СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка игры по краеведению.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка игры, которую можно проводить на уроке как в группах, так и в интерактивном варианте.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка игры по краеведению.»

Пояснительная записка

«Игры на уроках краеведения»



Игры по краеведению относятся к интегрированным играм, где хорошо прослеживается связь различных предметов, которая помогает учащимся быстро адаптироваться в реалиях нашей жизни. Игра помогает многое вспомнить, осмыслить в короткий промежуток времени. Другими словами, игра является комплексным носителем информации.

Практика показывает, что на уроках, где проводятся игры, отмечается активизация деятельности обучающихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность обучающихся. Позволяют развить интерес к родному краю.

Все игры, предлагаемые в этой разработке, апробированы в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Великого Новгорода среди обучающихся 5-11 классов.

При разработке игр мы используем, как свои, так и готовые шаблоны игр.

Наши игры не обязательно копировать. Каждый учитель может внести в них дополнения, изменения исходя из конкретной обстановки. Но можем с уверенностью сказать, что, применив их в своей работе, учитель и обучающиеся почувствуют творческое удовлетворение.





Интерактивный проект «Игры на уроках краеведения»



Абрамова Н.М., учитель географии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

Великий Новгород,

Рыжова Г.О., учитель биологии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

Великий Новгород.

Воспитание только с помощью знаниевого подхода невозможна, появляется необходимость в деятельностном компоненте.

Для воспитания гражданственности и формирования патриотического сознания молодежи мы решили использовать игровую деятельность. Почему?

Игра - форма организации поведения и деятельности человека в ус­ловных ситуациях, позволяющая воссоздавать и усваивать общественный опыт, фиксированный в социально закрепленных способах действий и поступков людей, в предметах культуры, науки и производства. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом

деятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.

Цель:

Показать роль игры в учебном процессе на уроках краеведения

Задачи:

  • Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках краеведения через различные формы игровой деятельности.

  • Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

  • Толерантное отношение к окружающим.

  • Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

Актуальность:

  • Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.

  • Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения

Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках краеведения:

  • Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса

  • Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности

  • Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре

  • Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся

  • Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса

  • Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности

Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся.

  • Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок

  • Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка

  • Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося

  • Метод изучения действий «соперника»

  • Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.

Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:

  • Стремление к результату

  • Стремление к самой деятельности, независимо от результата

  • Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата

  • Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет)

Игра «Знатоки Новгородчины» представляют систему развивающих игр, позволяющих развивать творчество, способствуют развитию познавательного интереса. Активизируют внимание и работоспособность обучающихся.

Наша игра – это:

  • Деятельность

  • Мотивированность

  • Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

  • Увлеченность

  • Развитие речи

  • Формирование определенных навыков

  • Общение

  • Познание

  • Усвоение учебного материала


Игры по краеведению относятся к интегрированным играм, где хорошо прослеживается связь различных предметов, которая помогает учащимся быстро адаптироваться в реалиях нашей жизни. Игра помогает многое вспомнить, осмыслить в короткий промежуток времени. Другими словами, игра является комплексным носителем информации.

Практика показывает, что на уроках, где проводятся игры, отмечается активизация деятельности обучающихся. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность обучающихся. Позволяют развить интерес к родному краю.

Все игры, предлагаемые в этой разработке, апробированы в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Великого Новгорода среди обучающихся 5-11 классов.

При разработке игр мы используем, как свои, так и готовые шаблоны игр.

Наши игры не обязательно копировать. Каждый учитель может внести в них дополнения, изменения исходя из конкретной обстановки. Но можем с уверенностью сказать, что, применив их в своей работе, учитель и обучающиеся почувствуют творческое удовлетворение.


Интерактивная игра «ЗНАТОКИ НОВГОРОДЧИНЫ»


Данная игра может применяться как на уроке краеведения, так и во внеклассных мероприятиях.

Игра относится к играм индивидуальной формы или возможен вариант участия малых групп, по принципу «Своя игра». Правила этой игры заключаются в том, что игрокам предлагаются темы, состоящие из 5-6 вопросов. Каждый выбирает тему и номер вопроса, а затем предлагает ответ на выбранный вопрос. Интерактивный вариант игры дает возможность сразу проверить ответ.

Цель игры: повысить интерес к родному краю, углубить и расширить знания об истории и природе родного края, формировать гражданские и патриотические чувства.


Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»

Раздел «Земляки»

Вопрос №1.

Этот знаменитый художник родился в селе Карпово Грузинского погоста Новгородского уезда в семье крепостного. В Новгороде жил в доме графа Миниха. Обучался в Народном училище, где и стал рисовать. О ком идет речь?

Ответ: Тропинин В.А

Вопрос №2.

Родился в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Кто этот ученый?

Ответ: Н.Н. Миклухо-Маклай

Вопрос №3.

Он родился в Новгороде, учился в Новгородском духовном училище, Славяно-греко-латинской академии, в гимназии Академии наук изучал физику, математику, историю. В 1731 г. издал «Правила русской орфографии», «Правила русской грамматики» и «Латино-немецко-русский лексикон». Обучал русскому языку императрицу Екатерину II. О ком идет речь?

Ответ: Ададуров В. Е

Вопрос №4.

Композитор, пианист, дирижер - он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Кто это?

Ответ: Рахманинов С.В.

Вопрос №5.

Родился в усадьбе Полыновка, близ Боровичей. Русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Он написал оркестровые миниатюры «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Кто это?

Ответ: Лядов А.К.

Вопрос №6.

Родился 30 августа в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородской земской семинарии, мать – учительницей музыки. Печататься начал с 1924 г. В этом же году выпустил сборник морских повестей "Злое море".

Ответ: Житков Б.С.

Раздел «Литературное путешествие»

Вопрос №1

Неоднократно бывал в Новгородском крае, путешествуя из Петербурга в Москву. Проезжая по нашему краю, писатель видел удручающие картины крестьянского рабства, нищеты и горя. Отразил в своих сочинениях многие стороны жизни Новгорода и губернии. 10 глав из «Путешествия» получили названия станций, расположенных на территории Новгородской губернии: «Чудово», «Спасская Полисть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово». О ком идет речь?

Ответ: Радищев А.Н.

Вопрос №2

Хорошо знал Новгород, людей и быт Новгородского края, изучал древненовгородскую историю. На темы и сюжеты из истории Новгорода им написаны баллады "Ушкуйник", "Садко", историческая драма "Посадник". Кто это?

Ответ: Толстой А.К.

Вопрос №3

"Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?...Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!...
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!...
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит»

стихотворение «Новгород»

Ответ: Лермонтов М.Ю

Вопрос №4

Он был сослан в Новгород и назначен на должность советника губернского правления. Положение политического ссыльного, казенная служба, оторванность от друзей, единомышленников - все это наложило отпечаток на его восприятие Новгорода. О ком идет речь?

Ответ: Герцен А.И.

Вопрос №5

Новгородчина с ее неброской красотой и лиричными пейзажами, многообразием животного мира легла в основу множества произведений писателя, в том числе и научных статей, таких, как: «О птицах Новгородской губернии” (1910), “Птицы Мошенского района» «То ли дело милая Новгородчина. Край этот для меня настоящая Страна Див...», - говорил писатель о Новгородской земле.

Ответ: Бианки В.В.

Вопрос №6

Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом. Кто это?

Ответ: Балашов Д.М.

Раздел «Улицы»

Вопрос №1

Улица имеет интересное архитектурно-пространственное решение — в перспективе улицы видны купола Софийского собора. Что это за улица?

Ответ: Улица Большая Санкт-Петербургская

Вопрос №2

По улице расположены многие памятники архитектуры, в том числе и архитектурно-художественный заповедник — Ярославово дворище. О какой улице идет речь?

Ответ: Большая Московская

Вопрос №3

Как называется улица? (фотография)

Ответ: Газон

Вопрос №4

На какой улице построено это здание? (фото гостиницы «Садко»)

Ответ: Федоровский ручей

Вопрос №5

Как называется улица? (фотография)

Ответ: Ильина улица

Вопрос №6

На какой улице построено это здание? (фото Главпочтамта)

Ответ: Большая Дворцовая




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!