СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Интегрированного урока МУЗЫКИ и ИЗО «В САРАФАНЕ НЕСПРОСТА ВСЯ ДЕВИЧЬЯ КРАСОТА»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Образовательные:

-  уметь отличать русскую народную музыку от музыки композиторской;

- знать творчество русских художников;

- учиться передавать характер песен в своём исполнении;

- участвовать в хоровом исполнении музыкальных произведений.

  • Развивающие:

- развивать творческое мышление и воображение учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, культуре, традициям своего народа, патриотизм, любовь к прекрасному.

- через народное творчество формировать и прививать интерес к русской культуре.

Задачи:

  • Сформировать представления об истории возникновения сарафана, основными элементами орнаментов сарафана русского народа;
  • Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере музыкальных и художественных шедевров;
  • Воспитывать любовь и уважение к Родине, истории, народным традициям через музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и вид национальной одежды;
  • Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Интегрированного урока МУЗЫКИ и ИЗО «В САРАФАНЕ НЕСПРОСТА ВСЯ ДЕВИЧЬЯ КРАСОТА»»

МОУ ЛЕСНАЯ СОШ









Методическая разработка

Интегрированного урока

МУЗЫКИ и ИЗО



«В САРАФАНЕ НЕСПРОСТА ВСЯ ДЕВИЧЬЯ КРАСОТА»













Подготовили:

Учитель Музыки Секисова Людмила Николаевна

Учитель ИЗО Цветков Андрей Андреевич





2017г.

Цели: (Слайд2)

  • Образовательные:

- уметь отличать русскую народную музыку от музыки композиторской;

- знать творчество русских художников;

- учиться передавать характер песен в своём исполнении;

- участвовать в хоровом исполнении музыкальных произведений.

  • Развивающие:

- развивать творческое мышление и воображение учащихся.

  • Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, культуре, традициям своего народа, патриотизм, любовь к прекрасному.

- через народное творчество формировать и прививать интерес к русской культуре.

Задачи: (Слайд3)

  • Сформировать представления об истории возникновения сарафана, основными элементами орнаментов сарафана русского народа;

  • Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере музыкальных и художественных шедевров;

  • Воспитывать любовь и уважение к Родине, истории, народным традициям через музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и вид национальной одежды;

  • Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания



(Слайд4)

Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала.

Вид урока: Интегрированный урок музыки и изо.

Используемые методы: Проблемно-поисковый, частично-поисковый, метод соучастия, метод показа.

Оформление класса:

- образцы русского народного костюма;

- сценические костюмы, разработанные по традициям народной одежды;

- образцы эскизов русских сарафанов;

- шаблоны для выполнения практической части.



Музыкальный материал:

- «Плясовые наигрыши», Варламов «Красный сарафан»(+;-); р.н.п. «Во кузнице»; «Ах, вы сени»; «Вдоль по улице»; «Барыня»; «Ольховка»; частушки; музыкальные заставки на практическую часть.

Изобразительный ряд:

- видеофрагмент хоровода, компьютерная презентация;

- вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе);

- девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

Оборудование: музыкальный инструмент (аккордеон), компьютер, музыкальный центр, музыкальные инструменты (ложки).

Дополнительный материал:

- костюмы ведущим, русские сарафаны выступающим, русские костюмы учителям Музыки и Изо.

План урока: (Слайд 5)

  • Организационный момент. Вход в класс под музыку, музыкальное приветствие.

  • Театрализованное выступление учащихся.

  • Просмотр видеофрагмента.

  • Физминутка.

  • Исполнение Частушек.

  • Знакомство детей с шедеврами русских художников:

- А.Г.Венецианов «На пашне. Весна».

- К.А.Коровин «Северная идиллия».

- А.Г.Венецианов «Жнецы».

- В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства».

  • Сообщения детей об особенностях сарафана.

  • Варламов «Красный сарафан» - исполнение.

  • Загадки о нарядах сказочных героинь.

  • Практическая работа.

  • Р.Н.П. «Во кузнице» - исполнение.

  • Итог урока:

- наклеивание раскрашенных сарафанов на лист с нарисованными девушками;

- выход из класса хороводом под музыку.



ХОД УРОКА

Звучат «Русские наигрыши»

(Слайд 6)
Скоморох1: Внимание! Внимание!

Заходи сюда, народ, и слева и справа,

Начинаем представленье шуткой и забавой!

Скоморох2: Шевелись, детвора, хлопайте в ладоши,

Ведь сейчас горевать негоже!

Скоморох1: Сколько крику, сколько шуму,

Сколько радостных затей!

Скоморох2: Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей!

Ванька: А вот и мы! Я - Ванька!

Манька: А я – Манька!

Ванька: Манька в сарафане!

Манька: Ванька в кафтане!

Ванька: Порознь мы никуда:

Друзья – не разлей вода.

Манька: Как вместе встречаемся,

Так нарядами своими восхищаемся!

Разворачивает  лежащую на  сундучке  «грамотку»  и  читает:

(Слайд 7)

 

    Манька: Здесь, Ванюш, таится  клад

                           И  сокровища  лежат.

                           А  какие  - угадай,

                          Сундучок-то открывай.


(Загадывают загадки): (Слайд 8)

-. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти) (Слайд 9)

(Слайд 10)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха) (Слайд 11)

(Слайд 12)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс) (Слайд 13)

(Слайд 14)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник) (Слайд 15)

(Слайд 16)

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан) (Слайд 17)

У.М.: Многие гениальные художники и композиторы в своём творчестве обращались к образу простой девушки, где главной одеждой для неё был – русский сарафан.

(Слайд 18)

И тема нашего урока: «В сарафане неспроста вся девичья красота».

У.М.: Женский костюм имеет особенность: мягкость, компактность, текучесть линий. В сарафане не хочется бежать или идти, а хочется плыть, словно лебедь, скользить. Неторопливость движений русской женщины сохранилась в веках, ее часто сравнивали с павой, утушкой, лебёдушкой. Нам сегодня так не хватает этой неспешности и величавости. Может народный костюм – это один из ключиков к решению проблемы нашего бесконечного ускорения…?

Когда мы говорим о русском народном костюме, то непременно представляем себе пляски, хороводы, песни веселые и печальные. Перед нами встают образы девушек в красных сарафанах. На самом деле – русский костюм невозможно отделить от песни. Звонкой и веселой, затяжной и печальной. Русские люди не расставались с песней с самого рождения, с ней работали, с ней плакали, с ней провожали близких.

Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода)

У.М.: Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.

(Ответы учащихся)

(Используется таблица эмоциональных терминов)

У.М.: А ещё плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки.

(Слайд 19)

. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

(Слайд 20)

- знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

(Слайд 21)

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

(Слайд 22)

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

(Слайд 23)

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки.

Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулака)

А теперь мы отдохнем, (Встряхивание кистями рук)

И частушки пропоём. (Хлопки в ладоши)

(Девочки в русских сарафанах исполняют Частушки):

Остальные дети приплясывают.

(Слайд 24)

1.- Как надену сарафанчик, как на улицу пойду,

Как глазами заиграю – всех парней с ума сведу.

2.-Расшивала сарафанчик, уколола себе пальчик.

Вот хорошая примета – любить будет мальчик.

3.- Громко петь я не умею – я девчонка тихая,

Научусь шить сарафанчик – буду я красивая.

4.- В сарафане, даже строгом, мне никак не устоять –

Можно в нём пойти гулять и на сцене выступать.

5.- Эх, топни, нога, топни правенькая!

В сарафане я хожу, хоть и маленькая!

У.И: Красота русской народной одежды впитала в себя красоту природного окружения.

Убедиться в этом нам поможет знакомство с шедеврами изобразительного искусства русских художников. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(Под народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями.)

На экране слайд: А.Г.Венецианов «На пашне. Весна» (Слайд 25)

У.И: Освещённая солнцем крестьянка в ярком русском сарафане сама похожа на радостно шагающую по земле весну.

На экране слайд: К.А.Коровин «Северная идиллия». ( Слайд 26)

У.И: Поэтический образ девушек-простушек в народных русских сарафанах. Они слушают, как играет на свирели пастушок «Лель» - герой сказки «Снегурочка».

На экране слайд: В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства». (Слайд 27)

У.И: Мы видим, что их одежда украшена тканными узорами, вышивкой, драгоценными камнями. Как сказочная птица выступает женщина в таком праздничном наряде.

На экране слайд: А.Г.Венецианов «Жнецы» (Слайд 28)

У.И: Картина радует глаз своей красотой и покоем: уставшие жнецы, сколько в их лицах душевной чистоты и любви, порхающие бабочки и женщина в русском сарафане.

У.И: Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?

Уч-ся: На праздничные и повседневные.

У.И: Найдите общие черты для обеих групп.

Уч-ся: Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.

У.И: Теперь отличия.

Уч-ся: Цвет, материал, количество и богатство украшений.

У.М: Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?

Уч-ся: (Слайд 29)

- Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.

Уч-ся: (Слайд 30)

В конце 17века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские фабрики будут работать зря?

«Нет» - так решает вступившая на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

У.И: Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого?

Уч-ся: Красный.

У.И: Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое.

Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем.

У.М: Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни.

Например, для свадебной одежды невесты использовался красный цвет.

Давайте послушаем песню «Красный сарафан» и убедимся в этом.

(Учитель музыки исполняют песню «Красный сарафан») (Слайд 31)

У.И: Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль.

А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц. (Слайд 32)

У.М:- «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками»(старикова дочь из «Морозко»)

(Слайд 33)

- «Как снежинка белая, глазки – голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки»(«Снегурочка»)

(Слайд 34)

- «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди»(Царевна-лягушка»)

У.И: А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны.

Подумайте, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

(Под музыку дети выполняют задание.)

У.М: О сарафане говорили не только всерьёз, но и в шутку.

Давайте споём шуточную песню «Во кузнице». (Слайд 35)

(После исполнения песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.)

У.И: Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу?

Уч-ся: Картины, музыка, загадки.

У.И: А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?

Уч-ся: Сарафан.

Вывод: (Слайд 36)

У.М: Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа.

Он оставил след в современном мире как сценический образ в исполнении танцев, хороводов, русских народных песен, Театрализованных представлений.

(Слайд 37)

Неслучайно, даже сейчас народный костюм жив. В него можно бесконечно вглядываться, чтобы снова и снова раскрывать грани тайны, скрытой в его цвете, форме, орнаменте. Это наша связь с прошлым, забывать которые нельзя никогда.

У.И: А чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

(Выход из класса хороводом под песню «ХОРОВОД»)