СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Классного часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проведения классного часа для учеников 9 класса по теме "Выборы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Классного часа»

Классный час «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

Джон Адамс





Классный час в 9 классе "Выборы"



Цели:

1.     Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.

2.     Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.

3.     Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

4.     Воспитание активной гражданской позиции.

5.     Пропаганда избирательного права.

Понятийный аппарат: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.

Тип: комбинированный

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация урока.

Ход мероприятия

1.     Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами необычный классный час. У нас – классный час по избирательному праву на тему «Твоё право выбора».

На уроке мы:

- познакомимся с историей выборов, развитием избирательной системы России;

- получим первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;

- определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества;

- повторим основные понятия, известные Вам из курса «Обществознание».

2.     Работа по теме

2.1. Работа с эпиграфом

Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он?

2.2. Немного истории

Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.

«Предтечей» российского избирательного права была деятельность органов вече Новгорода. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника.

21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.

Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Избирательным правом наделялись и мещане мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.

В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.

В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.

От участия в выборах согласно закону отстранялись:

а) лица женского пола;

б) лица моложе 25 лет;

в) обучающиеся в учебных заведениях;

г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;

д) иностранные подданные.

При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.

Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».

Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;

- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

- избирательными правами наделялись также военнослужащие;

- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам нацио­нальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

2.3.         Работа с терминами

Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же такое право?

- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? ( ответы)

Да, права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией.

У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.

Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!

Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются:

Высказывания учащихся.

- Каким же образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса.

- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Но граждане не всегда участвуют в голосовании. Почему?

Высказывания учащихся.

- Как Вы думаете, за отказ участвовать в выборах должна быть введена ответственность, вплоть до уголовной? Почему?

- У Вас на партах лежат таблички.

- Подумайте и заполните их. Обоснуйте все «ЗА» и «ПРОТИВ».

Обсуждение аргументов учащихся.

2.4. Вывод.

ГОЛОСОВАТЬ необходимо потому что…? (высказывания каждого из школьников).


3. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний классный час?

- Что нового вы для себя открыли?

- О каких аспектах избирательного права вы хотели бы поговорить ещё?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!