СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музыки в воспитании духовно-нравственной личности в образовательном процессе школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление перед слушателями курсов в КОИРО 2015

Просмотр содержимого документа
«Роль музыки в воспитании духовно-нравственной личности в образовательном процессе школы»

«Роль музыки в воспитании духовно-нравственной личности в образовательном процессе школы»  Выполнила: учитель музыки Милицианова Т.В. МБОУ СОШ п.Корнево структурное подразделение в п.Медовое 2015 год

«Роль музыки в воспитании духовно-нравственной личности в образовательном процессе школы»

Выполнила: учитель музыки Милицианова Т.В.

МБОУ СОШ п.Корнево структурное подразделение в п.Медовое

2015 год

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственного человека, формирование у него:   - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);  - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);  - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;   - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственного человека, формирование у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность проблемы воспитания школьников связана по крайней мере, с четырьмя положениями :

1) Во первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко – нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности .

2) Во вторых в современном мире маленький человек живёт и развивается , окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются сферу нравственности .

3) В третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку . К . Д . Ушинский писал : « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания ».

4) В четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей .

Цель: - воспитание у детей духовно-нравственных качеств путем приобщения к духовной музыке, истории и культуре русского народа. Задачи: - формирование и развитие у учащихся представлений о духовной музыке, как части культуры прошлых веков;  - развитие у детей интереса к предмету, эмоциональной отзывчивости;  - формирование у школьников духовно-нравственных ценностей.

Цель: - воспитание у детей духовно-нравственных

качеств путем приобщения к духовной музыке, истории и культуре русского народа.

Задачи: - формирование и развитие у учащихся представлений о духовной музыке, как части культуры прошлых веков;

- развитие у детей интереса к предмету, эмоциональной отзывчивости;

- формирование у школьников духовно-нравственных ценностей.

Глава 1 . Музыкальное воспитание в свете исторических культурных традиций Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное становлению личности Православная культура религиозная художественная идеологическая научная бытовая Русская народная песня, сказка, эпизоды из жизни народа его труды, картина окружающей природы.

Глава 1 . Музыкальное воспитание в свете исторических культурных традиций

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное становлению личности

Православная культура

религиозная

художественная

идеологическая

научная

бытовая

Русская народная песня, сказка,

эпизоды из жизни народа его труды,

картина окружающей природы.

В.Ф.Одоевский (1803–1869) К.Д.  Ушинский . (1824-1871) В. Н. Шацкая  (1882-1978) Семья Гнесиных  с 1890-х годов

В.Ф.Одоевский (1803–1869)

К.Д. Ушинский . (1824-1871)

В. Н. Шацкая

(1882-1978)

Семья Гнесиных

с 1890-х годов

Глава 1.1. Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников. Программу Д. Б. Кабалевского можно назвать фундаментальной, основополагающей , ведь она содержит множество положительных принципов: -тематизм, -последовательность, -принцип взаимосвязи жизни и искусства, -связь с другими предметами. Д. Б. Кабалевский (1904-1987)

Глава 1.1. Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников.

Программу Д. Б. Кабалевского можно назвать фундаментальной, основополагающей , ведь она содержит множество положительных принципов:

-тематизм,

-последовательность,

-принцип взаимосвязи жизни и искусства,

-связь с другими предметами.

Д. Б. Кабалевский (1904-1987)

Ученые-педагоги в области методики преподавания музыки: Г.П. Сергеева, Д. Критская, Т.С. Шмагина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородова,  Т.И. Науменко, В.В. Алеева, В их программах нашли отражения, изменившиеся социо-культурные условия деятельности, современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новой технологии массового музыкального образования Программы базируются на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.  Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога».

Ученые-педагоги в области методики преподавания музыки:

Г.П. Сергеева, Д. Критская, Т.С. Шмагина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородова,

Т.И. Науменко, В.В. Алеева,

В их программах нашли отражения, изменившиеся социо-культурные условия деятельности, современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новой технологии массового музыкального образования

Программы базируются на художественно-образном,

нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:

фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога».

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой  Глава 2.1.  Роль музыки в духовно–нравственном воспитании  личности. Нравственное воспитание на уроке музыки : -привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку развить способность переживать радости и горести  средствами искусства учить мыслить, чувствовать научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства. Основные задачи уроков музыки, как уроков искусств, уроков творчества:  1. Всестороннее развитие личности творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.  4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков.

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

Глава 2.1. Роль музыки в духовно–нравственном воспитании личности.

Нравственное воспитание на уроке музыки :

-привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку

  • развить способность переживать радости и горести
  • средствами искусства учить мыслить, чувствовать
  • научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства.

Основные задачи уроков музыки, как уроков искусств, уроков творчества:

1. Всестороннее развитие личности творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков.

Глава 2.2.  Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей.  Основу духовной музыки составляет русская классика и народное творчество, представленное духовной поэзией .  Русская классика  Народное творчество Религиозные и церковные образы и традиции

Глава 2.2. Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей.

Основу духовной музыки составляет русская классика и народное творчество, представленное духовной поэзией .

Русская классика

Народное творчество

Религиозные и церковные образы и традиции

Глава 3.  Виды музыкальной, деятельности, влияющие на духовно – нравственное становления  личности. Виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке как: -художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора его идей и смыслов); -художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем художественное прозрение); -художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа; - художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Глава 3. Виды музыкальной, деятельности, влияющие на духовно – нравственное становления личности.

Виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке как:

-художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора его идей и смыслов);

-художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем художественное прозрение);

-художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа;

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Глава 3.1.  Восприятие музыки как главный фактор духовно – нравственного воспитания. Воспитание патриотизма   Гордость за свой народ с его богатыми традициями  - Гордость и уважение к героическому прошлому своей страны  Труд приносит радость   Желание сохранять и приумножать богатство своей страны

Глава 3.1. Восприятие музыки как главный фактор духовно – нравственного воспитания.

  • Воспитание патриотизма
  • Гордость за свой народ с его богатыми традициями

- Гордость и уважение к героическому прошлому своей страны

  • Труд приносит радость
  • Желание сохранять и приумножать богатство своей страны
Глава 3.2.  Развитие у учащихся нравственных качеств, в процессе коммуникативной деятельности.  Условием формирования нравственной сферы становится организация совместной деятельности детей( способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом ) в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представление, о другом человеке и о самом себе,  о своих возможностях и способностях. Мы все дети от Бога, Но почему мы злы? Он дал нам жизнь на земле, Мы построили города. Дал нам счастье и любовь, Небо, солнце и луну, И закат над рекой , Всё для жизни он нам дал, А мы жестоко предаём его… Любите Бога и родных, И не предавайте их никогда!  Даша Емельяненко, 9 кл. Мама, я тебя люблю, Просто я не говорю. Дала ты мне часть себя, Я тогда не поняла, Что ты значишь для меня. А сейчас сижу одна И скучаю без тебя, Ты дороже всех была…. Мама, я люблю тебя!   Елена Шимкус, 8кл.

Глава 3.2. Развитие у учащихся нравственных качеств, в процессе коммуникативной деятельности.

Условием формирования нравственной сферы становится организация совместной деятельности детей( способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом ) в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представление, о другом человеке и о самом себе,

о своих возможностях и способностях.

Мы все дети от Бога,

Но почему мы злы?

Он дал нам жизнь на земле,

Мы построили города.

Дал нам счастье и любовь,

Небо, солнце и луну,

И закат над рекой ,

Всё для жизни он нам дал,

А мы жестоко предаём его…

Любите Бога и родных,

И не предавайте их никогда!

Даша Емельяненко, 9 кл.

Мама, я тебя люблю,

Просто я не говорю.

Дала ты мне часть себя,

Я тогда не поняла,

Что ты значишь для меня.

А сейчас сижу одна

И скучаю без тебя,

Ты дороже всех была….

Мама, я люблю тебя!

Елена Шимкус, 8кл.

Практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки : Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку; Проводить музыкальные спектакли, праздники;   3. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения

Практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки :

  • Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
  • Проводить музыкальные спектакли, праздники;

3. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения

Заключение:   Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно нравственное развитие личности являются:  участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности;   развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием её музыкально-культурно потенциала;   высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке .

Заключение:

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно нравственное развитие личности являются:

  • участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности;

  • развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием её музыкально-культурно потенциала;

  • высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке .