СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку в 6 классе : "Линия -древнейшее средство художественной выразительности рисунка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово “графика” происходит от греческого cлова “графо” – “пишу”, “рисую”.

 Рисунки и гравюра, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, киноафиши, дорожные и товарные знаки – все это произведения станковой и прикладной графики. 

 Раньше, чем человек нашел краски для воспроизведения многоцветной картины мира, в его руки попали уголь, мягкий камень или твердый осколок для выцарапывания рисунка. Человек открыл способ изображать предметы, довольствуясь лишь его контуром или силуэтом. Способ оказался настолько простым, что от него не отказались и потом, когда средств изображения стало больше. Самое темное у художника - это карандаш, самое светлое - бумага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из загадок:

 

  1. В черном поле заяц белый

     Прыгал, бегал, петли делал.

 

  1. Через поле напрямик,

     Скачет белый воротник.

 

  1. Что за коняшки?

На всех тельняшки.

 

Отгадайте загадки!

  •  

 

  1. Мел.
  2.  Заяц – беляк.

3. Зебра.

 

А вот веселое, забавное стихотворение:

 

Черной ночью чёрный кот

Прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!

Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия.

 

Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая

  Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Нарисуйте свой сказочный мир растений, цветов и насекомых, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом — «ЖИВЫЕ».

 

      

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку в 6 классе : "Линия -древнейшее средство художественной выразительности рисунка"»

Методическая разработка

Изобразительное искусство

6 класс

Тема: «Линия, как средство выражения.

Характер линий»



Выполнена учителем изобразительного искусства

Турмановой Ириной Леонидовной

МОБУ СОШ № 20 им. Е.А.Красильникова

г.Кореновск Краснодарского края

2016 год

Ребята, сегодня у нас необычный урок… Мы поиграем в игру, игра называется «на воображение».

Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что их объединяет.







ОТВЕТ: (Кактус, дикобраз, ёлка – острое, колючее)

Треугольник, круг, квадрат: что их объединяет?



ОТВЕТ: (это фигуры; контраст форм и цвета)

Прямая, петляющая, волнистая, изогнутая, дугообразная:

что их объединяет?



ОТВЕТ: ( линия)

Далее вам нужно выполнить задание «Дорисуй мысленно изображение неопределённого объекта». На листах изображены линии, которые пока не напоминают нам ничего и никого. Ваша задача – увидеть за этими линиями предмет.\

Эту игру – загадку, которая развивает воображение и фантазию, предложил выдающийся итальянский художник Леонардо да Винчи более 500 лет тому назад.

Он советовал своим ученикам развивать наблюдательность, а для этого следить за тем, как ходят, разговаривают, спорят, хохочут люди, какие у них при этом лица.



«Линии в окружающем нас интерьере».


Ребята найдите  прямые, ломаные, волнистые линии в очертаниях различных предметов, мебели, в одежде, прическах и лицах друг друга.





Слово “графика” происходит от греческого cлова “графо” – “пишу”, “рисую”.

Рисунки и гравюра, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, упаковки для разнообразных товаров, различные этикетки, киноафиши, дорожные и товарные знаки – все это произведения станковой и прикладной графики.

Раньше, чем человек нашел краски для воспроизведения многоцветной картины мира, в его руки попали уголь, мягкий камень или твердый осколок для выцарапывания рисунка. Человек открыл способ изображать предметы, довольствуясь лишь его контуром или силуэтом. Способ оказался настолько простым, что от него не отказались и потом, когда средств изображения стало больше.

Самое темное у художника - это карандаш, самое светлое - бумага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.

А вот что о черном и белом цветах можно узнать из загадок:

 

  1. В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.


  1. Через поле напрямик,

Скачет белый воротник.


  1. Что за коняшки?

На всех тельняшки.


Отгадайте загадки!

ОТВЕТЫ:

  1. Мел.

  2. Заяц – беляк.

3. Зебра.


А вот веселое, забавное стихотворение:


Черной ночью чёрный кот

Прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота,

Отыщи-ка там кота!



Чертёжная линия «Живая» линия

Чем линии отличаются между собой?



Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия.



Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая



Сравни картинки. Чем первый рисунок отличается от второго?

Рисунки, выполненные простой линией, называют линейными.

Они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

 (А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

  Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.



Посмотрите на работу известного художника Ван Гога. Как он с помощью различных линий (коротких и длинных, тонких и толстых, грубых и изящных) передает пространство и настроение в пейзаже.

Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

  • простые карандаши разной мягкости, ластик;

  • Альбомный лист расположить горизонтально, разделить на ячейки как показано на образце:

1


6

8

10

2

3

4


7

9

11





5



Первое что вам нужно знать о карандаше — это два основных и самых удобных способа удержания карандаша в руке.

1–й, как ручку 2–й, карандаш под ладонью

Этот способ подходит для нанесение Этот способ удобен, для заливки и основных линий рисунка тушёвки больших областей рисунка.



  1. Написать: ЛИНИЯ. Проведите на листе несколько горизонтальных, вертикальных и диагональных прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. Горизонтальные линии создают  впечатление покоя, уравновешенности, тишины. Вертикальные - высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельность даёт строгость, стройность, слаженность.

  1. Написать: ШТРИХ. Штриховка  передача теней, цветовых переходов исключительно линиями. Главное требования к штриховке, чтобы каждый следующий штрих был параллелен предыдущему. Для создания плотного цвета с помощью штриховки, можно либо уменьшить расстояние между штрихами либо наносить штриховку в несколько слоёв. Главное чтобы штрихи каждого верхнего слоя были под небольшим углом от штрихов нижнего слоя.

3.Написать: ТОН. Тон с помощью карандаша можно передать двумя способами – штриховкой различной плотности и растушевкой так же различной плотности.

4. Написать: ТУШЁВКА  заполнение сплошным цветом, какуюлибо область. Ещё говорят — заливка. При тушёвке, штрихи карандаша должны быть толстыми, однородными и без видимых промежутков. Для тушёвки удобнее держать карандаш, под ладонью, как это показано во втором способе выше.

5. Написать: РАСТУШЁВКА это процесс размазывания цветового красителя, в какихлибо областях рисунка. В данном случае графита.  Растушёвку используют, чтобы создать однородные цветовые переходы или смазать дефекты рисунка. Для растушёвки можно использовать кусок бумаги, ватный тампон или художественный инструмент, с аналогичным названием — «растушёвка». Который представляет из себя палочку из плотно скрученной бумаги. Этот инструмент запечатлён на фото ниже.

  1. Написать: ДОЖДЬ И ХМУРОЕ НЕБО Изобразить с помощью диагональных линий

  1. Написать: ЛОМАНЫЕ ЛИНИИ. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.

8. Написать: ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ. Изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. 

  1. Написать: ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЛАКА. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

  1. Написать: ГОРЫ. На первом плане горы надо штриховать, сильно нажимая на карандаш. Далее нажим карандаша должен ослабевать. ( Упрощенный)



( Усложнённый вариант штриховки гор)

11. Нарисуйте свой сказочный мир растений, цветов и насекомых, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом — «ЖИВЫЕ».



Домашнее задание Попробуйте нарисовать градиент, как на рисунке ниже. Управляйте яркостью с помощью силы нажима карандаша. Начертите похожий ряд клеток и заполните их цветом так, чтобы левая клетка была самой тёмной, а правая самой светлой. В середине промежуточные цвета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!