Материал будет полезен классным руководителям при подготовке празднования Дня Победы
« Памяти павших будьте достойны»
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Дети и война», рисунки детей «Нет войне», шаблоны «голубь Мира», фонограммы песен военных лет.
Учитель: Сегодня, накануне великого праздника Дня Победы, мы собрались с вами здесь, чтобы вспомнить, какой ценой была эта победа завоевана. Вот уже 68 лет прошло, как закончилась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Но сколько бы ни прошло десятилетий, никогда наш народ не забудет это тяжелейшее испытание, выпавшее нам на долю, и самую светлую дату – 9 мая 1945 года.
Давайте вспомним, как это было…Июнь 41-го. Время неумолимо отсчитывало последние часы и минуты мирной жизни.
Чтец Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель: Стояли самые светлые длинные июньские дни. По всей стране проходили выпускные вечера в школах. Юным выпускникам будущее казалось таким безоблачным и счастливым…Воскресное утро 22 июня 1941 года вошло в жизнь нашего народа воем вражеских бомб, сброшенных фашистскими бомбардировщиками на мирные города и села. Началась Великая Отечественная война. Вся страна поднималась на бой, святой и правый.
(Аудиозапись песни "Священная война”)
Учитель: И заспешили на призывные пункты мобилизованные и добровольцы, зашагали к вокзалам колонны бойцов, застучали колеса поездов, увозя на фронт мужей, братьев и отцов. Практически в каждой семье кто-то ушел на фронт. Это были и зрелые мужчины, оставившие дома жен и детей, и молоденькие безусые мальчики, только что окончившие школу.
Песня « До свидания, мальчики » 6 класса
Учитель: А впереди у всех были долгих страшных 4 года, 1418 дней ожесточенных боев, крови и страданий, а у их родных – 1418 дней ожидания, тревоги за близких, тяжелого труда во имя победы. Им предстояло выстоять и выдержать все испытания.
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
тысяча четыреста восемнадцать дней.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
не было содружества крепче и родней
Под огнем, под пулями закалялось мужество
тысяча четыреста восемнадцать дней.
Учитель: Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.
А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Стих-е «Рассказ танкиста» 5 класс
Учитель . Конечно, историки могут скурпулезно подсчитать количество дивизий,
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у
которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами.
(выходят мальчик и девочка)
Девочка. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба...
Мальчик . Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите,
чтоб не смотрел…
Девочка. Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Ира, мне
надо тебе рассказать…»
– Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она мне скажет то, что хочет, она умрет…
Мальчик. Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой…
Девочка. Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала:
«Папочка, папочка…» А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он прячется?» Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В доме больше никого не осталось.
Мальчик. Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до си пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.
Девочка. Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – .Родина за нами
И что такое наш народ.
Учитель: Тяжелыми военными дорогами, в дыму и копоти пожарищ, шагали ваши родные. Стояли насмерть, защищая каждую пядь родной земли. Были среди них пехотинцы и артиллеристы, связисты и разведчики, танкисты и шоферы. Сколько страданий и потерь выпало на их долю! Мужества и стойкости придавала им святая уверенность, что враг будет разбит, и победа будет за ними!
Звучит песня « А, значит нам нужна одна Победа....» 6 класс
Учитель:Тяжелейшие бои, ранения, контузии, лечение в госпиталях… Нечасто удавалось бойцам отдохнуть… В краткие минуты затишья вспоминали они свой родной дом, оставшихся дома жен, детей и матерей. С любовью рассматривали лица родных на довоенных снимках. Как рвалась их душа домой, как переживали они о своих любимых! И верили, что обязательно к ним вернутся с победой.
(Запись песни "В землянке”). С середины записи звук уменьшить, на фоне музыки чтение стихотворения К.Симонов «Жди меня, и я вернусь…»
Учитель: Солдатские "треугольники”… С какой надеждой ждали их в каждом доме! Тревожились о своих мужчинах, верили, что вернутся они домой невредимыми… И забывали о собственных бедах, полуголодные, отдавали последние куски хлеба детям, работали по 12-14 часов в поле или заводских цехах, валились от усталости и верили, что враг будет разгромлен. Русские женщины! Сколько вынесли, сколько выстрадали они за долгих 4 года войны!
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
Песня « Последний бой» 7 класс
Учитель: В День Победы в наших городах, больших и малых, у Вечного огня или у памятников, на которых написаны имена погибших солдат, ветераны вспоминают войну. Долго длилась она, и каждый день ее был испытанием на стойкость, терпение и героизм.
Встал солдат, но не шагнуть солдату:
Мать-старушка в деревенской хате
Долго будет горько слезы лить,
В тяжком горе рвать виски седые, Ждать и за околицу ходить…
Мертвые остались молодыми,
Сколько б мы ни продолжали жить.
К осени 1944 года враг был изгнан с территории СССР. Красная Армия начала победное шествие по Европе. В январе 1945г. наши войска пересекли границу Германии, а в апреле штурмовали Берлин. 2 мая над куполом рейхстага взвился красный стяг – знамя Победы. А в ночь на 9 мая 1945г. в предместье Берлина был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Уже нигде не затемняли света
В продымленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!
Учитель: Какое это было огромное счастье – Победа! Для тех, кто сражался и одолел врага, для тех, кто трудился в тылу и ждал домой мужей, братьев, отцов, для рано повзрослевших детей войны. Для всего советского народа. Великое счастье, одно на всех – Победа! Но для многих праздник этот был со слезами на глазах: во многих семьях большой страны не дождались родных . 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша страна.
Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы.
Они стоят, на лицах их покой, -
Надежные советские солдаты.
Песня « Алеша» 5 класс
Учитель: Помните!
Через века, через года,— помните!
О тех, кто уже не придет никогда,— помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста,
Помните!
Прошу почтить память погибших и пропавших без вести минутой молчания.
- На дворе стоит Май – светлый, теплый и радостный. Он всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с весной и победой, весной и миром.
- Вслушайтесь: сам майский ветер говорит сейчас с нами.
- Задумайтесь о тех, кто не дожил до победного мая, и о тех, кто будет встречать май после нас.
- Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, для них мы должны сохранить нашу землю.
- Мир – это утро, полное света и надежд. Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
- Мир – это школа, в окнах которой – солнце, это веселый школьный звонок, созывающий детей в классы.