СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метод проектов в обучении биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в научно-методическом журнале о применении проектной методики на уроках биологии. Основные теоретические моменты, практические примеры.

Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов в обучении биологии"»

Демина О.В.

магистрант Елецкого государственного университета им. И.А Бунина,

Елец (Россия)

Усачева И.Н.

кандидат педагогических наук, доцент,

Елецкий государственный университет им. И.А Бунина,

Елец (Россия)


Demina O.V

Biology teacher, the first level, Elets Bunins State University

(Elets, Russia)

Usacheva I.N.

PhD, docent, Biology teacher, the first level, Elets Bunins State University

(Elets, Russia)


МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ


THE PROJECT METHOD IN THE BIOLOGY STUDY


Аннотация

В статье приводится материал, описывающий метод проектов как необходимый компонент раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов, повышения уровня познавательной самостоятельности школьников и качества знаний в области биологии. Приводится история возникновения метода проектов в России и за рубежом, вклад ученых-разработчиков теоретической основы метода проектов и методики её практической реализации. Обосновывается значение метода проектов при переходе современного образования в России на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. В публикации отражены современные подходы к классификации проектов, методика организации проектной деятельности, а также рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы.

Ключевые слова

Образование, метод проектов.


Synopsys

The matter in the article describes the projects method as a very important component of the overcome of creative and intellectual pupils potentiality, development of cognitive interests, stimulates of the high themselves level and knowledge quality in the biology sphere. Other gives the history of the project method history rising.

The key words

Education, projects method.

Для современного учителя основной проблемой является вовлечение обучающегося в процесс получения нового знания, раскрытие способностей всех участников процесса образования, предоставление возможности реализации своего творческого потенциала. Всегда присутствует риск, что хорошо подготовленный педагог останется лишь «подателем» занимательной информации, без практического осмысления полученного знания учеником. Конечно же, каждый педагог самым важным в своей работе считает повышение эффективности обучения, прилагает все усилия к оптимизации учебного процесса, старается создать ситуацию успеха у обучающихся при изучении своего предмета, стимулирует раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников, развивает познавательную сферу. Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующей ФГОС, повышающих эффективность учебной деятельности в рамках изучения любой школьной дисциплины, в том числе школьного курса биологии, считается метод проектов. 

Если углубиться в исторический аспект появления метода проектов, то мы обнаружим предпосылки его появления ещё в конце 19 века. Поэтому уникальным открытием педагогики 21 века его назвать нельзя. Востребованность в применении связана, в целом, с изменением концепции российского образования, с необходимостью развития у обучающихся умений находить нестандартные решения в короткие сроки. Метод проектов появился в США в начале 20 века под названием «метод проблем». Теоретическая основа метода проектов (проблем) заложена американским философом-идеалистом Джоном Дьюи (1859–1952). Это пример «прагматической педагогики», соглас но которой для успешного обучения необходима: постановка некой проблемы при освоении учебного материала; познавательная активность ребенка; взаимосвязь теоретической части учебного материала с жизненным опытом ребенка; создание условий для деятельностного участия ребенка в освоении материала (игровая, трудовая деятельность). В известной статье американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918) определен как "от души выполняемый замысел". Отечественные педагоги познакомились с методом проектов ещё в начале 20-го столетия. Еще в 1905 г. под руководством Станислава Теофиловича Шацкого группа русских педагогов работала над внедрением этого метода в образовательную практику. Положительный опыт в применении отмечали  Луиза Карловна Шлегер и  Александр Устинович Зеленко. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Надежды Константиновны Крупской, но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе. Использование данного метода было официально запрещено вплоть до конца 80-х гг. 20 ст. Евгения Семёновна Полат, Татьяна Андреевна Воронина, Ирина Евгеньевна Брусникина, Александр Ильич Савенков способствовали его возрождению в практике российской школы. Профессором Евгенией Семеновной Полат разработана теоретическая основа применения проектной методики. Она же предложила методику её практической реализации. Под методом проектов предлагается понимать систему обучения, при которой обучающийся приобретает комплекс знаний и умений в результате самостоятельно спланированной и выполненной практической работы – проекта. Важно, отметить необходимость поэтапного усложнения, получаемого задания. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [4, с.3–9].

Типология проектов, по мнению профессора Е. С. Полат, может быть представлена таким образом:

  • проекты ролевые, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (по доминирующему виду деятельности);

  • моно-проекты и межпредметные проекты (по предметно-содержательной области);

  • - проекты с непосредственной ( открытой явной координацией) и скрытой ( неявной координацией) (по характеру координации проекта);

  • проекты внутренние, региональные, международные (по характеру выстроенных контактов);

  • проекты личностные, парные, групповые (по количеству участников, вовлечённых в реализацию проекта);

проекты краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные

( по продолжительности подготовки и времени реализации проекта).

Переход современного образования в России на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) сделало применение метода проектов осознанной необходимостью. Во главу угла поставлена задача воспитания профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни, а вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода.

Современная методология предлагает множество подходов к классификации проектов по характеру доминирующей в проекте деятельности: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, творческий. Рассмотрим каждый из них.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного ученого, исследователя или общественного деятеля; процесс возникновения мутаций в организме животных и человека.
Исследовательский проект по структуре «копирует» научное исследование. Для такого рода проектов необходимо обоснование актуальности выбранной темы, формулировка и постановка задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующим подтверждением – опровержением, обсуждение, анализ и презентация полученных результатов. 

Практико-ориентированный проект,  как правило, решает социальные задачи, является отражением интересов и потребностей участников проекта. Например, с какой целью в современном обществе необходимо обеспечивать 70%-ю вакцинацию населения?

Ролевой проект носит творческий характер. Его применение целесообразно для более наглядного представления отдельных тем, связанных с формирование позитивного или негативного отношения к какому-либо явлению, научному открытию или историческому событию. При этом обучающиеся «примеряют» на себя роли не только реально существующих, но и выдуманных персонажей. Например, реконструкция событий связанных со «случайными» открытиями в науке (антибиотики, СВЧ-печь, тефлоновое покрытие, застёжки на липучке и т.п.).
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть компьютерные модели, интеллектуальные марафоны, инсталяции, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролики, видеофильмы и т.д. Отметим, что творческий и ролевой проекты при реализации имеют определенные области совпадения. Например, игра «Способы улучшения экологии региона».

Организация работы над проектом предполагает несколько этапов:

  • планирование работы (определение темы проекта, его цели и задач)

  • поисковый этап (организация и проведение исследовательской работы обучающимися, самостоятельное получение нового знания);

  • этап обобщения (структурирование полученной информации, интеграции полученных знаний, умений, навыков в практическую деятельность);

  • презентация полученных результатов (анализ и оформление обучающимися итогов проведенного исследования).

  • защита проектов (организуется с использованием мультимедийного оборудования, интерактивной доски).

В полной мере, отвечающий требованиям современного образования, метод проектов используется в преподавании естественно-математических дисциплин, в том числе и биологии. На уроках биологии можно предложить детям темы исследования, которые могут быть как в рамках учебника, так и сформулированы учителем с учетом учебно-воспитательных задач. Интересную тему могут предложить и сами обучающиеся. Учебно-методические комплекты соответствующие ФГОС, уже изначально содержат проекты. Как правило, рекомендации к этим проектам не ограничивают свободы учителя и учеников. Линия под редакцией И.Н. Пономаревой даёт возможность проявить инициативу и предлагает возможность выполнять другие проекты. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать обучающихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и различных источников информации (химии, физики, математики, географии). Ученики нацелены на сопоставление и сравнение явлений, событий, фактов из истории и жизни людей разных стран. Это позволяет каждому поставить перед собой посильную задачу, с учетом уровня его подготовки. Подготовка проекта ведётся с самого первого урока. Обучающихся необходимо ознакомить с тематикой проектов на первом уроке новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать необходимый материал для своих проектов. Каждый выбирает ту тему, которая его больше интересует, образуются пары, группы, распределяются роли, намечается работа над проектом. Обучающиеся приступают к сбору необходимого материала из различных источников печатный. На начальном этапе у них часто появляются трудности с составлением индивидуального плана проекта, формулировкой своей мысли, лингвистические трудности при изложении и компановке материала. И здесь на помощь должен прийти учитель, роль которого — быть координатором, участником и помощником. При этом можно обратиться к помощи обучающихся профильного химико-биологического класса, обозначить тему так, чтобы младшеклассники смогли развить идею и успешно воплотить ее в проект. Выполнение проекта — самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Анализируются не только различные источниками информации, происходит поиск новых знаний, формируется собственное мнение и суждение по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа с обучающимися, обсуждение промежуточных результатов, происходит корректировка допущенных ошибок. После проведения консультаций и внесения необходимых изменений приступаем к формулировке выводов. Проект оформляется в конечном варианте. Безусловно, черновой вариант работы необходим. Именно в него можно внести исправления без ущерба для самооценки обучающегося, избежать акцентов на ошибках, отвлекающих от положительных моментов. Форму представления своих проектов обучающиеся выбирают самостоятельно. Важно добиться того, чтобы все задействованные принимали участие в представлении выполненной работы. Необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Она зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего исследования. Для того чтобы не было утомительным для обучающихся слушать несколько проектов подряд, можно предложить им оценивать проект самим.

Среди положительных моментов можно отметить безусловное повышение познавательного интереса школьников к изучению биологии, повышение личной уверенности обучающихся, развитие “командного духа”, коммуникабельности и умения сотрудничать. Возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности также можно отнести к плюсам. В заключении важно отметить, что все ребята, участвующие в проектах, очень гордятся своими работами, проявляют активность и самостоятельность в поиске и обработке информации, её преподнесении. Девиз всех, применяющих проектную методику: “Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”, с чем нельзя не согласиться. Таким образом, с помощью совершенст­вования средств обучения предмету «Биология», а именно использования метода проектов в области систематизации теоретичес­ких знаний, можно повысить уровень познавательной самостоятельности школьников и качество знаний с целью подготовки в дальнейшем кон­курентоспособного специалиста с высоким уровнем квалификации. Представляется, что подобное использование инновационных методов в обучении биологии позволяет органично соединять тради­ционные методы в образовательном процессе с современными тех­нологиями и тем самым поднять изучение предметов естественнонаучного цикла на уровень требований, предъявляемых в на­стоящее время к образованию.


Литература:

1. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку / Н. А. Кочетурова //  Материалы Региональной научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа — Вуз». – Новосибирск, 2003г. 3. Полат Е. С. Проектная методика // Иностранные языки в школе. — 2000 — № 2 4. 

4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе –2000 — № 3 — с.3–9 5.     

5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с. Стр. 71–76.

6. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 6-8.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!