СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по технологии для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс (34 часа)

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры 9 ч.

Влияние технологий на общественное развитие 2 часа

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы 2 часа

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда 2 часа

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда 2 часа

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. 

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Рынок потребительских товаров и услуг 1 часа

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения зако­нодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Ме­тоды оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды стра­хования. Обязательное страхование. Развитие системы страхо­вания в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных

объектов или услуг 10 часов

Проектирование в профессиональной деятельности 2 часа

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда 2 часа

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация 1 часа

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

 Введение в психологию творческой деятельности 2 часа

Основные теоретические сведения

  Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений 1 часа

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности 1 час

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

 Презентация результатов проектной деятельности 1 час

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Творческая, проектная деятельность 10 часов

Основные теоретические сведения:

Цель и задачи проектной деятель­ности. Составные части творческого проекта.  Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых затрат. Оценка и самооценка изделия. Составление портфолио и разработка электронной презен­тации.

Презентация и защита творческого проекта.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения.

Практические работы:

       Разработка вариантов. Оформление проектов. Защита творческих проектов.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения

Просмотр содержимого документа
«РП по технологии для 10-11 класса»

11


Планируемые результаты освоения предмета «Технология»


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:

  • проектирования материальных объектов или услуг;

  • повышения эффективности своей практической деятельности;

  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.

Содержание учебного курса 68 часов

10 класс (34 часа)

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры 9 ч.

Влияние технологий на общественное развитие 2 часа

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы 2 часа

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда 2 часа

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда 2 часа

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Рынок потребительских товаров и услуг 1 часа

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения зако­нодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Ме­тоды оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды стра­хования. Обязательное страхование. Развитие системы страхо­вания в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных

объектов или услуг 10 часов

Проектирование в профессиональной деятельности 2 часа

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда 2 часа

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация 1 часа

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

Введение в психологию творческой деятельности 2 часа

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений 1 часа

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности 1 час

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Презентация результатов проектной деятельности 1 час

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Творческая, проектная деятельность 10 часов

Основные теоретические сведения:

Цель и задачи проектной деятель­ности. Составные части творческого проекта. Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых затрат. Оценка и самооценка изделия. Составление портфолио и разработка электронной презен­тации.

Презентация и защита творческого проекта.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения.

Практические работы:

Разработка вариантов. Оформление проектов. Защита творческих проектов.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения


11 класс (34 часов)

Производство, труд и технологии

Организация производства 6 часов

Структура современного производства 2 часа

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.

Нормирование и оплата труда 2 часа

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.

Научная организация труда 2 часа

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.

Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг 9 часов

Функционально - стоимостный анализ 2 часа

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.

Основные закономерности развития искусственных систем 2 часа

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.

Защита интеллектуальной собственности 3 часа

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.

Презентация результатов проектной деятельности 2 часа

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.

Профессиональное самоопределение и карьера 4 часа

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования 2 часа

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.

Планирование профессиональной карьеры 2 часа

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме, план построения профессиональной карьеры.


Творческая, проектная деятельность 9 часов

Основные теоретические сведения:

Цель и задачи проектной деятель­ности. Составные части творческого проекта. Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых затрат. Оценка и самооценка изделия. Составление портфолио и разработка электронной презен­тации.

Презентация и защита творческого проекта.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения.

Практические работы:

Разработка вариантов. Оформление проектов. Защита творческих проектов.

Обсуждение проектов и изделий, выполненных за время обучения.



Тематическое планирование 10 – 11 классы


раздела и тем

Наименование разделов и тем


Учебные часы

Контрольные срезы

10

11

10

11

Производство, труд и технологии

1

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

9




1.

Влияние технологий на общественное развитие.

2




2.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

2




3.

Технологическая культура и культура труда

2




4.

Производство и окружающая среда.

2




5.

Рынок потребительских товаров и услуг.

1


тест


2

Организация производства


6



6.

Структура современного производства.


2



7.

Нормирование и оплата труда.


2



8.

Научная организация труда.


2



3

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

10

9



9.

Проектирование в профессиональной деятельности.

2




10.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

2




11.

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

1




12.

Введение в психологию творческой деятельности.

2




13.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

1




14.

Функционально - стоимостный анализ.


2



15.

Основные закономерности развития искусственных систем.


2



16.

Защита интеллектуальной собственности.


3


тест

17.

Анализ результатов проектной деятельности

1




18.

Презентация результатов проектной деятельности

1

2



4

Профессиональное самоопределение и карьера


4



19.

Изучение рынка труда, профессий профессионального образования


2



20.

Планирование профессиональной карьеры


2



5

Творческая, проектная деятельность

10

10

проект

проект


Резерв учебного времени

3

3




Итого

32

32

2

2



Календарно-тематическое планирование 10 класс


п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

план

факт




ТЕХНОЛОГИИ И ТРУД КАК ЧАСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – 9 ч.

1

02.09.-09.09.



Влияние технологий на общественное развитие.



Беседа



2

12.09.- 16.09.



Анализ технологий, структуры и организации производства.


Фронтальный опрос


3

19.09.-23.09.



Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.


Выступление с сообщением


4

26.09.- 30.09.



Рекомендации по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве. Эргономические подходы

Практическая работа «Усовершенств. приборов»


5

03.10.-07.10.



Технологическая культура и культура труда



Практическая работа


6

10.10.- 14.10.



Основные составляющие культуры труда работника.



Выступление с сообщением


7

17.10.- 21.10.



Производство и окружающая среда.



Творческая работа



Продолжение календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

план

факт




8

24.10.-28.10.



Природоохранные технологии



Доклад


9

07.11.- 11.11.



Рынок потребительских товаров и услуг.



Сообщение

Практическая работа


10


14.11.- 18.11.



Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя

Тестирование


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ – 10 часов

11

21.11.- 25.11.





Проектирование в профессиональной деятельности.


Практическая работа


12

28.11.- 02.12.





Основные стадии проектирования технических объектов

Практическая работа


13

05.12.- 09.12.





Информационное обеспечение процесса проектирования.

Практическая работа


14

12.12.- 16.12.





Определение потребительских качеств объекта труда

Практическая работа


15

19.12.- 23.12.



Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

Практическая работа


Продолжение календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

план

факт




16


11.01.- 13.01.



Введение в психологию творческой деятельности.

Практическая работа


17


16.01.- 20.01.



Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Способы повышения творческой активности личности

Практическая работа


18



23.01.- 27.01.



Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

Практическая работа


19



30.01.- 03.02.



Анализ результатов проектной деятельности


Практическая работа


20



06.02.- 10.02.



Презентация результатов проектной деятельности


Доклад


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 11 часов

21

13.02.- 17.02.



Основные информационные источники. Технология поиска информации средствами Интернета.

Практическая работа


22

20.02.- 22.02.



Технология создания банка идей.



Практическая работа


23

27.02.- 03.03.



Анализ существующих изделий и определение задач проекта. Работа по проекту.

Практическая работа


Продолжение календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

план

факт




24

06.03.- 10.03.



Анализ и компоновка информации для проекта в разном формате


Практическая работа


25

13.03.- 17.03.



Составление проектно-технологической документации


Практическая работа


26

20.03.- 24.03.



Экологическое и экономическое обоснование проекта



Пр/раб


27

03.04.- 07.04.



Маркетинговые исследования проекта



Пр/раб


28

10.04.- 14.04.



Оформление пояснительной записки



Пр/раб


29

17.04.- 21.04.



Презентация проектной деятельности



Защита проекта Выставка работ


30

24.04.- 28.04.



Презентация проектной деятельности



Защита проекта Выставка работ


31


02.05.- 05.05.



Анализ проектной деятельности




Продолжение календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание






32



10.05.- 12.05.



Резерв часа.



33



15.05.- 19.05.



Резерв часа.



34



22.05.- 26.05.



Резерв часа.















Календарно-тематическое планирование 11 класс


п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Примечание

план

факт




ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – 6 часов


Структура современного производства 2 часа



1

02.09.-09.09.



Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Виды предприятий и их объединений.

Инструктаж


2

12.09.- 16.09.



Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.


Практическая работа



Нормирование и оплата труда 2 часа



3

19.09.-23.09.



Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства

Фронтальный опрос


4



26.09.- 30.09.



Зависимость формы оплаты труда

Формы разделения труда.


Практическая работа



Научная организация труда 2 часа



5



03.10.-07.10.



Менеджмент в деятельности организации.


Практическая работа


6



10.10.- 14.10.



Понятие о морали и этике. Профессиональная этика.

Практическая работа


Продолжение календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля


план

факт




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ – 9 часов




Функционально - стоимостный анализ 2 часа



7

17.10.- 21.10.




Цели и задачи функционально - стоимостного анализа

Практическая работа


8

24.10.-28.10.




ФСА как комплексный метод технического творчества.

Практическая работа



Основные закономерности развития искусственных систем 2 часа



9

07.11.- 11.11.



Понятие об искусственной системе. Основные закономерности развития искусственных систем


Фронтальный опрос, беседа


10

14.11.- 18.11.



Выдающиеся открытия и изобретения. Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Сообщение



Защита интеллектуальной собственности 3 часа



11



21.11.- 25.11.



Понятие интеллектуальной собственности.


Практическая работа


12



28.11.- 02.12.



Способы защиты авторских прав. Сущность патентной защиты разработок






Продолжение календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Оснащение урока

план

факт




13



05.12.- 09.12.



Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Контрольные срезы (тесты)


14



12.12.- 16.12.



Резерв часа




Презентация результатов проектной деятельности 2 часа



15

19.12.- 23.12.



Определение целей презентации. Выбор формы презентации.




16

11.01.- 13.01.



Использование технических средств в процессе презентации.




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА – 4 часа


Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования 2 часа



17

16.01.- 20.01.



Способы изучения рынка труда и профессий



Практическая работа


18

23.01.- 27.01.



Виды и формы получения профессионального образования.


Практическая работа


Продолжение календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Оснащение урока

план

факт







Планирование профессиональной карьеры - 2 часа



19



30.01.- 03.02.



Основы профессионального самоопределения


Практическая работа


20

06.02.- 10.02.



Понятие профессиональной карьеры



Практическая работа


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 10 часов

21



13.02.- 17.02.



Основные информационные источники. Технология поиска информации средствами Интернета.

Практическая работа


22



20.02.- 22.02.



Технология создания банка идей. Выбор технологии выполнения изделия или услуги

Практическая работа


23



27.02.- 03.03.



Анализ существующих изделий и определение задач проекта. Работа по проекту.

Практическая работа


24



06.03.- 10.03.



Анализ и компоновка информации для проекта в разном формате

Практическая работа


25



13.03.- 17.03.



Составление проектно-технологической документации

Практическая работа


Продолжение календарно-тематическое планирование 11 класс

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (кол-во часов), темы урока

Формы и темы контроля

Оснащение урока

план

факт




26



20.03.- 24.03.



Экологическое обоснование проекта.

Практическая работа


27



03.04.- 07.04.



Экономическое обоснование проекта.

Практическая работа


28

10.04.- 14.04.



Работа по проекту. Маркетинговые исследования проекта.




29

17.04.- 21.04.



Оформление портфолио проектной деятельности





30


24.04.- 28.04.



Подготовка к защите проекта. Создание презентации



31


02.05.- 05.05.



Презентация проектной деятельности

Защита проекта



32


10.05.- 12.05.



Презентация проектной деятельности


Защита проекта


33


15.05.- 19.05.



Резерв часа



34


22.05.- 26.05.



Резерв часа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!