«Роль музыки в воспитании духовно-нравственной личности в образовательном процессе школы»
Выполнила: учитель музыки Милицианова Т.В.
МБОУ СОШ п.Корнево структурное подразделение в п.Медовое
2015 год
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственного человека, формирование у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Актуальность проблемы воспитания школьников связана по крайней мере, с четырьмя положениями :
1) Во первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко – нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности .
2) Во вторых в современном мире маленький человек живёт и развивается , окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются сферу нравственности .
3) В третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку . К . Д . Ушинский писал : « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания ».
4) В четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей .
Цель: - воспитание у детей духовно-нравственных
качеств путем приобщения к духовной музыке, истории и культуре русского народа.
Задачи: - формирование и развитие у учащихся представлений о духовной музыке, как части культуры прошлых веков;
- развитие у детей интереса к предмету, эмоциональной отзывчивости;
- формирование у школьников духовно-нравственных ценностей.
Глава 1 . Музыкальное воспитание в свете исторических культурных традиций
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное становлению личности
Православная культура
религиозная
художественная
идеологическая
научная
бытовая
Русская народная песня, сказка,
эпизоды из жизни народа его труды,
картина окружающей природы.
В.Ф.Одоевский (1803–1869)
К.Д. Ушинский . (1824-1871)
В. Н. Шацкая
(1882-1978)
Семья Гнесиных
с 1890-х годов
Глава 1.1. Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников.
Программу Д. Б. Кабалевского можно назвать фундаментальной, основополагающей , ведь она содержит множество положительных принципов:
-тематизм,
-последовательность,
-принцип взаимосвязи жизни и искусства,
-связь с другими предметами.
Д. Б. Кабалевский (1904-1987)
Ученые-педагоги в области методики преподавания музыки:
Г.П. Сергеева, Д. Критская, Т.С. Шмагина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородова,
Т.И. Науменко, В.В. Алеева,
В их программах нашли отражения, изменившиеся социо-культурные условия деятельности, современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новой технологии массового музыкального образования
Программы базируются на художественно-образном,
нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога».
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
Глава 2.1. Роль музыки в духовно–нравственном воспитании личности.
Нравственное воспитание на уроке музыки :
-привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку
- развить способность переживать радости и горести
- средствами искусства учить мыслить, чувствовать
- научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства.
Основные задачи уроков музыки, как уроков искусств, уроков творчества:
1. Всестороннее развитие личности творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков.
Глава 2.2. Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей.
Основу духовной музыки составляет русская классика и народное творчество, представленное духовной поэзией .
Русская классика
Народное творчество
Религиозные и церковные образы и традиции
Глава 3. Виды музыкальной, деятельности, влияющие на духовно – нравственное становления личности.
Виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке как:
-художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора его идей и смыслов);
-художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем художественное прозрение);
-художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа;
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Глава 3.1. Восприятие музыки как главный фактор духовно – нравственного воспитания.
- Воспитание патриотизма
- Гордость за свой народ с его богатыми традициями
- Гордость и уважение к героическому прошлому своей страны
- Труд приносит радость
- Желание сохранять и приумножать богатство своей страны
Глава 3.2. Развитие у учащихся нравственных качеств, в процессе коммуникативной деятельности.
Условием формирования нравственной сферы становится организация совместной деятельности детей( способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом ) в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представление, о другом человеке и о самом себе,
о своих возможностях и способностях.
Мы все дети от Бога,
Но почему мы злы?
Он дал нам жизнь на земле,
Мы построили города.
Дал нам счастье и любовь,
Небо, солнце и луну,
И закат над рекой ,
Всё для жизни он нам дал,
А мы жестоко предаём его…
Любите Бога и родных,
И не предавайте их никогда!
Даша Емельяненко, 9 кл.
Мама, я тебя люблю,
Просто я не говорю.
Дала ты мне часть себя,
Я тогда не поняла,
Что ты значишь для меня.
А сейчас сижу одна
И скучаю без тебя,
Ты дороже всех была….
Мама, я люблю тебя!
Елена Шимкус, 8кл.
Практические рекомендации для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки :
- Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;
- Проводить музыкальные спектакли, праздники;
3. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения
Заключение:
Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно нравственное развитие личности являются:
- участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности;
- развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием её музыкально-культурно потенциала;
- высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке .