ФИО автора: Таганашвили Н.Б. преподаватель специальных дисциплин
Тема: «Организация проектного обучения как средство активизации мыслительной активности студентов»
МЕТОД ПРОЕКТОВ
- Метод проектов (от греч. - путь исследования) - это система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ.
- Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем преподавателя, обладающих объективной или субъективной новизной.
Типы проектов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ИГРО - РОЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
- Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
- -это процесс поиска чего- то неизвестного, истины, новых знаний, , это один из видов познавательной деятельности студентов.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
- это работа по решению определенной и ясно осознаваемой задачи, это "творчество по плану". Творческий проект всегда предполагает обязательное составление четкого плана проводимых изысканий или действий, требует четкой формулировки и понимания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом.
ИГРО - РОЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ
- Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
- Изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
ЦЕЛЬ
- Проявить (выявить) и развить СПОСОБНОСТЬ УЧЕНИКА К САМОИЗМЕНЕНИЮ, САМООРГАНИЗАЦИИ посредством системы заданий проектов разного типа на основе компьютерных и иных технологий
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов представления конечных результатов.
сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов различными средствами. выводы, выдвижение новых проблем исследования. Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- атлас, карта видеофильм выставка газета, журнал законопроект игра коллекция костюм мультимедийный проект праздник прогноз система школьного самоуправления справочник
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
- паспорт проекта планы выполнения проекта и отдельных этапов промежуточный отчет вся собранная информация по теме результаты исследований и анализа записи всех идей, гипотез и решений краткое описание всех проблем эскизы, чертежи, наброски продукта материалы к презентации
Понятие «проект» еще не осмыслено до конца. Но уже ясно, что проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. И актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы. Делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые Преподаватели могут использовать как на занятиях, так во внеурочной и внеклассной работе.
Метод проектов в воспитательной работе
Один из примеров реализации метода проектов в моей профессиональной деятельности является работа с моим студентом над исследовательским проектом, посвященным 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Студент, Сомов Никита Михайлович, в течение месяца провел работу – исследование истории своей семьи и ее роли в Великой отечественной войне. Он провел беседу с родными, которые застали Ветеранов, изучил архивные материалы семьи, а именно – письма, фотографии. Главным объектом его исследования была статья о его прадедушке- Нестеренко Петре, одном из первых кавалеров Ордена Отечественной войны. Результат работы неоценим: студент был поражен полученными сведениями, повысились его патриотические настроения, уважение к памяти о прошлом. С этим проектом мы приняли участие в конкурсе в рамках нашего учебного заведения, где заняли 2 место из 20 участников.
Метод проектов в учебной деятельности
Проектные методы мной были применены так же и в ходе учебной деятельности. Я применяю метод проектов на дисциплине «Экономика « в группе Б-11 .В начале года студентам было предложено заняться исследованием экономических явлений в своей семье, городе или в целом по стране. Тема проектов была предложена преподавателем, хотя часть студентов самостоятельно выбирали направление исследования. К ноябрю 2015года, 2 группы студентов уже успешно справились с заданием и пожелали принять участие в конкурсе «Лучшая практика реализации проектной деятельности».
Первая группа студентов ( Шуваева и Алексеева) выбрали тему «Семейный бюджет», вторая группа (Етеревскова и Межевова) выбрали тему « Влияние экономических факторов на демографические показатели». Студенты выполняли работу практически самостоятельно, роль преподавателя сводилась к консультации в вопросах поиска литературы и информации. В принципе, практически все элементы процесса работы были неизвестны студентам, ни путь исследования , ни промежуточные задания. Теоретически , проектный метод предполагает наличие предполагаемого результата, в условиях нашего взаимодействия со студентами, они не были известны. То есть, студентам были известны только начальные условия. Результатом работы студентов стали готовые проекты ( Доклад и презентация), а самое главное привитие студентам новых навыков не только в рамках получаемой профессии, но и в принципе в масштабах всей жизни. На мой взгляд, метод проектов развивает в обучающемся творческие навыки, самостоятельность мышления, способствует социализации студентов .
Тема: Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы в РФ
ФИО автора: Етеревскова Е.В. 1 курс Группа Б-11
Руководитель: Таганашвили Н.Б.
Преподаватель специальных экономических дисциплин
Цель и задачи
Цель работы: исследовать влияние экономических факторов на демографические показатели в РФ.
Для достижения поставленной цели, я поставила следующие задачи:
- Проанализировать влияние уровня доходов, а точнее прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, на прирост населения РФ.
- Отследить влияние уровня потребления основных продуктов питания, на среднюю продолжительность жизни.
В утвержденной в конце 2007 г. указом Президента РФ Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года заявлено, что целями демографической политики являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. — до 75 лет.
Динамика численности населения РФ
Годы
1987
Численность населения, млн чел.
1990
145,4
Прирост или убыль населения ,%
-
1995
148,2
2000
147,6
-
2005
-
144,8
2009
142,8
-1,9
2013
-1,4
141,9
-0,6
143,5
2014
2015,
-
146,3
146,3
2025
-
3,1
151,8
3,8
Официальный прогноз Росстата до 2030 года предполагает изменение численности страны от 142,5 млн. человека (пессимистичный прогноз) до 151,8 млн. человек (по оптимистичному сценарию).
Динамика численности РФ
Факторы, влияющие на рождаемость
Для исследования демографических показателей РФ, необходимо знать факторы влияющие на рождаемость :
- уровень жизни населения (экономические факторы)
- национальные особенности
- уровень образования женщины
- состояние системы здравоохранения страны
Гипотеза
Экономические факторы, влияющие на основные демографические показатели РФ (на рождаемость):
1.Уровень доходов населения
2. Соотношение показателей МРОТ (минимального размера оплаты труда) и ПМ (прожиточного минимума)
3. Уровень безработицы.
4. Уровень цен.
Соотношение показателей прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ)
Показатели
1987
МРОТ
80
1990
ПМ
47,5
МРОТ/ПМ
70
1995
1,68
34400
2000
53,2
1,32
204336
132
2005
0,17
800
1285
2009
2013
4 330
2910
0,10
5 205
0,28
2014
5083
0,85
5 554
2015
7095
5 965
0,73
7688
0,72
9662
0,62
График динамики прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда
Уровень доходов населения и прирост населения
Годы
1987
ПМ , руб; тыс*
1990
МРОТ, руб;тыс*
47,5
1991
80
61
МРОТ / ПМ
80
1992
1,68
Прирост, млн. ч.
154
+1,0
93
1993
1,31
22,1
0,6
23,1
+0,36
1994
66,7
+0,1
1995
66,1
97,4*
0,31
297,2*
0,26
-0,22
1999
17,6
-0,75
50,0
2000
0,18
1,0*
132
1,3*
-0,89
2005
0,15
2009
185
-0,84
2,910
0,12
-0,83
0,14
0,800
2013
5,083
-0,87
2014
4, 330
7,095
0,28
2015
7,688
5, 205
0,85
-0.847
-0,249
5, 554
9,662
0,73
0,72
5, 965
0,0229
0,0336
0,62
0,211
Динамика показателей продолжительности жизни населения и потребления основных продуктов питания
Годы
1987
Потребление мяса, кг
71
1990
Потребление молока, кг
1995
363
70
Мужчины, лет
46
64
1999
Женщины, лет
386
63
41
74,2
Прирост населения, млн.чел.
253
2000
+1
43
58
2005
74,3
215
+0,36
71,6
216
2009
59
55
58
60
-0,84
235
2013
72,42
-0,83
72,25
2015
244
58
70
-0,87
70
62
72,47
247
250
65
74,79
-0,847
-0,249
64
76,31
76,2
0,0229
0,211
Заключение
В своей исследовательской работе я добилась поставленной цели: проанализировала влияние экономических факторов на основной демографический показатель – естественный прирост ( убыль) населения. Пришла к выводу о том, что уровень доходов оказывает существенное влияние на уровень рождаемости , смертности и в итоге влияет на уменьшение или увеличение населения нашей страны. Кроме того, уровень доходов оказывает влияние на уровень потребления, от которого в свою очередь зависит средняя продолжительность жизни людей.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения «Себряковский технологический техникум» Тема: Семейный бюджет и его рациональное использование. Закон Энгеля. Авторы: Шуваева И., Алексеева А. 1 курс Группа Б-11
Руководитель: таганашвили Н.Б.
Преподаватель специальных экономических дисциплин
- Целью работы является рассмотрение сущности и
способов формирования бюджета семьи.
Основные задачи работы:
1. Рассмотреть сущность семейного бюджета: доходную и расходную части;
2. Провести исследование семейных бюджетов студентов Себряковского технологического техникума;
3. Разработать рекомендации по планированию семейного бюджета: как научиться накапливать средства на долгосрочные цели – отпуск, обучение и начало собственного бизнеса.
В рамках нашего исследования, мы провели исследование семейного бюджета студентов Себряковского технологического техникума ( их семей). Было опрошено порядка 60 человек в возрасте от 15 до 21 года.
Данные мы обработали в программе Exell и провели следующие расчеты:
- А) рассчитали средние показатели доходной части семейного бюджета, так например средняя заплата папы в семьях составила – 15100руб; средняя зарплата мамы – 10700руб, средняя пенсия бабушек и дедушек – 1900, в среднем пособие детское -30руб.,доход с приусадебного участка в среднем – 1100руб., стипендия в среднем 248руб.
- Б) подсчитали средние показатели расходной части бюджета: так в среднем на продукты питания тратят - 15174руб., на оплату квартиры – 1800руб, на электроэнергию 870уб, на телефон 789руб., на налоги- 1300руб, на бытовые услуги 2400руб, на промтовары 3800, на оплату кредита – в среднем 1700руб..
Среднестатистический бюджет семей студентов, обучающихся в СТТ. Структура доходной части бюджета,%
Структура расходов семейного бюджета,%
Рекомендации по улучшению семейного бюджета
- Если отказаться от вредных привычек, то в среднем можно сэкономить по 1000руб, на каждого курящего человека, так в год получается экономия – 12000 , если двое то 24 тыс. ( вот вам и отпуск или обучение 1 человека), а если в семье 2 курящих то за 5 лет , отказавшись от курения вы сэкономите минимум 120тыс.руб.
- Кто живет в сельской местности или имеет свой приусадебный участок, имеют дополнительный доход в виде сельхозпродукции: овощей, мяса птицы и др. Они получают доход от реализации продуктов, выращенных на своем участке начиная от зелени и заканчивая мясом и молоком, и к том же им не надо выкраивать из бюджета средства на приобретение картофеля на зиму, индейки к новому году, к тому же все экологичнее.
Участники исследования
Проект разработали: Шуваева Ирина Алексеева Анастасия
Тема: Моя семья в годы великой отечественной войны .
Секция 2. «Будущее- это мы!»
Авторы: Сомов Н.М. 2 курс Группа М-21
Руководитель: таганашвили Н.Б.
Преподаватель специальных экономических дисциплин
Актуальность выбора данной темы в том, что поколение молодых людей 21 века должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.
Проблема исследования заключается в том, что у меня очень мало информации о близких родственниках, в частности, о судьбе моего прадеда по материнской линии Нестеренко Петра Васильевича, защищавшего Родину в Великой Отечественной войне.
Целью моей работы является получение и систематизация информации об участии своих родственников в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- 1. Выяснить, что известно о семье моего прадеда,прабабушки, о моих родственниках, участвовавших в войне ;
- 2.Найти в семейном архиве документы, фотографии, касающиеся истории моей семьи, систематизировать семейный фотоархив;
- 3.Провести беседу с моими родными о жизни их родителей, с родственниками;
- 4.Оформить страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны;
- 5. Создать сайт в Интернете, который будет пополняться найденными сведениями.
Участники:
- семья Нестеренко Людмилы Васильевны,
- семья Гусева Никиты Ивановича,
- семья Пенчукова Василия Петровича,
- семья Жемчуговой Варвары Игнатеьвны
Методы исследования:
- изучение и ознакомление архива семей- участников
- опрос членов семей- участников
- интервью.
- Этапы исследования:
Организационный этап. Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории. Знакомство с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны.
Основной этап . Изучение архива семьи, родственников, колхозного музея. Сбор материала. Оформление презентаций. Оформление страницы Книги памяти. Создание ВЕБ-страницы, сайта.
Заключительный этап . Презентация материалов проделанной работы.
Степень изученности данного вопроса
Данный вопрос недостаточно изучен: утеряны документы и награды родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, письма, извещающие о гибели моих прадедушек, ушли из жизни люди, о которых хорошо знали.
Ожидаемые результаты
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний о Великой Отечественной войне;
- сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
- удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны.
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
Более 70 лет назад ,20 мая 1942года, Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Отечественной войны 1 и 2 степени. А спустя две недели, страна узнала первых его кавалеров. Это были девять артиллеристов, и среди них наш прадедушка Петр Васильевич Нестеренко.
- Рис. 1. Старший сержант, кавалер ордена Отечественной славы II степени - Нестеренко Петр Васильевич.
Бессмертный подвиг артиллеристы совершили в грозном 1942г. Враг тогда превосходил нас по всем видам оружия . После поражения под Москвой жаждал реванша. На Юго-Восточном направлении сконцентрировал огромные силы для броска на Волгу, на Кавказ. Наши войска в мае вели наступательные бои на Харьковском участке фронта. Но продвижении скоро было остановлено. Батарейцы 776 артиллерийского полка, входившего в состав 244 стрелковой дивизии, заняли оборону на околице села Веселое Змиевского районе. Передовая проходила в сотнях метров от них. Не успели как следует окопаться, как из-за перелеска появилась лавина танков с черными крестами на броне.
Артиллеристы подпустили машины на предельное расстояние, а затем стали расстреливать их упор. Расчет старшего сержанта Степана Жарко с первых же выстрелов поджег четыре танка. Наводчик Алексей Кулинец получил три ранения, но продолжал свое дело. Пулей был насмерть ранен бронебойщик Иван Петрош.
По соседству натиск врага отражали артиллеристы 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Девизион капитана Ивана Криклий уничтожил 32 гитлеровских танка и около 300солдат и офицеров. Расчет 122 –миллиметровой гаубицы, которым командовал старший сержант Алексей Смирнов поджег 6 машин.
Вражеская атака захлебнулась. Танки повернули вспять. Артиллеристы до конца выполнили свой долг перед Родиной. Правительство высоко оценило их подвиг, наградили орденами и медалями. Капитан И.Криклий, старший политрук И.Стаценко, старшие сержнты А.Смирнов, С.Жарко, сержанты П.Нестеренко, М.Немфира, красноармейцы А.Кулинец, И.Петрош и Н.Григорьев первыми в нашей стране получили ордена Отечественной войны I и II степени.
Рассказывая о сражении за Украину, Петр Васильевич всегда умалчивал о своей роли. Создавалось впечатление, будто ничего особенного не совершил. Обычно говорил : «Воевал, как все». Когда задали вопрос : «Сколько подбил танков?» отвечал «Не считал, много».
Только недавно мне посчастливилось познакомиться с наградным листом, который хранится в архиве Министерства Обороны СССР. В этом документе говорится : « При отражении контратаки немецких танков сержант Нестеренко подбил прямой наводкой 9 неприятельских танков Сержант Нестеренко, несмотря на минометный артиллерийский огонь противника, дрался храбро и мужественно до последнего снаряда. Командир полка майор Родко».
Вот так воевал наш земляк, человек самой мирной профессии. Ведь до войны Петр Васильевич работал главным агрономом МТС и , вернувшись с фронта, снова стал выращивать хлеб. Любил крестьянский труд больше всего на свете. Сутками не появлялся дома. Как лучшего агронома, Петра Васильевича рекомендовали на пост председателя колхоза. И он вывел его из отстающих в передовые. Будучи уже на пенсии, он до последнего дня свой жизни работал вместе со всеми колхозниками на наших бахчах.
Сейчас орден Отечественной войны II степени, принадлежавший Петру Васильевичу Нестеренко, хранится как самая дорогая реликвия у его внука Александра Викторовича Нестеренко, который работает в органах МВД города-героя Волгограда.
В нашей семье есть герой тыла, моя прабабушка Нестеренко Людмила Васильевна ( родная сестра первого кавалера Ордена Отечественной войны 2 степени, Нестеренко Петра Васильевича), 1907года рождения, Волгоградской области, д.Красный Яр, Жирновский район. Указом Президиума верховного совета СССР от 6 и июня 1945года награждена медалью «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.». Данную награду она получила за самоотверженный труд в тылу на благо фронта и н благо армии в г. Ташкент (в эвакуации).
Архив фото
Рис. 2. Семейная фотография Нестеренко, Гусевых. Фотография сделана на вокзале г.Ташкент, Июль 1941г. Слева направо ( Владимир Гусев - 1936г.р., Никита Иванович Гусев 1904г.р., Людмила Васильевна Гусева (Нестеренко) – 1907г.р., Гусева Тамара Никитична – 1939г.р., Гусев Иван Иванович – 1915г.р., Гусев Федор Иванович , Гусев Николай Никитич – 1929г.р., жена Федора, Гусев Евгений Федорович – 1936г.р.
Ее муж, Гусев Никита Иванович , 1904г. рождения , ушел на фронт на следующий день после объявления войны.
Уходя на фронт, сделал памятную фотографию с родным братом – Гусевым Федором Ивановичем и семьями.
Воевал доблестно и храбро, дошел до Одера и принимал участие в знаменитой переправе через реку одер. Бойцам пришлось окунуться в ледяную февральскую воду. Вследствие чего заболел воспалением легких и был комиссован.
Рис. 3. Гусев Никита Иванович
В нашей семье рассказывалась такая история, однажды, когда освобождали украинские села, бойцы останавливались в избах на ночлег . Утром, просыпаясь обнаруживали, что в некоторых избах были убиты бойцы. Поставили караул снаружи и внутри, как раз мой прадед Гусев . не могли понять вроде бы опасности нету, но несколько ночей подряд, вырезали бойцов. И вот ночью, на дежурстве, мой прадед увидел что зашевелился подпол. И оттуда вылазили Власовцы. Их задержали, благодаря этому, Гусев Никита Иванович, спас не только бойцов своего взвода, но и всех кто был расквартирован в этом селе. К сожалению, не знаю местности, где это все происходило, но где на Украине.
После войны, вернувшись с фронта, мой прадед работал техническим руководителем на разных заводах, по всему СССР.
- Пенчуков Василий Петрович, 1905года рождения, уроженец Курской области, Кореневского района, Ольговского сельсовета, с 1 дня войны призвался на фронт. Под г. Смоленск, попал в окружение. Б этом он рассказывал моему деду так: «Когда пленили, подвели в коровнику. Немецкий офицер из-за мороза не мог открыть амбарный замок, и пошел греться. Их оставили у ворот коровника. А оттуда пленные кричат, братки бегите. Рядом с дедом стоял один верующий человек и он сказал: «Ну что с Божией помощью, текать надо» . И они побежали. Пробирались через болота, но все таки смогла перейти линию фронта и попасть к своим. Василий Петрович воевал в 1943году , освобождал те же места, где жил. Получил ранение в боях. Оба моих прадеда умерли от ран полученных в войне, в 1953году.
Рис. 4. Фотография семьи Пенчуковых. На фотографии Василий Петрович Пенчуков и его жена Пенчукова Варвара Игнатьевна ( девичья фамилия - Жемчугова).
Очень много войне рассказывал мой дед - Пенчуков Алексей Васильевич, 1936г.р. Рассказывал как в их деревне в Курской области стояли немцы три недели 1943г при отступлении. Рассказывал как немцы «драпали», исчезли за одну ночь. Потом пришла Красная армия.
На основном этапе работы мы изучали архив семьи нашего деда, бабушки и прабабушки, архив колхозного музея.
В ходе исследования мы опирались в основном на воспоминания моей прабабушки Нестеренко Людмилы Васильевны.
Рис. 5. Дети в военные годы. На фотографии мой дедушка (справа) Пенчуков Алексей Васильевич со своей старшей сестрой Валентиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении моего исследования я понял, насколько совместная работа еще более сближает родных людей. Исследуя историю моей семьи, через призму истории моей страны, ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Для меня очень ценным оказалось, что мой дед через всю свою жизнь пронес память о своем отце, сохранил важные архивные документы военных лет. Теперь память о своей семье буду хранить я.
В ближайшее время я, моя сестра, мои родители планируем продолжить работу над комплектованием семейного архива, изучить военное детство моей прабабушки и моего прадедушки по отцовской линии. Сейчас мы находимся на Основном этапе нашей работы, нами проделана определенная работа по созданию сайта, написано несколько страниц для Книги памяти (это наши сочинения, воспоминания, архивные фотографии ), готовится материал для СМИ.