СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Менделеев: учёный, личность, патриот.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это проектная работа, подготовленная учащейся 8 класса. Материалы этой работы можно использовать на уроках и внеурочных занятиях во всех классах, изучающих химию.

Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средней Общеобразовательной Школы №28




Естественные науки

Тема: «Менделеев: учёный, личность, патриот»






Автор работы: Лемешко Екатерина Романовна,

ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ №28

г. Ставрополя, Ставропольского края



Научный руководитель: Курдюкова Татьяна Борисовна,

учитель химии МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя









Ставрополь, 2017 г.

Просмотр содержимого документа
«Лемешко Менделеев учёный, личность, патриот»

11


Оглавление:

  1. Введение………………………………………………………….…………3

  2. Результаты анкетирования….………………………………….…………3

  3. Роль семьи в становлении личности……………………….……..………4

  4. Вклад в науку и развитие России……………………….…..……..........5

  5. Периодический закон.………………………………………….…………6

  6. Признание………………………………………………………………….7

  7. Память…………………………………………………………….………..8

  8. Заключение…………………………………………………….…………..9

  9. Список используемой литературы……………………………………….10

  10. Приложение № 1……………………………………………….…...……..11

  11. Приложение №2……………………………………………….…………..11

  12. Приложение №3……………………………………………………………14















































  1. Введение.

Когда дети будут смотреть на великих

учёных так же, как они смотрят на

знаменитых актёров и музыкантов,

человечество совершит большой прорыв.

Брайан Грин

Слова Брайана Грина, на мой взгляд, отражают одну из острых проблем современного мира. В наше время моральные ценности отходят на второй план. Молодое поколение не придаёт значения таким качествам, как усердие и трудолюбие, честность и бескорыстие, патриотизм и активная гражданская позиция, уважение к истории своей страны. Мне кажется, это недопустимо. Мы живем в великом государстве, историю которого творят люди, живущие в нём. Имена правителей и политических деятелей, военачальников и героев войны и, что особенно важно, учёных нужно помнить и гордится ими.

Я давно хотела поучаствовать в конференции, где могла бы рассказать о достойной человеке, о том, как он жил, что повлияло на становление его личности, что вдохновляло его, в каких областях он работал и т. д. Выбор мой остановился на Дмитрии Ивановиче Менделееве – великом русском гении. Его имя известно, наверное, всем, кто учился в школе, и не только в нашей стране, а во всём мире! Много ли мы знаем об этом человеке?! О чём следовало бы знать?! Поиск ответов на эти вопросы и стал целью моей работы.

Достичь поставленной цели я решила через выполнение следующих задач:

  • анкетирование учащихся старших классов нашей школы о Менделееве;

  • рассмотрение влияния семьи на становление личности Дмитрия Ивановича;

  • определение вклада Менделеева в науку и развитие России;

  • оценка его деятельности современниками и потомками, соотечественниками и историками разных стран;

  • представление результатов, проведение презентации проделанной работы.

Предмет исследования: жизнь и деятельность Менделеева, его вклад в науку и историю страны.

Объект исследования: труды Менделеева, исследовательские работы, посвящённые деятельности учёного.

Методы исследования: анкетирование, исследование литературы и интернет - ресурсов.

  1. Результаты анкетирования.

В школе, я провела анкетирования про Менделеева (Приложение №1). И вот, что мне ответили ученики (Приложение №2). На первый вопрос (Кто такой Менделеев?), большинство ответили, что он был ученым, но некоторые ответили, что он был создателем ПСХЭ, что тоже верно. На второй вопрос, про главные открытия Менделеева, большинство опрошенных ответили, что он создал периодическую систему химических элементов, безусловно, это так. Некоторые ответили: порох и спирт. Наверняка многие знают, что ученый занимался помимо химии другими науками. Кто-то ответил физика, были и те, кто ответил – ничего! Менделеев был разносторонним человеком и его интересовали многие науки. А что же было названо в честь Д. И. Менделеева? Конечно же таблица химических элементов, это подтвердил результат анкетирования, но только один человек, вспомнил что в честь ученого была названа улица. И последний вопрос – в каком веке жил ученый? Здесь мнения разделились. Многие ответили XIX век, что является правильным, но все же были и такие кто ответит XVI век и даже XX – это конечно же заблуждения. Итак, по результатам анкетирования, можно сказать, что у ребят мало информации о великом учёном Д. И. Менделееве, поэтому моя тема очень актуальна.

  1. Роль семьи в становлении личности.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске. Он был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

Отец - Иван Павлович - сын священника Павла Максимовича Соколова был директором Тобольской гимназии. Его незаурядные свойства ума, высокая культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов.

Мать - Мария Дмитриевна, в девичестве Корнильева. Её отец, дед и дядя были владельцами бумажной, хрустальной, ткацкой и красильной фабрик, типографии и библиотеки. Эта умная, и энергичная женщина сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования, она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. М. Д. Менделеева получила право на управление стекольной фабрикой и после кончины мужа в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Именно на этом стекольном заводе Дмитрий Иванович получил первые впечатления от природы, от людей, от промышленных дел. Заметив особые способности младшего сына, мать сумела найти в себе силы выехать из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет.

В жизни Д. И. Менделеева было много знаменитых людей: представители культурной среды, посещающие Василия Дмитриевича Корнильева (дядю Дмитрия Ивановича), учителя гимназии, преподаватели института. Но на становление его личности больше других повлияла мать. Один из вариантов первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий Иванович посвятит матери: «...Вашего последыша семнадцатого из рождённых Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями..., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю».

  1. Вклад в науку и развитие России.

Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский ученый, первоклассный химик второй половины XIX – начала XX века. Всемирную известность и громкую славу ему принесло открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов (1869), об этом я далее напишу более подробно.

Других работ Менделеева совершенно достаточно для того, чтобы обеспечить ему почетное имя в науке. Например, исследования в области физико-химической природы растворов, состояния газов, теплоты сгорания топлива. В биографии Дмитрия Ивановича Менделеева много загадочных страниц. Он неоднократно удивлял современников, в особенности родных и близких, своими странными высказываниями и неожиданными поступками. Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способность объединять различные стороны научного и духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физике, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил «своеобычным». Он изобрел бездымный порох. Д. И.Менделеев считал своим долгом постоянное содействие процветанию России, ее экономической и политической независимости. Он деятельно способствовал развитию промышленного производства в стране, укреплению ее обороноспособности, процветанию торговли. В эти же годы он продолжает заниматься вопросами сельского хозяйства, в частности его, интересует развитие животноводства и промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов. Круг интересов Д. И.Менделеева был весьма разнообразен.

Д. И. Менделеев - автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

Д. И. Менделеев исследовал (в 1854-1856 годах) явления изоморфизма, раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру. Д. И. Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).

Сконструировал в 1859 году пикнометр - прибор для определения плотности жидкости. Создал в 1865-1887 годах гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.

Исследуя газы, Менделеев нашёл в 1874 г. общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 г. физиком Б. П. Э. Клапейроном (уравнение Клапейрона - Менделеева).

В 1877 г. Менделеев предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.

Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.

Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах участие в разработке бездымного пороха.

Выдвинул предложение о постройке опытового бассейна. Участвовал в работе над ледоколом «Ермак».

Является автором ряда работ по метрологии. Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.

Кроме того, Д. И. Менделеев выступал горячим сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах Д. И. Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Учёный отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья.

Д. И. Менделеев был выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России. Вся его деятельность, будь то самые отвлечённые теоретические изыскания, будь - строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию.

Д. И. Менделеев работал:

В 1855 г. - старшим учителем в симферопольской гимназии.

В 1855-1856 гг. - учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе.

В 1857-1890 гг. преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. - профессор), одновременно в 1864-1872 гг. - профессор Технологического института в Петербурге.

С 1859 по 1861 г. находился в научной командировке за границей, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге (Германия).

До 1862 г. преподавал во Втором кадетском корпусе, до 1864 г. - в Институте путей сообщения, одновременно на Владимирских и Бестужевских женских курсах.

С 1892 г. был учёным хранителем Депо образцовых мер и весов, которое по его инициативе в 1893 г. преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 г. - управляющий). Менделеев считал, что «наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».

Д. И. Менделеев 33 года (с1857 по 1890гг) преподавал после защиты диссертации в Петербургском университете. Уход из университета был связан со студенческими волнениями. Студенты написали петицию министру просвещения, где выразили свои требования, и вручили бумагу Менделееву, так как все остальные профессора отказались передать её министру. Однако пакет с петицией был возвращён Д. И. Менделееву. В знак протеста учёный подал прошение об отставке.

В своей работе я уделила внимание лишь некоторым направлениям деятельности Д. И. Менделеева, которые, по моему мнению, характеризуют его личность.

  1. Периодический закон.

Работая над трудом «Основы химии», Д. И. Менделеев открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Два с половиной года потребовалось Менделееву для разработки основных положений учения о периодичности - системе, которая дала понимание закономерности, позволившей определить место в ней не только всех известных в то время элементов, но и предсказать существование неизвестных, и даже описать их свойства: «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием); ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» - полония (открыт в 1898 году), «экаиода» - астата (открыт в 1942—1943 годах), «экамарганца» - технеция (открыт в 1937 году), «двимарганца» - рения (открыт в 1925 году), «экацезия» - франция (открыт в 1939 году). Чёткая формулировка периодического закона гармонировала со структурой периодической системы. Таблица элементов, опубликованная в 1871 г., содержала многие важнейшие черты современного варианта.

Но эти фундаментальные достижения на первых порах фактически не вызвали интереса. В России попросту некому было дать им должную оценку. На Западе же порядком привыкли к различным классификациям элементов, время от времени появлявшимся на страницах журналов. Положение существенно изменилось после открытия предсказанных Менделеевым элементов. Интересна история открытия первого из предсказанных элемента галлия, который был открыт французом де Буабодраном. Д. И. Менделеев, владевший французским языком, прочитал статью об открытии галлия, а затем написал письмо первооткрывателю этого элемента и указал не только на ошибку П. Э. Лекока де Буабодрана (тот определил неверно плотность галлия), но и назвал причину этой ошибки (образец галлия был недостаточно очищен). Видный философ химии Б. М. Кедров писал: «Можно представить первоначальное изумление, а возможно, даже негодование любого строгого химика-аналитика, если бы он получил подобный совет. Как?! Он в Париже держит в руках новое, открытое им вещество, никому дотоле неизвестное, видит и осязает его, измеряет и определяет его свойства на аналитических весах, словом, является единственным в мире исследователем, имеющим дело с этим веществом как с реальным телом. И вдруг кто-то, находящийся в России, на расстоянии тысячи километров от его лаборатории, не видевший в глаза ни крупинки нового вещества, сомневается в том, хорошо ли оно очищено, и, не смущаясь, высказывает свои советы, как это сделать». [1] Д. И. Менделеев оказался прав! Этот случай показывает энциклопедичность знаний ученого, скрупулезность химического эксперимента, величайшую научную интуицию, уверенность в истинности своей позиции и отсюда неустрашимый риск в отстаивании этой истины.

До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Менделеев считал главным изъяном периодического закона и периодической системы отсутствие их строгого физического объяснения. Оно было невозможно, пока не была разработана модель атома. Однако он твёрдо верил, что «по видимости, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». Двадцатое столетие дало множество подтверждений этой уверенности Менделеева.

Конечно, не будь Менделеева, кто-нибудь другой рано или поздно сформулировал бы периодический закон и разработал периодическую систему. Где-то в начале этого пути находились А. Ньюлендс, Л. Мейер, В. Одлинг, Й. Берцелиус, И. Деберейнер, А. Э. Бегуйе де Шанкуртуа, но эти исследователи устанавливали лишь частности, не поднимаясь до значимых обобщений. Их творческий потенциал несравним с тем, которым был наделён Менделеев. Чтобы создать логически стройную научную систематику почти семи десятков известных в то время элементов, должна была появиться личность, обладающая многомерным мышлением и исчерпывающими познаниями в области неорганической химии, способностью охватывать и объединять широкие области знания, способностью к неожиданному сближению фактов и понятий.

Миф о приснившейся таблице.

Многие слышали историю, что Д. И. Менделееву его таблица приснилась. Эта версия активно распространялась соратником Менделеева А. А. Иностранцевым в качестве забавной истории, которой он развлекал своих студентов. Он говорил, что Дмитрий Иванович лёг спать и во сне отчётливо увидел свою таблицу, в которой все химические элементы были расставлены в нужном порядке. После этого студенты даже шутили, что таким же способом была открыта 40° водка. Но реальные предпосылки для истории со сном всё же были: как уже упоминалось, Менделеев работал над таблицей без сна и отдыха, и Иностранцев однажды застал его уставшим и вымотанным. Днём Менделеев решил немного передохнуть, а некоторое время спустя, резко проснулся, сразу же взял листок бумаги и изобразил на нём уже готовую таблицу. Но сам учёный опровергал всю эту историю со сном, говоря: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». Так что легенда о сне может быть и очень привлекательна, но создание таблицы стало возможным только благодаря упорному труду.

Нужно помнить, что ни одно открытие, ни одно решение задачи не могут быть найдены сами по себе, как бы ни хотели мы увидеть их во сне и сколько бы ни спали. Чтобы что-то получилось, не важно, создание это таблицы химических элементов или разработка чего-то нового, нужно обладать определёнными знаниями и навыками, а также умело использовать свои потенциал и упорно работать.

  1. Признание.

Научный авторитет Д. И. Менделеева был огромен. Список титулов и званий его включает более ста наименований. Практически всеми российскими и большинством наиболее уважаемых зарубежных академий, университетов и научных обществ он был избран своим почётным членом. Тем не менее, свои труды, частные и официальные обращения он подписывал без указания причастности к ним: «Д. Менделеев» или «профессор Менделеев», крайне редко упоминая какие-либо присвоенные ему почётные звания.

Награды: Орден Святого Владимира I степени, Орден Святого Владимира II степени, Орден Святого Александра Невского, Орден Белого Орла, Орден Святой Анны I степени, Орден Святой Анны II степени, Орден Святого Станислава I степени, Орден Почётного Легиона

Учёный удостоен медали Дэви Лондонского королевского общества (1882), медали Академии метеорологической аэростатики (Париж, 1884), Фарадеевской медали Английского химического общества (1889), медали Копли Лондонского королевского общества (1905) и многих других наград.

Говоря о признании Д. И. Менделеева, следует упомянуть, что иностранные учёные выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах (соотечественники - никогда!!!). В 1905 году кандидатура Д. И. Менделеева оказалась в «малом списке» - с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д. И. Менделееву премию, но Шведская королевская академия наук отказалась утвердить это решение, в чём сыграло решающую роль влияние С. Аррениуса, лауреата 1903 года за теорию электролитической диссоциации - как указано выше, существовало заблуждение о неприятии этой теории Д. И. Менделеевым; лауреатом стал французский учёный А. Муассан - за открытие фтора. В 1907 году было предложено «поделить» премию между итальянцем С. Канниццаро и Д. И. Менделеевым. Однако 2 февраля учёный ушёл из жизни.

  1. Память.

Химический элемент № 101 «менделевий», полученный группой американских химиков во главе с Т. Сиборгом в 1955 г., золотая медаль за научную работу в области химии, названы в честь великого учёного.

В каждом уголке нашей планеты есть частичка памяти Д. И. Менделееву.

Музеи: музей-архив Д. И. Менделеева в Санкт-Петербургском государственном университете, музей-усадьба Д. И. Менделеева «Боблово», музей Госстандарта России при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.

Населённые пункты и станции: город Менделеевск (Республика Татарстан), посёлок Менделеево (Солнечногорский район Московской области), Железнодорожная станция Менделеево (Карагайский муниципальный район Пермского края), станция метро Менделеевская (Москва), посёлок Менделеево (Тобольский район Тюменской области), посёлок Менделеева в Ленинском районе (Дзёмги) Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край).

География и астрономия: ледник Менделеева (Киргизия), на северном склоне пика Менделеевец, кратер Менделеев на Луне, подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане, вулкан Менделеева (остров Кунашир), астероид Менделеев (астероид № 12190)

Учебные заведения: Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева (Москва), Новомосковский институт РХТУ им Д. И. Менделеева (Новомосковск, Тульская область), Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева.

Промышленные предприятия: Нефтеперерабатывающий завод им Д. И. Менделеева в посёлке Константиновский (Тутаевский район, Ярославская область).

И в нашем городе есть место, посвященное великому учёному: переулок Д. И. Менделеева. Конечно, хотелось бы чего-то более грандиозного, чем мало кому известный переулок, длиной всего 170 м.

























  1. Заключение.

Дмитрий Иванович Менделеев – это не просто страница истории. Как много сделал он для науки, для России, для всей мировой цивилизации! Его деятельность настолько обширна, что можно только удивляться, как все смог совершить один человек.

Феномен Менделеева заключался в необычайной широте его интересов, в редкостной эрудированности в самых различных областях науки и практики. Здесь действительно некого поставить рядом с ним.

Логико-тематическая схема творчества Д. И. Менделеева отражает тематическую классификацию и позволяет проследить связи между направлениями деятельности Д. И. Менделеева. (См. Приложение № 3)

Анализ логических связей позволяет выделить 7 направлений деятельности - 7 секторов: 1. периодический закон, педагогика, просвещение; 2. органическая химия, учение о предельных формах соединений; 3. растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленности; 4. физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера; 5. эталоны, вопросы метрологии; 6. химия твёрдого тела, технология твёрдого топлива и стекла; 7. биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство.

Каждому сектору соответствует цепочка родственных тем, имеющих определённую направленность; цепочки не изолированы - между ними прослеживаются связи (линии, пересекающие границы секторов).

Тематические рубрики представлены в виде кружков. Цифра внутри кружка соответствует числу работ по теме. Линии, соединяющие кружки, показывают связи между темами.

Кружки распределены по трём кольцам, соответствующим трём сторонам деятельности: внутреннее - теоретические работы; среднее - технология, техника и прикладные вопросы; внешнее - статьи, книги и выступления по проблемам экономики, промышленности и просвещения. Блок, находящийся за внешним кольцом, и объединяющий 73 работы по общим вопросам социально-экономического и философского характера, замыкает схему. Следовательно, учёный от той или иной научной идеи переходит к её техническому развитию, а от него - к решению экономических задач.

Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова, патрио́т - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины, человек, который ставит интересы своей страны (не власти, не народа, не семьи, не себя) выше всего остального.

Дмитрий Иванович Менделеев был истинным патриотом, истинным гражданином России. Он навсегда останется для нас образцом для подражания, как человек исключительной честности, трудолюбия, неутомимый борец за процветание Отечества.





























  1. Список используемой литературы:

  1. Вернадский В. И. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников // Высшее образование в России. - 1992. - N 2. - С.128-133.

  2. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 223 с.

  3. Дмитриев И. С. Феномен русского энциклопедизма: на примере творчества Д. И. Менделеева // Вестник Моск. ун-та. Сер.2, Химия. - Т.43, N 2. – 2002. - С.106-112.

  4. Добротин Р. Б., Керова Л. С. Логический анализ творческого пути Д. И. Менделеева. - Вопросы истории и методологии химии. 1976. Вып. 1. С. 5-23

  5. Казанцев С. В. Химик, экономист, патриот // ЭКО. - 1999. - N 9. - С.53-61.

  6. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева / Р. Б. Добротин, Н. Г. Карпило, Л. С. Керова, Д. Н. Трифонов. - Л.: Наука, 1984. - 516 с.

  7. Семенов И. Н. Д. И. Менделеев о развитии промышленности в России // Химия в школе . 1989 № 2 с 18-20

  8. Суртаева Н. Н. Урок-панорама «Личность Д. И. Менделеева» // Химия в школе. 1990 № 4 с. 30

  9. Хомяков А. Он думал о России: Д. И. Менделеев о состоянии общественной и экономической жизни России // Наука и жизнь. - 1993. - N 7. - С.2-7.

  10. Чугаев Л. А. Дмитрий Иванович Менделеев. Биография русского гения // Экология и жизнь. - 2009. - № 1.

  1. http://slovari.yandex.ru/Толковый словарь Ушакова/

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев, Дмитрий Иванович







































  1. Приложение №1

Анкета

1. Кто такой Д. И. Менделеев?

2. Что создал Д. И. Менделеев?

3. В каких областях работал Д. И. Менделеев кроме химии?

4. Что названо в честь Д. И. Менделеева?

5. В каком веке жил Д. И. Менделеев?







  1. Приложение № 2

Результаты анкетирования











  1. Приложение № 3

Р. Б. Добротин. Логико-тематическая схема творчества Д. И. Менделеева.






Просмотр содержимого презентации
«Лемешко Менделеев учёный, личность, патриот»

Автор работы: Лемешко Екатерина Романовна, ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя, Ставропольского края     Научный руководитель: Курдюкова Татьяна Борисовна, учитель химии МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя

Автор работы: Лемешко Екатерина Романовна,

ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ №28

г. Ставрополя, Ставропольского края

 

 

Научный руководитель: Курдюкова Татьяна Борисовна,

учитель химии МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя

Когда дети будут смотреть на великих учёных так же, как они смотрят на знаменитых актёров и музыкантов, человечество совершит большой прорыв.  Брайан Грин

Когда дети будут смотреть на великих

учёных так же, как они смотрят на

знаменитых актёров и музыкантов,

человечество совершит большой прорыв.

Брайан Грин

Усердие и трудолюбие Честность и бескорыстие Патриотизм и активная гражданская позиция Уважение к истории своей страны

Усердие и трудолюбие

Честность и бескорыстие

Патриотизм и активная гражданская позиция

Уважение к истории своей страны

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • Цель работы ответить на вопросы: Много ли мы знаем о Д. И. Менделееве?! О чём следовало бы знать?!
  • Задачи:
  • анкетирование учащихся старших классов МБОУ СОШ № 28 о Менделееве.
  • рассмотрение влияния семьи на становление личности Дмитрия Ивановича.
  • определение вклада Менделеева в науку и развитие России;
  • оценка его деятельности современниками и потомками, соотечественниками и историками разных стран.
  • представление результатов.
Результаты  анкетирования :

Результаты анкетирования :

Результаты  анкетирования :

Результаты анкетирования :

Результаты  анкетирования :

Результаты анкетирования :

Отец - Иван Павлович Мать - Мария Дмитриевна … Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., труд со всеми его горестями и радостями..., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору…  Незаурядные свойства ума, высокая культура и творческое начало.

Отец - Иван Павлович

Мать - Мария Дмитриевна

… Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., труд со всеми его горестями и радостями..., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору…

Незаурядные свойства ума, высокая культура и творческое начало.

Д. И. Менделеев - автор фундаментальных исследований по

Д. И. Менделеев - автор фундаментальных исследований по

  • химии,
  • физике,
  • метрологии,
  • метеорологии,
  • экономике,
  • основополагающих трудов по воздухоплаванию,
  • сельскому хозяйству,
  • химической технологии,
  • народному просвещению
  • и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.
МЕНДЕЛЕЕВ - ЭКОНОМИСТ Д. И. Менделеев выступал горячим сторонником хозяйственной самостоятельности России. В своих работах Д. И. Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Учёный отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья. Вся его деятельность, будь то самые отвлечённые теоретические изыскания, будь - строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию.

МЕНДЕЛЕЕВ - ЭКОНОМИСТ

Д. И. Менделеев выступал горячим сторонником хозяйственной самостоятельности России. В своих работах Д. И. Менделеев стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран. Учёный отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран-поставщиков сырья.

Вся его деятельность, будь то самые отвлечённые теоретические изыскания, будь - строгие технологические исследования, непременно, теми или иными путями, следствием имела практическую реализацию.

Д. И. Менделеев работал:

Д. И. Менделеев работал:

  • 1855 - 1856 гг. – старший учитель в гимназии
  • 1857 – 1890 гг. – преподаватель в университете
  • 1864 – 1872 гг. – профессор института
  • 1859 – 1861 гг. – работа в лаборатории в Германии
  • 1893 г. – управляющий Депо мер и весов
Периодический закон

Периодический закон

Й. Берцелиус И. Дёберейнер А. де Шанкуртуа Л.  Мейер  Дж. Ньюлендс У. Одлинг

Й. Берцелиус

И. Дёберейнер

А. де Шанкуртуа

Л. Мейер

Дж. Ньюлендс

У. Одлинг

Признание  Менделеева

Признание Менделеева

Иностранные учёные выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах Соотечественники - никогда!!!

Иностранные учёные выдвигали Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах

Соотечественники - никогда!!!

В честь великого учёного названы: Золотая медаль за научную работу в области химии Химический элемент № 101 «менделевий»

В честь великого учёного названы:

Золотая медаль

за научную работу

в области химии

Химический элемент

101 «менделевий»

Музей - архив  в  Санкт - Петербурге . Музей - усадьба

Музей - архив в Санкт - Петербурге .

Музей - усадьба " Боблово "

Метрологический музей ГОССТАНДАРТА России при ВНИИМ

Астероид № 12190 Кратер на Луне Подводный хребет В Северном Ледовитом океане  Вулкан о. Кунашир на Курилах

Астероид № 12190

Кратер на Луне

Подводный хребет

В Северном Ледовитом океане

Вулкан о. Кунашир

на Курилах

Тобольская государственная социально-педагогическая академия Новомосковский институт РХТУ Российский химико-технологический университет

Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Новомосковский институт РХТУ

Российский химико-технологический университет

Нефтеперерабатывающий завод в посёлке Константиновский

Нефтеперерабатывающий завод в посёлке Константиновский

Переулок Д. И. Менделеева в городе Ставрополе.

Переулок Д. И. Менделеева в городе Ставрополе.

Логико-тематическая схема творчества Д. И. Менделеева. .   7 1 6 2 5 3 4

Логико-тематическая схема творчества Д. И. Менделеева.

.

7

1

6

2

5

3

4

Дмитрий Иванович Менделеев был истинным патриотом, истинным гражданином России . Он навсегда останется для нас образцом для подражания, как человек исключительной честности, трудолюбия, неутомимый борец за процветание Отечества.

Дмитрий Иванович Менделеев

был истинным патриотом,

истинным гражданином России .

Он навсегда останется для нас образцом для подражания,

как человек исключительной честности, трудолюбия,

неутомимый борец за процветание Отечества.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!