МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Жарова Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей № 28 имени Н.А Рябова
город Тамбов
2012 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В ФГОС нового поколения метапредметный подход представлен как способ организации деятельности, применимый как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметный подход позволяет на новом уровне осуществить:
- процесс обучения, как процесс саморазвития, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования;
- повышения мотивации обучающихся;
- обеспечение наглядности представления практически любого материала.
ПРОТИВОРЕЧИЯ:
1) между социальным заказом общества и недостаточной социальной адаптацией учащегося для реализации этого заказа;
2) между требованиями ФГОС НП к результатам предметных, личностных и метапредметных знаний учащихся и отсутствием методик, обеспечивающих эти результаты;
3) между современными требованиями к развитию творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения;
4) между стремлением личности к творчеству, самовыражению и низкой долей самостоятельного познания школьника на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Метапредметный подход. Основные особенности метапредметов
Метапредмет =
Отличное знание предмета + деятельностные единицы содержания
- Метапредметы выстраиваются вокруг какой-то мыслительной организованности, которая имеет не просто деятельностный, но универсальный, метапредметный, характер.
- Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов и развитие предметных действительностей на рефлексивных основаниях
- Ориентация на развитие у школьников базовых способностей и компетентностей – основного показателя качества образовательной работы
Знание
Задача
Проблема
Знак
Смысл
Динамика качества знаний
по русскому языку
по литературе
Результаты экзамена по русскому языку (ЕГЭ) 11 класс
Показатели
Всего классов
2009 – 2010
1
Количество учащихся
2010 – 2011
2011 – 2012
1
24
Средний балл
1
68,4
27
Средний балл по городу
Средний балл по области
27
73,5
66,15
61,84
74,3
95 баллов
69,5
69,5
98 баллов
62,5
-
63,8
-
90
1
-
1
-
Результаты экзамена по литературе (ЕГЭ) 11 класс
-
-
Количество учащихся
2
-
Средний балл
-
1
1
66
69
Результаты экзамена в новой форме на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку 9 класс
Учебный год
Количество учащихся
Количество полученных учениками отметок:
2010- 2011
50
«5»
2011-2012
13
51
Средний тестовый балл по Тамбовской области по русскому языку в 2011 году составил 59,5. Процент качества – 54,72%
«4»
36
Средний тестовый балл по городу Тамбову - 61,2% Процент качества – 62,32%
26
«3»
Количество учащихся, получивших высокий балл на экзамене
Средний балл
11
14
«2»
Учебный год
0
1
2010 – 2011
Качество обучения
4,02
0
2011 – 2012
Обученность
Количество учащихся
4,7
100%
50
51
78 %
100%
Средний тестовый балл
Повысили
отметки
98 %
66
35
Понизили отметки
82,2
100 баллов
Подтвердили отметки
40
1
0
5
95 баллов
0
15
11
0
8
91 балл
6
10
Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников
Показатели
Учебный год
2009-2010
Муниципальный уровень
2010-2011
Литература
Сергунова В.
(7 кл.)-2 место
Муравьева Е.
(10 кл.)- 1 место
Русский язык
Сергунова В.
(7 кл.)- 3 место
Муравьева Е.
(10 кл.)- 3 место
Региональный уровень
2011-2012
Литература
Сергунова В.
(8 кл.)-5 место
Устинская Я.
(9 кл.) – 3 место
Русский язык
Караваев Д.
(9 кл.)-3 место
Кольтинова Т.
(11 кл.) – 4 место
Литература
Устинская Я.
(10 кл.) - призер
Русский язык
Загороднов С.
(9 кл.)– призер
Панина Н.
(9 кл.)-призер
Русский язык
Загороднов С.
(9 кл.)– призер
Формирование устойчивой положительной мотивации и повышение интереса учащихся к предмету
В ходе диагностических исследований установлено, что 85% имеет оптимальный и достаточный уровень интереса к предмету.
85 - 100 – оптимальный уровень
65 – 84 - достаточный уровень
40 – 64 – низкий уровень
На основе анкетирования “ Ассоциации” было выявлено, как ребята воспринимают те или иные предметы. При подходе к таким предметам, как русский язык и литература у детей возникали такие ассоциации: уважение, любовь, чувство радости, улыбка, удивление, гордость.
Список литературы
1) Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.
2) Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
3) Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
4) «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»
5) Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие
6) Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) http :// www . ug . ru / downloard /2009/ fp 1_23 pdf
7) Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»
8) http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009».
9) http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009.
10) Громыко Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования. М.,2011