Урок 7. 9 класс. Дата.
Тема. Мерзлотная Россия — Восточная и Северо - Восточная Сибирь
Цели урока:
- Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо- Восточной Сибири.
- Определить ценность территории регионов в связи с богатейшими залежами полезных ископаемых.
- Определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов.
- Обсудить экологические проблемы регионов в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов.
Основное содержание: географическое положение, геологическое строение и рельеф Восточной и Северо-Восточной Сибири. Траппы. Полезные ископаемые. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Оймякон — полюс холода России и Северного полушария.
Способы действий учащихся: на основе анализа физической и тектонической карт России сравнить Восточную и Северо-Восточную Сибирь, выявить их особенности;
с помощью различных источников информации создать образы этих природных регионов; проанализировать космический снимок (рис. 6 учебника); составить схемы; работать в группах.
Ценностный компонент урока: уникальность Восточной и Северо-Восточной Сибири как природных регионов.
Ход урока
1.Орг. момент. Организация класса на проведение урока. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой.
2.Актуализация опорных знаний.
Тестовый диктант.
1 вариант.1. Выберите из предложенных предложения, относящиеся к Уралу.
2 вариант.1. Выберите из предложенных предложения, относящиеся к горам Южной Сибири.
А.Высшая точка – гора Народная;
Б.Высшая точка гора Белуха
В.Берут начало реки –Печора, Кама
Г.Берут начало реки Иртыш, Енисей, Лена
2.1 вариант. Установите природные зоны, относящиеся к горам Южной Сибири
2. 2 вариант. Установите природные зоны, относящиеся к горам Урала
А. степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса, тайга, лиственнично-березовые редколесья и криволесья, субальпийские луга, горные тундры, горная пустыня,
Б..степь, тайга представлена лиственными и лиственно-кедровыми деревьями, субальпийские и альпийские луга, горные массивы выше снеговой линии, покрытые снегами
В. степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса, тайга, лиственнично-березовые редколесья и криволесья, тайга представлена лиственными и лиственно-кедровыми деревьями, субальпийские и альпийские луга,
3. 1. Вариант Найди верное предложение для Урала
3. 2. Вариант. Найди верное предложение для гор Южной Сибири
А.Располагается почти полностью в умеренном резко-континентальном климате
Б.В основе лежит древняя докембрийская платформа
В.В основе лежит молодая кайнозойская платформа
Г.Особенность этих гор – разная крутизна западных и восточных склонов.
4. 1. Вариант Найди верное предложение для гор Южной Сибири
4. 2. Вариант. Найди верное предложение для Урала
А.Особенность многочисленные межгорные котловины с выровненным рельефом.
Б.Есть участки с альпийским рельефом, где господствуют островершинные пики и гребни ледникового происхождения.
В.Характерен холмисто-грядовый рельеф.
Г. Присутствуют плоские равнины.
5. 1. Вариант Найди верное предложение для Урала
5. 2. Вариант. Найди верное предложение для гор Южной Сибири
А.Характерны гольцы – вершины и окружающие их скальные и каменистые поверхности горной пустыни.
Б.Бурый уголь, полиметаллические, железные руды, молибден
В. Каменная соль, нефть, природный газ, золото
Г.Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Смоленская возвышенность
Мотивация. Определение темы и выведение совместно с учащимися в ходе фронтальной беседы цели урока.
От Уральских гор до океана
От морей студёных до степи
Пролегла великая держава -
Русская красавица Сибирь.
Города её, как твердь земная,
На брегах великих рек стоят,
А вокруг леса - невидно края -
О раздолье местном говорят.
Расстоянья там совсем иные,
Транспорт изумительный порой,
Ну а люди – рыцари Сибири,
Каждый будто сказочный герой...
(Виктор Павлов. "Суровая красавица Сибирь")
свернуть

Сибирь
автор: Владимир Уткин
Бесконечны просторы и тысячи рек,
И шагами тайгу не измерить.
Мироздания тайна здесь скрыта навек -
В этот миф мне так хочется верить.
И раскинулась дивная сказка - Сибирь,
От Урала до сопок Приморья.
И куда ни взгляни - необъятная ширь,
Гор, долин и степного раздолья.
В ярком солнце искрится хрусталь родников,
И вода в них, конечно, - святая!
Белой ватой плывут корабли облаков,
А земли красота - неземная.
Изумрудного цвета - весенний наряд
У осины, ольхи и берёзы.
Словно девицы, стройно берёзки стоят,
В ожидании лета их грёзы...
Полевыми цветами колышется мир,
И черёмухи запах дурманит...
В вышине яркий цвет - "васильковый сапфир"
Нас в полёт, в небеса, так и манит.
Мчится лето и дарит ромашковый рай,
Разнотравье умыто росою...
Земляникой, грибами наполнился край,
Пеньем птиц и небес синевою.
Буйство красок разлито осенней порой,
В одеяньи - тайга золотая.
И природы пейзаж отражает покой,
Зимних вьюг и ветров ожидая.
Ведь зима здесь - царица, пришла до весны,
Мягким пухом укутав все ели.
Снегопад - из чистейшей, как мел, белизны,
Исчезает с приходом капели.
Исполином, Сибирь, ты привиделась мне,
Твоей мощью пленен безрассудно!
Я гигантский мой край часто вижу во сне,
И от счастья мне дышится трудно...
Изучение нового материала.
Работа с физической картой России. Показать на карте природный регион Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Оценить географическое положение этих регионов, найти общие черты и отличные.
Учащимся предлагается объединиться в группы и каждая группа получает карточки-задания.
1.группа. Определить особенности геологического строения и рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири оформить особенности в виде таблицы.
Природный регион | Наивысшая точка | В основании лежит (Тектоническое строение) | Рельеф |
Восточная Сибирь | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | |
2 группа. Докажите утверждение, что Восточная Сибирь и Северо-Восточная Сибирь – регион богатейших залежей полезных ископаемых и какая тому причина.
Составьте блок-схему своего ответа.
Восточная Сибирь
Происхождение | Месторождения полезных ископаемых | Место залегания | Тектоническая структура |
осадочные | | | |
магматические | | | |
метаморфические | | | |
Северо-Восточная Сибирь
Название месторождения полезных ископаемых | Место залегания | Тектоническая структура |
| | |
3 группа. Установить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири на основе текста на с. 31—33 учебника и карт (с. 235—237 Приложения учебника). Ответ учащиеся оформляют в виде таблицы.
Таблица
Регион | Температура | Среднегодовое количество осадков | Климат | Характеристика климата и его особенности |
Ср. t января | Ср. t июля |
Восточная Сибирь | | | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | | | |
4 группа. Установить характерный растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири, используя текст на с. 31—33 учебника, а также карты растительности, природных зон в атласе.
Заполнить таблицу.
Природный регион | Природные зоны | Растительность | Животный мир |
Восточная Сибирь | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | |
Каждая группа докладывает о результатах своей работы: демонстрирует таблицы, комментируя их
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
.В форме рисунка, схемы, стихотворения раскрыть образ Восточной и Северо-Восточной Сибири (по выбору).
Домашнее задание: 1) изучить § 6; 2) выполнить задания на с. 33 учебника № 1-5 всем учащимся, на более высокую отметку задание 6 или 7 по выбору; творческое задание 8 для желающих.
Подведение итогов, выставление отметок.
Рефлексия.

![]()



Рефлексия
Эмоциональная (какие чувства возникли)
Коммуникативная (как общались)
Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)
Ценностная (насколько значим материал)
Ученическая страница
группа. Определить особенности геологического строения и рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири оформить особенности в виде таблицы.
Природный регион | Наивысшая точка | Тектоническое строение (В основании лежит) | Рельеф |
Восточная Сибирь | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | |
2 группа. Докажите утверждение, что Восточная Сибирь и Северо-Восточная Сибирь – регион богатейших залежей полезных ископаемых и какая тому причина. Составьте блок-схему своего ответа или заполните таблицу.
Восточная Сибирь
Происхождение | Месторождения полезных ископаемых | Место залегания | Тектоническая структура |
осадочные | | | |
магматические | | | |
метаморфические | | | |
Северо-Восточная Сибирь
Название месторождения полезных ископаемых | Место залегания | Тектоническая структура |
| | |
3 группа. Установить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири на основе текста на с. 31—33 учебника и карт (с. 235—237 Приложения учебника). Ответ учащиеся оформляют в виде таблицы.
Регион | Температура | Среднегодовое количество осадков | Климат | Характеристика климата и его особенности |
Ср. t января | Ср. t июля |
Восточная Сибирь | | | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | | | |
4 группа. Установить характерный растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири, используя текст на с. 31—33 учебника, а также карты растительности, природных зон в атласе. Заполнить таблицу.
Природный регион | Природные зоны | Растительность | Животный мир |
Восточная Сибирь | | | |
Северо-Восточная Сибирь | | | |
Сибирь Восточная
Волков в Сибири, знаешь, просто нет,
Но нет и деревень- там лишь одни посёлки.
О лагерях пленительный сонет
Мне вам бы спеть, да петь бы без умолку.
Сибирь Восточная- солёная слеза
Из глаз моих катится да и всё то...
Сибирь Восточная-там Лена, Бирюса,
Там Ангара, и мне туда охота...
Я тропами таёжными шагал
И мне тайга распахивала душу.
Я молод был и я тайгой дышал,
И в сильный зной, и в злую стужу
_____________________________________________________________________________.
Легенда о регионе Сибирь.
Сибирь! – Иркутск, да Красноярск,
Да Бийск, и Кемерово, Омск,
Новосибирск, да Барнаул,
Да Улан-Уде, Кызыл и Томск.
Не только площадью огромной,
Сибирь – красавица моя,
Известна в нашем грешном мире,
Легенда есть еще своя.
Мы словно – Маугли из джунглей,
Тайга для нас – родная мать,
Отец – мороз, друзья – медведи,
Вот так нас Бог решил создать.
Наш герб: землянка, рядом с нею,
Идет на лыжах человек,
Ружье он держит за плечами,
А под ногами белый снег.
И этим славим статус – город,
Он славим снежною тайгой,
Народом, что живет в землянках,
Да и морозной пеленой.
Здесь нет домов многоэтажных,
В других, что регионах есть,
Для нас чужды кирпич, да камень,
А деревцо – есть наша честь.
Асфальт не стелим на дорогах,
Здесь нет дорог – есть много троп,
Так схожи все, что даже могут,
Столкнуть с медведем прямо в лоб.
И нет здесь транспорта в сибири,
Трамвай, троллейбус! Все не то,
Холить на лыжах – вот наш стимул,
Ружье, повесив на плечо.
Здесь есть особенность такая,
И в ней вся суть и красота,
Все монументы, парки, скверы,
Мы строим только изо льда.
Вот так живем мы здесь, в сибири,
Землянка – наш родимый дом,
А рядом с нею-то берлоги,
Располагаются кругом.
Встаем в землянках рано утром,
Ружье повесим на плечо,
Пойдем на лыжах на работу,
Мороз жечь будет горячо.
Блистает белым покрывалом,
Родной сибирский регион,
В оковах злостной мерзкой стужи,
Чем льет в народ отраду он.
Пускай другие регионы,
Твердят про нас и так, и сяк,
А я горжусь своей отчизной,
Что мое имя – Сибиряк