СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные задания по биологии 5 класс. Раздел "Царство Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для предметной диагностики  метапредметных результатов по биологии в 5 классе 

Раздел: Царство Бактерии

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные задания по биологии 5 класс. Раздел "Царство Бактерии"»

Задания для предметной диагностики метапредметных результатов по биологии в 5 классе 

Раздел: Царство Бактерии

Выполните задания.

1. Какая наука изучает Бактерии? Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка.

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами. Микроорганизмы изучаются______________. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется_____________________. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.



Слова: Бактериология, Микробиология,

2.Рассмотрите рисунок с изображением бактериальной клетки и выполните задания

Укажите на рисунке стрелками части бактериальной клетки и подпишите их названия рядом с каждой стрелкой.











3. Прочитайте текст. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного списка , используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных слов.

Бактерия - это группа микроорганизмов состоящих из одной ____________(А),

в которой отсутствует ____________(Б). Большинство бактерий имеют слизистую ________________В) поверх клеточной оболочки. Некоторые бактерии могут обитать в бескислородной среде, Их называют анаэробными, При неблагоприятных условиях такие бактерии могут образовывать _____________(Г). Многие бактерии имеют __________ (Д), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в __________________(Е)

Список слов

  1. ядро 4) спора

  2. цитоплазма 5) жгутик

  3. капсула 6) клетка

4. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка» , Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидными (кокки); в виде цепочки шаров (стрептококки); в виде гроздей из шаров (стафилококки); в виде палочек (бациллы); изогнутыми (вибрионы); в виде спиралей (спириллы)

Рассмотрите рисунки и подпишите название форм изображенных на них бактерий















5. Два ученика поспорили: один утверждает, что тип питания бактерий такой же как у животных, другой считает, что как у растений. Как вы разрешите спор?



Ответ: _________________________________________

__________________________________________

6. Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст!











7. На графике показана зависимость скорости роста одной из групп бактерий от температуры окружающей среды. Исследователь, находясь в лаборатории, взял четыре сосуда с одинаковой питательной средой. Первый сосуд он остудил до 100 С, во втором оставил температуру 20 0 С, а третий и четвертый нагрел до 300 С и 400 С соответственно.

Определите с помощью графика, в каком из сосудов, бактерии будут размножаться быстрее

Ответ: ___________________________

8. На упаковке молока можно увидеть надпись, представленную на рисунке. Что означает эта надпись?

1) Молоко произведено фирмой, названной в честь её хозяина.

2) Молоко не кипятилось, а нагревалось до такой температуры, которая позволяет уничтожить живые бактерии, но сохранить полезные свойства молока.

3) Молоко произведено фирмой, названной в честь знаменитого французского ученого Луи Пастера.

4) Молоко на заводе обеззараживали путем облучения специальным пастеризующим светом

Ответ ______________________________________________

9.Почему для увеличения срока годности молочных продуктов их советуют хранить в холодильнике?

Ответ___________________________________________________________________

10. Что из перечисленного характерно для бактерий? Запишите номера выбранных ответов.

  1. бесполое размножение

  2. многоклеточность

  3. наличие ядра

  4. превращение в спору

  5. молочнокислое брожение

  6. образование гифов

Ответ: __________________________________________________________________

11.Какую группу бактериальных организмов принято считать « санитарами» планеты Земля?

  1. клубеньковые бактерии

  2. бактерии гниения

  3. серобактерии

  4. железобактерии

Ответ:______________________________________

12. С жизнедеятельностью некоторых бактерий связано биологическое разрушение многих промышленных материалов (дерево, бумага, картон и др.). А для разложения одноразовых пластиковых пакетов из полиэтилена может потребоваться сотни лет. При попадании в окружающую среду, они засоряют дикую природу, загрязняют реки, озера и океаны. Учитывая повсеместное использование полиэтиленовых пакетов, неэффективная их утилизация представляет собой серьезную угрозу для многочисленных экосистем. Объясните, почему пластиковые пакеты в дикой природе не разрушаются? Чем можно заменить полиэтиленовый пакет в повседневной жизни?



Ответ: __________________________________________________________________

13. Определите, сколько дней бактерии могут сохранять жизнеспособность в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы в 4 раза, тифа – в 30 раз, туберкулеза – в 15 раз, а сибирской язвы – в1626 раз дольше

Ответ:

бактерии чумы _____________________ дней

бактерии тифа ___________________ дней

бактерии туберкулеза ___________________ дней

бактерии сибирской язвы ________________ дней



14. Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;
Д) способность к быстрому размножению;
Е) питание органическими остатками.

15.Каким образом можно обезвредить бактерии холеры?

Ответ: __________________________________________________________

__________________________________________________________

16. В каком случае правильно показано место бактерий в пищевой цепи:

1) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;
2) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;
3) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;
4) мышь – почвенные бактерии – сова – трава.

17. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и объясните их.

1. Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы.

2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов.

3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам.

4. Две новые клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка.

5. Бактерии используются в пищевой, текстильной, медицинской промышленности.



18. Дайте оценку рекламе антибактериального мыла. Если у него преимущества перед обычным мылом? Опасно ли оно для здоровья?

Ответ: __________________

___________________

___________________

19. Прочитайте текст и выполните задания:

Полезные бактерии

  1. Бифидобактерии и лактобактерии - это часть микрофлоры пищеварительной системы человека, способствующая нормальному пищеварению

  2. Вифидобактерии составляют 85-90 % микроорганизмов, населяющих кишечник ребенка

  3. Эти бактерии участвуют в образовании многих витаминов, нужных белков, улучшают усвоение кальция и витамина D, что очень важно для растущего организма

  4. Вифидобактерии выделяют особые органические кислоты, способствующие гибели болезнетворных бактерий.

  5. Лактобактерии встречаются в кишечнике в меньшем количестве ,зато преобладают в других отделах пищеварительной системы, например в ротовой полости и желудке.

  6. Они превращают молочный сахар и другие углеводы в молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций.

  7. Вместе с бифидобактериями лактобактерии образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий и активны даже в малых дозах.

  8. При неправильном питании они быстро погибают и нарушают работу пищеварительной системы человека.

19 .1 В каких предложениях говорится о нахождении бактерий в теле человека?

Ответ:____________________________________________________________________

19.2 Сравните лактобактерии и бифидобактерии по плану

1) Менстонахождение в пищеварительной системе человека

Лактобактерии ___________________________________________________________

Бифидобактерии _________________________________________________________

2) Значение для организма человека.

Лактобактерии_________________________________________________________

Бифидобактерии ______________________________________________________



20.  Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В песках пустынь хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ:________________________

_________________________



21. БОМБАЖ (франц. bombage) консервов вздутие консервной банки - образование газов в связи с размножением в консервах микроорганизмов. Как Вы думаете, такие консервы можно употреблять в пищу или нет?

Ответ:________________________

_________________________





22. Наши предки понимали, что одним из наиболее эффективных способов сохранение продуктов питания была защита их от различных микроорганизмов, а какой биологический процесс лежит в их основе различных способов сохранения продуктов?







23. Прочитайте текст и выполните задание

Изучение бактерий

Честь открытия бактерий принадлежит А.Левенгуку. Он создал один из первых микроскопов для проведения простых научных наблюдений. В 1683 году ученый впервые увидел бактерии, о чем сообщил письмом в Лондонское королевское общество. Бактерии, как и все другие микроскопические существа, Левенгук назвал «анималькули». Название же «бактерии» ввел в употребление только в 1828 годуХ.Эренберг. Огромный вклад в изучение болезнетворных бактерий внес Л. Пастер. Именно он в 1850 – 1860-х годах установил, что у каждой болезни есть свой возбудитель, и открыл бактерии являющиеся возбудителями некоторых болезней. Исследования Пастера продолжил микробиолог Р. Кох. Он исследовал бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулезную палочку. В 1937 году Кох был удостоен Нобелевской премии за исследования и открытия, касающиеся лечения туберкулеза. Тонкое изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е. В 1937 году Э. Чаттон предложил делить все организмы по типу клеточного строения на прокариот и эукариот.

Установите, в какой последовательности в истории происходили указанные ниже события

  1. Л. Пастер открывает болезнетворные свойства бактерий.

  2. Х Эренгберг вводит в употребление название «бактерии».

  3. Э. Чаттон разделил клетки на прокариоты и эукариоты.

  4. Р. Кох удостаивается Нобелевской премии за исследование бактерий, вызывающих туберкулез.

  5. А. Левенгук наблюдает бактерии в микроскоп.

Запишите в ответе получившуюся последовательность цифр.

Ответ:








24.Прочитайте текст и выполните задание ???


Бабушка попросила Петю помочь ей сделать булочки. Она заранее смешала в кастрюльке

дрожжи с теплым раствором сахара. Оставалось добавить в полученную смесь молоко,

муку и замесить тесто. Петя заглянул в кастрюльку и увидел, что смесь пузырится, как

будто вспенивается. Бабушка объяснила Пете, что это выделяется углекислый газ, благо-

даря которому булочки будут пышными.

На столе с утра осталась стоять чашка с недопитым молоком. Заглянув в чашку, Петя

обнаружил в ней осадок из белых сгустков. ≪Молоко прокисло, – с сожалением сказала

бабушка, – для приготовления теста возьмем свежее молоко из холодильника≫.

Бабушка замесила тесто. Петя с бабушкой стали лепить булочки и выкладывать их на

противень. Потом бабушка зажгла в духовке газ и поставила противень в нагретую духовку.

Вскоре по квартире стал распространяться приятный запах. Когда на булочках появилась коричневая корочка, бабушка вынула их из духовки. За ужином вся семья наслаждалась вкусными булочками.

Задание

1.Озаглавте рассказ.

2. Какие живые организмы бабушка добавила в смесь, напишите название царств, к которому они относятся?

3.Кто принял участие в процессе образования осадка из белых сгустков в молоке?

4.Как называется процесс, при котором выделяется углекислый газ, благодаря которому булочки будут пышными?


















24. Рассмотрите фотографии. С помощью изображений сформулируйте четыре правила, которые следует соблюдать, чтобы не заразиться болезнями, вызываемые болезнетворными бактериями



Правило 1____________________________







Правило 2____________________________







Правило 3_____________________________







Правило 4______________________________

8