СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов, как способ реализации личностно-ориентированного обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы над творческим проектом обучающихся английскому языку, на районом методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов, как способ реализации личностно-ориентированного обучения иностранному языку»

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка

Бугакова В.В., учитель английского языка МБОУ COШ № 48, г. Воронеж

Известно, что иностранный язык как цель и средство обучения выполняет в учебном процессе различные функции, каждая из которых непосредственно связана с развитием творческой активности и деятельности учащихся на уроках английского языка. Готовность к использованию иностранного языка - это такое состояние, включающее мотивационный и поведенческий компоненты, когда уровни обученности и мотивации обеспечивают продуктивную реализацию полученных знаний в деятельности. Для того, чтобы успешно изучать язык, учащиеся должны принимать в этом самое активное участие: задавать вопросы в процессе обучения и исследовать закономерности изучаемого языка. Учащиеся не должны чувствовать, что изучение английского языка - это тяжелый труд. Для них это средство общения и развития. Они получают возможность экспериментировать с языком, как с чем - то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах.

Всем известно, что творческая активность, наилучшим образом формируется в деятельности, которая определяет и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими. В данном случае роль иностранного языка как предмета возрастает также в связи с введением ФГОС, « где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования».

Таким образом, мотивируя творческую активность учащихся, учитель, обучая, учит учиться. Уже с начального этапа обучения у учащихся проявляется избирательный интерес к содержанию, они объясняют свой выбор, их увлекает содержание, идея произведений, они умеют оценить поступки героя. Я проследила это на всех годах обучения учащихся двух классов, с которыми я осваивала новые авторские программы, обучая, училась сама. Известно, что художественный текст очень благодатная почва для обучения иностранному языку. И никуда от этого не денешься.

Итак, в начале обучения дети еще недостаточно владеют иноязычной речью, пересказом, творческим рассказыванием и не совсем умеют использовать текст, для построения своей собственной деятельности, - так как основным видом деятельности присущей этому возрасту является игра, именно через нее они входят в мир взрослых, усваивают предшествующий социальный опыт. Игра вообще, затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения.

По утверждению Л.C. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем из реальной жизни.

К моменту начала обучения дети уже имеют определенный жизненный опыт. В этом возрасте интенсивно развивают такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно - волевая, эмоциональная и действенно - практическая. Они во многом определяют творческую активность ребенка, суть которой не следовать готовым штампам и образам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно выражать свое отношение к отражаемому, направлять свое воображение на поиск нового.

Но творческую деятельность учащихся любого возраста нужно обязательно сопровождать, так как длительность любой деятельности, возникающая спонтанно, обычно непродолжительна. С любым классом надо говорить на равных, уважая своих учеников. Важно создать на уроке такую обстановку, при которой учащиеся будут трудиться с полной отдачей, в меру своих способностей.

Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия обучения есть оптимальный режим урока, который позволяет развивать творческие способности учащихся. Поэтому, я, считаю, что при выполнении различных учебных заданий учащиеся постоянно должны перемещаться по аудитории, менять речевых партнеров, учителю необходимо вовлекать всех учеников в речевую активность на фоне музыки, картинок, в данном случае макетов, игре, соревнованию и т.д. Но без уважения к личности ребенка, без понимания его интересов, отношения учащихся к действительности и особенности взаимоотношений с окружающим, невозможно достичь каких-то целей, помочь изжить равнодушие, скуку, формализм из учебного процесса в школе. Ролевая игра учит также быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является не тот, кто лучше пользуется ситуацией, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации и личного жизненного опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Итак, практическая деятельность убедила меня в том, что такая форма урока, как ролевая игра вызывает интерес у школьников, способствует формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умение работать самостоятельно. Школьники с увлечением готовятся к ним, активно занимаются языковой практикой. Овладевают необходимым языковым материалом, охотно выполняют индивидуальные задания, испытывают удовлетворение от коммуникативно - познавательной деятельности.

Отсюда, готовясь к уроку, важно думать не только о лексических единицах, но и о том, какую пользу принесут упражнения ученику, как они повлияют на развитие его способностей, его духовного мира, его личности.

Следуя этому утверждению, я подбираю упражнения, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между собеседниками, образующими ситуацию общения, обсуждения тех тем, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся. Их уровню развития использования тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе. Эти упражнения также взаимосвязаны, представляют преемственность, т.е. каждое последующее упражнение было логическим продолжением предыдущего.

При составлении плана урока стремлюсь к тому, чтобы все этапы его были объединены общим сюжетом. Продумываю коммуникативные установки, которые даю отдельным ученикам и всему классу. Например, I этап организационный момент, который включает в себя приветствие и введение учащихся в ситуацию. II этап речевая зарядка, которая проводится в форме беседы по заданной теме. В данном случае тема: «Легко ли быть молодым?». Ее целью является активизация учащимися известного лексического и грамматического материала. III этап - монологическое высказывание. Остальные слушают внимательно, задают вопросы, высказывают свое мнение по поводу услышанного. Здесь же даю коммуникативную задачу всей группе: послушать высказывание и задать вопросы для получения дополнительной информации, согласитесь или не согласитесь с его мнением, выскажите свое по поводу услышанного и т.д. Это стимулирует активность старшеклассников, способствует творчеству. IV этап ролевая игра - идет распределение ролей. В данном случае они были разобраны на предыдущем подготовительном уроке. В процессе подготовки также осуществлялось чтение текстов, консультация с учителем (и во внеурочное время тоже), подбор и использование нужного материала: газетной статьи «О вреде курения», текста учебника справочной литературы, словари.

Итак, роли распределены: с одной стороны «учителя», «судьи», с другой стороны «учащиеся». Представителям обвиняющей стороны предстояло рассказать об основном содержании жалобы, рассказать суть возникшего конфликта, защищающаяся сторона - ответить. Вот здесь и пригодилось владение необходимой лексикой, умение задать вопрос, ответить на него, выразить свое отношение к затронутой проблеме, мнение по тому или иному вопросу, опровергнуть мысль, высказанную собеседником, и обосновать свою точку зрения. А заданная роль помогла ученику раскрыть себя, активировать свой творческий потенциал, языковой и речевой багаж. Было очевидно, что каждый участник суда продумал свое выступление, вопросы и ответы на возможные вопросы. Используя материалы текстов учебника, упражнений, речевых образцов и свой школьный опыт.

Важно отметить, что в ходе суда все функции выполняли только учащиеся. Они проявили большую активность, высокую гражданственность, отстаивая свою точку зрения, задавая уточняющие вопросы, опровергая утверждения. Учащиеся от своего имени говорили о вреде курения, правах подростков, влиянии окружающего взрослого мира на приобретение вредных привычек. И как всегда, в ходе игры я не исправляла ошибки, а незаметно для учащихся записывала их, чтобы на следующем занятии обсудить более типичные. Всем учащимся урок понравился. Им пришлось много работы, чтобы указать учащимся на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Так как это может нарушить психологический комфорт урока. Тем не менее, если количество ошибок значительно, то невозможно их равнодушно констатировать. В этом случае, я, например, фиксирую ошибки для себя, а на следующем уроке провожу корректирующие упражнения, которые всегда связаны с материалом темы. Вместе с тем здоровая реакция коллектива на ошибки одноклассника (смех, исправления в той или иной форме) показывают уровень подготовленности группы. Я всегда объясняю учащимся, что мы только еще учимся и поэтому ошибка наша помощница, она как доктор, который показывает, где болит, и помогает лечить. Это во многом снимает языковой барьер, дает ученику возможность открыть себя другим и других для себя, почувствовать себя значимым и равным. Тем не менее, при оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка, но и на степень их творчества и оригинальность выполнения. Это помогает развитию личности, формирует личность через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям, через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Как известно, большое значение в организации обучения играет мотивация обучения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятии, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует созданию и закреплению языковых явлений в памяти, более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интересов и активности учащихся.

Положительным влиянием на личность обучаемого, как уже ранее говорилось. Является групповая деятельность. Мы всегда рассматриваем урок иностранного языка как социальное явление, где классная аудитория эго определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс это взаимодействие всех присутствующих: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. При этом успех в обучении это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этот процесс.

Отсюда следующий вид проектной работы, который позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы это ролевая игра, т.к. она является наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения. Она так же являет собой условие воспроизведения ее участниками реальной практической деятельности людей. Создает условия реального общения. Эффективность здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Таким образом, ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что - либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем то поделиться с собеседником. Ролевая игра также отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно, что - то сказать. Словом, центром внимания партнеров становится создание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевая игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неизвестности. Обычно ученики лидеры, как правило, захватывают инициативу. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным napтнёром в речевом общении. Школьники обычно выбирают роли, отвечающие их характеру и интересам. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий машинально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче обучения и правильно отреагировать на реплику.

Опыт показывает, что ролевая игра, в которую вовлекаются все члены ученического коллектива, создает благоприятные условия для развития у школьников, как подготовленных, так и не подготовленных форм речи на иностранном языке, обладает большими возможностями в образовании ощутимых результатов. Не секрет, что степень мастерства учителя зависит от способности осуществлять обратную связь (т.е. получать отдачу).

На своих занятиях, я, даю возможность участвовать в творческой деятельности всем учащимся, не составляю сценариев деятельности учащихся и уж, что я считаю совсем недопустимым, не репетирую свои уроки. Дети в процессе обучения овладевают необходимыми навыками для того, чтобы я смогла направить их деятельность на восприятие и воспроизведение содержания литературного произведения, на создание воображением соответствующих образов. Дети эмоционально воспринимают содержание, чувствуют себя активными участниками повествуемых событий, сочувствуют и сопереживают героям произведений, отсюда и стремление активно реализовать это желание в игровых образах и действиях.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает применение такого вида деятельности, как проектная работа. Положительные стороны этого вида деятельности в повышенной мотивации учащихся, так как проект - это личностно ориентированный вид работы (в них, например, учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях). Проекты также предполагают активизацию творческой деятельности: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, что самое, главное учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, те, кто не очень хорошо говорят по - английски, могут прекрасно рисовать. А, когда учащиеся готовятся к проекту, то изучают интересные для себя темы.

Кроме того, когда учащиеся сообщают другим о себе и окружающем мире по - английски, то открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Сейчас у многих есть возможность оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам и проектная работа готовит их к этому. Например, учащиеся 6 класса в конце года готовят большую проектную работу, где рассказывают о городе своей мечты (создают макеты домов, выстраивают из них улицы, рассказывают о том, какие люди живу в этих городах, как их зовут, кем они работают, где делают покупки, какие предприятия, фабрики, заводы есть в городе, как развивается город, что будет построено для улучшения жизни в городе, как и где отдыхают люди и т.д.), что дает им возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей деятельности (например, бумагопластика, которой они овладевают на уроках ИЗО). Известно, что метапредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения и самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу, «Рабочий шум», вызванный необходимостью встать со своего места и ходить по классу во время урока, так как требуется задавать вопросы своим одноклассникам или искать информацию, неизбежен. Такая активность способствует работе и его не следует опасаться. Однако не всю подготовку следует вести на уроке. Это дело более долгое, чем выполнение традиционных заданий, особенно если проект выполняется индивидуально. Учащиеся могут работать над ним дома. На моих занятиях учащиеся в процессе работы над проектом, переходят на русский язык. Я считаю, что ничего страшного в этом нет, так как окончательный вариант готовится на английском языке. При подготовке проекта дети часто используют перевод с русского языка на английский (надписи на картах, интервью членов семьи, тексты из справочной литературы и т.д.). Я разрешаю приносить и использовать в своей работе: ножницы, ( при этом напоминаю технику безопасности работы с ними), линейку , клей, большие листы бумаги, ватман и картон. Кроме того, учащимся пригодится справочная литература: словарь, пособие по грамматике, атлас и т.д. Учащиеся также приносят свои материалы, даже если они изданы на русском языке: журналы, буклеты, карты, рисунки, фотографии и т.д. В период работы над проектом мы храним все это в кабинете, чтобы ничего не забыть дома.

Учащиеся самостоятельно находят нужную информацию, обращаясь ко мне только тогда, когда они сами не могут найти ответ на вопрос. Здесь уместно сказать о роли учителя как носителя информации, например, когда требуется, что - то пояснить, исправить ошибки и т.д. Учитель также выступает в роли наблюдателя, в тот момент, когда учащиеся работают самостоятельно или в группах. Я, например, хожу по классу и помогаю отдельным ученикам или всей группе, принимая на себя роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации. Например, дети спрашивают у меня, работая над проектом, где найти те или иные сведения для его выполнения. Я прошу учащихся сдать черновик. Приходится потрудиться, но при этом нужно сделать так, чтобы их не покидало чувство удовлетворения от того, что они могут общаться на английском языке, оттого, что с ними считаются, т.к. роли достаются каждому из 10 человек группы. Одни выбрали себе роли сразу, другим нужно было подумать и определить свои возможности в процессе подготовки, остальным помогала я, при этом учитывала их уровень подготовки. Одна из учащихся настояла на том, что будет играть роль верховного судьи. Хотя эту роль должен был бы выполнять более подготовленный ученик, обладающий умением организовать дискуссию, или учитель, так как главный судья должен вести ход всего «заседания суда». Но непреклонное желание девочки доказать, что она может справиться с этой ролью помогло ей. Она четко держала канву игры - предоставляла слово каждой группе, спрашивала, т.е. вела суд и обосновывала свои действия. Это еще раз доказывает, что роль помогает раскрыться личности. Анализ игры показал, что успех полностью зависит от заинтересованности учащихся и тщательной подготовке, вплоть до изготовления реквизита (бакалаврских шапок, приведение в порядок мантий и т.д.). И мы пришли к выводу, что подготовка к игре сплотила коллектив группы, стимулировала работоспособность и заинтересованность школьников.

Результаты опроса мнений ребят показали, что они с удовольствием общались и при этом чувствовали ответственность, возлагаемую на них ролью. Были и трудности. Они заключались в том, что не все ребята достаточно умело и грамотно выражали свои мысли на английском языке, допускали ошибки в построении предложений, произношении отдельных слов; не всегда правильно понимали обращенные к ним вопросы и, следовательно, не могли на них правильно ответить. Но роли были сыграны хорошо: они не боялись выглядеть смешными перед одноклассниками, т.к. была создана благоприятная психологическая обстановка, которая помогла снять языковой барьер, застенчивость и робость.

В заключении хочется сказать следующее, что весь процесс обучения иностранному языку зависит, на мой взгляд, от содержания педагогической работы, суть которой моделировать игровые ситуации согласно содержанию изученного материала, что имеет большое влияние на развитие способностей и наклонностей учащихся, а следовательно на их будущую судьбу. А также такие виды учебной деятельности (проектная работа, ролевая игра и т.д.), которые помогают ученику учиться самостоятельно ведь иностранному языку (как и любому другому предмету) нельзя научить, ему можно только научиться.