Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Костромской лесомеханический колледж»
Применение метода кейс-стадии
как способа формирования компетенций
студентов на дисциплине «Основы менеджмента»
методическая разработка для преподавателей экономических дисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования
Автор: преподаватель специальных дисциплин, Парфенова Л.В.
Кострома 2015
Применение метода кейс-стадии как способа формирования компетенций студентов на дисциплине «Основы менеджмента» : методическая разработка. – Кострома, 2015. - 22 с.
Рецензент работы:
Зав. кафедрой Бухгалтерского учета,
анализа и аудита КГСХА И.С. Примакина
Данная методическая разработка посвящена особенностям применения метода кейс–стадии, как одного из наиболее эффективных неигровых методов активного обучения при формировании компетенций студентов на дисциплине «Основы менеджмента». Разработка содержит методику проведения урока освоения новых знаний и способов действий по теме «Социально - психологические методы управления. Методы управления во внутрихозяйственных подразделениях и трудовых коллективах».
Работа выполнена на базе опыта проведения мастер-класс по данной теме и может быть полезна преподавателям экономических дисциплин среднего профессионального образования.
Введение …………………………………………………………………………
|
4
|
1.
|
Метод кейс-стадии как один из наиболее эффективных неигровых методов при профессионально-ориентированном подходе обучения….
|
7
|
|
|
|
2.
|
Заключение…………………………………………………………………..
|
11
|
|
|
|
3.
|
Список использованных источников……………………………………....
|
12
|
|
|
|
Приложение 1 . Один из вариантов правильного решения проблемной ситуации (кейс-стади)……………………………………………………………
|
13
|
Приложение 2. План учебного занятия............................................................
|
16
|
Приложение 3. Технологическая карта учебного занятия……………………..
|
19
|
Введение
Менеджмент является старейшей сферой применения кейс-метода: именно он наибольшей мерой отвечает задачам управленческого образования. Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.
В некотором смысле этот метод оказывает содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности в себе, способствует преодолению излишней боязливости или избыточной самоуверенности.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Кейс-метод - это форма подготовки экономистов и менеджеров, она отличается своим строго конкретным алгоритмом, ведением, механизмом поведения преподавателя.
Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
1. индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и
стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах
еще до занятий;
2. обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и CD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
3. не загружать студента большим объемом теоретического материала,
концентрироваться лишь на основных положениях;
4. обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;
5. формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
6. акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.
Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуации) состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Ситуации могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а преподаватель направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты во время производственной практики на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Так что же это такое кейс и кейс-метод ? Это не просто методическое нововведение - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.. Кейс - это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает педагогам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.
Проблема внедрения кейс-метода в практику образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
-первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
-вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Цель данной работы – показать возможность применения метода кейс-стадии, как одного из наиболее эффективных неигровых методов при профессионально-ориентированном подходе обучения в рамках проведения мастер-класс по дисциплине «Основы менеджмента»
Задачи:
- определить целесообразность применения метода кейс – стадии на этапах урока усвоения новых знаний и способов действий;
- разработать план и технологическую карту учебного занятия;
- проанализировать возможность применения метода кейс-стадии, как одного из наиболее эффективных неигровых методов при профессионально-ориентированном подходе обучения
Структура работы определяется поставленными целью и задачами, а также спецификой исследуемой проблемы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений: с вариантом правильного решения проблемной ситуации (кейс-стади), планом учебного занятия, технологической картой учебного занятия.
1. Метод кейс-стадии как один из наиболее эффективных неигровых методов при профессионально-ориентированном подходе обучения
Рассматриваемое занятие относится к типу «Урока освоения новых знаний и способов действий» в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СПО. Тема занятия «Социально - психологические методы управления. Методы управления во внутрихозяйственных подразделениях и трудовых коллективах» определена в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы менеджмента». Структура учебного занятия выстроена в соответствии с методическими требованиями к проведению уроков ….. (см. Приложение 2).
Применение метода кейс-стадии, как одного из наиболее эффективных неигровых методов было целесообразно на этапах урока: усвоение новых знаний и способов действий с решением проблемы и первичной проверке понимания (см. Приложение 3). В связи с тем, что дидактические цели данных этапов - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий при социально-психологических методах управления коллективом и установление правильности выбора и аргументированности защиты решения проблемной ситуации, выбранный метод был эффективен при реализации данных целей, что показала апробация.
Суть метода кейс-стадии заключается в том, что группа обучающихся в режиме учебного занятия знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стадии – это метод обучения, при котором студенты и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (кейсов).
Преподаватель – выступает в роли диспетчера процесса сотворчества (взаимодействия).
Структура кейса
- Введение — первые несколько абзацев:
- постановка задачи;
- название учреждения, имена и должности главных персонажей;
- название, размещение и номенклатура продукции организации.
- Проблема :
- краткое описание проблемы;
- материалы для решения — структурированы в форме вопросов и ответов.
Описание ситуации.
Эффективное взаимодействие с рекламациями конфликтных клиентов
Компания « Юльсон» является более чем опытной в такой специфичной сфере деятельности, как садово-парковое строительство, ландшафтное строительство и ландшафтный дизайн. Сплоченный коллектив работает над совместными проектами уже более десяти лет - практически беспрецедентный случай на рынке подобных услуг в России. Но, однажды, не только опоздала с выполнением заказа, но часть его оказалась неприемлемого для клиента качества. Поэтому недовольный, агрессивно настроенный клиент разговаривает по телефону непосредственно с менеджером, курирующим выполнение его заказа. Не пытаясь сдержаться, заказчик выплескивает все, что у него накопилось, обрушивая на менеджера поток упреков.
Действия менеджера:
1.
2.
3.
На этом этапе главная задача менеджера — сохраняя спокойствие указать конкретные сроки и действия. Это поможет управлять своими эмоциями и успешно преодолевать конфликтную ситуацию.
4.
5.
6. Конструктивное взаимовыгодное решение конфликта улучшает отношения между менеджером и заказчиком, а также формирует приверженность клиента к компании.
Лучший способ преодоления конфликта - это не допускать его возникновения. Поэтому важно обращать особое внимание в своей работе на профилактические меры.
Совет руководителям:
Если Вы хотите добиться высокоэффективной профилактики конфликтов, то назначьте самого обаятельного, общительного и невозмутимого подчиненного ответственным за связь с конфликтными клиентами и организацию информационных потоков в обе стороны.
Работа с кейсом делится на несколько этапов:
1.Представление кейса преподавателем.
2.Индивидуальное изучение кейса каждым членом группы
3.Разработка вариантов индивидуальных решений
4.Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе.
5. Подготовка, дискуссия и обсуждение представления кейса.
6.Обсуждение кейса.
7. Подведение итогов.
ЭТАП 1.Представление кейса преподавателем.
Группе предлагается кейс — описание ситуации, в частности, об истории образования предприятия, его организационном становлении и развитии, результатах бизнеса. Основной смысл кейса заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс – метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знаний, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
ЭТАП 2. Индивидуальное изучение кейса каждым членом группы.
Группа разбивается на две подгруппы по 8 – 10 человек. Формирование подгрупп студенты осуществляют самостоятельно, на добровольной основе.
Очень важно, чтобы работа каждой подгруппы была правильно организована, поэтому в каждой подгруппе выбирается спикер (из числа членов группы), который координирует ее работу и фиксирует результаты работы.
Роль спикера заключается в том, что он осуществляет общее руководство подгруппой и представляет итоги работы с кейсом.
Работа студентов над кейсом осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с преподавателем и другими студентами для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения
ЭТАП 3. Разработка вариантов индивидуальных решений
Студенты сами анализируют ситуацию, выявляют возможные причины ее возникновения, находят варианты решений, которых может быть несколько, и выбирают оптимальный из них. Причем выбор должен быть обоснован, все должно быть просчитано, в том числе, возможные последствия, и выявлены возможные препятствия.
ЭТАП 4. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе.
По кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы. При решении кейса студенты не только используют полученные знания, но и проявляют свои личностные качества, в частности, умение работать в группе, а также демонстрируют понимание ситуации.
ЭТАП 5. Подготовка, дискуссия и обсуждение представленного кейса.
В отведенный период времени каждая подгруппа обсуждает и подготавливается к представлению кейса, т.е. к концептуальному представлению своего варианта решения задачи.
ЭТАП 6. Обсуждение кейса.
Каждая подгруппа представляет свой вариант решения проблемы, разрабатывает стратегию эффективного взаимодействия с рекламациями конфликтных клиентов.(Приложение1).
ЭТАП 7. Подведение итогов.
В решениях, представленных студентами, отмечаются сильные и слабые стороны, а также степень участия и личного вклада каждого студента в работе. По степени участия и вклада каждый студент оценивается по пятибалльной системе.
В заключении стоит отметить, что набор осваиваемых студентами способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять выпускникам соответствовать различным профессиональным ситуациям, быть востребованными на рынке труда.
В данной работе прилагается план и технологическая карта учебного занятия, где кейс-стади является одним из этапов занятия по теме «Социально-психологические методы управления. Методы управления во внутрихозяйственных подразделениях и трудовых коллективах».
(Приложение 2), (Приложение 3) .
2. Заключение
Использование на уроке нестандартного метода обучения –кейс-метода - позволило:
- способствовать усвоению новых знаний и способов действий;
- продолжить развитие творческих способностей студентов;
- продолжить развитие интереса к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность студентов, их умение работать в группе, взаимопомощь.
Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы студентов проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблемы, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Как положительное в кейс-стади можно отметить то, что этот метод может быть использован в группе на едином проблемном поле; он экономит учебное время; создает возможность не только получения студентами интересной социальной информации, но и глубокого ее осмысления и понимания; позволяет эффективно использовать принципы проблемного обучения применительно к анализу конкретных практических ситуаций и овладевать различными способами социально-культурной деятельности в конкретных социальных ситуациях; формирует навыки анализа и обобщения информации.
Такой подход к формированию компетенций способствует формированию личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций, что соответствует требованиям предъявляемым ФГОС СПО.
3.Список использованных источников
1. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. – «Основы менеджмента», Москва, «Высшая школа», 2013 г. – 361 с.
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. – «Менеджмент», Москва, «Академия», 2010 г. – 288 с.
3. Мескон М.Х.,Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента.М.: Дело.2010.с 702.
Дополнительные источники:
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. – «Менеджмент», Москва, «Мастерство», 2011 г. – 288 с.
- Дракер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение. М.: Экономика.2012.
3. Интернет-ресурсы:
Поисковые ресурсы «Rambler, yandex, google»;