СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как форма контроля и оценки знаний учащихся

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме : Метод проектов как форма контроля и оценки знани

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как форма контроля и оценки знаний учащихся»

Метод проектов как форма контроля

и оценки знаний учащихся


Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале XX века в США. Его авторами явились философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик Вильям Херд Килпатрик. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его интересами именно в этом знании. Для этого была необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, в ходе решения которой ему необходимо приложить полученные знания и приобрести новые.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году педагог Станислав Теофилович Шацкий организовал группу сотрудников, активно использовавших проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году постановлением ЦК ВКПб метод проектов, не имевший детальной проработки, был отвергнут. И до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в странах США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Германия, Италия, Бразилия и т.д.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие важной задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; 

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 

  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: 

Проекты можно разделить по типам: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий. Проект может быть  в рамках одной области знания – монопроект, а также межпредметный проект.

 Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта.

1. Этап ориентирования:

-  индивидуальное или коллективное обсуждение проекта,

- выбор темы проекта, возможные варианты проблем.

2.Этап разработки проекта:

·         разработка индивидуальных или коллективных задач;

·         анализ личного опыта учащихся;

·         определение целей, ресурсов;

3.Этап реализации проекта:

·         обсуждение и выбор методов исследования и поиска информа­ции;

·         самостоятельная работа учащихся над задачами;

·         промежуточные обсуждения достигнутых результатов;

·         оформление проекта.

4.Этап презентации результатов проекта:

·         подготовка презентации;

·         зашита проекта.

5.Этап оценивания проекта:

Оценка проекта осуществляется по следующим критериям

·         значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;

·         корректность используемых методов исследования и получаемых результатов;

·         активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

·         коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

·         характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·         необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

·         привлечение знаний из других областей;

·         доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

·         эстетика оформления результатов проведенного проекта;

·         умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть оформлены как презентация, доклад, компьютерная газета, видеофильм, альбом и т. д.

Выводы:

  • проектная деятельность позволяет организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата

  • оценка ставится не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;

  • появляются реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

  • освоение учебного материала становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.