует, жует и не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка - винт)
Загадка 4:
Ведёрко звонко, спускаясь, скачет,
А поднимаясь - скрипит и плачет.
В глубокой шахте вода хранится,
Чтоб летом знойным ты мог напиться. (Колодец - ворот)
По окончании работы коллективная проверка, затем взаимооценка – пары меняются листами, проверяют с доски (шторка).
III. Проблемный вопрос: Что общего между падающей водой и светящейся лампочкой?
Класс заполняет таблицу:
Название физической величины
|
Определение
|
Формула для расчета
|
Единицы измерения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После выступления группы, учащиеся задают вопросы, оценивают работу всей группы, насколько группа была убедительна.
Демонстрация опыта – маятник Максвелла. Вопрос учащимся: объясните, какие преобразования энергии происходят в этом опыте?
Анализ и подведение итогов.
Ребята, пришло время вернуться к проблемному вопросу к нашему проекту:
Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
(русская пословица)
Проблемный вопрос для всей темы: Почему сверху бросать всегда легче, чем снизу?
Выслушиваются варианты ответов учащихся.
- объяснение с точки зрения работы;
- рассмотреть преобразование энергии.
Взаимооценка в группах. Оценка работы учащихся на уроке учителем.
Выводы