Энциклопедия одного слова. Здоровье школьника
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Исследуя данную тему, мы поставили следующие цели :
- Исследовать слово «Здоровье» с этимологической, лексической и стилистической стороны.
- Проанализировать состояние здоровья учащихся 5 класса МОУ «СОШ с.Михайловка».
Объекты нашего исследования – слово «здоровье» и школьник , а предмет исследования: семантическое значение слова «здоровье» и здоровье школьника.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :
1.Изучить статьи словарей, имеющихся в кабинете русского языка, относительно слова «здоровье».
2. Произвести лексический анализ данного слова.
3. Создать презентацию «Слово здоровье в мире словарей».
4. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.
5. Взять интервью у медицинского работника ФАП с.Михайловка для изучения вопроса состояния здоровья учащихся 5 класса.
6. Подготовить дидактический материал для проведения бесед, классных часов, внеклассных мероприятий по укреплению здоровья школьников.
7. Познакомить учеников 5 класса с нашими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.
В ходе микроисследований использовались следующие методы :
- анализ словарных статей, публицистической литературы, ресурсов Интернет,
- беседы,
- интервьюирование,
- наблюдение.
В содержательной части работы описаны проведённые нами исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни .
Толковый словарь русского языка Его задача – давать толкование, объяснение значения слова.
Д. Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного языка
- Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма .
- Здоровье – внутренняя целостность, неповреждённость, отсутствие внутренней порчи , разложения.
В.И.Даль.Толковый словарь живого великорусского языка
Из словарной статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля мы узнали не только лексическое толкование слова «здоровье», но и его стилистические особенности. Например, «Я пришел до твоего или к твоему здоровью, я твоему здоровью говорил, почет или величанье, употрбл. крестьянами».
Н.М.Шанский. Этимологический словарь современного языка
- Здоровый – (о живом организме) нормально, правильно функционирующий , не больной, не повреждённый, крепкий, прочный.
- Съдоровье = здоровье.
- Др. индийский- крепкое могучее дерево. старшее знач. Могло быть крепкий (как дуб).
- Следует ,однако, сказать, что это объяснение нельзя считать единственным и бесспорным .
Здоровье - это не просто отсутствие болезней и физических недостатков, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Составляющие здоровья
Духовное Социальное
Физическое
это здоровье человеческого разума
это здоровье тела
Высказывания и афоризмы о здоровье
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Л.Н.Толстой.
Здоровье — дороже золота. В.Шекспир.
Выводы
В результате микроисследования словарей (глава 1.1.) и дополнительных источников, мы пришли к следующим выводам :
- этимология слова «здоровье» изучена недостаточно, поэтому в сети Интернет на различных сайтах появляются полемические высказывания по данному вопросу;
- слово «здоровье» многозначно;
- в речи слово «здоровье» активно используется как нейтральная, так и профессиональная лексема;
- в русской речи образовалось много пословиц, поговорок, фразеологизмов со словом «здоровье».
Факторы, влияющие на здоровье
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека
Было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения).
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес).
3. Вредные привычки.
4. Экология.
Распространенные заболевания в нашем классе
Количество пропущенных уроков по болезни
Количество пропущенных уроков
увеличилось на 9%
Чтобы школьник был здоров...
Чтобы болезнь не настигла, необходимо,
во-первых, одеваться по погоде,
во-вторых , вести здоровый образ жизни: правильно питаться, закаляться, соблюдать режим дня, вести активный образ жизни.
Один из важнейших критериев здорового образа жизни - рациональное питание . Школьник должен правильно питаться, так как питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.
Рациональное питание обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит мощным профилактическим средством, предупреждая многие болезни.
Поэтому все ученики 5 класса нашей школы принимают горячие завтраки в школьной столовой, а воспитанники группы продленного дня (6 человек из 11) – еще и обед.
Пирамида правильного питания
1. Утром обязательно нужно завтракать.
2. В рационе питания надо уменьшить количество сахара.
3. Необходимо употреблять овощи (не только любимые, а все).
4. Следует есть большое количество фруктов.
5. В рационе должны присутствовать все фрукты, а не только любимые.
6. Три раза в день нужно есть свежие овощи и фрукты.
7. Надо пить меньше воды, а больше употреблять фруктовые соки.
8. Следует исключить из рациона белый хлеб и есть больше хлеба грубого помола.
9. Употребление соли не должно быть избыточным.
10. Необходимо есть рыбу, мясо курицы и другие нежирные виды мяса.
11. Нужно убрать из рациона мучные и макаронные изделия.
12. Важно всегда следить за калорийностью пищи.
13. Употреблять пищу надо только при чувстве голода.
14. Следует обязательно контролировать массу тела.
15. Есть нужно только продукты, полезные для организма.
Вторым по значимости для здоровья школьника компонентом является физическая активность .
Без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека ( врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической ).
Исследуя данную тему, мы выявили, что ребята занимаются физкультурой согласно своим физкультурным и медицинским группам, но некоторые ученики 5 класса имеют частые освобождения от уроков физкультуры и являются на уроке лишь пассивными наблюдателями, что не способствует укреплению их здоровья. Это, вероятно, одна из причин частых острых респираторных заболеваний учащихся 5 класса.
Выводы
Исходя из анализа представленных данных о заболеваниях детей (глава 2.1), можно сделать вывод, что причинами возникновения заболеваний учеников 5 класса являются нарушение режима дня, режима полноценного и сбалансированного питания .
В ходе бесед с одноклассниками было выяснено, что перекусывание в сухомятку приводит к ряду весьма опасных заболеваний таких, как гастриты, дисбактериозы.
Мы предложили одноклассникам провести в группах исследования пользы и вреда таких продуктов, как чипсы, сухарики, газированные напитки.
Ограничение активной подвижности, недостаточные и несистемные мероприятия по закаливанию некоторых учеников приводят их к частым заболеваниям ОРВИ и развитию вегето-сосудистой дистонии.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«ФИНСКАЯ ЗАРЯДКА ТРИЦАЦА»
ПОВТОРЯЙ ЗА НАМИ!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
Как укрепить свое здоровье Рекомендации ученикам МОУ «СОШ с.Михайловка»
В связи с ухудшением состояния здоровья учеников 5 класса нашей школы мы, участники исследования «Энциклопедия одного слова. Здоровье школьника», обращаемся ко всем школьникам:
- Бережно относитесь к своему здоровью - это ваше главное богатство!
- Старайтесь вести подвижный, активный образ жизни.
- Напоминайте учителям про физкультминутки на уроках. Это ваше право!
- Следите за своей осанкой в течение всего дня. После 18 лет её уже невозможно исправить.
- Правильно питайтесь. Ешьте больше витаминов, овощей и фруктов.
- Соблюдайте режим дня. Вовремя ложитесь спать, больше гуляйте на улице.
- Закаляйтесь.
буклеты
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. А поэтому свое здоровье нужно беречь.
Источники
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
- Ефремова Т.Ф. Толково-словообразовательный словарь русского языка.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного языка.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.
- Шанский Н.М. Этимологический словарь современного русского языка.
Литература
- Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001г.
- Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7 - 11 классы. Кн.1. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
- Михайлова Е.И. Физкультура для спецгрупп // Первое сентября. Здоровье детей. 2005. № 5.
- Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.
- ПедСовет, №1/ 2004 г.
- Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Интернет-ресурсы
- http://fzoz.ru/bolezni/pulpit-0
- http :// ru . wiktionary . org / wiki /
- www.askmedic.ru
- www.evartist.narod.ru
- www.efremova.info
- http :// gov . cap . ru
Спасибо за внимание!
Здоровья вам крепкого!
Седова Виктория,
Петросян Нарине,
ученицы 5 класса
МОУ «СОШ с.Михайловка»