ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение новосибирской области «Барабинский медицинский колледж»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Физика
Раздел 1 «Механика. Основы динамики»
Тема 1.2 «Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением»
для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
по программе базовой подготовки
курс 1
Барабинск, 2016 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 2016 г.
Председатель ЦМК
Хританкова Н. Ю.
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
Преподаватель физики 1 квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист | 4 |
Формирование требований ФГОС при изучении темы | 5 |
Выписка из тематического плана дисциплины «Физика» | 5 |
Актуальность изучения темы | 6 |
Примернаяхронокарта занятия | 7 |
Блок информации по теме | 10 |
План самостоятельной работы студентов | 13 |
Приложение №1 | 14 |
Приложение №2 | 14 |
Приложение №3 | 15 |
Домашнее задание | 16 |
Перечень оборудования и оснащения | 16 |
Список использованных источников | 17 |
Методический лист
Тема 1.2 «Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением»
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий (мультимедийное оборудование и презентация, ЭОР), репродуктивный.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Образовательные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира через изучение равномерного и равноускоренного движения; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений.
Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности; создавать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде.
Развивающие цели: способствовать формированию умения решать физические задачи.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением»
Результаты обучения:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
сформированность умения решать физические задачи;
Изучение темы 1.2 способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.
Выписка из тематического плана
дисциплины «Физика»
специальность сестринское дело
Тема 1.2. Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением | Содержание учебного материала | 2 |
Прямолинейное движение, равномерное и равноускоренное движения. Физические величины и их единицы, перемещение и отличие перемещения от пройденного пути, скорость и ее векторный характер. Понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач. |
Лабораторная работа | - |
Практическое занятие | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с электронным приложением к учебнику «Физика 10»; - работа с учебником, выполнение упражнений [1, с.17-21, с.22 упр. 2 (1)]; - работа с конспектом лекции. | 1 |
Актуальность изучения темы
Галилео Галилей относится к числу людей, прославившихся совсем не тем, за что им следовало бы пользоваться заслуженной славой. Все помнят, как этого итальянского естествоиспытателя в конце жизни подвергли суду инквизиции по подозрению в ереси и заставили отречься от убеждения, что Земля вращается вокруг Солнца. На самом же деле, этот судебный процесс на развитие науки практически не повлиял — в отличие от ранее проделанных Галилеем опытов и сделанных им на основании этих опытов выводов, которые фактически предопределили дальнейшее развитие механики как раздела физической науки.
Движение физических тел изучалось с незапамятных времен, и основы кинематики были заложены задолго до рождения Галилея. Элементарные задачи описания движения сегодня изучают уже в начальной школе. Например, все знают, что если автомобиль равномерно движется со скоростью 20 км/ч, то за 1 час он проедет 20 км, за 2 часа — 40 км, за 3 часа — 60 км и т. д. И до тех пор, пока машина движется с постоянной скоростью (стрелка спидометра не отклоняется от заданного деления на его шкале), рассчитать пройденное расстояние труда не составляет — достаточно умножить скорость машины на время, которое она находится в пути. Этот факт известен настолько давно, что имя его первооткрывателя наглухо затерялось в тумане античных времен.
Сложности возникают, как только объект начинает двигаться с переменной скоростью. Трогаетесь вы, к примеру, от светофора — и стрелка спидометра ползет от нуля вверх, пока вы не отпустите педаль газа и не нажмете педаль тормоза. На самом деле стрелка спидометра на месте практически не стоит — она всё время движется вверх или вниз. В начале каждой отдельно взятой секунды реальная скорость машины одна, а в конце секунды — уже другая, и пройденный ею за секунду путь точно рассчитать не так-то просто. Эта проблема — описание движения с ускорением — волновала естествоиспытателей задолго до Галилея.
Примерная хронокарта занятия по теме «Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением»
(время занятия 90 минут)
№ | Этапы занятия | Деятельность | Цель этапа занятия | Оснащение этапа | Мин. |
преподавателя | студентов |
1 | Орг. момент. | Приветствие. Проверка готовности аудитории. | Дежурный информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов. | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию. | Журнал группы. | 1 |
2 | Актуализация опорных знаний. | Предоставляет возможность повторить домашнее задание, озвучивает вопрос и заслушивает ответы студентов. | Повторяют домашнее задание, отвечают устно с места. | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Развитие грамотной речи обучающихся, самоконтроль своих знаний. | Вопросы для устного фронтального опроса (Приложение №1) | 10 |
3 | Сообщение темы занятия, постановка цели, обозначение актуальности данной темы. | Сообщает тему занятия, определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы. | Слушают, записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях. | Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание. | Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация. | 2 |
4 | Изучение нового материала по плану. | Излагает новый материал, демонстрирует презентацию. | Слушают, конспектируют. | Сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; формировать умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. | Методическая разработка (блок информации), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, ЭОР. | 25 |
5 | Первичное закрепление знаний | Задает вопросы для первичного закрепления материала. | Отвечают на вопросы. | Первичное закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в понимании в полученных знаниях. | Методическая разработка, презентация.Приложение №2 | 15 |
6 | Решение задач на расчет скорости, пути и времени при различных видах движения. | Разбор задачи, алгоритма ее решения. Контролирует решение задач студентами, указывает на ошибки. | Работают на местах и у доски. | Отработать навык решения задач на расчет скорости, пути и времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движении. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач, оценка их выполнения. | Физика 10 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 9 №1-6 устно (качеств.задачи), стр. 9 №1, 3, 5; стр. 24 №1,4, 6.письменно | 15 |
7 | Задание на самостоятельную работу. | Раздает контролирующий материал, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов. | Слушают преподавателя, задают вопросы. | Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности. | Слайд презентации с инструкциями, задания для самостоятельной работы студентов. | 2 |
8 | С. р. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний. | Контролирует ход работы, помогает, указывает на ошибки. | Работают в малых группах, используют текст учебника, решают задачи по образцу. | Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Формирование умения работать в команде. Контроль усвоения знаний и умений учащихся. | Задания для итогового контроля. Приложение №3 | 15 |
9 | Итоговый контроль. | Контролирует взаимопроверку, поясняет критерии оценки. | Предоставляют выполненное задание, сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки. | Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала. | Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки (приложение №4). | 3 |
10 | Подведение итогов занятия, выставление оценок. | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, обоснование полученных студентами оценок. | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении. | Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в малых группах, команде. | Журнал группы. | 1 |
11 | Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают, записывают, задают вопросы. | Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы. | Слайд презентации с дифференцированным домашним заданием. | 1 |
Блок информации
Равномерное движение – это движение с постоянной скоростью, то есть когда скорость не изменяется (v = const) и ускорения или замедления не происходит (а = 0).
Прямолинейное движение – это движение по прямой линии, то есть траектория прямолинейного движения – это прямая линия.
Равномерное прямолинейное движение – это движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения. Например, если мы разобьём какой-то временной интервал на отрезки по одной секунде, то при равномерном движении тело будет перемещаться на одинаковое расстояние за каждый из этих отрезков времени.
Скорость равномерного прямолинейного движения не зависит от времени и в каждой точке траектории направлена также, как и перемещение тела. То есть вектор перемещения совпадает по направлению с вектором скорости. При этом средняя скорость за любой промежуток времени равна мгновенной скорости:
vcp = v
Скорость равномерного прямолинейного движения – это физическая векторная величина, равная отношению перемещения тела
за любой промежуток времени к значению этого промежутка t:
=
/ t
Таким образом, скорость равномерного прямолинейного движения показывает, какое перемещение совершает материальная точка за единицу времени.
Перемещение при равномерном прямолинейном движении определяется формулой:
=
• t
Пройденный путь при прямолинейном движении равен модулю перемещения. Если положительное направление оси ОХ совпадает с направлением движения, то проекция скорости на ось ОХ равна величине скорости и положительна:
vx = v, то есть v 0
Проекция перемещения на ось ОХ равна:
s = vt = x – x0
где x0 – начальная координата тела,
х – конечная координата тела (или координата тела в любой момент времени)
Уравнение движения, то есть зависимость координаты тела от времени х = х(t), принимает вид:
х = x0 + vt
Если положительное направление оси ОХ противоположно направлению движения тела, то проекция скорости тела на ось ОХ отрицательна, скорость меньше нуля (v
х = x0 - vt
В общем случае равноускоренным движением называют такое движение, при котором вектор ускорения остается неизменным по модулю и направлению. Примером такого движения является движение камня, брошенного под некоторым углом к горизонту (без учета сопротивления воздуха). В любой точке траектории ускорение камня равно ускорению свободного падения. Для кинематического описания движения камня систему координат удобно выбрать так, чтобы одна из осей, например ось OY, была направлена параллельно вектору ускорения. Тогда криволинейное движение камня можно представить как сумму двух движений – прямолинейного равноускоренного движения вдоль оси OY и равномерного прямолинейного движения в перпендикулярном направлении, т. е. вдоль оси OX (рис. 1).
Таким образом, изучение равноускоренного движения сводится к изучению прямолинейного равноускоренного движения. В случае прямолинейного движения векторы скорости
и ускорения
направлены вдоль прямой движения. Поэтому скорость υ и ускорение a в проекциях на направление движения можно рассматривать как алгебраические величины.
 |
Рисунок 1 Проекции векторов скорости и ускорения на координатные оси. ax = 0, ay = –g |
2. При равноускоренном прямолинейном движении скорость тела определяется формулой
В этой формуле υ0 – скорость тела при t = 0 (начальная скорость), a = const – ускорение.
3. Перемещение при равноускоренном движении


Дополнительная формула, которую называют безвременной

Формула в координатах
Для нахождения координаты y тела в любой момент времени t нужно к начальной координате y0 прибавить перемещение за время t:

Это выражение называют законом равноускоренного движения.
Следует еще раз обратить внимание на то, что входящие в формулы равноускоренного прямолинейного движения величины υ0, υ, s, a, y0 являются величинами алгебраическими. В зависимости от конкретного вида движения каждая из этих величин может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
План самостоятельной работы студентов
Тема: «Скорость и уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Скорость и уравнение движения с постоянным ускорением»
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1 | Актуализация опорных знаний. | Фронтальный опрос домашнего задания. Приложение №1. | Выявление степени усвоения материала по предыдущей теме. | 10 |
2 | Первичное закрепление знаний. | Самостоятельно отвечают на вопросы, затем вслух формулируют ответы к ним. Приложение№2. | Закрепление полученных знаний, формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать. | 15 |
3 | Решение расчетных задач. | Самостоятельное решение задачи по образцу.Физика10 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 9 №1,3, 5; стр. 24 №1,4, 6.письменно | Отработка навыка решения задач по теме. | 15 |
4 | Контроль конечного уровня знаний. | Выполнение задания для итогового контроля. Приложение№3. Взаимопроверка. | Контроль усвоения знаний и умений учащихся. Выработка умения оценивать конечный результат выполнения заданий. Выявление степени достижения цели занятия. | 15 |
Приложение №1
Устный опрос по теме 1. 1 «Общие сведения о движении. Положение тела в пространстве. Способы описания движения. Перемещение»
Основные вопросы темы:
Сформулируйте определение механического движения.
Что изучает «кинематика»?
Дайте определение «тела отсчета».
Какими способами можно задать положение тела в пространстве?
Что называется системой отсчета?
Дайте определения «траектории» и «перемещения».
Приложение №2
Вопросы для первичного закрепления материала
Вопросы:
Сформулируйте определение равномерного прямолинейного движения.
По каким формулам можно рассчитать скорость, путь и время при равномерном прямолинейном движении?
Что позволяет найти уравнение равномерного прямолинейного движения точки, записанное в координатной форме?
Графическое представление равномерного прямолинейного движения.
Какое движение называется равноускоренным?
Чем равноускоренное движение отличается от равнозамедленного?
Какая кривая определяет зависимость координаты от времени при равноускоренном движении?
Почему при равноускоренном движении вектор ускорения параллелен ускорению?
При каком движении путь, пройденный точкой, равен модулю перемещения?
Какова зависимость скорости движения от времени при равноускоренном движении?
По какой формуле можно рассчитать путь, пройденный телом при равноускоренном движении?
Приложение №3
Тестовые задания для итогового контроля
Человек в лифте поднялся на высоту 60 метров за 30 секунд. Определите скорость равномерного прямолинейного движения лифта.
А) 0,5 м/с Б) 5 м/с В) 2 м/с
Поезд двигался равномерно со скоростью 54 км/ч в течение 1,5 минут. Какой путь прошел поезд за это время?
А) 135 м Б) 1350 м В) 81 м
Сколько времени потребуется скорому поезду длиной 150 м чтобы проехать мост длиной 850 м , если скорость поезда 72 км/ч?
А) 1 мин Б) 500 с В) 50 с
4. Автомобиль двигаясь с ускорением 2м/с2, проходит 100м. Какую скорость он при этом приобретает?
А) 40 м/с. Б) 100 м/с. В) 80 м/с. Г) 20м/с .
5. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием сил тяги брусок движется с ускорением 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный бруском за 6 с?
А) 6 м. Б) 12 м. В) 48м. Г) 30 м.
Эталоны ответов к заданиям итогового контроля
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответы |
В |
Б |
В |
Г |
В |
Критерии оценки: за 3 правильно выполненных заданий – «3» балла
За 4 правильно выполненных заданий – «4» балла
за 5 правильно выполненных заданий – «5» баллов
Домашнее задание
Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы, обратить внимание на значимые моменты.
На оценку «3»:Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (работа с электронным приложением к учебнику «Физика 10»). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г., стр. 17-21 &7, 8 читать, конспект учить.
На оценку «4»:Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (работа с электронным приложением к учебнику «Физика 10»). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г., стр. 17-21 &7, 8 читать, пересказ, конспект учить, упр. 2 (1).
На оценку «5»:Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (работа с электронным приложением к учебнику «Физика 10»). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г., стр. 17-21 &7, 8 читать, пересказ, конспект учить, упр. 2 (1,2).
Перечень оборудования и оснащения
1. Доска
2. Компьютерное и мультимедийное оборудование
3. Электронное учебное пособие (приложение к учебнику)
4. Мультимедийная презентация (20 слайдов)
5. Задания для итогового контроля (1 на парту)
Список использованных источников
Социальная сеть работников образования / nsportal.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/12/10/ravnouskorennoe-pryamolineynoe-dvizhenie
Социальная сеть работников образования / nsportal.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/12/21/prezentatsiya-ravnomernoe-i-ravnoperemennoe-dvizhenie
Физика. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-11-е изд. - М. : Просвещение, 2003. – 336 с.
4. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы [Текст] / Л. А. Кирик ; Харьков: «Гимназия», 2001. – 191 с.
5. Электронное учебное пособие (приложение к учебнику Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс)
6. Хостинг презентаций / slidespace.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slidespace.ru/show/29238
7. Презентации. орг / prezentacii.org [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-fizike/10658-ravnomernoe-i-ravnouskorennoe-dvizhenie.html
Тестовые задания для итогового контроля
Человек в лифте поднялся на высоту 60 метров за 30 секунд. Определите скорость равномерного прямолинейного движения лифта.
А) 0,5 м/с Б) 5 м/с В) 2 м/с
Поезд двигался равномерно со скоростью 54 км/ч в течение 1,5 минут. Какой путь прошел поезд за это время?
А) 135 м Б) 1350 м В) 81 м
Сколько времени потребуется скорому поезду длиной 150 м чтобы проехать мост длиной 850 м , если скорость поезда 72 км/ч?
А) 1 мин Б) 500 с В) 50 с
4. Автомобиль двигаясь с ускорением 2м/с2, проходит 100м. Какую скорость он при этом приобретает?
А) 40 м/с. Б) 100 м/с. В) 80 м/с. Г) 20м/с .
5. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием сил тяги брусок движется с ускорением 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный бруском за 6 с?
А) 6 м. Б) 12 м. В) 48м. Г) 30 м.