СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая раработка "Шаг в будущее"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В данной работе рассматриваются возможности применения ИКТ на уроках. В этом проекте представлены дидактические материалы по физике для 7- 9 классов, созданные учениками под руководством учиеля. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая раработка "Шаг в будущее"»



Оглавление



  1. Введение_____________________________________________3 стр.

2). Цель_________________________________________________3 стр.

3). Постановка задачи______________________________________3 стр.

4). Основное содержание__________________________________4-11 стр.

5). Выводы______________________________________________12 стр.

6). Литература__________________________________________13 стр



































Аннотация.

В данной работе рассматриваются возможности применения ИКТ на уроках. В этом проекте представлены дидактические материалы по физике, созданные нами. Сами дидактические материалы представлены в виде приложений: приложение1, приложение2, приложение3.

Приложение1 содержит 16 электронных тестов по физике к 7-9 классам, созданных в программе easyQuizzy-2.0-installe/exe.

Приложение2-это сборные рисунки моделей приборов, выполненные с помощью программ Paint, MicrosoftOfficePicture для работы на интерактивной доске и представлены в программе Notebook10 и, правило с передвижением слов на интерактивной доске.

Приложение3 содержит в себе видеоролики с опытами по теме «Давление» 7 класса, а также фотографии работы проектной группы.

Целью нашей работы было расширить применение на уроках интерактивных технологий и исследование новых возможностей работы с интерактивной доской. С этой целью мы разработали видеоролики с опытами, электронные тесты и сборные модели приборов для работы на интерактивной доске. Все наши разработки были опробованы на уроках физики в нашей гимназии и очень понравились учащимся и учителям. Главное достоинство наших разработок наглядность и доступность. Такие разработки могут применяться не только на уроках физики.











Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Овладение этой культурой начинается с раннего детства. Поэтому сегодня главными задачами школьного образования являются подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры [1].

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Мы новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора. [2].

Новые информационные технологии создают нам прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу, ведь ее могут увидеть одноклассники, родители, учителя! Учащимся всегда хочется поиска, новизны, игры, вместо монотонного заучивания и однообразной структуры уроков. [4].

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами[5].

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что  физика – это не страшно, физика – это интересно. Однако, оборудования в кабинете физики не достаточно для того, чтобы каждый ученик мог работать с приборами. Отсутствие реального оборудования можно заменить интерактивными моделями приборов. [3].

Цель нашей работы - узнать лучше предмет, оживить процесс обучения физики и помочь другим учащимся в изучении этого предмета. Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям? Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя. Вспомним слова А.Эйнштейна «Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И мы решили сделать учебную деятельность увлекательной и интересной

Для выполнения этой цели мы поставили себе задачу разнообразить изучение физики с помощью компьютерных технологий.





При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Конечно, в интернете есть различные программы для использования ТСО.

Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих программ, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют полноценного методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме. [2].
     Поэтому, используя мультимедийное оборудование, мы решили создавать собственные разработки видеоуроков, начиная с тестов и слайдов. Так появилась проектная группа, работающая над созданием дидактического материала по физике с применением ТСО.

Наша проектная группа работает уже второй год. Вначале мы увлеклись опытами по физике, а затем пришла идея показать эти в других классах. Для этого мы сняли эти опыты, и получился первый видеоролик-презентация по теме Давление.

Эта презентацию с использованием ИКТ, которая содержит 5 опытов, мы назвали «Чудеса давления» в дальнейшем используется как дидактическая разработка на уроках с интерактивной доской (приложение 3). Наши опыты учитель использует на уроках по этой теме. Опыты сопровождаются объяснениями.

Как же используются на уроке эти разработки? Современное интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли.

Такое оборудование, включающее в себя персональный компьютер, мультимедиа проектор и интерактивную доску

В нашей школе в кабинете физики, как и во многих кабинетах, установлены интерактивные доски.

Опыты, которые демонстрируют учащиеся, смотрят ученики на уроке на интерактивной доске и пытаются объяснить, опираясь на знания по теме. Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность

Можно вначале включить запись без звука, а после ответов класса – включить звуковое сопровождение и сравнить объяснения. Такой метод постановки вопроса очень увлекает детей. Когда вопрос идёт не от учителя, а от учеников параллельного класса - это воспринимается, как брей ринг между классами. Учащиеся уже настроены, подготовить встречные вопросы. Мы можем показывать ролики без звука, чтобы другие ученики попытались объяснить сами. Конечно, видео с опытами по физике можно скачать с интернета, но ребятам интереснее смотреть, когда ученики этой- школы на экране.

Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление.

Нас увлекло создание учебных заданий, и мы решили составить вопросы для учащихся по физике в виде тестов. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками». Мы установили у себя программу для создания профессиональных тестов easyQuizzy-2.0-installe/exe.

С помощью этой программы мы разработали электронные тесты.

Нашей проектной группой разработаны 16 электронных тестов для проверки знаний учащихся 7 -9 классов после изучения главы, а также после окончания изучения учебника (приложение 1).

Тесты по главам содержат 10 вопросов и установлены на время от 10 до15 минут, а тесты, которые проводятся в конце учебного года, содержат 15 вопросов и рассчитаны на время от 30 до 40 минут. Вопросы теста и ответы настроены так, что они задаются в случайном порядке и это даёт возможность работы по этим тестам всех учащихся класса, без подсказки друг другу.

Некоторые вопросы тестов сопровождаются рисунками и схемами.

Вся работа выполнена с расчётом на учебник физики по автору А.В. Пёрышкин. Конечно, время проведения теста учитель может регулировать сам, остановив работу учащихся через определённое время. После того, как ученик заканчивает работу с тестом, на экране высвечивается оценка по 5 бальной шкале.

После работы над тестом ученик может посмотреть отчёт

Это очень помогает учителю в работе, экономя время на проверку правильности выполнения заданий, в отличие от обычных тестов. Учащимся тоже больше нравится работать с электронным тестами; увлекает и сам процесс работы с электронным оборудованием и возможность сразу узнать оценку своей работы.

Электронные тесты можно хранить годами, в отличие от обычных тестов на бумаге.

Файлы тестов можно открыть на интерактивной доске и работать над тестом всем классом. Так по нашим тестам учитель проводил опрос по пройденной главе. Если ученики работали над тестами каждый отдельно на компьютере, то после выставления оценок учащиеся переходили к разбору ошибок на интерактивной доске. Все слушают с интересом, т.к. только что и они размышляли над этими вопросами.



Но нас интересуют не только теоретические вопросы по физике. Нам очень нравится работать на уроке с оборудованием, но у нас в школе очень мало приборов. В основном мы видим приборы на рисунках. И поэтому мы решили сделать рисунки приборов по физике сборными.

Используя программы Paint, Microsoft Office Picture Manager мы сделали некоторые приборы и учебника сборными (приложение 2). Это шесть рисунков из учебника 7 класса.

Теперь, когда ученики проходят эту тему, они могут не просто объяснят их устройство и принцип работы, но и собирать этот прибор на рисунке по частям. Это намного интереснее, чем просто говорить.

Этот процесс напоминает складывание мозаики. В это время у доски одновременно могут работать 2 учащихся. Пока один собирает рисунок, другой может рассказывать устройство этого же прибора. После того как рисунок или схема собрана следующий ученик может подойти к рисунку и написать названия деталей прибора.Мы уверены, что и другим ученикам тоже понравится работать со сборными схемами.

В этом учебном году мы начали создавать для интерактивной доски тексты, в которых можно очень просто и быстро переставлять слова. Можно разбросать текст правила, а затем, собрать его из слов.





























Система таких разработок может быть использована не только на уроках физики, но и по любому изучаемому предмету.Сейчас мы работаем над созданием своего сайта, чтобы нашими разработками могли пользоваться другие.Работая в проектной группе, мы расширили свои знания по физике: узнали много интересного и глубже стали понимать предмет. Эта работа помогла нам сделать увлекательным процесс познания нового. Нам очень хочется заинтересовать этим предметом и других ребят. Система таких разработок может быть использована не только на уроках физики, но и по любому изучаемому предмету.

Надеемся, что наши разработки сделают познавательный процесс увлекательным.





























Список использованной литературы



1.Костецкая С.Е. Машина должна работать, а человек думать. Журнал “Ментор”№1'2008

2.Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании.

3.Кондратова О.А. Уроки физики с интерактивной доской. Стр.93-94 // XVII конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: “БИТ про”, 2007 – 248 с.


4. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.


5.  Л. А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. 


. 6.А.В.Пёрышкин Физика 7 класс 2013 г.

7.А.В Пёрышкин Физика 8 класс 2013

8.А.В. Пёрышкин, Е.М. Гуткин Физика 9 класс 2014

























































19