СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод фокальных объектов и морфологический анализ. 11 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация включает в себя два метода решения творческих задач: метод фокальных объектов и морфологический анализ. Теоретический материал подкреплен практическими работами, позволяющими учащимся выполнить предлагаемые задачи индивидуально или в парах.

Просмотр содержимого документа
«Метод фокальных объектов и морфологический анализ. 11 класс.»

Метод фокальных объектов  Метод морфологического анализа Выполнил: Анучина Е.А. Учитель технологии МАОУ СОШ №11 Североуральск 2016

Метод фокальных объектов Метод морфологического анализа

Выполнил: Анучина Е.А.

Учитель технологии

МАОУ СОШ №11

Североуральск

2016

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Слово

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Слово "фокальный" означает,

что объект находится в фокусе

вашего внимания.

  • Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств.
  • Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.
Примеры применения метода  фокальных объектов: Задача: Выбор объекта и цели его усовершенствования. 1. Совершенствуемый объект- часы. Цель: расширение ассортимента продукции часового завода для увеличения спроса. 2. Выбор 3-4 произвольных объектов (наугад из словаря, журнала, книги. Например: лист, катер, клетка, сетка. 3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше( включаются не только основные, но и малозначительные признаки).

Примеры применения метода фокальных объектов:

  • Задача: Выбор объекта и цели его усовершенствования.
  • 1. Совершенствуемый объект- часы. Цель: расширение ассортимента продукции часового завода для увеличения спроса.
  • 2. Выбор 3-4 произвольных объектов (наугад из словаря, журнала, книги. Например: лист, катер, клетка, сетка.
  • 3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше( включаются не только основные, но и малозначительные признаки).
Таблица признаков случайных объектов. Объект Признаки объекта ЛИСТ Широкий, узкий,плоский, цветной, упругий, резной, бумажный, пространственный, яркий, металлический, пластмассовый, однолетний, многолетний КАТЕР Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный КЛЕТКИ Самоорганизующаяся, неэнергоемкая, самонастраивающаяся,живая, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности СЕТКА Плетеная, прочная, заградительная, игро- вая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, цифровая,складная

Таблица признаков случайных объектов.

Объект

Признаки объекта

ЛИСТ

Широкий, узкий,плоский, цветной, упругий, резной, бумажный, пространственный, яркий, металлический, пластмассовый, однолетний, многолетний

КАТЕР

Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), нетонущий, сигнальный, морской, спасательный

КЛЕТКИ

Самоорганизующаяся, неэнергоемкая, самонастраивающаяся,живая, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности

СЕТКА

Плетеная, прочная, заградительная, игро-

вая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, цифровая,складная

4. Генерирование идей идет путем присоединения к фокальному объекту ( часам) признаков случайных объектов( из таблицы) Присоединение одного признака Присоединение двух признаков Часы широкие Присоединение трех признаков Часы цветные, самозаводящиеся Часы сигнальные Часы широкие, неэнергоемкие Часы цветные, сигнальные, складные Часы игровые Яркие,спаса- тельные, само- настраивающиеся Часы узкие, сигнальные Часы упругие, нетонущие, игровые

4. Генерирование идей идет путем присоединения к фокальному объекту ( часам) признаков случайных объектов( из таблицы)

Присоединение одного признака

Присоединение двух признаков

Часы широкие

Присоединение трех признаков

Часы цветные, самозаводящиеся

Часы сигнальные

Часы широкие,

неэнергоемкие

Часы цветные,

сигнальные,

складные

Часы игровые

Яркие,спаса-

тельные, само-

настраивающиеся

Часы узкие,

сигнальные

Часы упругие, нетонущие, игровые

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Например: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся.  Могут применяться: в морских условиях; самонастраиваются на волну спутниковой связи; могут использоваться в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны. 6. Оценка полученных результатов и отбор полезных решений. Должны быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Например: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся.

  • Могут применяться: в морских условиях; самонастраиваются на волну спутниковой связи; могут использоваться в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

6. Оценка полученных результатов и отбор полезных решений. Должны быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Практическая работа: В Англии продают товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, т.к. в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают. Задача: Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение. УДАЧИ!

Практическая работа:

  • В Англии продают товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, т.к. в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.
  • Задача: Предложите свою техническую шутку.

Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение. УДАЧИ!

Метод морфологического анализа   Метод морфологического анализа заключается в том, что в технической системе выделяют несколько характерных для нее морфологических признаков. По каждому признаку составляют список его возможных вариантов (альтернатив).  Альтернативные варианты перебирают, составляя из них различные сочетания. Таким образом выделяются новые варианты решения задачи. Следовательно, морфологический анализ - это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация.

Метод морфологического анализа

Метод морфологического анализа заключается в том, что в технической системе выделяют несколько характерных для нее морфологических признаков. По каждому признаку составляют список его возможных вариантов (альтернатив).

  • Альтернативные варианты перебирают, составляя из них различные сочетания. Таким образом выделяются новые варианты решения задачи.
  • Следовательно, морфологический анализ - это способ системного подхода в области решения творческих задач. Метод направляет мышление таким образом, что генерируется новая информация.
Метод морфологического анализа применяем в проектах при выборе идеи или модели изделия к проекту.

Метод морфологического анализа применяем в проектах при выборе идеи или модели изделия к проекту.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!