Игра-викторина «Сквозь рифы истории»
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Сквозь рифы истории».
Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории. Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы конкурса, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.
Цель:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Воспитательные:
совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;
вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.
Тип мероприятия: игра
Форма проведения: работа в группах
Возрастная группа (класс): 7 класс
Время реализации мероприятия: 45 минут
Оформление и оборудование: название игры, эпиграф, иллюстрации, мультимедийный проектор, ноутбук, демонстрационный экран, музыкальный центр, презентация, часы.
Подготовительный этап:
Проведению игры-викторины «Сквозь рифы истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:
1. Работа по подготовке вопросов и заданий викторины.
2. Подготовка и составление презентации.
3. Подбор музыкальных композиций.
4. Изготовление эмблем каждой команде.
5. Изготовление медалей и грамот.
6. Выбор счётной комиссии.
Правила игры:
В игре принимают участие две команды.
Право первого хода разыгрывается с помощью жеребьёвки.
Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.
Вопросы и задания имеют разную стоимость – 1 балл за правильный ответ.
Ход викторины:
Добрый день дорогие друзья! Я рада приветствовать вас наинтеллектуально-познавательной игре по истории России. (Слайд 1)
Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие, которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за курс «История Отечества», но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Сквозь рифы истории». (Слайд 2)
Деление класса на команды. Выбор капитанов команд.
Знакомство с правилами и условиями игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет счетная комиссия, состоящее из учителей.
Конкурс «Портретный» (Слайд 3)
Исторические личности, которые оставили в истории страны заметный след – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории
Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческую личность.
(Слайд 4-13)
Конкурс «Исторический термин» (Слайд 14)
Усвоение хода исторического процесса немыслимо без знаний основных исторических понятий. Я предлагаю вам проверить свои знания с помощью теста.
Условия конкурса: тест представляет собой вопрос и несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. (Слайд 15-22)
Верные ответы (Слайд 23)
Конкурс «Куриозные письма» (Слайд 24)
В 1714 году Петр I подписал указ о создании в России Кунсткамеры, где, помимо прочего, повелел собирать письма «куриозные», т. е. исторические источники тех бесценных свидетельств, что донесли до нас горячее и неровное дыхание своих эпох. По настоящему знать историю – значит обратиться к первоисточнику.
Условия конкурса: Я зачитаю по очереди, каждой команде, выдержки из двух различных документов. Ваша задача – определить о каком историческом событии идет речь в документе! (Слайд 25-26)
Конкурс «Восстановите связь времен» (Слайд 27)
Знание дат – наиболее уязвимое место школьников. Есть много способов проверить свою хронологическую память. Предлагаю вам это сделать прямо сейчас.
Условия конкурса: На экран выводятся с одной стороны события, с другой – несколько дат к каждому событию. Необходимо выбрать нужную дату, т.е. в каком году произошло то или иное событие! (Слайд 28)
Верные ответы (Слайд 29)
Конкурс «Узнай событие по картинке» (Слайд 30)
Событие – это то, что произошло. Это то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни. Вам уже много известно событий, которые произошли в истории нашего Отечества. А вот сможете ли вы узнать их по картинке?
Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческое событие
(Слайд 31-38)
Конкурс «Поэтический» (Слайд 39)
Многие исторические события легли в основу литературных произведений..
Условия конкурса: Я предлагаю вам узнать событие, прослушав отрывок из того или иного произведения. Каждой команде будет зачитано по 2 отрывка из разных произведений.
Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских банд…
И стойко бились москвичи
Со шляхтой и огнем.
Все обгорело, вся Москва
До каменной стены –
Дома, деревья и трава
Обуглены, черны.
А в сердце города враги,
И нету сил их взять.
Восстань, народ, и помоги
Повергнуть вражью рать!
От москвичей призыв идет
По городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив,
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика –
Нижегородца-мясника,
Что звался Минин-Сухорук
Он весь народ собрал вокруг;
«Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдем мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!»
(Второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков)
Царь – государь! Когда то божья воля,
Чтоб ты от мира в вечность отошел,
Ты о делах теперь подумать должен.
Ты прав, старик! Сын Федор, подойди!
Немного дней – и ты на царство сядешь.
Услышь теперь последний свой наказ.
Батюшка! Даст бог, ты не умрешь!
Даст бог, еще меня ты переживешь
Молитвами моими.
А мне куда на царство?
Сам ты знаешь,
Я не готовился к тому.
Федор! Тебя не спросят: нелюбо, иль любо.
Ты за меня на царство должен сесть
Когда меня не станет…
Не гневись, царь-батюшка,
Но я молю, тебя – поставь другого!
Мало ль на Руси людей,
Достойнейших и лучших,
А я, царь-батюшка,
Доволен был бы и небольшим уделом.
(Воцарение Федора, сына Ивана Грозного)
.. .Мы в Кучумову землю пошли
Загладить бывалые вины.
В Сибири, от белого света вдали,
Мы бились с отвагою львиной.
Там солнце глядит,
как сквозь рыбий пузырь,
Но мы, государь, одолели Сибирь!
(Поход Ермака, присоединение Сибирского ханства к России)
«Что ж поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?»
Но все же очевидцы были,
И на базарах, с ихних слов,
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве.
(Смерть царевича Дмитрий, сына Ивана Грозного)
Конкурс «Первые в России» (Слайд 40)
В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И каждое первое рождение чего-то обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте сейчас проверим, знаете ли вы, то что, кто, где, когда в России происходило впервые.
Условие конкурса: на экран будут выведены вопросы, на которые вы должны дать точные ответы. (Слайд 41)
Верные ответы (Слайд 42)
Заключительный этап (Слайд 43)
Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой.
Учитель благодарит всех присутствующих за участие в игре-викторине и предоставляет слово жюри для награждения. Жюри объявляет победителя. Награждение. Победители получают медали и грамоты. Команда, занявшая I место, получает медали «Знатоки истории». Команда, занявшая в игре II место, получает медали «Любители истории».
Спасибо всем за игру! (Слайд 44)