СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Метод проектов на уроках иностранного языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов. Сюда относится, прежде всего, личностно ориентированный подход при обучении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение. В статье рассказано о методе проектов и о том, как этот метод можно использовать на уроках иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
««Метод проектов на уроках иностранного языка»»


ГБПОУ ВО «БСХТ»










Д О К Л А Д

на тему:

«Метод проектов на уроках иностранного языка»











Подготовил: Л.А.Красикова,

преподаватель иностранного

языка

















Наш предмет (иностранный язык) имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Пока в теоретической дидактике ведутся споры о границах и возможностях создания новых педагогических технологий. В системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов. Сюда относится, прежде всего, личностно ориентированный подход при обучении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение. Метод проектов стимулирует самостоятельное освоение студентами новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для студента, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов.  Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира, так как он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность студентов на уроке или во внеурочное время.

  4. Структурирование содержательной части проекта.

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов:

  1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  5. Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

  6. Выявление новых проблем.

Типологические признаки:

  • Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой;

  • Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой;

  • Характер координации проекта: с открытой и со скрытой координацией;

  • Характер контактов: внутренний, или региональный, и международный;

  • Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

  • Продолжительность проекта.

Типы  проектов:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры  в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника.

Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы информации; результат информационного поиска; презентация.

От того, как студент может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внетехникумовском контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Методу проектов необходимо уделить больше внимания, т.к. считаю, что самостоятельная деятельность студентов помогает реализовать их творческий потенциал.

Основные этапы метода проектов:

  1. Подготовительный этап (Осознание проблемы и возможности её решения) – контроль работы группы (индивидуального проекта).

  2. Исследовательский этап:

  • разбиение проекта на части;

  • анализ составляющих частей: что лишнее?, что добавить?... (оценка деятельности студентов).

 3.  Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов)

4. Защита проекта. (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта)

С помощью метода проектов возможно обучить студентов:

  • выявлять и формулировать проблемы;

  • проводить их анализ;

  • находить пути их решения;

  • большое значение имеет умение работать с информацией;

  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.



Метод проектов в учебной деятельности:

Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие будущего гражданина. Метод проектов - суть развивающего, личностно ориентированного характера обучения. Викторина, проводимая на уроках иностранного языка, на мой взгляд, представляет синтез творческого, исследовательского и информационного метода проектов. Успешное проведение викторины требует тщательной подготовки и от студентов и от преподавателя. Чтобы решить проблему подготовки к викторине по теме "Рождественские традиции в немецкоязычных странах", студентам требовалось не только знание, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, студенты должны были работать с информацией. Например, вести поиск нужной информации на немецком языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом. Викторина как метод исследовательского проекта дает студентам возможность участия в исследовательском поиске: в нашем случае, например, исследование истории возникновения праздника Рождества в немецкоязычных странах. Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с обучающимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения. Подготовка к викторине помогает не только выявить лидеров, но и развивать и суммировать природные задатки каждого студента, организует коллектив, делает его гибким и отзывчивым на всякое творческое задание. Викторина как творческий метод проекта помогает бороться с пассивностью студентов, с вялостью их воображения, в нашем случае, например, ей предшествовал совместный выпуск газет, рождественских открыток. Следует упомянуть о том, что некоторые задания викторины наряду со знакомым материалом могут включать небольшой процент нового материала, значение которого раскрывается в процессе выполнения задания при помощи объяснений преподавателя или слайда. Во время проведения викторины обучаемые получают возможность прочно усвоить изученное. Викторина помогает преодолеть скудость чувств, побуждает к активной духовной жизни. Являясь своего рода игрой, она сопровождается чувством напряжения и радости, а игра, по определению шведского исследователя Хейзинга, сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это эмоциональное состояние относится, согласно классификации С.Л. Рубинштейна, к уровню органической эффективно-эмоциональной чувствительности, или к понятию настроения, а каждый из нас хорошо знает по опыту влияние настроения на восприятие окружающего мира. Очень важно для студенческого коллектива иметь бодрую, жизнерадостную атмосферу, которая меняет к лучшему межличностные отношения. Поэтому проведение викторины - это и забота о настроении коллектива, о его сплочении, о создании благоприятного климата межличностных отношений. Использовать метод проектов можно также при изучении тем «Моя семья», «Техникум», «Город, в котором я живу», «По городам Германии» и т.д.

И в завершение мне хотелось бы затронуть роль игровых, ролевых проектов как одного из методов, используемых при обучении иностранному языку. Известно, что учение дело серьезное. Поэтому некоторые педагоги считают, что в обучении игре нет места. Я считаю, что широкое использование игр на уроках иностранного языка ставит перед всем коллективом задачу глубокого усвоения игровой технологии обучения. Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру, составные части которой отражены в документах. Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы. Это могут быть игры "Приветствие", "Знакомство", "Переводчики", "Банк данных" и т.д. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

-          Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения иностранным языком.

-          Коммуникативная функция - объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов.

-          Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

-          Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку способствует установлению психологического контакта, гармоничному развитию межличностных взаимоотношений, творческой инициативе, развивая при этом гибкость восприятия материала, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника. Участие во всех видах инновационных игр развивает мотивацию к изменениям, создает "рефлексивное пространство" как способ раскрепощения студента.

Обучение иностранному языку может и должно преследовать не только чисто практическую цель - дать ключ к дополнительному источнику информации, но и способствовать формированию личности будущего специалиста, прививая ему навыки творческой активности, стимулируя творческие возможности, используя модели обучения, составляющие активные формы обучения (игры, дискуссии, проектные задания, "braining storming" - практику мозгового штурма).

Новшества в содержании, формах и методах работы, как и в отношениях преподаватель – студент, безусловно, ведут к улучшению и модернизации образования и воспитания, созданию личности будущего гражданина с новыми качествами и ценностями - творческой личности.






Литература
    1. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Л., 1985. С.12.

    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

    3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

    4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!