Аннотация
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти людей, помнящихвойну, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и приурочена годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов в группах 1-2 курса и при подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне.
Содержание
1.Аннотация.
2. Введение.
3. Основная часть:
3.1. Подготовительный этап.
3.2. Цели ,задачи
3.3. Сценарий классного часа.
4. Заключение.
5. Литература.
Введение
В последние годы в вопросах воспитания подрастающего поколения определился целый ряд проблем, которые, в виду их особой значимости, потребовали пристального внимания со стороны руководителей системы образования, государственных органов, преподавателей и родителей. Речь идет о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подростков.
Среди разнообразных форм воспитания серьезное место занимает внеклассная работа преподавателя. Предлагаемая методическая разработка классного часа направлена на решение сразу нескольких задач: патриотического воспитания обучающихся, формирования навыков поисковой деятельности, развитие умений и навыков самостоятельной работы подростков (исследовательской работы, отбора фактов, их анализа), развитие творческих способностей детей (подготовка фотоматериалов, стихов, музыкальных произведений по данной тематике), развитие навыков работы обучающихся в программе MSPowerPoint и создание самостоятельных презентации.
Актуальность данной работы состоит в том, что используя компьютерные навыкисовременныхобучающихся, преподаватель развивает интерес к истории своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать.Готовясь к данному классному часу, обучающиеся увидели войну глазами человека , чьё детство отняла война. Слушая рассказ очевидца, они смогли увидеть не только смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх.
Основная часть
Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:
обсуждение и выбор темы,
подбор и исследование фотографий , музыкальных и литературных материалов,
посещение музея воинской славы,
поздравление с Днём Победы и встречи с женщинами, чьё детство выпало на период ВОВ.
подготовка экспозиции.
Классный час «Детство, опалённое войной!» проводится в форме литературно-музыкальной композиции.
Цели классного часа:
воспитательные
формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной жизни;
воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны;
довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;
решение проблемы повышения сплоченности группы;
развивающие
развитиепатриотическогосознания обучающихся;
развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.
развитиеспособностикоммуникативногообщения.
Наглядные пособия и оборудование:
Мультимедийный проектор, ноотбук.
Мультимедийная презентация. (Приложение 1)
Выставка «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
Запись песни «Враги сожгли родную хату», видеоролик «Дети войны», голос диктора об объявлении войны.
Задачи классного часа:
1. Услышать реальные воспоминания о ВОВ из уст очевидцев.
2.Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся.
Формировать умения и навыки поиска нужной информации
В методической разработке представлены презентация, музыкальное сопровождение, фотографии военных лет, фотографии фронтовых писем.
Классный час проводился в кабинете физики. На заднем плане большой экран для презентации; над ним крупными буквами написана тема классного часа; в центре - стол с букетами цветов и стул для ветеранов.
Ход мероприятия
Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?
Итак, мы начинаем…
Как вы думаете какой будет тема классного часа
А если я уточню , что в военные годы жизнь этих людей только начиналась
О ком пойдёт речь?
Тема нашего классного часа «Детство опалённое войной»
Какие цели мы будем преследовать?
Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.
Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся.
У нас в гостях человек , который хорошо знает , что такое война? Зинаида Петровна Мурыгина, ей предоставим слово немного позже.
Сегодня мы с вами будем экспертами .Нам предстоит отвечать на вопросы в течении урока и проверять правильность ответов.
( Приложение 2 )
Давайте ответим на вопросы анкеты, а затем в течении урока будем проверять правильность ответов
Отвечаем на первые два вопроса нашей анкеты: Когда началась ВОВ? Кто из дикторов объявил о начале ВОВ?
В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось …
Слайд 2(Звук - щелчок)
(звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны на фоне слайда.)
Ведущий: Что такое война? (Ответы детей)
- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?
Ответы обучающихся
Давайте послушаем слова историков, что такое война?
1. обучающийсяВ первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! 1 000 285 детей погибло в ВОВ на оккупированных территориях Советского союза.
2. обучающийсяВойна — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. обучающийсяВойна — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. обучающийся Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. 20 000 000 школьников трудились на полях , можно было изготовить 100 000 000 снарядов из металла выплавленном детьми.
5 обучающийсяВойна – это 1 500 000 детей, вывезенных в Германию в качестве рабов.
6 обучающийся.Война - от Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.
Ведущая. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней.
Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий,
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Строки из письма январь 1942 г: «Тупик … Голод, страшный голод, как вырваться из объятий смертельного голода. Я совсем не могу ходить. Вторую кошку мы съели, думая что едим питательное, кошек больше на улицах нет, всех съели, наступил голод.»
Мы продолжаем отвечать на следующие два вопроса:
Скажите ,пожалуйста, в какой республике , а сейчас стране находилась деревня Хатынь, что произошло 22 марта 1943 года в Хатыне?
Давайте послушаем сообщение о том событии
Слайд 3
Обучающийся
Стой человек, море застынь,
Замрите в полёте птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнём нам в лица,
Смотрит живым нам в лица!
Обучающийся
На фоне фотографий о Хатыни говорим:
Обучающихся Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков и детей - выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, каждый погреб - не спрятался ли там кто- нибудь.
- А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Что задумали палачи?
И вдруг вспыхнуло пламя- фашисты подожгли сарай.
Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться.
Кровавую расправу учинили фашисты. Хатынь была стёрта с лица земли. 149 человек погибли в огне, среди них было 76 детей.
Обучающийся
Из всех хатынских детей только два мальчика остались живыми. Вырвавшись из огня, они нашли спасение в лесу. Остальные погибли в огне. Погибли, но не покорились.
Хатынь не одна, 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на земле белорусской.
Вернёмся к анкете:
Ведущий Вы все слышали о блокаде Ленинграда .Давайте вспомним , как называется сейчас город Ленинград, Как называется кладбище на котором стоит памятник жертвам блокады, сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Послушаем сообщение о детях блокадного Ленинграда
Слайд 4
Обучающийся
Дети блокадного Ленинграда…400000 детей осталось в блокадном Ленинграде. После снятия блокады их осталось меньше половины. Это 125 граммов хлеба в сутки с 20 ноября по 25 декабря и 75г до конца блокады. Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый ,чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Обучающийся
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ведущая
Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. В концлагерях была своя «детская специализация»: в одних- из детей делали «легкую жженую кость», в других выкачивали всю кровь ,чтобы переливать раненым фашистам, в третьих просто убивали.
Теперь вопросы вашей анкеты: Что такое концентрационный лагерь?
Где находился лагерь Саласпилс?
Послушаем приготовленные сообщения
ОбучающийсяСа́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии. Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь купанием, после умирали за 2—3 день.
ОбучающийсяНесмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем, таким же порядком детей, старший, из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.
Обучающийся Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода.
За грудными младенцами присматривают 5-8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Обучающийся
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции — впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать вовнутрь разные средства…
Из Акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от 5 мая 1945 г:
В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.
Ведущая
Вернёмся к анкете
Что такое оккупация?
Какой ближайший город был захвачен фашистами?
Какие объекты бомбили фашистские лётчики и почему?
Пожалуйста, Зинаида Петровна расскажите нам о тех далёких днях. Сколько вам было лет? Сколько человек в семье? Кто ушёл на фронт? Чем занимались вы? Ходили ли вы в школу в годы войны?
Беседа с женщиной, чьё детство прошло в военные годы.
Воспоминания о своём детстве уроженки села КардаилБалашовского района Журавлёвой Раисы Петровны: Когда началась война мне было 5 лет и я хорошо помню, как веселились люди на проводах на фронт, потому что были уверены ,что война скоро кончится.
Мы жили рядом с железной дорогой, стратегическим военным объектом, ее постоянно бомбили. При бомбёжке мы прятались в вырытые окопы. Гул вражеских самолётов, мы дети ,точно отличали от наших. Бомбордировщики фашистов летели с тяжёлым и грубым звуком. В нашей семье жила беженка из Прибалтики- Эмиля Балите ,ей было 18 лет , она была больна открытым туберкулёзом лёгких. Моя мама не разрешала ей нас целовать, но Эмиля часто целовала нас, когда не видела мама. Никто из нас не заболел. Благодаря ей я осталась жива. Организм детский был очень слабым и я однажды заболела брюшным тифом. Эмиля была хорошим травником, она собирала траву ,готовила отвары и я пошла на поправку. Маме сообщили ,что меня выписывают из больницы и она приехала за мной с гробом, решила ,что я умерла.
В конце войны пришла похоронка на отца. Соседки советовали маме ехать в город заказывать обедню, но она не верила в смерть мужа. Часто ночью будила нас и заставляла молиться за отца. Вскоре пришло письмо, что папа жив и контужен . Лежит в Репном в госпитале. А читать и писать он не умел, был не грамотным. Вернулся отец с войны в конце лета, рука так и не разгиналась. Всю войну прошёл в пехоте. Голод был не только в военные годы, но и в неурожайные послевоенные. Приходилось есть лебеду, жёлуди. В подарок на новогодней ёлке в школе нам давали маленький кулёчек на двоих , а в нём сахар.
Просмотр видеоролика «Дети войны»(Приложение 3)
Чтение стихотворения «Детям пережившим ту войну» (Приложение 4)
Вывод:
Учитель:
-Итак, почему же сегодня не забывают о тех днях?
Почему тревожит память о войне даже тех, кто на той войне никогда не был? Почему вам, детям 21 века, никогда не видевшим войны, надо помнить о войне и о победе?
-Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о великой Победе?
Рефлексия:
-На листочках напишите, пожалуйста, свои предложения. (Листочки с предложениями собираются).
-Из написанного составьте текст листовки.
Звучит музыка. «Поклонимся великим тем годам».
Затем зачитывается листовка. (Например: «О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было этих страшных событий. Наш народ отстоял свободу своей Родины»).
-Эту листовку вы сможете прочитать своим сверстникам. Повесить на стенде, посвящённом Великой Победы.
-Мы в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны. Годы идут, и уходят из жизни герои. А нам всё недосуг поговорить с дедушкой,с бабушкой(очевидцами войны) посмотреть старые фотографии, почитать письма с фронта, которые до сих пор хранятся в вашей семье. Поспешите, ребята, и расспросите своих близких. А лет через 20уже сами будете рассказывать своим детям об этом тяжёлом и страшном времени и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших мир от коричневой чумы. Память будет жива!Наш классный час подошёл к концу, но разговор о Великой Отечественной войне не окончен. У вас ещё много будет мероприятий, посвящённых этому событию. Пусть память живёт в ваших сердцах!
Итог
Учитель:
В заключение нашего классного часа подведем итог, который заключается в том, что «Войны священные страницы, навеки в памяти людской».
Памяти людей, защитивших грудью нашу Родину, миллионам сыновей и дочерей, отдавшим свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом, посвящается песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении обучающегося гр.№12.
Прослушивание песни.
Заключение
Опыт проведения классного часа, посвященного Дню победы, показал, что это мероприятие вызвало живой интерес обучающихся и преподавателей. Участие обучающихся в данном мероприятии помогло развить их творческие способности, которые, может быть, оказываются невостребованными на обычных уроках. Открытый классный час, посвященный Дню победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма; это положительный эмоциональный настрой обучающихся и преподавателей.
В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, и вряд ли кто-то станет оспаривать его первенство. Это 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времён тоже не померкнет. Эти слова произносятся довольно часто, но это на самом деле так: история всего человечества, всего мира могла бы стать поистине трагической, если бы не мужество и самоотверженность всего советского народа, победившего фашизм.
Классный час проводился в группе 12, специальность «Сварщик ручной и частично механизированной (наплавки)»Обучающиеся группы активные, работоспособные, целеустремленные, отзывчивые.
Во-первых, мероприятие способствовало воспитанию чувства гордости и уважения к ветеранам, к памятным местам нашей родины.
Во-вторых, подростки расширили знания о Великой отечественной войне.
В-третьих, ребята развивали свои коммуникативные способности, учились работать в команде, учились слушать друг друга.
Ярким событием данного мероприятия является выступление Мурыгиной Зинаиды Петровны,женщины,чьё детство прошло в тяжёлые военные годы. Она поделилась своими воспоминаниями.
При подготовке и проведении мероприятия применялись такие методы как, информационный, поисковый, наглядный, словесный. Можно отметить насыщенность мероприятия стихами. Большая роль при проведении мероприятия была отведена обучающимся, которые собирали и изучали материал, использовали интернет-источники при поиске информации, посещали библиотеку и краеведческий музей.
Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание у ребят патриотичности, ответственности за конечный результат и самостоятельности. Память о войне. Это наше общее и естественное, обязательное и незыблемое. Мы выросли и живём с этим.
Память о войне – это напоминание о том, что мы народ, а не население!
Не нам судить того, что было. Нравится или не нравится, но мы все склоняем головы в этот день.
Память о войне – это ритуальная память, и другой она быть не может. Но память – это всегда ещё и личное.
Литература
Видякин М. В. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. и др. – 2-е изд., – Москва, 2010. – 270 с.
Гальцова Е. А. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. авт.-сост.. – Волгоград: Учитель, 2008. – 106 с.
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru
http://militera.lib.ru/memo/1/new/index.html