МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 37 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Опыт работы «ИГРОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 КВ
ЛЕВАКИНА НАДЕЖДА ВАЛЕРИЕВНА
- Старший воспитатель МДОУ д/с № 37 КВ г.Бакала
- Стаж педагогической деятельности - 14 лет
- Стаж деятельности в данной должности – 7лет
- Квалификационная категория - первая
Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя. Г. Галилей
В целом взрослые, как и дети, активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания.
Обучение взрослых более эффективно в том случае, когда:
- оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами им управляют;
- создана атмосфера взаимного уважения;
- есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.
- Пассивное слушание обычно приводит к потере интереса.
- Должен существовать обмен мнениями между коллегами.
- Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт, эффективнее использовать интерактивные методы, учитывающие индивидуальные различия участников тренингов и семинаров и их стиль познания. Интерактивное обучение происходит в процессе общения, деятельности.
Интерактивные методы
Формы:
- Все мероприятия организуются по принципам развивающего обучения, где каждый — активный участник разговора. Он размышляет, рассуждает вслух, предлагает свою точку зрения на проблему.
- Любые, даже самые невероятные предложения рассматриваются и анализируются.
- Интересные и приемлемые — используются в работе с детьми.
- Ролевая игра
- «Мозговой штурм»
- «Обратный мозговой штурм»
- «Найди свое место»
- «Карусель»
- «Картинная галерея»
- «Разогревки - самооценки»
- Каждое занятие комплексное: может включать в себя и информационную часть, и дискуссию по спорным вопросам, и разработку новых практических рекомендаций.
Ролевая игра
нен
-игровой процесс, в котором
группа педагогов, имитирует
либо деятельность педагогов
на занятии, либо заведующего
или старшего воспитателя,либо
воспитанников.
- результат этого процесса -
новые методические навыки и
приёмы, полученные всеми
участниками.
-
«Ребенок на пороге школы»
Январь 2008г.
Кузьменко Л.А. в роли воспитателя
Ролевая игра
«Ребенок на пороге школы»
Январь 2008г.
- предоставляет педагогам большие возможности по овладению приёмами, требующими практической тренировки, приёмами имитации, возможно неоднократной, и развивает умение действовать в новой ситуации
- делает процесс обучения активным и успешным
- помогает понять, как воспитателю себя вести, чтобы работа была ориентирована на ребенка
Родители в роли детей
«Мозговой штурм»
- Мозговой атакой применительно к условиям детского сада можно считать кратковременное разовое объединение группы педагогов , возникшее с целью овладеть конкретной методической идеей или приёмом , либо чтобы найти новое решение создавшейся методической проблемы
«Проектная деятельность
в работе с родителями»
Октябрь 2009г.
«Мозговой штурм»
- Для реализации этого метода необходимы три условия:
-максимальная концентрация внимания участников по избранной проблеме,
-возможно короткие сроки её решения,
-активное участие всех педагогов.
«За и против
проектной деятельности»
Ноябрь 2009г.
«Обратный мозговой штурм»
- Участников знакомят с проблемой, описывают ситуацию после ее решения; затем спрашивают, какие, по их мнению, обстоятельства привели к этим изменениям.
МО подготовительных групп
«Речевое развитие детей»
Декабрь 2009г.
«Найди свое место»
- Эти занятия побуждают участников активно двигаться, обмениваясь своими идеям, опытом и решать проблемы, существующие в ДОУ
- Всегда вызывает горячие дискуссии, заставляет участников включаться в решение жизненных проблем, применяя эти решения на практике
«Карусель» эффективный метод интегративного обучения
- активизация пришедших на игру с самой первой минуты помогает им принять ответственность за обучение и изменить позицию - с «пассивных слушателей» на «вовлеченных участников».
Медико-педагогическое совещание
- Принимая участие в таком обсуждении, педагоги получают возможность корректировать и уточнять свои теоретические воззрения, узнают о работе коллег и о вероятных точках соприкосновения
Декабрь 2009г.
«Разогревки - самооценки»
- проводится во время тренинга, семинара вначале или в середине мероприятия
- правильно выбранная «разогревка» может задать тон продуктивной и спокойной работе и способствовать успеху мероприятия
- помогает создать атмосферу взаимодействия, помогает участникам семинара понять, что обучение будет ориентировано на практику
- упражнения для снятия напряжения и усталости, способствуют созданию теплой атмосферы в группе и сплочению ее участников.
«Разогревки - самооценки»
- длительность вводной части должна быть пропорциональна общей продолжительности мероприятия - пять минут на каждый час времени . Если организуется пятичасовой семинар, то его открытие (знакомство, «разогревки», обмен опытом и т.п.) занимает 25 минут.
«Картинная галерея»
- Метод помогает разобраться, чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь образовательному учреждению
- Переведя мысли в написанные строчки родители лучше осознают проблему
- Информация исходит не только от педагогов (старшего воспитателя), а от других родителей (коллег)
Подготовка помещения и мебели
- например, для групповой работы, общения в парах, оживленных дискуссий, индивидуальных презентаций и ролевых игр стулья лучше расставить «подковой»
- Для работы в малых группах, состав которых периодически меняется, лучше расставить столы веером на некотором расстоянии друг от друга. В таком случае ведущий - фасилитатор может перемещаться от одной группы к другой, помогая участникам и поощряя их
Подготовка помещения и мебели
- Общение в круге способствует возникновению чувства команды и единства. Такое размещение очень удобно для проведения группового диалога, рефлексии и разнообразных игр и практикумов
Деловая игра «Умелец»
Апрель 2008г.
Успех семинара во многом зависит от среды, или физического и психологического пространства,
в котором проходят занятия (свет, отопление, вентиляция,
интерьер и мебель).
Распределение по подгруппам
- «Разрезные картинки» наборы по количеству команд
- «Цветные фигуры»- команда красных и
команда синих
- Распределение по интересам
- Распределение по возрастным группам
Мозговой штурм «За и против
проектной деятельности»
Ноябрь 2009г.
- Мероприятия проводились как внутри коллектива детского сада, так и на методических объединениях.
- Активными участниками были педагоги д/с №37 КВ:
Кузьменко Л.А.
Хакимзянова Р.Ф.
Тутаринова О.В.
Нуриева Н.В.
Деревянных О.Н.
Участники МО:
Толоконникова Т.А. д/с № 38
Чернышова Л.Н. д/с № 45
Королева д/с № 38
За период
с 2007 по 2009 год
проведено:
практических семинаров - 6
«Мозговый штурм» - 4
«Карусель» - 3
«Обратный мозговой штурм» - 2
«Найди своё место» - 2
«Разогревки -самооценки» - 3
«Ролевая игра»- 4
«Презентации» - 2
«Картинная галерея» -2
Вывод
В процессе работы выявлено, что творческое освоение новых идей в микро группах идёт в 3 – 4 раза скорее, чем другими путями.
- Во - первых, в микро группах, снимаются психологические барьеры, связанные с различиями в характере людей, осложнёнными отношениями в прошлом, другими причинами, неоптимальной несовместимости.
- Во – вторых, наличие симпатий является мощным фактором, стимулирующим совместную деятельность.
- В – третьих, в микро группах чаще всего объединяются педагоги, обладающие компенсаторными возможностями.
- В – четвёртых, в микро группе участвуют педагоги с разными задатками, и этот фактор также определяет возможности взаимного обогащения.
Результаты работы
Всё это создаёт благоприятные предпосылки для коллективной творческой методической деятельности. Благодаря добровольному характеру возникновения групп и возможности изменить их состав в течение года расширяется круг личных и деловых контактов между педагогами, и этот положительный фактор способствует сплочению педагогического коллектива, формирует в нём единство взглядов и стремлений.
Коллективные творческие разработки за короткий отрезок времени (проекты)
Продуманность предметно-развивающей среды
Повышение интереса к совместной деятельности
Педагоги учатся говорить основательно и по существу
Повышение уровня самооценки( три педагога участники
и призеры конкурсов «Воспитатель года»)
Спасибо за внимание! Желаю всем успехов в методической работе.