СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мерзлотная Россия: Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить отличительные черты природы и характерные для обоих регионов Восточной и Северо-восточной Сибири

Просмотр содержимого документа
«Мерзлотная Россия: Восточная и Северо-Восточная Сибирь»

Урок 7. 9 класс. Дата.

Тема. Мерзлотная Россия — Восточная и Северо - Восточная Сибирь


Цели урока:

- Выявить особенности геологического строения, рельефа Восточной и Северо- Восточной Сибири.

- Определить ценность территории регионов в связи с богатейшими залежами полезных ископаемых.

- Определить отличительные черты природы, характерные для обоих регионов.

- Обсудить экологические проблемы регионов в связи с интенсивным использованием их природных ресурсов.

Основное содержание: географическое положение, геологическое строение и рельеф Восточной и Северо-Восточной Сибири. Траппы. Полезные ископаемые. Резко континентальный климат. Многолетняя мерзлота. Оймякон — полюс холода России и Северного полушария.

Способы действий учащихся: на основе анализа физической и тектонической карт России сравнить Восточную и Северо-Восточную Сибирь, выявить их особенности;

с помощью различных источников информации создать образы этих природных регионов; проанализировать космический снимок (рис. 6 учебника); составить схемы; работать в группах.

Ценностный компонент урока: уникальность Восточной и Северо-Восточной Сибири как природных регионов.

Ход урока

1.Орг. момент. Организация класса на проведение урока. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой.

2.Актуализация опорных знаний.

Тестовый диктант.

1 вариант.1. Выберите из предложенных предложения, относящиеся к Уралу.


2 вариант.1. Выберите из предложенных предложения, относящиеся к горам Южной Сибири.


А.Высшая точка – гора Народная;

Б.Высшая точка гора Белуха

В.Берут начало реки –Печора, Кама

Г.Берут начало реки Иртыш, Енисей, Лена


2.1 вариант. Установите природные зоны, относящиеся к горам Южной Сибири

2. 2 вариант. Установите природные зоны, относящиеся к горам Урала


А. степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса, тайга, лиственнично-березовые редколесья и криволесья, субальпийские луга, горные тундры, горная пустыня,

Б..степь, тайга представлена лиственными и лиственно-кедровыми деревьями, субальпийские и альпийские луга, горные массивы выше снеговой линии, покрытые снегами

В. степь, лесостепь, лиственные леса, хвойные леса, тайга, лиственнично-березовые редколесья и криволесья, тайга представлена лиственными и лиственно-кедровыми деревьями, субальпийские и альпийские луга,


3. 1. Вариант Найди верное предложение для Урала

3. 2. Вариант. Найди верное предложение для гор Южной Сибири


А.Располагается почти полностью в умеренном резко-континентальном климате

Б.В основе лежит древняя докембрийская платформа

В.В основе лежит молодая кайнозойская платформа

Г.Особенность этих гор – разная крутизна западных и восточных склонов.


4. 1. Вариант Найди верное предложение для гор Южной Сибири

4. 2. Вариант. Найди верное предложение для Урала


А.Особенность многочисленные межгорные котловины с выровненным рельефом.

Б.Есть участки с альпийским рельефом, где господствуют островершинные пики и гребни ледникового происхождения.

В.Характерен холмисто-грядовый рельеф.

Г. Присутствуют плоские равнины.


5. 1. Вариант Найди верное предложение для Урала

5. 2. Вариант. Найди верное предложение для гор Южной Сибири


А.Характерны гольцы – вершины и окружающие их скальные и каменистые поверхности горной пустыни.

Б.Бурый уголь, полиметаллические, железные руды, молибден

В. Каменная соль, нефть, природный газ, золото

Г.Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Смоленская возвышенность


Мотивация. Определение темы и выведение совместно с учащимися в ходе фронтальной беседы цели урока.


От Уральских гор до океана

От морей студёных до степи

Пролегла великая держава -

Русская красавица Сибирь.

Города её, как твердь земная,

На брегах великих рек стоят,

А вокруг леса - невидно края -

О раздолье местном говорят.

Расстоянья там совсем иные,

Транспорт изумительный порой,

Ну а люди – рыцари Сибири,

Каждый будто сказочный герой...

(Виктор Павлов. "Суровая красавица Сибирь")

свернуть

Сибирь

автор: Владимир Уткин

 

Бесконечны просторы и тысячи рек,

И шагами тайгу не измерить.

Мироздания тайна здесь скрыта навек -

В этот миф мне так хочется верить.

И раскинулась дивная сказка - Сибирь,

От Урала до сопок Приморья.

И куда ни взгляни - необъятная ширь,

Гор, долин и степного раздолья.

В ярком солнце искрится хрусталь родников,

И вода в них, конечно, - святая!

Белой ватой плывут корабли облаков,

А земли красота - неземная.

Изумрудного цвета - весенний наряд

У осины, ольхи и берёзы.

Словно девицы, стройно берёзки стоят,

В ожидании лета их грёзы...

Полевыми цветами колышется мир,

И черёмухи запах дурманит...

В вышине яркий цвет - "васильковый сапфир"

Нас в полёт, в небеса, так и манит.

Мчится лето и дарит ромашковый рай,

Разнотравье умыто росою...

Земляникой, грибами наполнился край,

Пеньем птиц и небес синевою.

Буйство красок разлито осенней порой,

В одеяньи - тайга золотая.

И природы пейзаж отражает покой,

Зимних вьюг и ветров ожидая.

Ведь зима здесь - царица, пришла до весны,

Мягким пухом укутав все ели.

Снегопад - из чистейшей, как мел, белизны,

Исчезает с приходом капели.

Исполином, Сибирь, ты привиделась мне,

Твоей мощью пленен безрассудно!

Я гигантский мой край часто вижу во сне,

И от счастья мне дышится трудно...

Изучение нового материала.


Работа с физической картой России. Показать на карте природный регион Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Оценить географическое положение этих регионов, найти общие черты и отличные.

Учащимся предлагается объединиться в группы и каждая группа получает карточки-задания.

1.группа. Определить особенности геологического строения и рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири оформить особенности в виде таблицы.

Природный регион

Наивысшая точка

В основании лежит (Тектоническое строение)

Рельеф

Восточная Сибирь




Северо-Восточная Сибирь





2 группа. Докажите утверждение, что Восточная Сибирь и Северо-Восточная Сибирь – регион богатейших залежей полезных ископаемых и какая тому причина.

Составьте блок-схему своего ответа.


Восточная Сибирь

Происхождение

Месторождения полезных ископаемых

Место залегания

Тектоническая структура

осадочные




магматические




метаморфические





Северо-Восточная Сибирь

Название месторождения полезных ископаемых

Место залегания

Тектоническая структура





3 группа. Установить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири на основе текста на с. 31—33 учебника и карт (с. 235—237 Приложения учебника). Ответ учащиеся оформляют в виде таблицы.

Таблица

Регион

Температура

Среднегодовое количество осадков

Климат

Характеристика климата и его особенности

Ср. t января

Ср. t июля

Восточная Сибирь






Северо-Восточная Сибирь







4 группа. Установить характерный растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири, используя текст на с. 31—33 учебника, а также карты растительности, природных зон в атласе.

Заполнить таблицу.

Природный регион

Природные зоны

Растительность

Животный мир

Восточная Сибирь




Северо-Восточная Сибирь






Каждая группа докладывает о результатах своей работы: демонстрирует таблицы, комментируя их

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

.В форме рисунка, схемы, стихотворения раскрыть образ Восточной и Северо-Восточной Сибири (по выбору).

Домашнее задание: 1) изучить § 6; 2) выполнить задания на с. 33 учебника № 1-5 всем учащимся, на более высокую отметку задание 6 или 7 по выбору; творческое задание 8 для желающих.

Подведение итогов, выставление отметок.

Рефлексия.

Рефлексия

Эмоциональная (какие чувства возникли)

Коммуникативная (как общались)

Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)



Ценностная (насколько значим материал)







Ученическая страница

  1. группа. Определить особенности геологического строения и рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири оформить особенности в виде таблицы.

Природный регион

Наивысшая точка

Тектоническое строение

(В основании лежит)

Рельеф

Восточная Сибирь





Северо-Восточная Сибирь








2 группа. Докажите утверждение, что Восточная Сибирь и Северо-Восточная Сибирь – регион богатейших залежей полезных ископаемых и какая тому причина. Составьте блок-схему своего ответа или заполните таблицу.

Восточная Сибирь

Происхождение

Месторождения полезных ископаемых

Место залегания

Тектоническая структура

осадочные




магматические




метаморфические





Северо-Восточная Сибирь

Название месторождения полезных ископаемых

Место залегания

Тектоническая структура





3 группа. Установить климатические особенности Восточной и Северо-Восточной Сибири на основе текста на с. 31—33 учебника и карт (с. 235—237 Приложения учебника). Ответ учащиеся оформляют в виде таблицы.


Регион

Температура

Среднегодовое количество осадков

Климат

Характеристика климата и его особенности

Ср. t января

Ср. t июля

Восточная Сибирь






Северо-Восточная Сибирь







4 группа. Установить характерный растительный и животный мир природных зон Восточной и Северо-Восточной Сибири, используя текст на с. 31—33 учебника, а также карты растительности, природных зон в атласе. Заполнить таблицу.

Природный регион

Природные зоны

Растительность

Животный мир

Восточная Сибирь




Северо-Восточная Сибирь






Сибирь Восточная

Волков в Сибири, знаешь, просто нет,
Но нет и деревень- там лишь одни посёлки.
О лагерях пленительный сонет
Мне вам бы спеть, да петь бы без умолку.

Сибирь Восточная- солёная слеза
Из глаз моих катится да и всё то...
Сибирь Восточная-там Лена, Бирюса,
Там Ангара, и мне туда охота...

Я тропами таёжными шагал
И мне тайга распахивала душу.
Я молод был и я тайгой дышал,
И в сильный зной, и в злую стужу

_____________________________________________________________________________.



Легенда о регионе Сибирь.

Сибирь! – Иркутск, да Красноярск,
Да Бийск, и Кемерово, Омск, 
Новосибирск, да Барнаул, 
Да Улан-Уде, Кызыл и Томск.

Не только площадью огромной,
Сибирь – красавица моя,
Известна в нашем грешном мире,
Легенда есть еще своя.

Мы словно – Маугли из джунглей,
Тайга для нас – родная мать,
Отец – мороз, друзья – медведи,
Вот так нас Бог решил создать.

Наш герб: землянка, рядом с нею,
Идет на лыжах человек,
Ружье он держит за плечами,
А под ногами белый снег. 

И этим славим статус – город,
Он славим снежною тайгой,
Народом, что живет в землянках,
Да и морозной пеленой.

Здесь нет домов многоэтажных,
В других, что регионах есть,
Для нас чужды кирпич, да камень,
А деревцо – есть наша честь.

Асфальт не стелим на дорогах,
Здесь нет дорог – есть много троп,
Так схожи все, что даже могут,
Столкнуть с медведем прямо в лоб.

И нет здесь транспорта в сибири,
Трамвай, троллейбус! Все не то,
Холить на лыжах – вот наш стимул,
Ружье, повесив на плечо. 

Здесь есть особенность такая,
И в ней вся суть и красота,
Все монументы, парки, скверы,
Мы строим только изо льда.

Вот так живем мы здесь, в сибири,
Землянка – наш родимый дом,
А рядом с нею-то берлоги,
Располагаются кругом.

Встаем в землянках рано утром,
Ружье повесим на плечо,
Пойдем на лыжах на работу,
Мороз жечь будет горячо.

Блистает белым покрывалом,
Родной сибирский регион,
В оковах злостной мерзкой стужи,
Чем льет в народ отраду он.

Пускай другие регионы,
Твердят про нас и так, и сяк,
А я горжусь своей отчизной,
Что мое имя – Сибиряк