МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Главная моя задача, как воспитателя детей дошкольного возраста, обеспечить условия полноценного развития моих воспитанников. Я разделяю идеи раннего развития детей, идеи развития познавательных способностей и интеллектуальной сферы через творческую деятельность. Творчество и игра рассматриваются мной, как естественная потребность детей, которая открывает широчайшие возможности для выявления задатков маленькой личности и превращения их в способности и даже одаренность.
На этапе введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость внедрения в практику образовательной деятельности технологий, методов, позволяющих поддержать индивидуальность и инициативу каждого ребенка, учитывать его зону ближайшего развития в условиях общественного дошкольного воспитания. На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, - важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.
Значительными возможностями решения данной проблемы обладает метод проектов (Д. Дьюи, В.Килпатрик). Уникальность применения метода проектов в детском саду в том, что он позволяет развивать у детей не только личностные, интеллектуальные, физические качества, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. Метод проектов, как педагогическая технология, имеет свои особенности:
- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
-предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирован на практические методы приобретения знаний;
-позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентности участников проекта.
Однако свою развивающую функцию метод проектов будет выполнять только в том случае, если педагог будет создавать условия для реализации субъектной позиции ребенка в проектной деятельности. Деятельность человека является условием формирования и развития субъектности, субъектность – одно из условий включения человека в самостоятельную, развивающую деятельность (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов). Необходимый атрибут субъекта деятельности – наличие определенной цели. Именно отношение к целевым основам деятельности и мотивам ребенка является основанием коренных различий моделей педагогического взаимодействия. Очень много проектов, разработанных педагогами и навязанных детям, для выполнения, вопреки их актуальным интересам и потребностям. Такие проекты вместо развития подавляют познавательную и личностную активность детей. Постоянный прессинг со стороны взрослых не только не способствует становлению субъектности ребенка, но и приводит к развитию инфантилизма, препятствует формированию способности делать самостоятельный ответственный жизненный выбор.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то - есть представлять собой готовый «продукт».
В нашем ДОУ в течении последних лет были реализованы различные тематические проекты. В настоящее время мы пришли к выводу, что наиболее эффективно развивать нашу работу в рамках единого многофункционального проекта. Опираясь на принцип разумной «минимизации» содержания деятельности с детьми, мы разработали единый годовой проект с учетом комплексно-тематической модели построения образовательного процесса. Выбор темы проекта - «Ревда-родной город» обусловлен дефицитом знаний детей о нашем городе, необходимостью накопления ими социального опыта жизни в своём городе.
Актуальность выбранной темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что, система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью.
Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях.
Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом изучаемых лексических тем.
Использование инновационных технологий в рамках метода проекта позволяет учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности детей .
Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
Существенное преимущество метода проекта – быстрое достижение развития способности обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.
Использование метода проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности.