Диалоговые методики и элементы диалоговых технологий в курсе ОРКСЭ
Федорова Т.П., учитель ОРКСЭ МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»
Какие вопросы задаются чаще на уроках?
1. Вопросы, которые вызывают интерес у учащихся и привлекающие их внимание.
2. Вопросы, которые помогают оценить уровень знаний.
3. Вопросы, которые возвращают к основной теме обсуждения.
4. Вопросы, которые помогают вести занятие.
5. Вопросы, которые помогают более углублённо подойти к теме занятия.
6. Вопросы, которые переключают внимание учащихся.
7. Вопросы, которые апеллируют к эмоциям учащихся.
Выбор типа вопросов способствует:
- концентрации внимания учащихся на важнейших темах изучаемого материала;
- повышению активности учащихся на уроке;
- определению уровня освоения изученного материала учащимися;
- выявлению моментов, пропущенных учителем при планировании занятия;
- развитию мыслительных способностей детей;
- развитию речевых навыков учащихся.
Роль временного фактора
Ожидание ответа учителем – 2-9 сек.
Ответы учеников -
от 5 сек. и более
Содержание вопросов
Составление комплекса вопросов
- В сценарий обычно включается немного вопросов – от трёх до пяти.
- По ходу к ним могут быть добавлены и другие, позволяющие прояснить или обобщить материал.
Структуризация вопросов
Уровни познания
Примеры вопросов
Простое знание
Кто считается основателем буддийского вероучения?
Упорядочивание фактов
Какая из мировых религий является самой молодой, а какая самой древней?
Умение применить знания
Используя полученные в курсе ОРКСЭ знания, скажите, как бы вы накрыли новогодний стол, зная, что к вам в гости придут представители разных вероисповеданий (православные христиане, католики, буддисты, мусульмане и иудеи).
Структуризация вопросов
Уровни познания
Примеры вопросов
Анализ
Кого изобразил А. Рублёв на иконе «Троица»? Какие идеи христианства, на ваш взгляд, он хотел в ней отобразить?
Синтез
На основании полученных знаний о толерантности, назовите наиболее важные принципы, соблюдение которых позволяет представителям разных народов и разных вероисповеданий мирно жить в России.
Оценка (прогноз)
Как нужно вести себя, если вы заметили, что при посещении мусульманской мечети во время службы человек ведёт себя неподобающим образом (например, не снял свою обувь, громко разговаривает, привлекая к себе внимание окружающих и т.д.)?
Хильда ТАБА (1902-1967)
- архитектор, теоретик, американский педагог, является автором четырех интеллектуальных стратегий при ведении дискуссии: развитие понятия, интерпретация данных, применение обобщений и интерпретация чувств, отношений и ценностей (метод Таба).
Первый метод Таба
- вопрос, открывающий обсуждение темы занятия;
- вопрос, позволяющий провести обобщения;
- вопрос, позволяющий дать определения изучаемым фактам.
Цель :
а) определить, что ученики знают по теме, которую предстоит пройти;
б) оценить знания, которые учащиеся получили в результате изучения темы;
в) привлечь к обсуждению изучаемой темы (небольшой дискуссии) всех школьников в классе.
Вопросы для обсуждения
Примеры
Назначение вопроса
Что вы представляете себе, когда слышите слово вера (с чем для вас связано данное слово, какие другие слова вы могли бы поместить с ним в один ряд)?
Сбор информации по заданному вопросу даёт возможность всем ученикам в классе принять на равных условиях участие в обсуждении.
Как выглядит внутреннее убранство мечети?
О чём вам напоминает особое устройство пагоды?
Что вы увидите в алтарной части православного храма?
Что вы думаете, когда видите рукописный свиток Торы?
Вопросы для обобщения
Примеры
Назначение вопроса
Просмотрите перечень предметов (могут быть предложены также фотографические изображения различных культовых предметов, которые используются во время совместных ритуальных действий верующих, представляющих разные вероисповедания). Можно ли их объединит, по каким признакам?
Вынуждает учеников упорядочить информацию по теме на основании увиденных ими общих и несхожих признаков и привести обоснование принятой классификации.
Вопросы , которые позволяют дать определения изучаемым фактам
Примеры
Назначение вопроса
Какие выводы мы можем сделать на основании наших исследований?
От учеников требуется проведение обобщения материалов по теме и более глубокого изучения фактов.
Дополнительные вопросы
Проясняющие вопросы.
Что вы имеете в виду, говоря, что верующие одеваются иначе?
Вопросы , влияющие на ход обсуждения .
Я хочу повторить свой вопрос. Вы помните, что я спросила?
Вопросы , подводящие итог обсуждения .
Что мы можем написать на доске как итог нашей дискуссии?
Могли бы вы сказать это одним предложением?
Второй метод Таба
- вопрос, открывающий обсуждение темы занятия;
- вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов;
- вопрос, позволяющий подвести итог обсуждения.
Цель:
научить детей обобщать и интерпретировать факты, делать выводы на их основе.
Вопросы для обсуждение темы занятия
Примеры
Назначение вопроса
Что вы узнали во время поездки?
Сбор информации по заданному вопросу даёт возможность всем ученикам в классе принять на равных условиях участие в дискуссии.
Что вы узнали о мусульманах (христианах, иудеях, буддистах и т.д.)?
Вопросы для проведения сравнения изучаемых фактов
Примеры
Назначение вопроса
Какие отличия вы увидели между двумя религиями?
А какие сходства?
Побуждает учеников проводить сравнения, сопоставлять известные им факты.
Чем отличаются религии мировые от религий национальных?
Вопросы для подведения итогов обсуждения
Примеры
Назначение вопроса
Какие выводы мы можем сделать на основании наших исследований?
От учеников требуется подведение итогов обсуждения, проведение обобщений.
После нашего исследования, что мы можем сказать об отношении к семье представителей разных религий?
Дополнительные вопросы:
Проверка полноты охвата темы.
Не упустили ли что-нибудь?
Вопросы, направляющие внимание учеников на факты.
Как они были одеты?
Вопросы об основаниях высказанного мнения.
Что вы увидели в храме, что дало вам основание так подумать?
Скольких человек непосредственно коснулось это событие?
Почему вы так говорите?
Спасибо за внимание!