СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Место кроссворда в системе обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны виды кроссвордов, формы работы с кроссвордом, использование кроссвордов на разных этапах урока

Просмотр содержимого документа
«"Место кроссворда в системе обучения"»

Место кроссворда в системе обучения


Еще не так давно творчески работающий учитель, желающий разнообразить вид работ на уроке, привить интерес к своему предмету в целом или отдельной теме вычерчивал кроссворд на больших ватманах, крепил их к доске. Сейчас учитель имеет возможность тратить на составление кроссворда минимум своего времени, получая при этом массу возможностей для обучения через игру. Кроссворд можно составить, например, в привычной всем программе PowerPoint.

Применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Кроссворд может быть:

Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.


Кроссворд можно использовать на разных этапах урока:

1.На этапе проверки домашнего задания может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда . После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;

– кроссворд может заменить терминологический/cловарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать вопросы.


2. На этапе изучения новой темы. В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.


3. На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.


4.Незаменим кроссворд и тогда, когда необходима интеллектуальная пауза на уроке.


Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

 стимулирует познаваельную активности (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе)

 расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами

 развивает логическое мышление и память, творческие способности

 повышает грамотность

 способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)

 способствует здоровьесбережению учащихся


Формы работы с кроссвордом:

1. коллективная (когда все учащиеся под руководством учителя разгадывают кроссворд);

2. групповая (когда класс поделѐн на группы, каждая группа решает кроссворд сообща);

3. парная (когда предлагается задание двум учащимся, сидящим за одной партой, компьютером);

4. индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один ученик).


Предлагая учащимся учебные кроссворды, учитель обязан помнить, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее:

 Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.

 Кроссворд должен быть мотивирован, т. е. побуждать в ученике работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т. д.

 Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т. п.


Интернет-ресурсы


http://pandia.ru/text/80/353/37135.php

http://inf.na5bal.ru/doc/2370/index.html

https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/...

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/02/24/...

https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-krossvordy-na-urokakh-informatiki-...

https://infourok.ru/...

http://biouroki.ru/material/metodika/crosswords.html

http://globuss24.ru/doc/metodiceskie-rekomendacii-po-ispolzovaniu-zanimatelnyh-i-...

https://videouroki.net/razrabotki/sbornik-krossvordov-po-matematike-tela-...

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-sostavleniyu-krossvordov-dlya-...

https://infourok.ru/krossvord-kak-forma-organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-...

http://docplayer.ru/26335540-Master-klass-novogodniy-krossvord.html

moi-rang.ru/krossworg/2.pdf

moi-rang.ru/SENKINA/4-5-.pdf

moi-rang.ru/krossworg/1.pdf

moi-rang.ru/krossworg/4.pdf

infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uchimsya-s-u...yazik-i-1671015.html

multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-










































Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы



Первые два типа кроссвордов рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка). На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов. Возможно использование кроссвордов как дополнение к контрольным и проверочным работам.




Практика показала, что предъявляя ученикам учебный кроссворд, необходимо соблюдать ряд условий:

1)заранее проверена доступность кроссворда;

2)наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат;

3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников;

5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися;

6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!