Тема урока: «МЕСТО И РОЛЬ РУСИ В ЕВРОПЕ».
Урок в 6 классе.
Тип урока: отработка умений и рефлексия.
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».
Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал.
Ход урока:
1.орг. момент: приветствие детей.
Проблемный вопрос: какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире?
Мотивация. В IХ – ХIвв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства. Как можно доказать этот вывод? Какие стороны деятельности правителей Руси следует рассмотреть?
Ответы детей м.б. взаимодействие Руси с другими государствами на основе политики, торговли и религии.
Прежде чем начать искать доказательства – ответы на вопросы я проведу небольшой обзор домашнего задания. Ребята, вы сейчас сами выберете себе задание, постараетесь оценить себя и по ходу урока своих одноклассников.
На оц. «3»
Кто… (расставьте цифры)
1.объявил Киев «матерью городов русских»?
2.был сыном родоначальника династии?
3.создал первый письменный свод законов на Руси?
4.получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
5.упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
6.разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат?
7.был родоначальником династии русских князей и царей?
8.сжег столицу древлян Искоростень?
9.первым из киевских князей принял титул великого князя?
10. был убит древлянами лютой смертью?
11.в целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
12.по преданию был призван на княжение в славянские земли?
13.получил прозвище «вещий»?
14.разгромил печенегов?
15.первым принял христианство?
16. крестил Русь?
17.перед сражением посылал послов с предупреждением «Иду на вы»?
18.повесил щит на ворота Константинополя?
19. создал оборонительную систему крепостей на юге?
20. убил Аскольда и Дира, объединил восточно-славянские земли?
Рюрик _______________________________________
Олег _________________________________________
Игорь ________________________________________
Ольга _________________________________________
Святослав ______________________________________
Владимир ______________________________________
Ярослав ________________________________________
На «4»
Прочитайте отрывки из Русской Правды и объясните, от чего зависел размер наказания в Древней Руси
«… - если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду;
- а за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен;
- за убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен;
- за убийство тиуна огнищного… платить 80 гривен;
- а за убитого смерда или холопа 5 гривен».
Ответ: от тяжести ущерба и статуса потерпевшего.
На «5».
2.Перед вами «протокол совершенного преступления. Определите, с каким событием он связан.
А) Весна 972 года. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство: сделал из черепа убитого чашу для вина.
Б) Совершено групповое умышленное убийство, что усугубляет вину. Организатор преступления выманил из города двух князей, обманув их, сказал, что купцы приехали.
В) Ноябрь 945 года. Совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.
Г) 945 год. Преступные действия совершены человеком, занимающим высокое положение в государстве. Группа людей, посланная к полянам, заживо погребена, другая группа сожжена в бане, преступник не понес наказания.
Д) Преступник послал наемных убийц к своим сводным братьям и получил позорное прозвище «окаянный». Был отравлен своими приближенными.
6. IХ – ХIвв стали временем образования не только государства Руси, но и многих других европейских государств. Перед вами карта Европейских государств, нужно показать и назвать эти государства.
А какие отношения были Руси с этими странами? Для того чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 4 группы. Получаем задания для работы.
1-я гр. – Кем и когда были совершены военные походы на Византию?
- На каких условиях были заключены мирные договоры между русскими и греками?
- В каком году было крещение Руси, каково это имело значение для русичей?
- Совершали ли военные походы русские дружинники в войнах Византии и куда?
- Велась ли торговля с Византией?
- Сделать вывод: как повлияла Византия и Русь друг на друга?
2-я гр. – Что определило широкие контакты Руси со многими странами Востока и Запада?
- С какими государствами установились тесные связи?
- В чём это проявлялось?
- Сделать вывод: Какое место занимала Русь в системе европейских государств?
Сделать вывод.
3-я гр.
- Какие степные народы являлись противниками Руси? В чём это заключалось?
- какое влияние оказал ислам на отношения между странами Востока и Русью?
- Каково было важнейшее направление всех русских князей во внешней политике? Значение Любечевского съеда.
- Развивались ли торговые связи заключались ли династические браки между русскими и соседями – кочевниками?
Сделать вывод.
Слово учителя.ЭТО ИНТЕРЕСНО: факты истории гласят: русские княжны, выходившие замуж за европейских королей, оказывали культурное влияние на свои новые семьи.
В первую очередь это влияние проявлялось в ономастике (именослове). К наречению ребенка в Средние века относились очень серьезно, и влияние моды и личных предпочтений было практически исключено.
И К. Раффеншпергер (американский учёный-историк) указывает на четыре случая влияния русских княжон на европейскую ономастическую традицию.
1. Сын дочери Ярослава Мудрого Анны Ярославны и короля Франции Генриха I (1027−1060 гг.) получил нехарактерное для династии Капетингов имя Филипп, либо в честь крестителя Скифии, либо в честь римского императора Филиппа Араба (244−249), который был, согласно Евсевию, первым императором-христианином [1. VI. 34].
2. Дочери ее сестры, Агафьи, которая вышла замуж за англо-саксонского принца Эдуарда, получили имена Кристина и Маргарита, ранее не встречавшиеся в англо-саксонской традиции. Маргарита, став в дальнейшем королевой Шотландии, привнесла в шотландский именослов имена Александр и Давид.
3. Еще большее влияние русские княжны оказали на венгерскую традицию. Сын принца Ладислава (Ласло) и неназванной по имени Владимировны (дочери Владимира Святого) получил нетипичное для венгра имя Андрей (венг. Андраш)1, очевидно, в честь легендарного крестителя Руси апостола Андрея.
В дальнейшем, Андрей стал королем Венгрии (1046 г.) и женился на дочери Ярослава Мудрого Анастасии. Родившиеся в этом браке дети получили имена: Соломон (венг. Шаламон), Давид и Аделаида, также ранее не встречавшиеся в венгерском именослове. Однако, в отличие от Франции, все эти имена не стали популярны в правящей Венгрией семье Арпадов. Имя Соломон вообще больше не использовалось, а носитель имени Андрей в следующий раз взошел на престол лишь примерно через сто лет.
4. Последний пример относится к Дании. В 1120-е гг. принц Дании и король ободритов Кнуд Лавард женился на дочери Мстислава Великого Ингеборге. Единственный сын, родившийся в браке, получил имя Вальде-мар, которое является латинизированной формой славянского имени Владимир, возможно, одновременно в честь своего прадеда Владимира Мономаха и крестителя Руси Владимира Святого. Вот как оно было!
О торговых связях Руси нас познакомит следующая группа учащихся.
Используя карту нам с. 53 учебника ответьте нам вопросы.
- Какие торговые пути проходили по территории Руси? С какими странами они связывали Русь?
- Какие товары вывозили русские купцы в другие страны?
- Что ввозилось из других стран?
- С какими странами особенно было выгодно торговать Руси?
Сделать вывод.
Учитель: итак, ребята, мы с вами сейчас снова возвращаемся к нашему проблемному вопросу и сделайте вывод по поводу:
какие позиции занимало государство Русь в современном ему мире? (ответы учащихся).
Домашнее задание: Эссе по теме: «Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?»
Всем спасибо за работу, выставление оценок.