Богомолова Т.Ю.
Тема классного часа: «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной?»
2 класс
Цель занятия: формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона; Расширить представление об ассортименте каш и их свойствах;
Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу; Сформировать представление о добавках для каш.
Личностные УУД: Выбирать полезную для здоровья пищу.
Регулятивные УУД: Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией. Работать по предложенному учителем плану. Выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.
Оборудование: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», компьютер, проектор, доска Smart, карточки для парной работы.
Ход классного часа
Актуализация темы
- Ребята, отгадайте загадку:
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак (каша)
-Как вы думаете, о чем сегодня поговорим? (о каше)
- А кто любит каши? Знаете ли вы, из чего варят каши? Сегодня мы откроем секрет: как сделать кашу вкусной? (Слайд 1)
Из истории появления каши.
И в древности, да и в недалеком прошлом каша составляла основную пищу как бедных, так и богатых людей. Отсюда и появилась русская пословица: "Каша — мать наша". (Слайд 2)
Каша-это основное блюдо солдат. Раньше при заключении мирного договора противники варили мировую кашу. Сев за один стол они ели мировую кашу в знак союза и дружбы. Так появилось выражение «Заварить кашу», т.е. договориться. Если же перемирие не заключали, то говорили «С ним каши не сваришь». (Слайд 3)
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа. Ее варили из проса (пшена), овса, ячменя, гречки и других круп в будни и праздники. Интересно, что кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, которые сварены из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые варили из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, стерляжья, осетровая, белужья. По-видимому, рыбу эту мелко крошили и, возможно, смешивали с разваренной крупой. (Слайд 4)
На Руси кашу почитали. Душистая каша из русской печи, да в глиняном горшочке, что может быть питательней и полезней. (Слайд 5)
- Как вы думаете, почему говорят так «Он мало каши ел»? (так говорят о слабеньких людях)
- Каша полезная еда, которая поможет стать вам сильными и здоровыми. Кашу нужно есть на завтрак.
- А из чего варят кашу? (предположения детей)
- Отгадайте загадку
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зерно). (Слайд 6)
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос)
- Я расскажу вам о приключениях зёрнышка. Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зёрнышек. Почему их стало так много? Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зёрнышку превратится в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зёрна. Из зёрен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
Физминутка с Кукутиками «Каша-вкусняша» (Слайд 7_)
Игра «Угадай-ка» (дети отгадывают название круп)
- Она здоровье укрепляет,
Гемоглобин наш повышает.
Любит варку, любит печку,
А зовётся она... (гречка) (слайд 8)
-В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница) (слайд 9)
- Называют Геркулес
Значит сила в каше есть.
А вот из какой крупы
Это-то ответьте вы!
( Овес) (слайд 10)
-Мы растение ищем с тобой,
На поле растет лишь залитом водой,
И многие-многие тысячи лет
Готовили люди его на обед!
(Рис) (Слайд 11)
-В поле очень он похож
На пшеницу, и на рожь,
Но меняться может ловко -
То он солод, то – перловка. (ячмень) (Слайд 12)
-На стебле сидит краса,
Желтизна в волосах,
Плотками повязалась,
Скрытою осталась!
(Кукуруза) (слайд 13)
- Сидит мышка в золотой кубышке. (Просо) (слайд 14)
- А какие каши варят из этих круп? Найдите соответствия, соединив стрелками. Слева в столбике название крупы, справа название каши. Пока звучит музыка вы выполняете задание. ( Песня про кашку)
Парная работа
Гречка | Манная |
Пшеница | Овсяная |
Овес | Перловая |
Рис | Ячневая |
Ячмень | Кукурузная |
Просо | Гречневая |
Кукуруза | Пшенная |
| Рисовая |
Проверка выполнения задания (Слайд 15)
- Каша –это блюдо ― простое в приготовлении, вкусное и питательное, обладающее многими ценными свойствами, идеальный завтрак для всей семьи. Это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши, вы насыщаете организм полезными веществами.
Какая каша самая полезная? (Слайд 16)
1 место – гречневая каша, из-за большого содержания витаминов, калия, железа, магния. Она укрепляет иммунную систему, улучшает кровоснабжение. (Слайд 17)
2 место - овсянка. Про нее народ говорил – «Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». И это верно, так как овсянка содержит большое количество полезных растительных жиров. (Слайд 18)
3 место – рисовая каша. Богата углеводами, употребляя кашу в пищу, весь день будете чувствовать себя бодро. (Слайд 19)
Конечно же, мы сказали не про все каши. Но даже если вы будете в свой рацион на завтрак периодически включать вышеназванные каши, ваш организм обязательно откликнется здоровьем и хорошим самочувствием.
- Вы можете сказать ребята, что есть каждый день кашу не вкусно. А оказывается это не так. Как сделать кашу вкусной и у всех вкус будет разный.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь» (Слайд 20)
- Что можно положить в кашу для вкуса?
- Вместо лишнего сахара в кашу можно добавить любые нарезанные фрукты, ягоды и немного меда (только не добавляйте его в очень горячее молоко или кашу – полезные вещества разрушатся). (Слайд 21)
А зимой можно добавлять джем без сахара, замороженные ягоды, орехи и сухофрукты, не забывая о том, что орехи достаточно жирные, а сухофрукты – калорийные. Пары столовых ложек этих добавок на порцию будет вполне достаточно.
Не только эти продукты в кашу идут. Я буду называть продукты для приготовления каши, а вы будете говорить «Да», а, которые не идут для каши — «Нет».
Игра «Вкусная каша»
На «Да»– хлопок над головой; «нет»– встаём
Сорока-белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла: Парное молоко... (Да)
Куриное яйцо... (Нет) Крупа манная... (Да)
Капуста кочанная... (Нет) Соленый огурец... (Нет)
Мясной холодец... (Нет) Сахар да соль... (Да)
Белую фасоль... (Нет) Масло топленное... (Да)
Рыбка соленая... (Нет) Лавровый лист... (Нет)
Китайский рис... (Да) Чернослив и изюм... (Да)
Шоколадный лукум... (Нет) Перец болгарский... (Нет)
Соус татарский... (Нет) Клубничное варенье... (Да)
Бисквитное печенье... (Нет)
Молодцы, ребята!
Каша – лучший завтрак, который без лишних затрат можно приготовить из самых обыкновенных круп. Идеальная каша приготовлена с обезжиренным молоком, в ней нет сахара и лишнего жира, а есть свежие фрукты, йогурт и орехи. (Слайд 22)
Рефлексия
- Проверим ваши познания о каше «Всё о каше»
http://LearningApps.org/display?v=pzahzcs8t16

- О чем сегодня вы узнали? Что вы возьмете в свой рюкзачок знаний? (ответы детей)
- Спасибо за работу!