История игрушки.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народно – художественного творчества.
У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки рождались в труде, мастера учились у великой Природы. Не случайно первые исследователи игрушки называли её «зеркалом жизни».
Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек; прямоугольные узоры, изображающие одежду, украшали их. На голове парики – причёски из глиняных или деревянных бусинок. Древнейшие мастера понимали назначение игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.
Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутов ткани, меха с большим старанием и по ней судили о мастерстве, вкусе хозяйки. Куклу наряжали, но лица не рисовали, и назывались они безликими. По народным повериям - кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребёнку. Безликая кукла являлась партнёром детям в игре, заставляла понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Человек видел в игрушке себя. Она была символом продолжения рода. Не случайно богиня плодородия в древности всегда изображалась в виде женской фигурки, которая появилась затем в вышивке на одежде, полотенцах, скатертях и других предметах. Рядом с ней рисовали птицу, которая была символом счастья, «отпирала весну и лето», «конь» приносил в дом богатство, «козёл покровительствовал урожаю». Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала примета: если ребёнок много и усердно играет в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам – быть беде. В колыбель к ребёнку клали куклу – оберег, считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину, она нарядно одетая украшала стол. Отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде, а также игрушечными медвежатами.
Символические куклы сопровождали другие крестьянские обряды и праздники. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую потом сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Сёмика и Семечиху, сажали их под берёзу, водили вокруг них хороводы, а затем топили в реке.
Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещётки по языческим повериям древних славян своим шумом и свистом отгоняли злых духов от ребёнка.
Самые древние игрушки древней Руси, найденные на территории древних русских городов: Киева, Новгорода, Москвы, Радонежа, Коломны – датируются 10 – 15 веками. Ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде установлено уже в 10 – 13 веках. Сюжеты игрушек того времени: кони, медведи, свистульки, всадники, скоморохи, птицы.
Русская игрушка в высшей степени человечна, полна доброты. Гуманизм – одна из главных её черт. Другая характерная черта – мягкость, лиричность. В ней что – то от тех колыбельных песенок, которые храним мы в душе от своего раннего детства.
Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе. Воспитательное значение игрушки велико и неоценимо. Знакомство с народной игрушкой как одним из видов декоративно – прикладного искусства приобщает учащихся к истории страны, способствует формированию у них художественного вкуса.
Крупнейшая коллекция русской народной игрушки хранится сейчас в Загорском художественно – педагогическом музее игрушки АПН, основанном в 1918 году. Здесь можно увидеть археологические находки, крестьянские игрушки и изделия кустарей – ремесленников из разных городов, слобод и сёл России, детские работы – самоделки и авторские работы современных мастеров, лауреатов государственных премий. Это уникальное собрание народного искусства представляет большую художественную ценность. Это уникальная часть нашей Российской культуры.
Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая новая. Ей едва исполнилось 100 лет. Первые мягкие игрушки появились в начале 20 века в Германии. Немецкая мастерица Маргарет Штайф придумала маленьких слоников из бархата и плюша, которые служили подушечками для булавок, но детям они очень понравились именно как игрушки. Тогда Маргарет создала целый зверинец: кролики и слоны, обезьяны и верблюды, ослики и множество других симпатичных зверей. А в 1903 году Маргарет Штайф создала самого первого плюшевого медвежонка по имени Тедди. Он так понравился и взрослым и детям, что игрушечных медвежат начали выпускать и в других странах. С этого времени началось триумфальное шествие мягкой игрушки по миру.
Литература.
1.Блинов Г. «Чудо – кони, чудо – птицы». Москва «Детская литература» 1977г.
2.Горичева В.С. «Куклы». Ярославль «Академия развития» 1999г.
3.Докучаева С.О., Вольнова Е.В. «Капитошка даёт уроки: Мягкая игрушка». Москва «Финансы и статистика» 1997г.
4.Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах» Москва «Просвещение» 1978г.