СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая исследовательская разработка по теме: "Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фукция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая исследовательская разработка по теме: "Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника"»

Методическая исследовательская разработка по

теме:

«Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника»

Каждый  учитель ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности. Эту цель я рассматриваю не только в воспитательной работе,  но и на уроках.  При  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочется,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. Взаимное доверие и сотрудничество формируется  не только в общении учитель-ученик, но и ученик-учитель, способствует их тесному сближению и доверию между взрослыми и детьми.

Актуальность и перспективность опыта

Функция современного учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.  «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».        

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают. Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Концептуальность

Деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Наличие теоретической базы опыта

Учебно-методический комплект «Школа России» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.  Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школы России». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода  базового уровня. Технологический уровень реализации технологии деятельностного метода  позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.

Ведущая педагогическая идея

Систематическое  применение деятельностного подхода  по развитию учебных универсальных действий в начальной школе через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования.

Цель опыта:

 - через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника;

   - определить возможности использования деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

 Основные задачи:

   - показать специфику применения деятельностного подхода в начальной школе;

   - раскрыть понятие деятельностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;

   - разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного подхода обучения.

Оптимальность и эффективность средств

При изучении нового материала дети самостоятельно «открывают» учебные понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.

Реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и  учить детей творчеству,  воспитывать  в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Результативность опыта


Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Результативность применения деятельностного подхода в урочной работе деятельности находит отражение в качестве обученности учащихся.



 

2010-2011

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2013-2014

уч.г.

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество знаний

67 %

76 %

70 %



Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту


Возможность тиражирования


За время работы по формированию УУД и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом ОС "Школа России", были проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, проведён мастер-класс по теме «Формирование УУД младших школьников», выступление на педагогическом совете школы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе».


Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися


За время работы были разработаны рабочие программы по предметам для 1-го, 2-го,3-го классов.

Проведены открытые уроки для учителей школы и города, семинары.

Прилагаю конспект открытого урока русского языка по теме: «Различие имён существительных в именительном и винительном падежах».


Цели урока:

- формировать умение различать именительный и Винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе;

- влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.


Задачи урока:

~ актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»;

~ познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;

~ формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;

~ развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

~ развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

~ развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу;

~ воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу;

~ воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.

Ожидаемый результат:

1. Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи.

2. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения.

3. Смогут различать Именительный и Винительный падежи в предложениях.



Ход урока


  1. Организационный момент.


Собираясь сегодня в школу, не забыли прихватить хорошее настроение? Кто чувствует в себе много жизненной энергии и готов поделиться со всеми товарищами и со мной? Давайте возьмёмся за руки, образуем энергетическое поле, пожелаем друг другу удачи. «Удачи»!


  1. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

Для минутки чистописания возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из слова пятёрка, приставку и окончание из слова узнаю.

- О чём говорят эти буквы? (окончания существительных именительного и винительного падежей)

- Значит, какова тема урока? (Именительный и винительный падежи)

- Пусть девизом нашего урока будет «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!

2. Устная работа.

-Изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков?

- Давайте вместе выстроим «лестницу знаний», вершиной которой будет имя существительное.

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные грамматические признаки существительных.

- Как изменяются имена существительные?

- Что такое склонение?

- Назовите падежи.

III. Самоопределение деятельности

-Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имён существительных. А загадка такая: «В золотой клубочек спрятался дубочек». Один из мальчиков рассуждал так: «Клубочек - что? Именительный падеж». А другой мальчик говорил: «Что? Это Винительный падеж». Интересно, кто из них прав? Поможем ребятам.

- Чем же сейчас займёмся на уроке?

- Для этого нужно провести исследовательскую работу.

- Создадим творческие группы.

- Какие правила вы должны соблюдать во время работы в группе?


IV. Исследовательская работа.

1. Работа в группах.

- Что является объектом нашего исследования? (имена существительные)

- Для исследования существительных нам нужно составить план действий.

- Что вначале мы должны выполнить? (найти имена существительные)

- Следующий шаг исследования? (поставить вопрос)

- И последний пункт плана? (сделать синтаксический разбор предложения).

2. Задания для групп.

Для каждой группе я приготовила предложения. Ваша задача: исследовать, когда имя существительное стоит в именительном падеже, а когда в винительном. Свои выводы записать в бортовой журнал.

3.Выступление групп с исследовательскими выводами.

4.Сравним с выводом в учебнике страница105.

5. Обобщение: Вернемся к нашей проблеме. Кто же оказался из ребят прав?


V. Закрепление.

Давайте проверим алгоритм в действии.

1. Работа в парах.

- Определить падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета - одну без ответа отдайте соседу, а с ответом оставьте себе. Выполните задание, пользуясь выведенным алгоритмом.

2. Проверка: обменяйтесь тетрадями, сравните с правильными ответами. Исправьте ошибки.

- Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло? (Новые знания, новый алгоритм)

-Кто допустил одну ошибку?

-Какое слово вызвало затруднение? (помочь разобраться)

-Пожмите друг другу руку, поблагодарите за работу.

3. Работа по картине.

- Запись предложения у доски.


Зима принесла нам стужу и мороз.


4. Словарная работа.

Исследование слова костёр по группам.

~ лексическое значение слова;

~ образование слова костёр;

~ однокоренные слова к слову костёр;

~ составление словосочетаний;

~ составление предложения с новым словарным словом.

5. Работа по учебнику.

Страница 105, Упражнение 186.


VI. Рефлексия.

  1. Тест.

  2. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какое «открытие» вы сделали на уроке?

- Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежей.

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто вам из ребят понравился на уроке? А кто особенно отличился при работе на уроке?

- Оцените работу учителя.

В канун Нового года нарядим ёлочку. Украшение будет конечно, со смыслом.

- Кто доволен своей работой выберите красный шарик, если не очень довольны или что-то не получилось - голубой.

Наша ёлочка- красавица говорит нам без слов, о том, что вы думаете о себе и о своей работе, о сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: провести исследование употребления одушевленных имен существительных II склонения в родительном и винительном падежах, используя полученные на данном уроке знания и умения.