СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие на тему: "Изо всех земных чудес мне милее русский лес"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие проводится в классе и развивает в обучающихся более тонкое восприятие красоты леса.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие на тему: "Изо всех земных чудес мне милее русский лес"»

Изо всех земных чудес мне милее русский лес.

Оборудование: картины художников о лесе, картины с изображением животных, плакаты с загадками, пословицами, песнями о родной природе.

Ученик.

Милая Родина!

Ты год от года

Должна становится краше.

Охрана природы -

Дело народа, Моё, твоё, наше!

Ученица.

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол…

Хором. Это лес!

Ученица. Или рама, двери, пол?

Хором. Это лес!

Ученица. А пенал красивый наш?

Хором. Лес!

Ученица. Или этот карандаш?

Хором. Лес!

Ученица. Ну а стол, скамейка, парта?

Хором. Лес!

Ученица. А тетрадка, книга, карта?

Хором. Лес!

Ученица. Оглянитесь - все вокруг…

Хором. Это наш зеленый друг!

Ведущий. Видите, ребята, как много дал нам лес. Лес - это наше богатство. Много художников воспело красоту леса в своих творениях. Посмотрим их работы.

Ведущий показывает картины (К. Юон «Русская зима», Н. Осроухов «Первая зелень», И Левитан «Золотая осень»). Дети рассматривают их.

Ведущий. Что хотел показать на полотне каждый художник? (Ответы детей). Каждый из вас по - разному видит красоту русской природы, но вывод один: наша Родина прекрасна в любое время года, и надо беречь эту красоту. А как?

Ученик.

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес.

И веселый - молодой,

И задумчивый - седой.

Хоть в какое время года,

Хоть какою будь погода,

Но особенно - зимой,

Когда весь кружевной,

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной

Снежной - снежной,

Нежной - нежной…

И над этой белизной,

Посреди тиши лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце.

И как близко - близко,

И так низко - низко

Над ветвями и землей,

Что легко в него рукой,

Если постараться,

Можно постучаться -

Попроситься на часок

Заглянуть на огонек!

Ведущий. Видите, какой красивый лес зимой! Посмотрите на картину художника К. Юона. Какие преобладают краски?

Ответы детей.

Ученик. Лес - это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц: это грибные поляны и вкусная душистая земляника.

Ученица.

Грибная пора отойти не успела,

Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ведущий. А кто населяет леса, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

  1. Кто в дупле живёт,

Орешки грызёт,

На деревьях резвится,

Упасть не боится?

Пушистый хвост

Мелькает в вышине,

И вместе с ней

Исчезает в сосне.

(Белка)

  1. Я - запасливый зверёк.

В сумке за щекою

Я таскаю зёрна

В свою кладовую.

(Хомяк)

  1. У зелёной кочки,

Под зелёниньким листочком

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая …..

(Лягушка).

  1. Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет.

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

  1. Не ёлка, а колкий,

Не кот, а мыши боится.

(Ёж).

  1. Не дровосек, не плотник.

А первый в лесу работник.

(Дятел)

  1. За деревьями, кустами

Промелькнуло, будто пламя,

Промелькнуло, будто пламя -

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

  1. Летом по лесу гуляет,

А зимою отдыхает

(Медведь).

  1. Серый, зубастый

По лесу рыщет,

Кого бы съесть ищет.

(Волк)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

  1. Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч её долой?

(Лес).

После отгадок на доске вешаются картины с изображением жителей леса.

Ведущий. А каких животных мы ещё не называли? Может, кто знает другие загадки?

Ответы детей.

Ученица.

Сидит на елке белка -

Пушистый хвост.

Я вижу: держит белка

Тарелку звезд.

Нет! Не тарелка,

А вазочка на ножке.

И отгрызает белка

От вазочки по крошке.

А это и не вазочка!

А сыроежка крупная!

Сыроежка красная,

Сыроежка хрупкая.

А белочка хруп - хруп -

И нету сыроежки,

И нет тарелки звёзд.

И ускакала белочка -

Пушистый хвост.

Ученик.

Есть у меня зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Ведущий. О чем эта загадка? Чем же хорош этот друг?

Дети. Это лес. Он дарит нам грибы, ягоды, целебные травы.

Ведущий. Так вот зачем вы ходите в лес! а знаете ли вы грибы? Сможете ли отгадать загадки?

  1. Растут в лесу сестрички,

Желтые …(Лисички).

  1. Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …. (подосиновик)

  1. Возле леса, на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос первый, как Пеирушка

Ядовитый ….. (Мухомор).

  1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …… (опята)

  1. Средь молодых сосен,

В блестящей темной шапочке,

Растёт грибок … (маслёнок).

  1. Серенькая шапка, рябенькая ножка

Под берёзой растет.

Как зовут его? …. (Подберёзовик).

  1. На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает … (Боровик)

  1. Люблю я в разных шляпках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной, или сероватой.

Собирай, не мешкая, это (Сыроежки).

Рисунки с грибами вывешиваются после отгадывания загадок. Дети рассказывают, какие из них съедобные, а какие нет, какие еще грибы они видели в лесу.

Ведущий. А правильно ли вы собираете грибы? Главное не нарушить место, где они растут. Грибы надо срезать, а если нечем, то гриб нужно немного раскачать и вывернуть аккуратно с ножкой. Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка неповрежденной. Если гриб оказался червивым, то его шляпку можно разломать на несколько частей и разбросать. Его споры прирастут на новом месте, и грибов будет больше в лесу.

  1. Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб в прохладную речку

Нырять в летний зной

И в ладони ловить

Теплый дождик грибной

Припев: Так давайте устроим

Большой хоровод,

Пусть все люди Земли

С нами встанут в него!

Пусть повсюду звучит

Только радостный смех,

Пусть без слов станет песня

Понятной для всех!

  1. Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Мы хотим кувыркаться

В зеленой траве

И смотреть, как плывут

Облака в синеве.

Припев.

Викторина.

  1. Что за трава, которую узнает даже слепой? (Крапива).

  2. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (Клёст).

  3. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёзу).

  4. Из какого дерева делают спички? (Из осины).

  5. Много рук, а нога одна. (Дерево).

  6. Вьют ли наши перелётные птицы на Юге гнезда? (Нет).

  7. Что делает еж зимой? (Спит).

  8. Что ест жаба зимой (Ничего, спит).

Ведущий. Как беречь растения в лесу? Можно ли брать яички из гнезда птиц? Можно ли забирать домой найденных маленьких животных или птенцов? (Ответы детей).

М. Пришвин - известный писатель, он много путешествовал, изучал природу, познавал её секреты.

Он писал: «Рыбе - нужна вода. Птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Ученица:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно.

Лишь тогда пора в поход,

Лишь тогда нам повезёт.

И, конечно, тревожно,

Что порою мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Ведущий. Читайте, узнавайте, отгадывайте:

  • Зачем оленю белые пятна?

  • Чей нос лучше?

  • Для чего нужны зверям хвосты?

  • Какие травы целебные?

  • Почему воробей сидит на телеграфном проводе, по которому идёт ток, и его не убивает?

  • Почему в лесу нельзя кричать громко и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, читая рассказы Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого (выставка книг о природе). А если вы сделаете и повесите кормушки для птиц зимой у своего дома, то знайте, что у вас появится много пернатых друзей, которые помогут вам летом на огороде и в саду.

Ученик:

Хорошо в лесу. Прохладно.

Но что это?

Почему грибы на ёлке

На сучках висят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под кустом -

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Толстяки - боровики.

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки?

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом.

Ведущий. Получая дары от леса, мы каждый раз говорим ему «спасибо» и уходим домой. А лес остается, живет. И ходит по лесу хороший, заботливый человек - лесник. Он все замечает: болеют ли деревья, где пора почистить лес, не гибнут ли лесные жители, не появились ли где вредители насекомые. Много забот у лесника.

Инсценировка стихотворений В. Рождественского «на лесной опушке».

Девочка.

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живёт дядя Вася - лесник.

Заходите к нему на опушку,

Все приветливо встретит старик.

Мальчик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерёг он лису.

Самый лучший малинник покажет.

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (сидит в избушке).

Лес не только для нашей забавы.

Он - богатство для каждой страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята;

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб иль обхвата,

Беризняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй - не сочтёшь.

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Девочка.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Очень много узнаем полезного,

Он радушно встречает ребят.

Ведущий. Нравится вам этот дядя Вася? Чем же? (ответы детей). Вот бы побольше было таких людей, правда? Мы с вами живём в лесной полосе, знаем, что лес надо беречь.

Ученик.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал… не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошел,

Как вспуганная стая белок рыжих

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

(В. Шефнер «Лесной пожар»).

Ведущий. Ребята, почему загорелся лес? Какой вред приносят пожары? (Ответы детей). Давайте будем аккуратными в лесу. Будем все вместе беречь природу.

Ученица.

Хорошо, что солнце светит!

Хорошо, что дует ветер!

Хорошо, что этот лес

вырос прямо до небес!

Хорошо, что в нашей речке

Очень синяя вода.

И меня ничто на свете

Не догонит никогда!

Ученик.

Спасибо, лето, что ты пришло,

Что много света с собой принесло!

Спасибо за полянку земляники!

Спасибо за куст ежевики!

Спасибо за чистое небо!

Спасибо за солнце лучистое!

Спасибо за теплую речку,

За тень и грибы в лесу.

Появляется Лесовичок, здоровается с ребятами.

Лесовичок.

Лес как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну а чем, и как лечить,

Я могу вас научить.

Все целебные растенья

Знаю я без исключенья…

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растенья,

Что пригодны, для леченья.

Входят дети, они были в лесу и одеты соответственно.

Петя. Я натёр ногу… Ой, больно!

Лесовичок. Какую травку нужно приложить к ранке, дети? (ответы детей). Конечно лист подорожника.

Ира. А у меня кажется, температура поднялась.

Лесовичок. А тебе Ира я дам горсть клюквы, и все пройдет.

Лесовичок даёт Ире клюкву.

Серёжа (кашляет, нос вытирает - у него насморк). А у меня насморк и кашлять я стал. Видно ноги промочил.

Лесовичок. Ребята, чем будем Серёжу лечить? (Малиной, липовым цветом, сосновыми почками). Вот я даю малину (сухую) и листочки от малины. Дома попьешь чаю, заваренного ими, и скорее под одеяло. Простуду как рукой снимет.

Ну, а у кого бабушка бессонницей страдает, пусть корни одуванчика заваривает и пьёт этот чай. А теперь мне пора уходить. До свиданья! Не болейте! (уходит).

В конце праздника можно поиграть в игру «Угадай животных». Одни дети описывают внешний вид животных, а другие среду обитания, а третьи отгадывают, что за животное.

Праздник заканчивается песней о Родине. Награждаются лучшие участники праздника: им выдаются книжки о природе, лесе, небольшие сувениры.

Использованная литература.

Материалы из журналов «Мурзилка», «Барвинок», «Юный натуралист», «Весёлые картинки», «Начальная школа».

Книга «Времена года».

В. Бианки «Лесная газета».