СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Детство, опалённое войной"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка рассказывает о необходимости усилить патриотическое воспитание среди молодёжи, а воспоминания людей видевших ту войну настоящий клад. 

Необходимо поспешить воспользоваться им.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Детство, опалённое войной"»

Аннотация


Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти людей, помнящихвойну, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и приурочена годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов в группах 1-2 курса и при подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне.




























Содержание

1.Аннотация.

2. Введение.

3. Основная часть:

3.1. Подготовительный этап.

3.2. Цели ,задачи

3.3. Сценарий классного часа.

4. Заключение.

5. Литература.




































Введение


В последние годы в вопросах воспитания подрастающего поколения определился целый ряд проблем, которые, в виду их особой значимости, потребовали пристального внимания со стороны руководителей системы образования, государственных органов, преподавателей и родителей. Речь идет о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подростков.

Среди разнообразных форм воспитания серьезное место занимает внеклассная работа преподавателя. Предлагаемая методическая разработка классного часа направлена на решение сразу нескольких задач: патриотического воспитания обучающихся, формирования навыков поисковой деятельности, развитие умений и навыков самостоятельной работы подростков (исследовательской работы, отбора фактов, их анализа), развитие творческих способностей детей (подготовка фотоматериалов, стихов, музыкальных произведений по данной тематике), развитие навыков работы обучающихся в программе MSPowerPoint и создание самостоятельных презентации.

Актуальность данной работы состоит в том, что используя компьютерные навыкисовременныхобучающихся, преподаватель развивает интерес к истории своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать.Готовясь к данному классному часу, обучающиеся увидели войну глазами человека , чьё детство отняла война. Слушая рассказ очевидца, они смогли увидеть не только смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх.
























Основная часть

Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:

  1. обсуждение и выбор темы,

  2. подбор и исследование фотографий , музыкальных и литературных материалов,

  3. посещение музея воинской славы,

  4. поздравление с Днём Победы и встречи с женщинами, чьё детство выпало на период ВОВ.

  5. подготовка экспозиции.


Классный час «Детство, опалённое войной!» проводится в форме литературно-музыкальной композиции.

Цели классного часа:


воспитательные

  • формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;

  • подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной жизни;

  • воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны;

  • довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;

  • решение проблемы повышения сплоченности группы;

развивающие

  • развитиепатриотическогосознания обучающихся;

  • развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.

  • развитиеспособностикоммуникативногообщения.

Наглядные пособия и оборудование:

Мультимедийный проектор, ноотбук.

  • Мультимедийная презентация. (Приложение 1)

  • Выставка «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

  • Запись песни «Враги сожгли родную хату», видеоролик «Дети войны», голос диктора об объявлении войны.

Задачи классного часа:

1. Услышать реальные воспоминания о ВОВ из уст очевидцев.

2.Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

3.Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся.

Формировать умения и навыки поиска нужной информации

В методической разработке представлены презентация, музыкальное сопровождение, фотографии военных лет, фотографии фронтовых писем.




Классный час проводился в кабинете физики. На заднем плане большой экран для презентации; над ним крупными буквами написана тема классного часа; в центре - стол с букетами цветов и стул для ветеранов.

Ход мероприятия

Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события?

Итак, мы начинаем…

Как вы думаете какой будет тема классного часа

А если я уточню , что в военные годы жизнь этих людей только начиналась

О ком пойдёт речь?

Тема нашего классного часа «Детство опалённое войной»

Какие цели мы будем преследовать? 

Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся.

У нас в гостях человек , который хорошо знает , что такое война? Зинаида Петровна Мурыгина, ей предоставим слово немного позже.


Сегодня мы с вами будем экспертами .Нам предстоит отвечать на вопросы в течении урока и проверять правильность ответов.

( Приложение 2 )

Давайте ответим на вопросы анкеты, а затем в течении урока будем проверять правильность ответов


Отвечаем на первые два вопроса нашей анкеты: Когда началась ВОВ? Кто из дикторов объявил о начале ВОВ?


В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось …

Слайд 2(Звук - щелчок)  

(звучит речь Левитана – о начале Великой отечественной войны на фоне слайда.)

Ведущий: Что такое война? (Ответы детей)

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?

Ответы обучающихся

Давайте послушаем слова историков, что такое война?

1. обучающийсяВ первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! 1 000 285 детей погибло в ВОВ на оккупированных территориях Советского союза.

2. обучающийсяВойна — это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3. обучающийсяВойна — это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4. обучающийся Война — это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. 20 000 000 школьников трудились на полях , можно было изготовить 100 000 000 снарядов из металла выплавленном детьми.

5 обучающийсяВойна – это 1 500 000 детей, вывезенных в Германию в качестве рабов.

6 обучающийся.Война - от Бреста до Москвы — 1000 км, от Москвы до Берлина — 1600. Итого: 2600 км — это если считать по прямой.

Ведущая. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски — 4 года 1418 дней.

Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, 
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Строки из письма январь 1942 г: «Тупик … Голод, страшный голод, как вырваться из объятий смертельного голода. Я совсем не могу ходить. Вторую кошку мы съели, думая что едим питательное, кошек больше на улицах нет, всех съели, наступил голод.»

Мы продолжаем отвечать на следующие два вопроса:

Скажите ,пожалуйста, в какой республике , а сейчас стране находилась деревня Хатынь, что произошло 22 марта 1943 года в Хатыне?

Давайте послушаем сообщение о том событии

Слайд 3

Обучающийся

Стой человек, море застынь,

Замрите в полёте птицы!

Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь

Вечным огнём нам в лица,

Смотрит живым нам в лица!  

Обучающийся

На фоне фотографий о Хатыни говорим:

Обучающихся Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков и детей - выгнали из домов. Гитлеровцы облазили каждую избу, каждый погреб - не спрятался ли там кто- нибудь.  

- А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Что задумали палачи?

И вдруг вспыхнуло пламя- фашисты подожгли сарай.

Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться.

Кровавую расправу учинили фашисты. Хатынь была стёрта с лица земли. 149 человек погибли в огне, среди них было 76 детей.

Обучающийся


Из всех хатынских детей только два мальчика остались живыми. Вырвавшись из огня, они нашли спасение в лесу. Остальные погибли в огне. Погибли, но не покорились.

Хатынь не одна, 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на земле белорусской.

Вернёмся к анкете:

Ведущий Вы все слышали о блокаде Ленинграда .Давайте вспомним , как называется сейчас город Ленинград, Как называется кладбище на котором стоит памятник жертвам блокады, сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Послушаем сообщение о детях блокадного Ленинграда

Слайд 4 

Обучающийся

Дети блокадного Ленинграда…400000 детей осталось в блокадном Ленинграде. После снятия блокады их осталось меньше половины. Это 125 граммов хлеба в сутки с 20 ноября по 25 декабря и 75г до конца блокады. Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 

«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый ,чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. 

Обучающийся

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ведущая

Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. В концлагерях была своя «детская специализация»: в одних- из детей делали «легкую жженую кость», в других выкачивали всю кровь ,чтобы переливать раненым фашистам, в третьих просто убивали.

Теперь вопросы вашей анкеты: Что такое концентрационный лагерь?

Где находился лагерь Саласпилс?

Послушаем приготовленные сообщения

ОбучающийсяСа́ласпилс (концлагерь «Куртенгоф») — концентрационный лагерь созданный во время Второй мировой войны на территории оккупированной нацистской Германией Латвии.  Существовал в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за содержания в нем малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь купанием, после умирали за 2—3 день.

ОбучающийсяНесмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем, таким же порядком детей, старший, из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.

Обучающийся Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода.

За грудными младенцами присматривают 5-8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Обучающийся

Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции — впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать вовнутрь разные средства…

Из Акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от 5 мая 1945 г:

В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Ведущая

Вернёмся к анкете

Что такое оккупация?

Какой ближайший город был захвачен фашистами?

Какие объекты бомбили фашистские лётчики и почему?

Пожалуйста, Зинаида Петровна расскажите нам о тех далёких днях. Сколько вам было лет? Сколько человек в семье? Кто ушёл на фронт? Чем занимались вы? Ходили ли вы в школу в годы войны?

Беседа с женщиной, чьё детство прошло в военные годы.

Воспоминания о своём детстве уроженки села КардаилБалашовского района Журавлёвой Раисы Петровны: Когда началась война мне было 5 лет и я хорошо помню, как веселились люди на проводах на фронт, потому что были уверены ,что война скоро кончится.

Мы жили рядом с железной дорогой, стратегическим военным объектом, ее постоянно бомбили. При бомбёжке мы прятались в вырытые окопы. Гул вражеских самолётов, мы дети ,точно отличали от наших. Бомбордировщики фашистов летели с тяжёлым и грубым звуком. В нашей семье жила беженка из Прибалтики- Эмиля Балите ,ей было 18 лет , она была больна открытым туберкулёзом лёгких. Моя мама не разрешала ей нас целовать, но Эмиля часто целовала нас, когда не видела мама. Никто из нас не заболел. Благодаря ей я осталась жива. Организм детский был очень слабым и я однажды заболела брюшным тифом. Эмиля была хорошим травником, она собирала траву ,готовила отвары и я пошла на поправку. Маме сообщили ,что меня выписывают из больницы и она приехала за мной с гробом, решила ,что я умерла.

В конце войны пришла похоронка на отца. Соседки советовали маме ехать в город заказывать обедню, но она не верила в смерть мужа. Часто ночью будила нас и заставляла молиться за отца. Вскоре пришло письмо, что папа жив и контужен . Лежит в Репном в госпитале. А читать и писать он не умел, был не грамотным. Вернулся отец с войны в конце лета, рука так и не разгиналась. Всю войну прошёл в пехоте. Голод был не только в военные годы, но и в неурожайные послевоенные. Приходилось есть лебеду, жёлуди. В подарок на новогодней ёлке в школе нам давали маленький кулёчек на двоих , а в нём сахар.

Просмотр видеоролика «Дети войны»(Приложение 3)

Чтение стихотворения «Детям пережившим ту войну» (Приложение 4)

Вывод:

Учитель:

-Итак, почему же сегодня не забывают о тех днях?

Почему тревожит память о войне даже тех, кто на той войне никогда не был? Почему вам, детям 21 века, никогда не видевшим войны, надо помнить о войне и о победе?

-Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о великой Победе?

Рефлексия:

-На листочках напишите, пожалуйста, свои предложения. (Листочки с предложениями собираются).

-Из написанного составьте текст листовки.

Звучит музыка. «Поклонимся великим тем годам».

Затем зачитывается листовка. (Например: «О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было этих страшных событий. Наш народ отстоял свободу своей Родины»).

-Эту листовку вы сможете прочитать своим сверстникам. Повесить на стенде, посвящённом Великой Победы.

-Мы в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны. Годы идут, и уходят из жизни герои. А нам всё недосуг поговорить с дедушкой,с бабушкой(очевидцами войны) посмотреть старые фотографии, почитать письма с фронта, которые до сих пор хранятся в вашей семье. Поспешите, ребята, и расспросите своих близких. А лет через 20уже сами будете рассказывать своим детям об этом тяжёлом и страшном времени и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших мир от коричневой чумы. Память будет жива!Наш классный час подошёл к концу, но разговор о Великой Отечественной войне не окончен. У вас ещё много будет мероприятий, посвящённых этому событию. Пусть память живёт в ваших сердцах!

Итог

Учитель:

В заключение нашего классного часа подведем итог, который заключается в том, что «Войны священные страницы, навеки в памяти людской».

Памяти людей, защитивших грудью нашу Родину, миллионам сыновей и дочерей, отдавшим свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом, посвящается песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении обучающегося гр.№12.

Прослушивание песни.
























Заключение

Опыт проведения классного часа, посвященного Дню победы, показал, что это мероприятие вызвало живой интерес обучающихся и преподавателей. Участие обучающихся в данном мероприятии помогло развить их творческие способности, которые, может быть, оказываются невостребованными на обычных уроках. Открытый классный час, посвященный Дню победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма; это положительный эмоциональный настрой обучающихся и преподавателей.

В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, и вряд ли кто-то станет оспаривать его первенство. Это 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времён тоже не померкнет. Эти слова произносятся довольно часто, но это на самом деле так: история всего человечества, всего мира могла бы стать поистине трагической, если бы не мужество и самоотверженность всего советского народа, победившего фашизм.

Классный час проводился в группе 12, специальность «Сварщик ручной и частично механизированной (наплавки)»Обучающиеся группы активные, работоспособные, целеустремленные, отзывчивые.

Во-первых, мероприятие способствовало воспитанию чувства гордости и уважения к ветеранам, к памятным местам нашей родины.

Во-вторых, подростки расширили знания о Великой отечественной войне.

В-третьих, ребята развивали свои коммуникативные способности, учились работать в команде, учились слушать друг друга.

Ярким событием данного мероприятия является выступление Мурыгиной Зинаиды Петровны,женщины,чьё детство прошло в тяжёлые военные годы. Она поделилась своими воспоминаниями.

При подготовке и проведении мероприятия применялись такие методы как, информационный, поисковый, наглядный, словесный. Можно отметить насыщенность мероприятия стихами. Большая роль при проведении мероприятия была отведена обучающимся, которые собирали и изучали материал, использовали интернет-источники при поиске информации, посещали библиотеку и краеведческий музей.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание у ребят патриотичности, ответственности за конечный результат и самостоятельности. Память о войне. Это наше общее и естественное, обязательное и незыблемое. Мы выросли и живём с этим. 

Память о войне – это напоминание о том, что мы народ, а не население! 
Не нам судить того, что было. Нравится или не нравится, но мы все склоняем головы в этот день.

Память о войне – это ритуальная память, и другой она быть не может. Но память – это всегда ещё и личное. 

Литература


  1. Видякин М. В. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. и др. – 2-е изд., – Москва, 2010. – 270 с.

  2. Гальцова Е. А. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. авт.-сост.. – Волгоград: Учитель, 2008. – 106 с.

Интернет-источники:

  1. http://festival.1september.ru

  2. http://militera.lib.ru/memo/1/new/index.html