Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский технологический техникум»
«Утверждаю»:
Зам. директора по УВР ГБПОУ РТ
«Тувинский технологический техникум»
______________________ /Санаа И.Н./
«____»_____________________ 2016 г.
Методическая разработка классного часа:
«Мужество рядом с нами»
Разработала: мастер группы
№20 по профессии «Сварщик»
Хомушку Марина Данзыовна
г.Чадан 2016г
Классный час на тему: «Мужество рядом с нами»
Цель:
1. Знакомство с настоящим мужчиной, воином- интернационалистом, инструктором по вождению, незаменимым наставником молодежи
ГБПОУ РТ «Тувинского технологического техникума»
2. Проведение исследовательской работы «Мужество рядом с нами»
3. Представление презентации
Задачи:
-Знакомство с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
-увековечение памяти павших героев;
-уважение к подвигам военнослужащих, защитников Отечества
Формы, методы работы:
-аудио
- встреча с воином-афганцем
-беседа, интервью;
-классный час, посвященный героям войны
Форма проведения: Урок мужества (беседа)
Дата проведения: 20 февраля 2016 год.
Время проведения: 1-1,5 часа
Место проведения : ГБПОУ РТ «Тувинский технологический техникум»
Участники: учащиеся группы №20 «Сварщик»
Оборудование, оформление.
На доске название темы классного часа «Мужество рядом с нами». Доска, ноутбук, проектор, экран, беседа с использованием мультимедиа, презентация о ветеране участнике - ВОВ, плакаты о войне.
Подготовительный этап: классному часу предшествует конкурс сочинений «Мужество рядом с нами»
Эпиграф урока-мужества:
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
О. Берггольц
Ход классного часа:
Вступительное слово преподавателя : Слайд 1-4
Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего классного часа!
- Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить на тему «Мужество рядом с нами».
Давайте вместе вспомним, что означают эти слова.
Отечество – это наша Родина, место, где мы родились, где мы живем.
Патриотизм – это любовь к своей Родине, своему народу, готовность встать на защиту родины, если враг нападет на нас, своими делами прославлять Отечество.
Герой - тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, смелость,
готовность к самопожертвованию.
Героизм - смелость, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Подвиг - действие, совершенное в трудных, опасных условиях.
Долг - нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других.
Часто эти слова мы слышим, когда говорим о героях войны. Во время военных действий чувство патриотизма у многих людей обостряется. Патриот готов на все, чтобы защитить свою Родину. Наша Родина – Россия – страна героическая. История помнит много имен, прославивших свою Отчизну, пожертвовавших своими жизнями ради спасения других.
Преподаватель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить события Афганской войны. Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Напротив, с течением времени наиболее четко вырисовывается их величие. Память об этих событиях неподвластна бегу времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение.
Ведущий 1: Память о прошлом… Нет, это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего. Память- это связующее звено между прошлым и будущим. Память не нейтральна, не пассивна. Она учит, призывает, убеждает, дает силы, внушает веру.
Ведущий 2: 15 февраля 1989 года, последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы с развевающими знаменами и при наградах. А приехавшие в Термез матери силились угадать в мелькающих лицах единственно родное.
Ведущий 1: Сегодня, говоря о событиях тех лет, необходимо помнить, что это было время «холодной войны». Жестокого противостояния двух систем. Тогда у нас не возникало подобных вопросов, не было сомнений в правильности принятых руководством страны решений. И сегодня мы восславим тех людей, которые с честью выполняли свой воинский долг.
Ведущий 2: Война в Афганистане продемонстрировала лучшие качества российского воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, глубокое чувство патриотизма. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает какие-то блага, а за то, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты. Мужество требовалось от солдата ежедневно, ежечасно.
Слайд 1-4 – на фоне исполнение песни «Афганистан»
Ведущий 1: Афганская война – это не только официальные версии и документы, но и воспоминания непосредственных участников тех событий. Сегодня мы вспомним о наших земляках, которые принимали участие в этой войне.
Ведущий 2: В массовом сознании афганская война предстает уже достаточно далеким прошлым, хотя ее ветераны, в большинстве своем, люди нестарые. Остаются лишь точные свидетельства времени-песни, стихи, воспоминания афганцев.
Чтец 1: Раскаленный камень, пули рикошет,
Исподлобья пламень в девятнадцать лет,
Исподлобья жгучий взгляд через прицел…
Я пока везучий, я пока что цел.
Взвод за перевалом отошел к своим
Времени навалом отпустил я им.
Банду здесь, у кручи задержать сумел…
Я пока везучий, я пока что цел.
Ни глотка во фляге, но ни о том беда.
В этой передряге кровушка-вода.
Под огнем колючим есть всему предел…
Я пока везучий, я пока что цел.
Строчка пулемета провалилась в тишь
Где ж вы, вертолеты?
Что ж ты, связь, молчишь?
И на всякий случай я чеку поддел
Я пока везучий, я пока что цел.
( Виктор Куценко)
Преподаватель: слайд № 5-12
Сегодня у нас в гостях воин-интернационалист афганской войны, возможно, вы встречали его на улице или в техникуме – это Тюлюш Роман Чыртак-оолович . На первый взгляд простой инструктор по вождению, но в его биографии есть факты, когда он был воином-интернационалистом, участником боевых действий в Афганистане (1983-1985 годы) в городе Кабул, он был военно-воздушным десантником. За боевые заслуги награжден медалью СССР «За отвагу» ,Медаль «Воину и интернационалисту».20 лет проработал в техникуме инструктором по вождению. Тюлюш Роман Чыртак-оолович - наш любимый друг, наставник , воин -интернационалист.
Ребята, сейчас Роман Чыртак-оолович расскажет вам о том, как в его жизнь ворвалась война, а было ему тогда всего 18 лет.
(Выступление гостя)
Дорогие ребята! Афганская война... Как много и мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-
интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих
наших семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых,
тяжело больных молодых людей. Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. В 1985году отслужил армию. С Дзун-Хемчикского района в Афганской войне участвовали 37 солдат.
В настоящее время осталось всего трое: Куулар Маадыр Алесандрович, с.Хорум-Даг, Ооржак Мерген Чылбаевич, с.Ийме. В Афганской войне мы видели смерть близких товарищей, видели подвиги обыкновенных простых парней. Война – это очень тяжёлые воспоминания. Вы молодые парни должны знать страницы историю. В одном спецзадании я с солдатами шел, зная, что душманы не дремлют и это было страшно. Я про себя начал читать дарины . В это время взорвалась мина, многие погибли, а я остался жив и здоров, благодаря тем молитвенным словам. Только тогда я поверил в силу веры. Я хочу, чтобы бы вы на примере воинов-солдат воспитывали в себе такие качества: мужество, отвага, любовь к Отчизне.
Преподаватель: Слайд №13-21
Ведущий 2: Двадцать семь лет прошло с тех пор, как прогремели в горах последние выстрелы. Солдаты, которым было 18-19 лет… Они прожили молодость именно там, в Афганистане, на страшной войне. И это наша жизнь, наша память, наша история. Вычеркнуть ее из сердца невозможно.
Чтец 2:
Гори, свеча, гори, не затухай, непреходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают, чей оборвался путь.
Кто из спокойных мирных дней шагнул в наземный ад,
И кто до роковой черты нес звание – солдат.
Кто в восемнадцать с небольшим познал цену потерь.
Кто за Россию жизнь отдав, открыл в бессмертье дверь.
Гори, свеча, не затухай, не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!
Ведущий 2: Российские солдаты, вернувшиеся с Афганской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена. Но эта война останется в народе неизгладимой трагической меткой.
Чтец 3: Все же когда-нибудь время воздаст по заслугам
Всем, кто стоял истоков кровавой реки.
Смутное прошлое жарко нам дышит в затылок,
Ни на каких скоростях от него не умчать.
В сумерках памяти горестно, гулко, уныло
Эхо Афганистана будет долгим укором звучать.
Ведущий 1: Отмечая день вывода советских войск из Афганистана, хочется пожелать солдатам – участникам боевых действий в Афганистане – крепкого здоровья, семейного благополучия, удачи, успехов, терпения. Мы всегда будем помнить о вашем подвиге .Вечная вам слава!
Ведущий 2: Сегодня – лишь звено между вчера и завтра. Прошлое смотрит на нас, как бы проверяя, готовы ли мы сделать шаг в будущее.
Наши «афганцы» стали солдатами чужой войны. Но это не повод,
чтобы оболгать и забыть то, что тогда происходило. Ведь прошлое от нас
никуда не уходит, оно навсегда с нами.
Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят
Из восемьдесят памятного года.
Болит в сердцах он тысяч матерей.
Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь, дали,
Дома, поселки, села, города
Которые на службу провожали.
Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны
И матерям погибших будет сниться.
Итог:
Преподаватель:
Герой - это не только тот, кто совершает героический поступок, участвует в военных действиях, но и тот, кто своим созидательным трудом, поступками, человечностью, мудростью проявляет смелость, неравнодушие, вносит вклад в процветание родного края, родной страны.
Слайд №22
Обучающиеся группы №20 по профессии «Сварщик» оказывали помощь Тюлюш Р.Ч. в заготовке сена.
Слайд №23
Мы познакомились с одним из достойных людей нашего кожууна, который проявляет яркий пример для подражания. Мы по праву можем гордиться тем, что работник нашего техникума внес свой вклад в дело защиты страны и ее национальных интересов. Мы, новое поколение, также гордимся тем, что воспитываемся и растем на их героическом прошлом. И мы, обещаем быть такими же мужественными, смелыми, достойными своей Родины, как наш Тюлюш Роман Чыртак-оолович.
На этом наш классный час завершен. Спасибо Вам , Роман Чыртак-оолович, что Вы пришли на наш классный час и поделились с нами своими воспоминаниями. Здоровья Вам и счастья на долгие годы. Вам ребята, желаю, чтобы вы были такими же мужественными, отважными, готовыми встать на защиту своей Родины.
Список используемой литературы
1. Павлов ДВ. Стойкость. — М., 1981. — 367 с.
2. Лирика 40-х годов (Русская советская лирика) / вступ. слово, сост. и ред.
В.Я. Вакуленко. — Фрунзе, «Кыргызстан», 1977.
3. День Победы: Гражданская лирика советских поэтов. – М., 1982.
4. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной Вой-
не /Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. — М.: Сов. Россия, 1980. — 480.
5. Всероссийская Книга Памяти 1941-1945. М.: Военное изд-во, 1995.