Классный час «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»
Джон Адамс
Классный час в 9 классе "Выборы"
Цели:
1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.
2. Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.
3. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
4. Воспитание активной гражданской позиции.
5. Пропаганда избирательного права.
Понятийный аппарат: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.
Тип: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация урока.
Ход мероприятия
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами необычный классный час. У нас – классный час по избирательному праву на тему «Твоё право выбора».
На уроке мы:
- познакомимся с историей выборов, развитием избирательной системы России;
- получим первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;
- определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества;
- повторим основные понятия, известные Вам из курса «Обществознание».
2. Работа по теме
2.1. Работа с эпиграфом
Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он?
2.2. Немного истории
Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.
«Предтечей» российского избирательного права была деятельность органов вече Новгорода. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника.
21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Избирательным правом наделялись и мещане мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
2.3. Работа с терминами
Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же такое право?
- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? ( ответы)
Да, права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией.
У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.
Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!
Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются:
Высказывания учащихся.
- Каким же образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса.
- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Но граждане не всегда участвуют в голосовании. Почему?
Высказывания учащихся.
- Как Вы думаете, за отказ участвовать в выборах должна быть введена ответственность, вплоть до уголовной? Почему?
- У Вас на партах лежат таблички.
- Подумайте и заполните их. Обоснуйте все «ЗА» и «ПРОТИВ».
Обсуждение аргументов учащихся.
2.4. Вывод.
ГОЛОСОВАТЬ необходимо потому что…? (высказывания каждого из школьников).
3. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний классный час?
- Что нового вы для себя открыли?
- О каких аспектах избирательного права вы хотели бы поговорить ещё?