СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие посвященное 70-летию Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. "Тропой памяти!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: расширить представление воспитанников о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Задачи:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство уважения к ветеранам; патриотические чувства к  Родине и её истории;
  2. Развивать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, отзывчивость, сопереживание;
  3. Развивать нравственное сознание, несущее в себе добро, честность, справедливость и созидание.

Оформление и оборудование:

- стенд оформлен рисунками о  войне, презентация, аудиозаписи песен«От героев былых времен», «День Победы»;   видео запись «День Победы», компьютер, медиапроектор, экран, музейные экспонаты.

Ход мероприятия:                                                                                                       Педагог: Вот уже несколько поколений мало знает о тяготах войны. Наверное, это и хорошо. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Помнить -  это хранить память.  Память бессрочна. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русском воине, о его ратном подвиге во имя Отчизны. 70 лет отделяют нас от войны, как это далеко и как это близко…

Я предлагаю вам отправиться в своеобразную поисковую экспедицию «Тропой памяти»,(слайд №1) и найти ответ на вопрос:

-Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе? (слайд №2) 

                                                                II.

Педагог: Внимание! Мы вступаем на первую тропу: «Священной тропой войны…»(слайд №3)

Вспомним хронику военных лет (Тихо звучит музыка из песни «Ко Дню Победы»)

Назовите основные сражения Великой Отечественной войны

ОТВЕТЫ:

Битва под Москвой – декабрь 1941г. (слайд №4)

Сталинградская битва – зима 1942-43 гг. (слайд №5)

Разрыв блокады Ленинграда – января 1943г. (слайд №6)

Курская битва – август 1943(слайд №7)

Битва за Берлин – апрель-май 1945г. (слайд №8)

-Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?   (слайд№ 9) 

(из знаний исторических событий)

                                                              

 

III.

Педагог: А сейчас мы идем тропою «Славных имен» (слайд №10).

Ведь победа всей страны складывалась из подвигов (больших и маленьких) отдельных людей.

Представьте, что мы на привале и вот к нам подходят солдаты, послушайте что они расскажут о себе. (Тихо звучит музыка из песни «От героев былых имен»)

Дети рассказывают о судьбе петровчан- героев СССР:

1. Н.П. Мирошниченко.(слайд №11)

 Детство героя прошло в нашем городе, бывшем селе Петровском. Сын железнодорожника, Николай Прокофьевич мечтал стать лётчиком. Нелёгким был путь к достижению заветной цели, но он преодолел его и поступил во Фрунзенское лётное училище. Он был молод и потому мечтал о жизни и человеческом счастье. Но над советской землёй разразилась великая гроза. Добровольцем Николай ушёл на фронт. Более ста боевых вылетов совершил Мирошниченко. Он защищал город на Неве. В свободные от вылетов часы Николай уже мечтал о возвращении домой. Ведь до конца войны оставались считанные дни. Но на подступах к одной из целей его самолёт был подбит зенитным снарядом. Можно было выброситься с парашютом, но лётчик сумел вырвать израненную машину из огня и повести к своему аэродрому. Однако посадить самолёт не удалось. Он рухнул почти рядом с взлётной дорожкой. Высоко оценила Родина его заслуги, наградив его орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, Александра Невского и присвоив звание Героя Советского Союза. Памятник Николаю Прокофьевичу был открыт 20 октября 1986 года. На открытие памятника приехала сестра Анна Прокофьевна Стребиж.

 

2. Бутенко Иван Ефимович (слайд №12) родился в 1918 году в с. Петровском. В советской Армии с 1938 года, Участник финской и Великой Отечественной войн, Гвардии лейтенант. Командир танка 1-го танкового батальона 25-гвардийской танковой бригады. Два раза ранен. Награждён Орденом Красной звезды.  Небо содрогалось  от воя и грохота моторов, воздух гудел, как натянутая до предела струна, 5 июля 1943г началась Курская битва. Гитлер возлагал на это наступления большие надежды.,, С сегодняшнего дня, - гласил его приказ войскам, - Вы становитесь участниками крупных наступательных боев, исход которых может решить войну. Мощный удар, который будет нанесен советским армиям, должен потрясти их до основания. Бесноватый фюрер просчитался. Советским воины встретили фашистов во всеоружии. Один из опорных пунктов гитлеровцев на курской дуге была деревня. Смородино Савинского района. Массированный  артиллерийский огонь противника не давал подступиться к этому  пункту. Первый танковый батальон 25-й гвардейской бригады 6 июля получил приказ, Овладеть деревней Смородино: Головным шёлк танк Т-34; экипажем которого командовал  гвардии лейтенант Иван Ефимович Бутенко. Идя на большой скорости, он вырвался вперёд. До цели оставалось менее 500 метров. Неожиданно советский танк столкнулся с 8-ю вражескими Машиными,  которые укрылись в  засаде. Размышлять было некогда. Метким выстрелом из пушки,  подбили первый вражеский танк. Тот задрожал, закрутился на месте и замёр Не дремали и гитлеровцы. Они обрушили на советских танкистов шквал огня. Прямым  попаданием в башню был убит наводчик, выведена из строя пушка. Танки противника приблизились на 50 метров.  Медлить было нельзя. – Вперед, на таран!- приказал лейтенант механику - водителю.

Стремительный рывок, и ,,тридцатьчетвёрка” сильными  даром таранит один фашистский танк, а затем другой и, словно  обессилев,  останавливается.Оставшиеся пять машин гитлеровцев, видя, что советский  танк намного оторвался от  своих основных сил, открыли по нему  артиллерийский огонь. Убит механик – водитель гвардии старшина цезарь, тяжело ранен радиотелеграфист  гвардии старший сержант Сливкий. Танк в пламени Иван Бутенко с трудом  вытащил из горящей машины тяжело раненного друга. А  к нему уже бежали гитлеровцы из протараненного танка. Приблизившись, фашистский офицер наставил пистолет на Бутенко.

-Сдавайся, рус! Но Иван Ефимович не растерялся. Ударив гитлеровца по руке, он обезоружил его и застрелил. А потом покончил и с другими фашистами. Забрав у убитого офицера документы, Бутенко сильным артиллерийским и минаретным огнем осторожно вынес  раненного товарища к своим  товарищам. Главная задача была выполнена. Наши танки быстро несли вперед на деревню Смородино. За проявленные в этом бою мужества и героизм командиру танкового экипажа гвардии лейтенанту Ивану Ефимовичу Бутенко было присвоена звания Героя советского союза.

 

В честь героев в нашем городе в парке имени А.Гайдара создана «Аллея героев» (слайд №13) 

  -Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?(слайд №14) 

(в знании имен и подвигов героев)

Педагог: Память сердца… Это мужество наших земляков, которые отдали свои жизни за Родину, не думая о том, что они совершают подвиг. Они шли на это потому, что так нужно было. Нужно было выстоять и победить.

 

                                                               IV.

Педагог: Предлагаю свернуть на тропу «Семейной памяти» (слайд №15). А вы, ребята, знаете, кто из членов вашей семьи  принимал участие в войне? У кого близкие вернулись? А у кого остались на полях сражений?

Действительно, почти все семьи коснулось это горе. И вот здесь, на этой тропе, некоторые из вас нашли капсулы со сведениями о близких. Поделитесь с нами своими рассказами

(Воспитанница рассказывает о блокаднике Ленинграда – И.И. Бабурине:

(слайд №16)

Иван Иванович Бабурин родился   8 марта 1930 года в городе Ленинграде, в обычной семье рабочих. Семья его состояла из пяти человек: отец - Иван Иванович Бабурин, мать, старший брат, сам Иван Иванович и младшая сестра. Мирную жизнь разрушила - Вторая Мировая война.

Самые страшные дни были, когда начались бомбежки Ленинграда. 8 сентября загорелись Бадаевские склады с продовольствием. Огонь и зарево стояли над городом несколько дней, текли ручьи сахарной патоки. Город был лишен запасов своей провизии.

С  первых дней сентября в Ленинграде были введены  продовольственные карточки, по которым отпускался хлеб и продукты. В конце ноября ударили морозы. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись льдом, но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков. «Ивану Ивановичу  было тогда 11 лет - рассказывает его супруга.-  При обороне Ленинграда погиб его отец, а мать - умерла от голода во время блокады, старший брат – погиб на фронте. Некоторое время Иван жил с сестрой, помогала им соседка. Когда настали холода,  сжигали, что можно: книги, стулья, шкафы, столы.

За водой ходили на Неву, где была пробита прорубь, и черпали воду кто кружкой, кто стаканом. Все это возили на санках: привяжешь ведро, а домой привезешь не более двух литров, так как было далеко и не хватало сил. Так однажды  сестра пошла за водой и из-за недостатка сил, набирая воду, упала в прорубь и утонула. Остался Иван Иванович один: холодно было и голодно, но духом не падал. Всю войну он работал на заводе имени Сталина по производству снарядов, вместе с другими мальчишками участвовали в отрядах

местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах». Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуации, но Иван Иванович не эвакуировался и продолжал жить в Ленинграде.

В  ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. 18 января 1943 года и 27 января 1944 года – дни прорыва и снятия блокады. Были салюты в честь освобождения наших городов и, конечно же, Салют Победы! Красивее и радостнее  его не было ни в одну из  юбилейных дат.

 За свою трудовую деятельность Иван Иванович получил множество наград, среди них - медаль «Ветеран труда». Но самой главной медалью для него  всегда был знак «Жителю блокадного Ленинграда».(слайд №17)

Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?(слайд №18) 

(из бережного сохранения семейного архива и рассказов из поколения в поколения)

                                                              V.

Педагог: А теперь пройдём по тропе «Кино и фото летописи» (слайд №19)

Вспомните фильмы о войне.

Какое впечатление они произвели на вас? Какой понравился больше всего?

 

Педагог:  О войне, о  героических событиях, о подвигах наших солдат мы вспоминаем в светлый и радостный праздник – День Победы. 

Посмотрите, ребята, как это было. (Видео «День Победы»)

Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе? (слайд №20)

(в кинофильмах, в нашем непосредственном участии в праздновании и т.п.)

                                                

                                                            VI.

Педагог: Мы вступаем на самую интересную тропу – «Поэтическую».(слайд №21) Память о войне сохраняется в стихах, причём не только поэтов-фронтовиков,  но и в стихотворениях молодых современных поэтов, в стихотворениях ваших ровесников.

Дети читают стихи:

  1. Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

2. Нет войны

(С. Михалков)

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

 

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

 

3.Пусть будет мир!

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

  1. Кто был на войне

Дочь обратилась однажды ко мне:

- Папа, скажи мне, кто был на войне?

- Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои:

- Очень тяжёлые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить, кто не был на ней.

 

Что остаётся в сердце после этих строчек?

Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе? (слайд №22)

(в стихотворениях, в песнях)

                                                        VII.

Педагог: Вот и закончилась наша экспедиция. С какими знаниями  мы  с вами возвращаемся  из неё? (Ответы)

Память – это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Память нужна не только тем, кто выстоял и пережил, нужнее  всего она нам, чтобы мы знали цену жизни, дорожили ею.

Для того чтобы наше мероприятие осталось у вас в памяти, я приготовила вам «фронтовые письма», в которых рассказывается о пионерах-героях, это дети войны, которые как, могли приближали Победу и о которых мы обязательно должны знать и помнить. (слайд№23)

         «…Нам в памяти хранить простые имена -

                            Ни временем не смыть их, ни обманами.

                            Нам в памяти хранить и чаще вспоминать -

                            Ровесники, не быть вам безымянными!»

                                               А. Крупп

Возвращаясь из похода, из экспедиции принято петь песни.

Предлагаю вам исполнить песню «День Победы»     

 (Звучит запись песни «День Победы»)                                                                  

 

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие посвященное 70-летию Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. "Тропой памяти!"»

Тропой Памяти.

Тропой

Памяти.

 Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

«Священной тропой войны…»  Основные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

«Священной тропой войны…»

Основные сражения

Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

 Битва под Москвой  – декабрь 1941г.   Гитлеровское командование поставило задачу: овладеть Москвой к 16 октября 1941 г. В наступлении участвовали 75 вражеских дивизий, почти половина всех вооруженных сил противника.

Битва под Москвой – декабрь 1941г.

  • Гитлеровское командование поставило задачу: овладеть Москвой к 16 октября 1941 г. В наступлении участвовали 75 вражеских дивизий, почти половина всех вооруженных сил противника.
Сталинградская битва – зима 1942-43 гг. Сталинград !  Крепость на Волге.  Город-легенда. Город-герой.  Здесь люди стояли, как скалы.  Здесь жизнь победила смерть.

Сталинградская битва зима 1942-43 гг.

Сталинград !

Крепость на Волге. Город-легенда.

Город-герой. Здесь люди стояли, как скалы. Здесь жизнь победила смерть.

Разрыв блокады Ленинграда – январь 1943г.

Разрыв блокады Ленинграда январь 1943г.

Курская битва –  август 1943

Курская битва

август 1943

Битва за Берлин –  апрель-май 1945г.

Битва за Берлин –

апрель-май 1945г.

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?  из знаний исторических событий

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

  • из знаний исторических событий
«Тропа Славных имен»

«Тропа Славных имен»

Н.П.Мирошниченко

Н.П.Мирошниченко

И.Е.Бутенко

И.Е.Бутенко

«Аллея Героев»

«Аллея Героев»

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?  из знаний исторических событий;  в знании имен и подвигов героев;

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

  • из знаний исторических событий;
  • в знании имен и подвигов героев;
«Тропа Семейной памяти»

«Тропа Семейной памяти»

 Иван Иванович Бабурин Родился 8 марта 1930 г. Умер 16 апреля 2013 г.

Иван Иванович Бабурин

Родился 8 марта 1930 г.

Умер 16 апреля 2013 г.

Награды.

Награды.

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?  из знаний исторических событий;  в знании имен и подвигов героев; из семейного архива и рассказов очевидцев;

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

  • из знаний исторических событий;
  • в знании имен и подвигов героев;
  • из семейного архива и рассказов очевидцев;
«Кино и фото летопись»

«Кино и фото летопись»

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?  из знаний исторических событий;  в знании имен и подвигов героев; из семейного архива и рассказов очевидцев;  в кино и фотохроники; в нашем участии в праздновании Дня Победы.

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

  • из знаний исторических событий;
  • в знании имен и подвигов героев;
  • из семейного архива и рассказов очевидцев;
  • в кино и фотохроники;
  • в нашем участии в праздновании Дня Победы.
«Поэтическая тропа»

«Поэтическая тропа»

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?  из знаний исторических событий;  в знании имен и подвигов героев; из семейного архива и рассказов очевидцев;  в кино и фотохроники; в нашем участии в праздновании Дня Победы; в стихотворениях и песнях.

- Как и в чем сохраняется память о войне, о подвиге, о победе?

  • из знаний исторических событий;
  • в знании имен и подвигов героев;
  • из семейного архива и рассказов очевидцев;
  • в кино и фотохроники;
  • в нашем участии в праздновании Дня Победы;
  • в стихотворениях и песнях.
«…Нам в памяти хранить простые имена -    Ни временем не смыть их, ни обманами.    Нам в памяти хранить и чаще вспоминать -    Ровесники, не быть вам безымянными!»      А. Крупп

«…Нам в памяти хранить простые имена -

Ни временем не смыть их, ни обманами.

Нам в памяти хранить и чаще вспоминать -

Ровесники, не быть вам безымянными!»

А. Крупп


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!