Управление образования Кунгурского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Банк заданий для совершенствования вычислительных
навыков при подготовке к ЕГЭ по математике»
Автор:
С.Ю.Коноплева
учитель математики,
первая квалификационная категория
2014
Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, - это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, потому что баллы, полученные выпускниками на экзамене, это и оценка работы учителя. И учащиеся, и учителя заинтересованы в получении высоких результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся соответственно требованиям Единого государственного экзамена. Тема данной методической разработки: «Банк заданий для совершенствования вычислительных навыков при подготовке к ЕГЭ по математике».
Вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики. Формирование вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, который является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
Владение вычислительными умениями и навыками имеет большое значение для усвоения изучаемого материала. Правильно организованная вычислительная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные личностные качества: ответственное отношение к своей работе, умение обнаруживать и исправлять допущенные в работе ошибки, аккуратное исполнение задания, творческое отношение к труду. В данной методической разработке представлена поурочная система заданий для организации работы по совершенствованию вычислительных навыков на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.
Цель: повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний.
Задачи: создать условия для совершенствования вычислительных навыков обучающихся, развивать интерес к математике.
От уровня вычислительной техники зависит скорость и качество выполнения теоретических упражнений и практических выкладок, количество рассмотренных интересных заданий, методов и приемов. Вычисления необходимы при изучении каждой темы курса математики, поэтому этот вопрос нуждается во внимании со стороны учителя. Это можно сделать ненавязчиво в небольших самостоятельных работах в начале урока в течение 10 минут.
Такие качества ученика, как внимание, настойчивость, стремление к творчеству, точность, аккуратность в значительной мере зависит от привития навыков самостоятельной работы. Вместе с этим надо учитывать и то, что успешное выполнение самостоятельной работы создает мотивационную ситуацию для построения нового знания.
В предлагаемой нами методической разработке собраны задания (см.ПРИЛОЖЕНИЕ), которые разработаны авторами или найдены в различных источниках. Собранные материалы разбиты на разделы в соответствии со следующими вычислительными навыками:
1 четверть: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
2 четверть: вычислять значения числовых выражений, осуществляя необходимые действия с числами;
3 четверть: проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
4 четверть: решать рациональные уравнения.
Технология организации самостоятельной работы на уроке:
В начале урока ученик получает индивидуальную карточку с заданием.
Выполняет задание устно или письменно (подробное решение) в течение 10 минут.
Записывает ответ на карточке с заданием или отдельном листе для письменных заданий.
Учитель проверяет решение и ставит оценку.
За пять самостоятельных работ отметка (среднее арифметическое) выставляется в журнал.
Индивидуальные консультации для обучающихся, которые имеют неудовлетворительные результаты.
Самостоятельная работа по совершенствованию вычислительных навыков:
развивает у учащихся сообразительность, инициативу, творчество, твердость воли (настойчивость) и упорство в работе, способность работать дисциплинированно.
активизирует преподавание: учителю предоставляется возможность изучить каждого учащегося в процессе его работы, наблюдать и отмечать его сильные и слабые стороны, отслеживать динамику.
облегчает проведение текущего учета работы ученика, т.к. наблюдение за его работой дает учителю материал для выявления слабых мест, на которые в дальнейшем надо обратить внимание.
развивает потребности обучающихся в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.
Все это помогает детям приобрести опыт деятельности, благодаря которому они успешно смогут реализовать себя в жизни.
Хорошо известно, что учащиеся владеющие вычислительными навыками, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В вычислениях развиваются память, быстрота реакции, сосредоточенность - важнейшие элементы общего образования. Поэтому отработка достаточно устойчивых вычислительных навыков необходима.
Имея подобный банк заданий, учитель математики будет вооружен средством формирования вычислительных навыков не только в рамках предметного содержания, но и в рамках методики организации деятельности обучающихся на примерах заданий по данной теме.
Надеемся, что созданный нами банк послужит эффективным подспорьем в практической деятельности учителей математики при подготовке к итоговой аттестации обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 четверть
Вычисли устно:
6 – 8 = -12 + 4 = -3 – 6 = -7 + 10 = 10 + (- 6) = | - 6 + 8 = - 4 – 2 = 9 + ( - 8) = 4 – 7 = - 8 + 2 = | -8 + ( - 6)= 21 – 28 = - 5 – ( -7 ) = -37 + 21 = 16 – 9 = | - 24 – 7= 16 – ( - 6) = -37 + 18 = -9 + ( - 8) = 34 – 35 = | -38 + 19 = 47 – 54 = -17 – 17 = 0 – 38 = -18 + 36 = |
Вычисли устно:
- 9 + 15 = 10 – 12 = -10 – 7 = -9 + 5 = 14 + (- 16) = | 10 + ( - 12) = -9 – 3 = 28 – 22 = -15 + 18 = -14 + 6 = | -23 – 6 = -44 + 16 = -12 + ( - 2) = 35 – 42 = 17 – ( -7) = | -26 + 14 = -15 + ( - 5) = 29 – 33 = -6 – (- 9) = 17 – 8 = | - 16 – 24 = 1 – 15 = -46 + 17 = 29 – ( - 11) = - 18 – 18 = |
Вычисли устно:
-63: (-7) = 8· (-6) = -5· ( - 8) = 24 : ( - 6) = -4 · 9 = | -4 · 6 = 30 : ( - 6) = -25 : 5 = -3· (-8) = -18 : (-3) = | - 51 : 17 = -12 · 5 = 25 · ( - 8) = -95: ( - 5) = -14 · 5 = | -6 · (-12) = 63 : (-21) = -29 : 29 = 5 · ( - 15) = -90 : ( - 15) = | 7 · (- 13) = --11 · ( - 8) = -90 : 6 = 14 · ( - 6) = -75 : (-15) = |
Вычисли устно:
-72 : 8 = 0 : (-16) = -8 · ( -8) = 25 : (-5) = -9 ·3 = | -19 : (-1) = 7 · (-10) = 56 : ( -8) = -9 · (-8) = -30 : 5 = | 37 · (-1) = -68 : 17 = -92 : (-23) = -5 · 18 = 84 : (-12) = | 80 : (-16) = 17 · (-10) = -95 : 19 = -81 : (-27) = 14 ·6 = | 51 : (-3) = -1 ·19 = -52 : 13 = 5 · (-12) = -100 : (-5) = |
Вычислите устно:
19· 0,3 +2,3 : 10 ? | 1,3 + 3,6 : 7 · 0,8 ? | 4,8 : 2 +2,6 · 0,7 ? | 0,73 – 0,43 ·7 + 1,4 ? |
6:4 +3,5 · 0,8 ? | 0,4·7 -0,6 : 0,2 ? | 0,84 – 0,54 ·5 + 5,5 ? | 0,3 + 6 :7 ·0,3 ? |
Вычислите устно:
5,1 + 2,1 :9 ·0,5 ? | 2:4 · 0,3 +0,45 ? | 0,7·5 -0,7 :0,4 ? | 9 – 4,2 :0,6 · 0,05 ? |
8 – 7,2 ·2 :0,4 ? | 0,4·6 +1,2 : 0,9 ? | 2:10 +1,3 ·4 ? | 3,4 + 4,6 :5 ·0,2 ? |
Вычислите устно:
5,1 :3 +4,3 ·0,9 ? | 1,3 + 6,7 :80 -0,08 ? | 0,3·8 -0,3 :0,3 ? | 1,2 – 0,8 :0,1 · 0,25 ? |
0,5·16 -0,8 :8 ? | 0,94 – 0,54 ·7 : 0,4 ? | 6,9:3 +1,7 ·0,6 ? | 1,6 + 2,9 -2,4 :0,7 ? |
Вычислите устно:
1,35-0,45 ·3 +4,3 ? | 40·0,2 :16 +5,5 ? | 0,32:8 +0,12 ·10 ? | 1,7+1,3 :0,5 · 0,1 ? |
2,1:7 +2,7 ·0,2 ? | 13,5+9,5 ·0,2 -1,2 ? | 1-0,7 :0,5 +1,9 ? | 60·0,1 +1,2 :0,8 ? |
Вычисли:
-3,25+(-5,231)= | 3,85-(-2,43)= | -8*(-225)= |
7,125-2,93= | -5,61-(-3,78)= | 45,608*2,15= |
4,23+(-1,89)= | 10,25*(-100)= | -1*(-4589)= |
-6,48-2,457= | 121*0,75= | 4,25*(-0,008)= |
Вычисли:
-5*15= | 2,568*100= | 7,6*(-30)= |
21,5*(-4)= | -18*(-20)= | 6,2*1,5= |
-17,3*(-2,3)= | 215,48*(-2,04)= | -123*(-1)= |
8*(-125)= | 5,786*0,006= | 0,758*(-4)= |
Вычисли:
-2,1+4,25= | -72,3+72,3= | 3,58-(-4,27)= |
-4,36-1,44= | -38,34+(-54,67)= | -5,46*1000= |
3,38+(-6,47)= | -9,14+4,79= | -27,486* (-0,01)= |
-6,12-(-9,33)= | 11,25-101,205= | 5,36*(-8,24)= |
Вычисли:
-5,6+11,53= | -5,3+5,3= | 7,46-(-2,3)= |
-3,28-1,79= | -4,125+(-5,29)= | 5,446*(-1000)= |
45,32+(-89,14)= | -29,38+9,36= | -15,26: (-0,01)= |
-12,12-(-103,4)= | 5,705-57,05= | 6,35*(-3,48)= |
Вычисли:
-15,26+13,52= | -2,3+2,3= | 49,6-(-5,9)= |
-4,12-5,71= | -5,23+(-6,89)= | 3,58*(-1000)= |
35,67+(-12,14)= | -68,7+11,37= | -125,3: (-0,01)= |
-18,3-(-25,67)= | 7,85-78,5= | 9,51*(-2,68)= |
Вычисли:
-3,25+6,235= | -89,123+89,123= | 2,48-(-3,157)= |
-8,56-2,178= | -45,38+(-27,61)= | 12,458*(-100)= |
1,57+(-3,24)= | -4,74+2,78= | 0,245: (-0,01)= |
-5,42-(-8,79)= | 128,1-1028,1= | -48,783*(-2,14)= |
Вычисли:
-14,38+2,36= | -145,8+145,8= | 26,3-(-7,2)= |
-5,28-4,69= | -42,6+(-3,57)= | -5,08*(-1000)= |
65,3+(-11,54)= | -13,26+9,86= | 38,95* (-0,01)= |
-8,36-(-17,59)= | 96,32-963,2= | -7,08*2,6= |
Вычисли:
-9*8= | -3,75*(-100)= | 7,8*(-2,3)= |
30,2*(-84)= | -12*(-10)= | 2,5*2= |
-17,1*0,75= | -315,07*(-1,03)= | 145*(-1)= |
-4*(-25)= | -4,07*(-2,15)= | -7,6*(-15,1)= |
Вычисли:
-5*18= | 2,568*1000= | 11,6*(-30)= |
21,5*(-6)= | 98*(-20)= | 8,2*1,5= |
12,3*(-4,3)= | 21,48*(-2,4)= | -517*(-1)= |
8*(-0,125)= | 5,86*0,04= | -7,98*4= |
2 четверть
Вычисли:
1) 2 : (21+ 29– 1– 48) 1;
_________________________________________________________
Вычисли:
2) 47– 45+ 27 + 2: 3 7;
___________________________________________________
Вычисли:
3) 99 – 66– 22+ 2– : (67– 62);
______________________________________________________
Вычисли:
4) 7,025 – (11+ 22– 33) 7,8 + (65– 64) : 0,5;
_________________________________________________________
Вычисли:
5) 97– 3– 8,5 – (2+ 28,2 : 2) 0,2 22,5.
____________________________________________________________
Вычисли:
6: (9– 7+ + 3) 5 1;
_________________________________________________________
Вычисли:
5 – 3+ 5: 4 + 2 15;
_______________________________________________________
Вычисли:
3) 21– 15+ – 7 + : (56– 56);
______________________________________________________
Вычисли:
4) 69+ 4– 5 (70,84 – 67,4) – (+ 3) : ;
_______________________________________________________
Вычисли:
5) 92– 14– 3: 1: (17+ 0,75 24– 36,125).
_______________________________________________________________
Вычисли:
· 2 :
· ( 55
+ 32
- 12
- 73
)
_________________________________________________________________
Вычисли:
42 : 18 ·26
- 23
- 33
+
· 5
_____________________________________________
Вычисли:
88
- 17
:
+
+
+ 10 · ( 50
- 49
)
__________________________________________________
Вычисли:
4,96 - 3· 0,32 + (1
+
) : (25 - 23
) · 2,1
__________________________________________________
3 четверть
1. Упростите выражение:
а) 4с(с – 2) – (с – 4)² =
б) (а + с)(а – с) – а(а – 2с) =
в) (с + 2)(с – 3) – (с – 1)² =
2. Найдите значение выражения 2у² + у + 3 при у = - 
_______________________________________________________________________
1. Упростите выражение:
а) 3а(а + 2) – (а + 3)² =
б) (а + у)(а – у) – у(3а – у) =
в) (а – 2)(а + 4) – (а + 1)² =
2. Найдите значение выражения 3а² + а + 1 при а = - 
_______________________________________________________________________
1. Упростите выражение:
а) 4с(с – 2) – (с – 4)² =
б) (а + с)(а – с) – а(а – 2с) =
в) (с + 2)(с – 3) – (с – 1)² =
2. Найдите значение выражения 2у² + у + 3 при у = - 
_______________________________________________________________________
1. Упростите выражение:
а) 3а(а + 2) – (а + 3)² =
б) (а + у)(а – у) – у(3а – у) =
в) (а – 2)(а + 4) – (а + 1)² =
2. Найдите значение выражения 3а² + а + 1 при а = - 
__________________________________________________________
Упростите выражение:
а)
·(
-
) = б) (
+ 2x)·
=
_______________________________________________________________________
Упростите выражение:
а) (
-
):
= б) (4a -
)·
=
__________________________________________________________________
Упростите выражение:
а)
= б)
=
__________________________________________________________________
Упростите выражение:
а)
= б)
=
__________________________________________________________________
Упростите выражение:
а) 2c –
= б)
·
= в)
:
=
__________________________________________________________
Упростите выражение:
а) 4a –
= б)
·
= в)
:
=
__________________________________________________________
Найдите значение выражения:
а) 0,2х³ + х² + х, при х = 10 б) -
+
+ х, при х = -4
б)
, при х =
и у = 
__________________________________________________
Найдите значение выражения:
а) 0,6х³ - х² - х, при х = -10 б) а -
-
, при а = -4
б)
, при а =
и х = 
___________________________________________________
Найдите значение выражения:
а) 0,6х³ - х² - х, при х = -10 б) а -
-
, при а = -4
б)
, при а =
и х = 
___________________________________________________
Найдите значение выражения:
а) 0,2х³ + х² + х, при х = 10 б) -
+
+ х, при х = -4
б)
, при х =
и у = 
______________________________________________________
Упростите выражение:
а)
·
+
б)
+
- 
___________________________________________
Упростите выражение:
а)
+
)·
б)
·
–
___________________________________________
Упростите выражение:
а)
-
б) (
-
) ·
___________________________________________
Упростите выражение:
а)
–
+
б)
·
: ху
___________________________________________
Упростите выражение:
а) (
+
+ 2) ·
б)
-
· 
__________________________________________________________________
Упростите выражение:
а)
· (
–
) б) (
+
) :
__________________________________________
Упростите выражение:
а) (
–
)·
б)
-
· 
____________________________________
Упростите выражение:
а)
: (
–
) б) вс:
· 
4 четверть
Решите уравнение:
а) 6 +
=х б)
+
=4 __________________________________________________________
Решите уравнение:
а) 2 +
=х б)
+
=5 __________________________________________________________
Решите уравнение:
а) 0,2 – 2(х + 1) = 0,4х б)
-
= 2 в)
= 0
______________________________________________________
Решите уравнение:
а) 0,4х = 0,4 – 2(х + 2) б)
-
= 3 в)
= 0
__________________________________________________________
Решите уравнение:
а) 2х² + 17х – 9 = 0 б) ( х – 8)² = - 32х в)
х² =1 
__________________________________________________________________
Решите уравнение:
а) 2х² + 9х + 9 = 0 б) ( х + 7)² = 28х в)
х² =9 
_________________________________________________________________
Решите уравнение:
а) х² - 5х + 6 = 0 б) х² + 10х – 6 =0 в) х² - 3х – 18 =0
г) -х² + 2х – 7 =0 д) 14х² - 5х – 1 =0
_________________________________________________________
Решите уравнение:
а) х² - 22х - 23 = 0
б) (3х – 1)(х + 3) = х(1 + 6х)
в) (х + 4)² = 3х + 40
__________________________________________________________
Решите уравнение:
а) х² - 8х – 84 = 0
б) -х(х + 7) = (х – 2)(х + 2)
в) (2х – 3)² = 11х - 19
_________________________________________________________
Решите уравнение:
а) 3х² - 8х + 5 = 0
б) 125х² = 50х – 5
в) 3(х + 4)² = 10х + 32
__________________________________________________________
Решите уравнение:
а)
+
= 5
б) 4х² - 36х + 77 = 0
__________________________________________________________
Решите уравнение:
а) (10х – 4) (3х + 2) = 0 б) х(х – 5) = -4 в) х +
= 14
_____________________________________________________
Решите уравнение:
а) 2х2 – 5х – 3 = 0 б) 299х2 + 100ж = 500 – 101х2
в) (х – 2)2 + 48 = (2 – 3х)2
Решите уравнение:
а) 4 – 5(3х + 2,5) = 3х + 9,5 б)
(4х + 2) = 2х - 1
в)
х2 -
х + 3 = 0