Горшкова Н.К.
преподаватель
ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж»,
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ .
В условиях возрастающей интеграции мирового сообщества, расширения рыночных связей, включения России в мировую финансовую систему, укрепления международных, политических и экономических отношений, а также взаимодействия в области науки и культуры знание студентами различных профилей среднего профессионального образования иностранного языка и умение использовать его приобретают качественно новое значение. Иностранный язык должен стать не только инструментом формирования знаний, но прежде всего средством общения, показателем профессиональной и коммуникативной компетенции.
Современное профессиональное образование стремится к формированию инициативной личности, обладающей профессионализмом, ответственностью, коммуникативностью, творческим подходом к своей деятельности, стремящейся к самосовершенствованию, способной находить оптимальное решение в проблемной ситуации. Занятия иностранным языком способствуют формированию этих качеств.
Процесс модернизации образовательной системы потребовал пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов обучения иностранному языку. Изменение социального заказа общества, личных интересов и потребностей учащихся, рост числа студентов, желающих владеть иностранным языком, требуют нового подхода к дисциплине «Иностранный язык», особенно актуально это для студентов вузов, колледжей.
Курс обучения иностранному в колледже отличается от школьного, так как цели общего среднего и среднего профессионального образования различны, что обуславливает существенное смещение акцентов в системе общедидактических принципов и, в частности, специальное внимание к формулировке и реализации принципа профессиональной направленности обучения. Если в общем среднем образовании он предполагает формирование некоторых надпрофессиональных компонентов, то в учреждениях СПО весь процесс обучения подчиняется задаче формирования знаний, умений и навыков, профессионального мышления будущего специалиста. Основной задачей студентов при обучении иностранному языку является овладение устной речью с учётом специфики специальности. На мой взгляд наиболее оптимальными и эффективными подходами к обучению иностранному языку в системе среднего и высшего профессионального образования являются личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые рассматриваются как система приёмов и методов формирования у обучающихся способности к профессиональной коммуникабельности, стимулирующих интеллектуальное и нравственное развитие личности студента, активизирующих его потенциальные возможности, способствующих формированию критического мышления.
Современные педагогические технологии такие, метод ролевых игр, проектная методика, технология портфолио, с использованием информационных технологий, Интернет — ресурсов дают возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения, учитывая также потребности, интересы обучаемых.
Хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов, который я применяю в обучении иностранному языку.
Проект как метод обучения.
Если говорить о методе проектов, то следует отметить, что он был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции Дж. Дьюи.
Согласно Е.С.Полат, метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов[3]. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др[2]. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
По доминирующей деятельности:
исследовательские
творческие
игровые
информационные
практико-ориентированные
По характеру координирования проекта:
с явной координацией
со скрытой координацией
По характеру контактов:
По количеству участников:
По продолжительности проведения:
Проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе студентов (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для студентов и непосредственно связанной с его будущей профессиональной деятельностью;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата.
Этапы работы над проектом.
В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
Первый этап: создание творческой атмосферы в группе.
Второй этап: предложение темы исследования. Выбор темы проекта.
Третий этап: согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп.
Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации.
Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.
Четвертый этап: общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта.
Пятый этап: Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.
Таким образом, проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее часто студенты первого и второго курса создают мини-проекты, как одно из заданий аудиторного занятия или заключительного задания устной темы. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач.
Примером могут служить такие проекты, как «Реклама: благо или проклятие?», Интернет – друг или враг?» при прохождении темы «Масс медиа», или «Пешком по Парижу», «Города и регионы Франции» по страноведению.
На старших курсах все проекты - долгосрочные, выполняются в парах или в мини-группах, по доминирующей деятельности - чаще всего информационные, межпредметные проекты. Они требуют особенно тщательной проработки и контакта обучаемого со специалистами в сфере своей будущей профессиональной деятельности.
Формы продуктов проектной деятельности старшекурсников не так разнообразны, как у студентов первых курсов, но отличаются продуманностью и хорошим качеством исполнения. Это рефераты, газеты, альбомы и др. Наиболее удачные продукты проектирования:
- презентация предприятий города Первоуральска (специальность «Менеджмент», «Государственное муниципальное управление»);
-альбом о невероятных строительных проектах прошлого и будущего (специальность «Архитектура. Дизайн интерьера»);
- газета о новых моделях автомобилей, разрабатываемых в автокомпаниях Франции (специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
Результаты проектирования могут быть востребованы как преподавателями спецпредметов (при подготовке к занятию, при написании пособий, составлении справочников и словарей), так и студентами (для выпуска газеты, разработки нового проекта).
Стоит также отметить, что в ходе проектирования, студенты нередко испытывают потребность в дополнительной информации, в таком случае они часто используют Интернет –ресурсы. Таким образом, обучаемые осваивают еще один способ деятельности: работа с компьютером и средствами телекоммуникаций.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой информации: страноведческий материал, новости, статьи из газет и журналов, словари, энциклопедии, фото, фильмы и т. д.
Благодаря электронной почте студенты могут общаться непосредственно с носителями изучаемого языка и узнавать их мнение по изучаемой проблеме. Они расширяют свой словарный запас (в первую очередь обиходную лексику), развивают грамматические навыки и умения.
Отбирая материал, студентам приходится изучать большой объём текстов, как на русском, так и иностранном языке, что способствует развитию навыка и умения перевода и чтения.
Использование Интернет-ресурсов повышает интерес к самому процессу изучения языка и делает проектирование увлекательным и познавательно мотивированным.
Выводы:
Иностранный язык принадлежит к числу дисциплин, по которым учебное проектирование, при хорошей организации, может принести замечательные «плоды».
Проект отличается от иных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности студенты не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике. В ходе защиты проекта предусматривается обсуждение на иностранном языке предлагаемых решений, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранному языку. Проектный метод позволяет сформировать у студентов навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.
Приложение.
Проект 1
«Невероятные архитектурные сооружения прошлого, настоящего и будущего»
Проект создавался студентами третьего курса отделения «Архитектура. Дизайн интерьера».
Целью проекта было создание альбома (в форме энциклопедии), где должны быть представлены архитектурные проекты разных эпох, наиболее выдающиеся (на взгляд студентов), являющиеся революционными в свете тех времён. Оформить альбом предлагалось следующим способом: изображение сооружения и небольшое пояснение на двух языках (русском и английском).
В создании проекта приняли участие все студенты группы. Это позволило акцентировать методическую направленность проекта и подготовить в качестве задания не просто альбом, а некий сборник текстов, который можно было бы использовать на занятиях по иностранному языку для закрепления материала по темам "Архитектурные стили" и "Строительные материалы", а так же преподавателями спец.предметов .
При выполнении проекта ставились такие обучающие задачи, как систематизация лексики по предложенным темам и формирование у студентов лексического запаса по языку специальности. Первая задача выполнялась в процессе отбора материала для заданий, вторая – при описании архитектурных проектов.
Проект занял в общей сложности около 20 академических часов, без учета самостоятельной работы студентов.
Результат был представлен в виде презентации в формате Power Point.
Проект 2
Мини-проект «Газетные публикации».
Проект создавался студентами второго курса всех специальностей. Мини-проект является творческим заданием для обобщения темы «Газеты», предлагаемое в учебном пособии Opportunities Intermediate. Обучающими целями задания были активизация изученной лексики по теме «Масс медиа», а также стимулирование использования английского языка как средства общения на занятии.
На проект было отведено 2 занятия, в процессе которых создавалась собственная газета, описывающая события, происходящие в стенах нашего колледжа, о достижениях и жизни студентов.
Литература
Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
________/___________________________________