Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов
г. Палласовки
Методическая разработка праздничного мероприятия.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА
Автор: педагог дополнительного образования
Киселева Татьяна Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
В зрительном зале зажигает огни елка.
Зал оформлен словами: Рождество Христово для нас - начало спасения, заря надежды, дар драгоценный, цены безмерной, дар вечной жизни. В Рождестве Христовом раскрывается во всей своей полноте тайна Божественной любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сьша Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ев. от Иоанна, гл. 3, стих 16).
В небе сияет Звезда.
Звучит рождественское песнопение.
Декорация «Хлев», в котором Мария и Иосиф любуются Младенцем, лежащим в яслях.
Декорация с изображением оливы, пальмы и ели.
МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ -1 ЧАС.
Действующие лица:
Ведущий.
Старец.
Ребенок - чтец стихов.
Пастухи из Вифлеема (1-й, 2-ой, 3-й).
Восточные Мудрецы (1-й, 2-ой, 3-й).
Ангел.
Мальчики и девочки (поют частушки и играют на ударных инструментах).
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
1 .Знакомство с чудесной историей рождения Младенца Иисуса Христа.
Рождественские символы и приметы.
Игры.
Частушки.
Гадания.
Колядки.
Заключение.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА.
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята и родители!
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник -
Рождество Христово! Земное рождение Иисуса Христа - это и есть Рождество, светлый и
радостный праздник всех христиан. С этого момента на земле наступило время надежд на
спасение и новую, счастливую жизнь. В России этот день приходится на 7 января.
У многих из вас уже зажгла огни (показывает на елку в зале) нарядная Рождественская
елочка?
Зал. Да!
Ведущий. А мы сегодня расскажем вам, как мог возникнуть этот замечательный и красивый обычай - наряжать елочку ко дню Рождества Христова. Но сначала давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа. К нам издалека пожаловал старец. Он-то вам и расскажет эту чудесную историю.
Выходит, опираясь на клюку, седой старец. Присаживается.
Старец.
Здравствуйте, ребята! Мир тому, кто в этом дому! Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. Потому что люди забыли Божьи заповеди и погрязли в грехах. Они стали лживыми, жадными, злыми. И решил Творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев Ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви друг к другу.
На сцене появляется декорация: хлев, в котором Мария и Иосиф любуются Младенцем, лежащим в яслях.
Волею Бога Отца, Спаситель Христос явился людям прекрасным Младенцем. Дитя появилось на свет в Иудее, в городе Вифлееме, и не во дворце, а в пещере-хлеву. Земными родителями Иисуса стали Мария и плотник Иосиф. Счастливая мама спеленала родившегося Сыночка и положила Его в ясли - кормушку для животных, как в обычную колыбель.
Выходит ребенок и читает стихотворение « Рождество ».
« Рождество». Много было в небе звезд Теплой ночью ясной. Тихо спал Иисус Христос На соломе в яслях. Дева-Мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала. Ночь мерцала золотым Звездным покрывалом. Пели ангелы Христу, Славили рожденье, В мир принес Он красоту, Веру во спасенье.
Старец.
И еще Творец сделал так, что о Младенце Иисусе первыми узнали не богачи, а бедные пастухи, хозяева пещеры-хлева. В ночь, когда родился Иисус, они пасли стада недалеко в поле.
Звучит негромкая мелодичная музыка. На сцене гаснет свет. На переднем плане появляется «горящий костер» (это может быть несколько деревянных поленьев, декорированных электрическими лампочками). Вокруг костра сидят пастухи и негромко беседуют.
1-й пастух.
Слышится мне в роще за селеньем тихое таинственное пенье.
2-й пастух.
Словно звездный хор поет с небес...
3-й пастух.
Или шелестит ветвями лес.
Старец.
В тишине таинственной ночи вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда и явился небесный ангел Божий, возвестил им великую радость.
Появляется Ангел, одетый в белые одежды, озаренный лучами света.
Ангел.
Пастыри! Не бойтесь понапрасну,
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос!
И вот вам знак: вы найдете Дитя в пеленах, лежащего в яслях.
Старец.
Пораженные пастухи поспешили к своему хлеву, чтобы первым поклониться Великому Младенцу.
Пастухи идут к декорации « Хлев», садятся рядом с яслями с Младенцем и любуются им. Звучит рождественское песнопение.
Старец.
Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям, пастухам? Чем они заслужили эту милость Божию и почему первые из всего рода человеческого поклонились новорожденному Спасителю мира?
Зал.
Потому что пастухи были добрые люди, чистые сердцем и искренне верили в Бога!
Старец.
Правильно! Не царям, не сильным мира сего ангел возвестил о рождении Христа, а бедным, но честным, с добрым сердцем и чистой душой людям, занятым простым, мирным трудом.
Мудрецы Востока, волхвы, по звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель. Они пришли поклониться Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну.
Появляются Мудрецы, подходят к хлеву.
1-й мудрец.
Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!
2-й мудрец.
И все же, именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.
3-й мудрец.
Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь!
Заходят в хлев, низко кланяются Младенщ Садятся рядом с яслями. Выходит ребенок и читает стихотворение « Дары волхвов ».
« Дары волхвов ».
Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа встречают как царя!
Ладан ароматный был в другом,
Это дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога.
В третьем же ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придет на землю с миром
В образе земного человека.
Старец.
Весь мир возрадовался рождению Христа! Все принесли Младенцу свои дары.
Выходит ребенок и читает стихотворение « Дары Младенцу Христу ».
« Дары Младенцу Христу ». Небеса подарили Христу Рождественскую звезду. Земля с любовью и верой Подарила Младенцу пещеру. Ангелы славили пеньем. Сохранив чистоту, красоту, Целомудрие и смиренье, Люди Мать подарили Христу!
Старец.
Рождество — светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем на ней разноцветные фонарики. А согласно легенде, вблизи пещеры-хлева, к которой спешили пастухи, росли три деревца: елочка, пальма и олива.
Появляется декорация с изображением оливы, пальмы и ели.
Старец.
Увидев дары Младенцу, дерева призадумались о том, что же им подарить Иисусу. Олива решила подарить свои золотистые оливы, чтобы Он отдыхал в их рощах, Пальма -финики, чтобы Младенец кормился всю жизнь ее плодами, а Ели кроме колючей хвои и горьких шишек предложить было нечего. И тогда с небес спустились Звезды и набросили на Ель золотой и серебряный дождик, а на верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе, чтобы Младенец любовался на ее красоту. И с тех пор каждый год в честь рождения Младенца Иисуса украшают Ель.
Звучит музыка. Старец поднимается и медленно уходит.
Ведущий.
С тех пор непременными Рождественскими символами стали: рождественский венок (символ света, который придет в мир с рождением Христа), колокольчики (нужны для изгнания злого духа), рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода) и рождественские открытки. Поделюсь с вами и Рождественскими приметами:
-Если праздник совпадает с воскресеньем, лето будет обильное, с множеством плодов и меда; а если с понедельником, то зима будет доброй, а весна мокрой.
-Если день теплый — к урожаю, если капель — к хорошей грече, а метель поднимется — к роению пчел.
-Коли небо звездное — будет много ягод и богатый приплод скота. Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется рождественским сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды вифлеемской. Ужинали "голодной кутьёй" или "сочивом", - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название - "сочельник".
Все дни от Рождества до Крещения (19 января) являются праздничными и называются Святками. Русский народ от мала до велика прославлял родившегося Младенца Христа особыми песнопениями - колядками. Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Зима... День становился все короче и короче. Трещат сильные морозы. Снег все больше укрывает землю. Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет, потому вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек в русскую избу! Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых игр? Зимний вечер темен, долог, Насчитаю сорок елок, То носочек повяжу, То немного попряду! Позову - ка я ребят на посиделки! Эй, девчонки-девчушки, Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы, Озорные удальцы! Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать!
Желающие поиграть дети выходят и образуют 2 команды.
Игры.
1. «Как на Васильев день кашу варили».
Готовим воду для каши. У одной стены комнаты стоят команды, у противоположной стены - два стула (для каждой команды - свой). На каждом стуле - два стакана( с водой и пустой) и столовая ложка. Участнику команды нужно подбежать, перелить 1 ложку воды из одного стакана в другой, вернуться к команде. Далее бежит следующий участник, переливает вторую ложку и т.д.
2.« Метание валенка в корзину».
Валенок возле команды. 1-й участник бежит с валенком в руках к черте, метает в корзину до тех пор, пока не попадет, забирает валенок, возвращается к команде. Далее бежит следующий участник команды.
3.«Ведьмина метелка».
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока
играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про
зиму разгадывать.
Загадки:
Летом спят, а зимой бегут, (сани)
В гору деревяшка, под гору - коняшка. (сани)
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте, (рука в рукавичке)
Идет Егорка - бела шубенка, (снег)
Глянули в оконце - лежит белое суконце, (снег)
Трескуч, ядрен, намостил мостен;
По дворам пробежал, все окна расписал, (мороз)
Текло, текло и легло под стекло, (лед)
Я вода да по воде же и плаваю, (лед)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица, (метель, вьюга)
4.«Снежки».
Каждой команде дается корзина со "снежками". Дети по очереди прыгают с "снежком" к линии, метают "снежок" вперед, стараясь попасть в цель - лежащие на полу обручи. После того, как корзины опустеют, подсчитываем снежки, попавшие в обручи.
5.«Гори, гори Рождественская звезда».
Передача горящей свечи туда и обратно, чтоб не потухла.
6. «Колечко».
Выбирают считалкой 2-х водящих. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (водящий) - колечко. Все начинают потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих, вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. При
этом он приговаривает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню -
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать. Не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из водящих должен отгадать, у кого в
ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет,
все дружно произносят:
«Раз, два, три, колечко, беги».
Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, догоняет. Играющие произносят:
«Колечко, колечко, катись на крылечко,
Через поле, через, луг, возвращайся, сделав круг!».
Далее дети меняются ролями.
7. «Петушиный бой».
А сейчас мы предлагаем вам игру -
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Дети выстраиваются в 2 команды, берутся с руками за концы каната и перетягивают его
на себя. Победитель тот, кто сумел перетянуть канат в свою сторону.
Ведущий.
Молодцы, ребята, а теперь давайте немного попоем! Частушки!
Появляются Мальчики и Девочки. Мальчики играют на ударных инструментах (ложки, трещотки), а Девочки, пританцовывая, помахивают платочками.
Мальчики.
Начинаем петь частушки, Просим не смеяться, Тут народу очень много, Можем растеряться. Ой, бяда, бяда, бяда, В огороде лебяда, Черемуха белая, Что любовь наделала.
3. «А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком Прыгали девчушки».
4. «Я иду ,иду, иду,
Собаки лают на пруду.
Какого шута лаете?
Ведь вы меня не знаете!».
«Моя милая красива, За рекой она жила, Захотела повидаться, В решете переплыла». «Я нашел себе невесту, Говорят — богатая. Две подружки у нее И коза рогатая».
Ведущий.
Эй, девчушки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
Девочки.
Разрешите поплясать, Разрешите топнуть. Неужели в этом доме Половицы лопнут? Здорово, здорово У ворот Егорова, А у наших у ворот, Все идет наоборот.
1.« Не ругай меня, мамаша, За помаду и духи, Ведь не ты же покупала, Покупали женихи».
2. «Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я, как картинка!».
3. «Не ругай меня, мамаша,
Что я простуди л ася.
Я у Коли в коридоре Танцевать училася».
«Я девчонка боевая И нигде не пропаду. С самолета упаду, Отряхнуся и пойду».
«Заиграй-ка, балалайка, Балалайка - три струны! Подпевайте, не зевайте,Выходите, плясуны!».
6.«Эй,топни, нога. Топни правенькая. Я плясать пойду, Хоть и маленькая!».
7. «Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте, Так в кадриль и просятся!».
8. «Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -Я не удержалася!».
9. «Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!».
10. «Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому, что мы частушки
Развеселые поем!».
Мальчики и Девочки (вместе).
«Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали!
Ведущий.
В ночь перед Рождеством, а также в святочные дни девушки поздно вечерком обычно гадали, желая узнать свою судьбу. Хочет ли кто-либо узнать свою судьбу?
Зал. Да!
Дети выходят и становятся с круг.
Ведущий.
Ведущий наугад раздает детям различные предметы: крупу (муж будет обжора и лежебока), колосья (муж работящий), воду (муж - водохлеб), зеркало (муж будет щеголем), монетки (к деньгам). Ничего не досталось - муж бедняк.
Ребенок наугад раскрывает какую-нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на этой странице. Что написано, того и следует ожидать.
Непременным условием Рождественского праздника было ряжанье парней и девок в маски и маскарадные костюмы. Они ходили по дворам с песнями да прибаутками (колядками). Церковь подобные переодевания не поощряла, и приходилось потом любителям маскарада «очищаться от скверны» путем купания в зимних реках (в день Крещения Господня).
Выходят Мальчики и Девочки, поют колядки.
Коляда! Коляда! Ты подай пирога! Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курицу с хохолком, Петушка с гребешком, Или сена сноп -Или вилы в бок!
Открывайте сундучок, Подавайте пятачок! Хоть блина, хоть сала клин, Хоть печенья, хоть варенья. Нам на угощенье!
Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать!
Коляда-моляда Всех ребят созвала, Всех ребят созвала, Всем гостинцы раздала.
Коляда, коляда! А бывает коляда Накануне Рождества! Коляда пришла -Рождество принесла!
Ведущий.
Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Вот и закончился наш праздник. Мы говорим вам: « До свидания, мир тому, кто в этом дому!».
Появляется Ангел и читает стихотворение. Негромко звучит музыка.
Рождество! Рождество! Рождество! Чудный праздник у нас на дворе! Свет и радость оно принесло В каждый дом и к тебе, и ко мне!
Рождество! Вновь надежда пришла: Жить в любви между нами всегда, Если примет Иисуса душа Всех людей на планете Земля!
Пусть Он, в детских и взрослых сердцах Сея мудрость, научит людей Быть всегда, по заветам Творца, Милосердней, честней и добрей!
И тогда улыбнется Творец! Скажет: «Дети, вы дороги мне! Я люблю вас! И Я, ваш Отец, Возвращаю вам рай на Земле!».
ЛИТЕРАТУРА:
l.WWW. SOLNET. ЕЕ-детский портал СОЛНЫШКО.
2.Сценарии детских праздников с песнями и нотами./Сост. Гришкова Ю.С. -МинскДООЗ.
З.Елжова Н.В. « Праздник круглый год » - Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов - организаторов. - Ростов,2004.
4. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./ Собр. Забылиным.М. -Москва, 1992.