СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа «Губительная сигарета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  • информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке;  • развивать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и поведение;  • расширять знания учащихся о вреде курения на организм человека;  • научиться заботиться о своем здоровье; пропагандировать преимущества здорового образа жизни,

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Губительная сигарета»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»










Методическая разработка

классного часа

«Губительная сигарета»








Классный руководитель 5 класса

Бабушкина С.Б.










с. Красный Ясыл- 2016 год


Тема: «Губительная сигарета».

Цели: 
• информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке; 
• развивать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и поведение; 
• расширять знания учащихся о вреде курения на организм человека; 
• научиться заботиться о своем здоровье; пропагандировать преимущества здорового образа жизни,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, сердечки из красной бумаги, лучики из цветной бумаги, 2 листа розовой бумаги.

Ход мероприятия.


Организационный момент. Слайд №1

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня у нас гости, поприветствуйте и их своей улыбкой. Когда мы говорим «здравствуйте», это значит желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.        

 - А что такое здоровье? Ранее считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Это состояние психического, физического и социального благополучия.                   

-Какие вредные привычки (факторы) мешают человеку быть здоровым? (табакокурение, алкоголь, наркотики).

-А что же такое привычка? ( неосознанное повторение одного и того же действия) 
-А почему вы считаете, что это вредные привычки?(разрушают здоровье, могут привести к правонарушениям).
-Ребята, сегодня я предлагаю вам задуматься о курении, подстерегающей любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающей всю жизнь. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с табаком. Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

 «Курить или не курить? Начинать или не начинать? Бросать или не бросать эту привычку?» - эти вопросы терзают многих юных и взрослых людей. А вы не лишены сомнений на этот счет? Итак, тема классного часа «Губительная сигарета». Слайд №2


- У вас у каждого на столах вы заметили красное сердечко. Это не просто символ, это карточка для голосования. Мне очень интересно будет узнать, какое решение примет каждый из вас после нашего классного часа: курить или не курить?

- Мы начинаем со сценки. Слайд №3

Инсценирование стиха: 

Валя: Кроха – сын пришёл к отцу 
И спросила кроха: 
Трофим: “Если я курить начну – 
Это очень плохо?” 
Валя: Видимо, врасплох застал 
Сын отца вопросом. 
Папа быстро с кресла встал, 
Бросил папиросу. 
И сказал отец тогда 
Глядя сыну в очи: 
Савелий: “Да, сынок, курить табак – 
Это плохо очень”. 
Валя: Сын, услышав, сей совет, 
Снова вопрошает: 
Трофим: “Ты ведь куришь много 
Лет и не умираешь?” 
Савелий:“Да, курю я много лет, 
Отдыха не зная. 
Я не ведал страшных бед, 
А вся глава – седая. 
Закурил я с юных лет, 
Чтоб казаться взрослым, 
Ну, а стал от сигарет 
Меньше нормы ростом. 
Я уже не побегу 
За тобой вприпрыжку, 
Бегать быстро не могу, 
Мучает одышка. 
Прошлым летом иль забыл, 
Что со мною было? 
Я в больницу угодил, 
Сердце прихватило. 
Сердце, лёгкие больны, 
В этом нет сомненья. 
Я здоровьем заплатил 
За своё куренье. 
Никотин – опасный яд. 
Сердце поражает, 
А смола от сигарет 
В бронхах оседает. 
Трофим:“Ну и ну!” - Валя: воскликнул сын, - 
Как ты много знаешь 
Про смолу и никотин 
А курить, всё ж, не бросаешь! 
Савелий: Я бросал курить раз пять, 
Может быть, и боле, 
Да беда – курю опять. 
Не хватает воли. 
Трофим: «Ты мой папа, я – твой сын, 
Справимся с бедою. 
Ты бросал курить один, 
А теперь нас двое». 
Валя: И решили впредь ещё 
И отец и кроха: 
Трофим, Савелий: “Будем делать хорошо 
И не будем - плохо!”

-Ребята, как вы думаете, почему я выбрала для классного часа именно эту тему? Оказывается эта проблема есть и в нашем классе.

По результатам анкетирования в нашем классе 3 чел пробовали курить.
-Какие мотивы побуждают подростков курить? (следование моде, примеру товарищей забава, шалость превращается в привычку). А такая ли безобидная эта привычка, давайте разберемся.

-Учёные выяснили, что курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасна, что многие не принимают всерьёз.

Слайд №4

Посмотрите на это растение.

Табак – это однолетнее растение, с тяжёлым, неприятным запахом в листьях которого содержится никотин и масса других ядовитых веществ. Никотин – один из опасных ядов растительного происхождения.

Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина. Собака от 1/2капли никотина.

Во Франции, в Ницце, в конкурсе «Кто больше выкурит» - двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли. В Англии зарегистрирован случай, когда 40-летний мужчина после трудного трудового дня выкурил 14 сигарет. Утром ему стало плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. Иногда дети умирали от 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.


-Ребята, сейчас отправимся в прошлое. Вы знаете историю появления табака?

Табак известен человечеству с древних времен. Действительно, табак родом из Америки. Первыми курильщиками были американские индейцы, которые использовали табак для религиозных ритуалов. (трубка мира) В Европу это зелье завёз Колумб.

Слайд №5

12 октября 15 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» - так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда – во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.
В Россию табак завезен английскими купцами в 16 веке при Иване Грозном. ... Несмотря на то, что принимались жестокие меры в отношении курильщиков (уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города.

В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарств (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Состав сигареты . Слайд №6.


В табаке и табачном дыме содержится около трех тысяч опасных для организма веществ.

25% этих веществ оседает в организме курильщика;

5% - остаётся в окурке;

20% - сгорает;

50% - попадает в воздух

Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза – 1 мг на 1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.

Угарный газ, при вдохе попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из акта нормального дыхания, делает его неспособным переносить кислород.

Еще коварнее действие синильной кислоты. Легко проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, приводящее к кислородному голоданию клеток. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему.

Аммиак раздражает слизистые оболочки, вызывает слезоточение, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезу.

Табачный деготь, являясь концентратом жидких и твердых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям.

При вдыхании паров ацетона происходит кислородное голодание мозга.

Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута приводит к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника.

Пирен хорошо растворим в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей. Также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени.


- Ребята, как вы считаете, а чем опасно курение для человека? К каким болезням приводит курение? Что вы знаете об этом?

Посмотрите, как выглядят ваши здоровые органы. (Плакаты). А как органы курильщиков. Слайд №7,8,9.10.11.12.13.

При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг. У курильщика часто воспаляется зев, язвочки во рту, что приводит к возникновению ангин. Курильщика мучает кашель, головные боли, ему трудно дышать. У курильщика осиплый голос, появляется жёлтый налёт на зубах и руках, «вянет кожный покров», но больше всего страдают лёгкие. Табачный налёт на лёгких вызывает страшную болезнь – рак лёгких. Учёные установили, что люди, начавшие курить с 15 лет, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще. Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем на 4 – 5 лет) Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды, печень, лёгкие, головной мозг. Изменения во внешности.

-Курящие люди не могут долго бегать, быстро начинают задыхаться, постоянный кашель.

-Курение ослабляет иммунитет.

-Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков желтыми.

-Изо рта курящего плохо пахнет.

-У курящего плохой аппетит, т.к. курящий плохо понимает вкус еды.

-Дым сигарет вызывает кашель

-Курящий человек становиться раздражительным, напряженным.

-Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.

-Рано появляются морщины.

-Возникают проблемы с зубами.


-Учёные установили, что дети, в семьях которых есть курильщики - родители, чаще болеют острыми респираторными заболеваниями, пневмонией, бронхитами. Курение в ДВА раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Растущий организм отравляется ядовитыми веществами табака: курящие дети и подростки плохо учатся, страдают неврозами, раздражительны, агрессивны, плохо растут и отстают в умственном развитии от сверстников.

-Чтобы окончательно убедить вас, как курение опасно, предлагаю провести эксперимент. Начнем с простого.


Практическая работа.

1.Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

2.Эксперимент с сигаретой.

3.А вы можете описать, как влияет курение на внешность человека? Как изменяется кожа у курящего человека? Что происходит с волосами? Как выглядят глаза курильщика? Что происходит с зубами? Как пахнет одежда курящих? Давайте раскрасим курильщика и посмотрим, как он выглядит. (По очереди у доски).

Учитель прикрепляет на доску рисунок “Раскрась курильщика”. (Рисунок 1)

 -Хочет ли кто-нибудь стать похожим на этого человечка? Ответы детей.

Слайд№15.

10 июля 2001 года принят Закон «Об ограничении курения табака»

… на каждой упаковке табачных изделий должна быть предупредительная надпись о вреде курения табака;

… запрещается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет;

… запрещается курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте. Это является правонарушением.


Слайд №16.

-Уважаемые ребята. Как вы уже поняли, курение – это вред своему организму. 
– Ребята! Как же можно так себя травить!? 
Как же можно так себя не любить!? 
Вместо курения можно так интересно жить! 
Вот «солнце жизни». Но оно без лучей.
Его лучи – это добрые советы,
Каждый из вас на лучике солнца запишет одну из заповедей, что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным, не попадать в неприятные ситуации, не совершать противоправных поступков.
(занятие спортом, правильное питание, гулять на свежем воздухе, соблюдение правил личной гигиены, хорошее настроение, проветривание комнаты, закаливание)

Запомни, заучи! 
Рецепт долголетия «Солнце жизни».


Молодцы! Красивое получилось солнце.

 Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

- Ребята, наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня? К какому выводу пришли: курить или не курить?

Прошу вас взять сердечки и проголосовать. (Подсчет голосов, выступления учащихся).

     - «Курить или не курить?» - важный вопрос, решать который приходится многим в какой-то момент жизни. И в тот момент, когда вам придётся делать этот выбор, вспомните это мероприятие и задумайтесь, что выбрать курение или здоровье.

Полюбите себя : свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! И помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках. Будьте законопослушными гражданами нашей страны.

Расскажите папам и мамам о том, что узнали на уроке, попробуйте убедить родителей, что курить вредно. Слайд №17. Спасибо всем! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!