Интегрированные уроки информатики как средство реализации метапредметных результатов обучения
Азарная Татьяна Николаевна, учитель информатики
МБОУ «Березниковская средняя школа»,
Виноградовский район
21.10.2016г.
Метапредметные результаты обучения предполагают освоение о бучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
На уроках информатики использование ИКТ-технологий позволяет учащимся реализуя активно-деятельностноый подход в обучении заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (физики, математики, экономики, географии литературы, истории, русского и иностранного языков, и т.д.). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать результат.
Многие учителя в своей практической деятельности сталкиваются с рядом препятствий, трудностей, что в свою очередь ведёт к низким показателям обученности выпускников.
Например, научившись сравнивать, анализировать и решать математические задачи, обучающийся не может применить это умение в повседневной жизни.
То есть, "наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать".
Целью обучения информатике является не только написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу.
Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя.
Интегрированный урок объединяет в себе использование материала из содержания нескольких учебных дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес, как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач .
Я хотела бы показать примеры заданий из разных интегрированных уроков, которые были проведены мною.
Например…
В блоке физики в процессе выполнения экспериментальных и вычислительных задач используются знания о свойствах линейной функции, умение строить график прямо пропорциональной зависимости, представление результатов измерений и построение графика линейной функции с помощью программы Excel.
Группам учащихся предлагаются задания:
Задание № 1 . Экспериментально установить зависимость веса тела от массы.
Задание № 2 . Определить связь между силой трения и силой нормального давления.
Задание № 3 . Определить связь между силой упругости и удлинением пружины.
Задание № 4 . Определить связь между массой и объемом тела.
Задание № 5. Определить связь между массой и плотностью тела.
В ходе выполнения исследовательской работы каждая группа должна выявить прямо пропорциональный характер предложенных зависимостей, занести результаты эксперимента в электронные таблицы, построить графики и проанализировать результат.
Поставленная в начале урока проблема успешно решена с применением математического аппарата и знаний компьютерных технологий.
Примеры творческих заданий
«Текст как форма представления информации»
Написать реферат по учебному предмету и оформить в соответствии с нормами ГОСТ.
Конечный продукт : Реферат по учебному предмету в MS Word.
Выполняя такое творческое задание обучающийся
- совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их,
- он работает с текстами, преобразует и интерпретирует содержащуюся в них информацию,
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её,
- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интернета.
- Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствии с установленными требованиями к оформлению реферата.
Раздел «База данных как информационная система»
ТЗ: Разработать и создать базу данных («Великие полководцы», «Государства Евразии», «Поэты нашего района» и т.д.).
Конечный продукт : База данных в MS Access.
Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы информационного взаимодействия в системах; создают взаимосвязанные базы данных.
Раздел « Интернет как информационная система»
ТЗ : Разработать Web-сайт «Мини-учебник по любой теме учебного предмета».
Конечный продукт : Web-сайт с использованием конструктора сайтов, материалы разных тем по разным предметам, опубликованные в сети Интернет.
В ходе работы над собственным проектом обучающиеся
- анализируют особенности коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве,
- работают с почтовыми программами;
- учатся соблюдать нормы этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
- приобретают умение выбирать источники информации для решения поставленной задачи.
Для подготовки к проведению декады информатики, математики
Построение
фигур, графиков в программе «Чертёжник»
Изучается тема «Системы счисления».
Можно перевести большое количество чисел как бы «играючи», если учащимся предложить такое задание:
Отметьте и последовательно соедините в координатной плоскости точки, координаты которых даны в двоичной системе счисления: 1(101, 101); 2(1000,1000); 3(1001,1000); 4(1011,110); 5(1100,110); 6(1100,111); 7(1011,111); 8(1011,10); 9(1001,10); 10(1001,11); 11(1010,11); 12(1010,100); 13(111,100); 14(111,10); 15(101,10); 16(10,11); 17(110,11); 18(110,1001); 19(111,1001);20(111,1000); 21(10,1000); 22(10,1001); 23(11,1001); 24(11,110); 25(100,101).
1. Отметьте и соедините в координатной плоскости точки, предварительно переведя их координаты из двоичной системы в десятичную: 1(-1001 2 ; 100 2 ), 2(-101 2 ; 100 2 ), 3(-11 2 ; 101 2 ), 4(-111 2 ; 111 2 ), 5(-1000 2 ; 111 2 ), 6(-1010 2 ; 1000 2 ), 7(-1001 2 ; 1000 2 ), 8(-1010 2 ; 1010 2 ), 9(-1000 2 ; 1001 2 ), 10(-1010 2 ; 1011 2 ), 11(-1000 2 ; 1010 2 ), 12(-1001 2 ; 1100 2 ), 13(-111 2 ; 1010 2 ), 14(-101 2 ; 1001 2 ), 15(-10 2 ; 1000 2 ), 16(-1 2 ; 101 2 ), 17(0 2 ; 101 2 ), 18(-1 2 ; 111 2 ), 19(-1 2 ; 1000 2 ), 20(1 2 ; 1010 2 ), 21(10 2 ; 1010 2 ), 22(10 2 ; 1001,1 2 ), 23(11 2 ; 1001 2 ), 24(1 2 ; 1001 2 ), 25(0 2 ; 1000 2 ), 26(0 2 ; 111 2 ), 27(1 2 ; 100 2 ), 28(-1 2 ; 11 2 ), 29(-11 2 ; 10 2 ), 30(-110 2 ; 10 2 ), 31(-110 2 ; 11 2 ), 32(-1001 2 ; 100 2 ); глаз(1,1 2 ;1001,1 2 ).
2. Какие информационные процессы были задействованы вами в этом задании?
3. Постройте в координатной плоскости чертеж какого-либо предмета, закодируйте графическую информацию с помощью двоичной системы счисления и предложите товарищу осуществить перекодировку.
Можно строить не графики на бумаге, а точечные диаграммы в электронных таблицах Excel
Мои любимые книжки.
Метапредметные результаты обучения предполагают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, овладение способностями их использования в социальной, познавательной и учебной практике.
Провожу бинарные уроки. Например,
- Информатика + ИЗО «Рисование орнамента коврика в текстовом редакторе Microsoft Word» .
- Информатика + немецкий язык «Обмен информацией с немецким другом через электронную почту» и др.
Berlin
den 29.November
Liebe Freunde!
Ich heiße Hans! Ich bin 15 Jahre alt. Ich lerne im Gymnasium.
Mein Hobby ist Lesen.
Ich lese gern Krimis. Zu meinen Lieblingsschriftstellern gehören Agatha Christie und Edgar Po. Ihre Werke sind spannend und lassen niemanden kalt! Ich habe viele ihre Bücher zu Hause.
Welche Bücher lest ihr gern?
Wer gehört zu euren Lieblingsschriftstellern?
Schreibt mir bald!
Tschüs!
Hans.
Использую игровой портал LearningApps.org
Применение сервисов сети Интернет в учебном процессе вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию учения, так как их использование создает возможность доступа к новой информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, то есть расширяет возможности представления учебной информации.
Т ак как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе, считаю, что
интегрированные уроки являются стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями, что повышает мотивацию исследовательской и творческой активности учащихся.
Спасибо за внимание .