СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механика. Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен обобщению и систематизации знаний по теме "Механика". Передусмотрена как групповая так и индивидуальная работа, решение разных типов задач, в том числе и экспериментальных.

Просмотр содержимого документа
«Механика. Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе»

«Движенья нет»,- сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить: Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.     А.С. Пушкин

«Движенья нет»,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

А.С. Пушкин

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».   Аристотель «При изучении наук задача полезнее правил».   Исаак Ньютон Механика Урок повторения и обобщения в 10 классе Учитель Орлова Т.Б.

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Аристотель

«При изучении наук задача полезнее правил».

Исаак Ньютон

Механика

Урок повторения и обобщения

в 10 классе

Учитель Орлова Т.Б.

Повторить изученный материал Путем решения качественных и расчетных задач систематизировать знания учащихся Формировать современные научные понятия об окружающем мире и его законах.

Повторить изученный материал

Путем решения качественных и расчетных задач систематизировать знания учащихся

Формировать современные научные понятия об окружающем мире и его законах.

 Решение качественных задач 1.  Спелое яблоко падает с яблони 0,5 секунды. Сколько времени будет падать яблоко в два раза меньшей массы? 2.  Искусственный спутник Земли один раз был запущен вдоль меридиана, а другой раз – вдоль экватора в сторону вращения Земли. В каком случае было израсходовано меньше энергии? Ответ. При запуске вдоль экватора в сторону вращения Земли. В этом случае скорость суточного вращения Земли складывается со скоростью, сообщенной спутнику двигателем ракеты.

Решение качественных задач

1. Спелое яблоко падает с яблони 0,5 секунды. Сколько времени будет падать яблоко в два раза меньшей массы?

2. Искусственный спутник Земли один раз был запущен вдоль меридиана, а другой раз – вдоль экватора в сторону вращения Земли. В каком случае было израсходовано меньше энергии?

Ответ. При запуске вдоль экватора в сторону вращения Земли. В этом случае скорость суточного вращения Земли складывается со скоростью, сообщенной спутнику двигателем ракеты.

3.  Рыбак плыл на моторной лодке по реке, зацепился шляпой за мост, и она свалилась в воду. Рыбак поплыл дальше, но через полчаса решил все-таки вернуться за шляпой. К тому моменту, когда рыбак догнал шляпу, она проплыла 4 км. Чему равна скорость течения реки? В какую сторону плыл вначале рыбак – по течению или против течения? Ответ: 4 км/ч. На второй вопрос ответить нельзя. Решение. Перейдем в систему отсчета, связанную с плывущей шляпой. В этой СО лодка удаляется от шляпы, а затем приближается к ней с одной и той же скоростью. Значит, с момента разворота до «поимки» шляпы лодка двигалась тоже полчаса. Таким образом, шляпа плыла по течению ровно 1 час. Следовательно, скорость течения реки 4 км/ч. Первоначальное направление движения лодки не имеет значения.

3. Рыбак плыл на моторной лодке по реке, зацепился шляпой за мост, и она свалилась в воду. Рыбак поплыл дальше, но через полчаса решил все-таки вернуться за шляпой. К тому моменту, когда рыбак догнал шляпу, она проплыла 4 км. Чему равна скорость течения реки? В какую сторону плыл вначале рыбак – по течению или против течения?

Ответ: 4 км/ч. На второй вопрос ответить нельзя.

Решение. Перейдем в систему отсчета, связанную с плывущей шляпой. В этой СО лодка удаляется от шляпы, а затем приближается к ней с одной и той же скоростью. Значит, с момента разворота до «поимки» шляпы лодка двигалась тоже полчаса. Таким образом, шляпа плыла по течению ровно 1 час. Следовательно, скорость течения реки 4 км/ч. Первоначальное направление движения лодки не имеет значения.

4.  Интересный цирковой трюк, называемый «легче воздуха», описал А. Куприн в одном из своих рассказов:  «И что же делает Никаноро Нанни? Он берет в каждую из рук по двадцатифутовой гире, затем делает короткий, но быстрый разбег, отталкивается со страшной силой от трамплина и летит прямо на тамбур… Но во время этого полета, в какой-то необходимый, но неуловимый момент, он бросает обе гири и тут-то, преодолев закон тяжести, ставши внезапно легче на пятьдесят футов, он неожиданно взвивается кверху и потом уж кончает полет, упав на тамбур». Объясните этот цирковой трюк с точки зрения физики. Ответ : оттолкнувшись от трамплина, циркач приобретает импульс Mv, где М – суммарная масса, равная массе циркача и гири. По закону сохранения импульса за счет потери гири уменьшается масса циркача и, следовательно, увеличится его скорость.

4. Интересный цирковой трюк, называемый «легче воздуха», описал А. Куприн в одном из своих рассказов:

«И что же делает Никаноро Нанни? Он берет в каждую из рук по двадцатифутовой гире, затем делает короткий, но быстрый разбег, отталкивается со страшной силой от трамплина и летит прямо на тамбур… Но во время этого полета, в какой-то необходимый, но неуловимый момент, он бросает обе гири и тут-то, преодолев закон тяжести, ставши внезапно легче на пятьдесят футов, он неожиданно взвивается кверху и потом уж кончает полет, упав на тамбур».

Объясните этот цирковой трюк с точки зрения физики.

Ответ : оттолкнувшись от трамплина, циркач приобретает импульс Mv, где М – суммарная масса, равная массе циркача и гири. По закону сохранения импульса за счет потери гири уменьшается масса циркача и, следовательно, увеличится его скорость.

На столе стопкой лежат десять одинаковых книг. Что сделать легче: сдвинуть пять верхних книг или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу?  Ответ: легче сдвинуть пять верхних книг, чем вытянуть из стопки четвертую книгу сверху. Чтобы сдвинуть пять верхних книг, нужно приложить силу, равную силе трения между пятой и шестой книгами. Модуль этой силы зависит от качества трущихся и силы давления пяти книг. Для вытягивания четвертой книги нужно преодолеть две силы: силу трения между третьей и четвертой книгами и силу трения между четвертой и пятой книгами. Равнодействующая этих сил больше, чем сила трения между пятой и шестой книгами.
  • На столе стопкой лежат десять одинаковых книг. Что сделать легче: сдвинуть пять верхних книг или вытянуть из стопки четвертую сверху книгу?

Ответ: легче сдвинуть пять верхних книг, чем вытянуть из стопки четвертую книгу сверху. Чтобы сдвинуть пять верхних книг, нужно приложить силу, равную силе трения между пятой и шестой книгами. Модуль этой силы зависит от качества трущихся и силы давления пяти книг. Для вытягивания четвертой книги нужно преодолеть две силы: силу трения между третьей и четвертой книгами и силу трения между четвертой и пятой книгами. Равнодействующая этих сил больше, чем сила трения между пятой и шестой книгами.

Практическая работа  Оборудование. Деревянный брусок; Динамометр Задание : 1.  Определить коэффициент трения между бруском и столом. 2.  Определить потенциальную энергию бруска относительно пола, если высота стола равна 70 см. 3.  С какой скоростью брусок при этом упадет на пол, если его уронить? 4.  Вычислить время падения бруска.

Практическая работа

Оборудование.

Деревянный брусок;

Динамометр

Задание :

1. Определить коэффициент трения между бруском и столом.

2. Определить потенциальную энергию бруска относительно пола, если высота стола равна 70 см.

3. С какой скоростью брусок при этом упадет на пол, если его уронить?

4. Вычислить время падения бруска.

Тестовая работа   Ответы к тесту . I вариант  II вариант 1. - 4  1. - 3 2. - 3 2. - 2 3. - 4 3. - 3 4. - 2 4. - 4 5. - 2 5. - 2

Тестовая работа

Ответы к тесту .

I вариант

II вариант

1. - 4

1. - 3

2. - 3

2. - 2

3. - 4

3. - 3

4. - 2

4. - 4

5. - 2

5. - 2

Задачи на соответствие Ответ: 322

Задачи на соответствие

Ответ: 322

Ответ: 331

Ответ: 331

Ответ: 41

Ответ: 41

Ответ: 312

Ответ: 312

x a N T T mg Mg y

x

a

N

T

T

mg

Mg

y

Камень брошен вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии? Решение. Ек1= Еп+ Ек2; Еп = Ек2= Ек1/2 mv2/4=mgh h=v2/4g h=2,5м

Камень брошен вертикально вверх с начальной скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии?

Решение.

Ек1= Еп+ Ек2;

Еп = Ек2= Ек1/2

mv2/4=mgh

h=v2/4g

h=2,5м

Задание на дом 1.  Башенный кран поднимает бетонную плиту массой 2 т на высоту 15 м. Чему равна работа силы тяжести, действующей на плиту? (отметка «3») 2.  Камень массой 20 г, выпущенный вертикально вверх из рогатки, поднялся на высоту 40 м. При этом резиновый жгут растянулся на 20 см. Найдите коэффициент упругости резинового жгута. (Сопротивлением воздуха пренебречь.) (отметка «4») 3.  Мальчик на коньках разгоняется до скорости11 м/с и по склону поднимается на ледяную горку. До какой высоты он сможет подняться, если коэффициент трения равен 0,1, а угол наклона горки к горизонту вен 45°? (отметка «5»)

Задание на дом

1. Башенный кран поднимает бетонную плиту массой 2 т на высоту 15 м. Чему равна работа силы тяжести, действующей на плиту? (отметка «3»)

2. Камень массой 20 г, выпущенный вертикально вверх из рогатки, поднялся на высоту 40 м. При этом резиновый жгут растянулся на 20 см. Найдите коэффициент упругости резинового жгута. (Сопротивлением воздуха пренебречь.) (отметка «4»)

3. Мальчик на коньках разгоняется до скорости11 м/с и по склону поднимается на ледяную горку. До какой высоты он сможет подняться, если коэффициент трения равен 0,1, а угол наклона горки к горизонту вен 45°? (отметка «5»)

Спасибо за работу  

Спасибо за работу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!