- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. – А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами. – В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. – Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется? Дети: Страна Вежливости и Доброты. - Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. По дороге в эту удивительную Страну мы посетим: 1. Море Доброты. 2. остров Вежливости. 3. пролив Приветствий. 4. Остров «Размышляй-ка». - А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни. - Итак, все готовы? Отправляемся! Все исполняют песню «Дорога Добра. Слова песни: 1. Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра. Припев Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди мой друг, всегда иди Дорогою добра. Припев повторяют все еще 1 раз. 2. Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба, Ведет себя, не как сестра. Припев Но, если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему всегда иди, Дорогою добра. Припев повторяют все еще 1 раз. Итак наше Путешествие в страну Вежливости и Доброты начинается. 1. - Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты». - Ребята, а что такое – ДОБРОТА? Ответы детей. - Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте. Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой) Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов) - А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? Ответы детей. - Что же обозначает слово “добрый”? - А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый. Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие. – В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения. - Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы. - Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”. - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. Педагог выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят. - Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили. - Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море – остров Вежливости. 2. Остров Вежливости. - А как вы думаете, что такое вежливость? Ответы детей. -Давайте, прочитаем на слайде. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. – Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? Дети: Вежливым. – Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека? Дети: Нет. – А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене. На перемене На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила: – Что нужно сказать? – Здрасьте! – ответил Игорь. После этих слов ребята рассмеялись. – Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова? Дети: нет. – Почему? Ответы детей. – Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.) – А что значит правильно? Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу. – Давайте сделаем вывод? Вам необходимо дополнить предложение: Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).) – Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как? – В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает - всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”. – Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку. – А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой. Гусь Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе: “Не трусь! Быть может, Этот Гусь – ручной, Бежит знакомиться со мной”. Но у Гуся свирепый вид – Он угрожающе шипит. Щипаться будет? Но и пусть! Я улыбнулась: – Здравствуй, Гусь! Он головой кивнул в ответ. И мне послышалось: “Привет!” – Что хотел сделать Гусь? Дети: Ущипнуть девочку. – Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.) – Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.) – Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке девочки). – Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.) - Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке. - Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажет стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак. Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. Ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея. И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите! - Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали? Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей. - Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости. 3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Пролив приветствий». – Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? Дети: Со слова «Здравствуйте». - Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого. – А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"? - У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово. - В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: – Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы. “Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. - А какие еще волшебные слова вы знаете? Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д. - Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! - Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их. - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. - Поиграем в игру «Волшебные слова». - Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами: Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/. Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/. Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/. - Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно. - А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам о добрых и вежливых словах. Добрые слова 1: Слова “До свиданья!”, “Спасибо!”, “Простите!”, “Пожалуйста!”, “Здравствуйте!” Щедро дарите. 2: Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. 3: Слова эти очень, И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить. - А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем. Физкультминутка 1. Игра “Будь внимателен” - Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”. Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места. 2. Игра “Вежливо - невежливо”. - Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем. - Поздороваться при встрече………. - Толкнуть и не извиниться………… - Свистеть, кричать, шуметь в школе………. - Уступить место старшим……… - Не вставать на обращение учителя………… - Помочь подняться по лестнице………….. - Попрощаться уходя………… - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути. Впереди осталась всего одна остановка Остров «Размышляй-ка». - Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. - Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости? - - У нас на слайде части пословиц. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута). Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу одного ученика – прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы. 1. Добрые дела добрый ответ. 2. Сделаешь добро - на добрые дела. 3. Добрый человек - красят человека. 4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает. 5. Жизнь дана несет мир. 6. На добрый привет – дорого вежество. 7. Не дорого ничто - добро найдешь. 8. При солнышке тепло- богатства. 9. Доброе дело дороже- красится. 10. Стол спасибом - при матушке добро. - Итак, проверяем. 1. Добрые дела красят человека. 2. Сделаешь добро - добро найдешь. 3. Добрый человек - несет мир. 4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает. 5. Жизнь дана на добрые дела. 6. На добрый привет – добрый ответ. 7. Не дорого ничто - дорого вежество. 8. При солнышке тепло - при матушке добро. 9. Доброе дело дороже - богатства. 10. Стол спасибом - красится. - Ребята, а чему учат все эти пословицы? – Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки. - Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать! - А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее! |