СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка комплекса упражнений для учащихся 7 – 9 классов для профилактики плоскостопия

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

комплекса упражнений для учащихся 7 – 9 классов

для профилактики плоскостопия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка комплекса упражнений для учащихся 7 – 9 классов для профилактики плоскостопия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение центр образования № 1383

Северного административного округа города Москвы

Методическая разработка комплекса упражнений для учащихся 7 – 9 классов для профилактики плоскостопия Разработала: Учитель физической культуры Софьина Л.М. 2016 – 2017 гг. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носом или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, Во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви, и в-третьих, огранич6ение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и т.д.), что несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. И все же использование 2 – 3 спеуиальных упражнений в начале, середине и в конце физкультурных занятий дома необходимо. Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при стойках и ходьбе.























Примерный комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

  1. И.П. – сидя на гимнастической скамейке, правую ногу – вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить 10 раз каждой ногой.

  2. То же стоя.

  3. И.П. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки – вернуться в и.п. (6 – 8 раз).

  4. И.П. - стоя на наружных сводах стоп. Полуприсед (6 – 8 раз).

  5. И.П. – стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30 – 60сек).

  6. И.П. – стоя с сомкнутыми носками, руки на пояс. Поднять пальцы ног к верху – вернуться в и.п. (10 раз).

  7. И.П. - стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки – вернуться в и.п. (10 раз).

  8. И.П. – стоя, ноги врозь,стопы параллельны, руки в стороны. Присед на всей ступне – вернуться в и.п. (6 – 8 раз).

  9. И.П. – стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги (след в след). Подняться на носки – вернуться в и.п. (8-10 раз).

  10. И.П. – стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны). Покачиваться голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки (8 – 10 раз).

  11. И.П. – стоя на носках. Повернуть пятки наружу – вернуться в и.п. (8 – 10 раз).

  12. И.П.- стоя на четвереньках Передвижение небольшими шагами вперед (34 – 40 сек.). То же прыжками.

  13. И.П. – стоя на 1-й рейке гимнастической стенке с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

  14. И.П.- стоя. Поднять левую (правую) ногу – разгибание и сгибание стопы ( оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10 – 12 раз каждой ногой.

  15. И.П. – стоя. На пол положить булавы, головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу; захватить пальуами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.

  16. И.П. – стоя на рейке гимнастической скамейки поперек, руки в стороны. Упражнение в равновесии.

  17. Лазанье по гимнастической стенке (середина стоп на одной из реек), захват руками на уровне груди.

  18. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх спиной вперед. Гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку под углом 10 – 15 градусов.

  19. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

  20. Ходьба (30 – 40 сек), захватив пальцами ног карандаш или палочку.

В целях борьбы с этой, весьма распространенной, деформацией предупредить ее следует с раннего детства, тем более, что стопа особенно интенсивно формируется впервые три года жизни.

В домашней обстановки, для профилактики плоскостопия и нарушений здоровья, связанных с ним, родителям рекомендуется время от времени выполнять с детьми следующий комплекс простых физических упражнений:
1. Нужно посадить ребенка на стул (детский невысокий стульчик); спина у малыша должна быть прямая, ноги — вместе, касаются подошвами пола; следует поднимать пальцы ног вверх и удерживать их в таком положении в течение нескольких секунд, затем расслаблять пальцы; повторять упражнение до тех пор, пока ребенок не ощутит в пальцах утомление; чтобы ребенку упражнение было понятнее, рекомендуется выполнять это упражнение в компании с мамой или папой;
2. Ребенок сидит на стуле, спина — прямая, ноги — вместе, касаются подошвами пола; не отрывая ног от пола, малыш должен максимально поджать пальцы; повторять это упражнение до тех пор, пока в пальцах не почувствуется утомление;
3. И следующее упражнение легко представить ребенку в виде игры; сидя на стуле, нужно захватывать пальцами ног с пола мелкие предметы (карандаши, пластмассовые шарики, гладкие камешки, плоды каштана, комочки бумаги и т. д.) и перекладывать их, например, в ведерко; игра простая: кто больше предметов переложит в свое ведерко — мама или малыш, — тот и выиграет; в упражнении должны быть задействованы обе ноги; захватывать те или иные мелкие предметы пальцами ног ребенок может и во время процедуры купания — когда предметы плавают в воде;
4. Ребенок встает со стульчика и следующее упражнение выполняет в положении стоя; в течение 30 — 40 секунд нужно стоять на внешней стороне стоп; в продолжение следующих 30 — 40 секунд малышу следует ходить на внешней стороне стоп; выполнять это упражнение ребенку будет много интересней вместе с мамой и в виде игры; его может увлечь такая игра: вот мы — сказочные гномы, и вот мы так ходим;
5. Следующее упражнение является одним из наиболее эффективных в плане профилактики плоскостопия; выполнять его нужно, прислонившись спиной к какой-нибудь опоре (например, к стене); на пол следует положить деревянный брусок толщиной 2 — 3 см, ребенок должен стать на этот брусок передней третью стопы — таким образом, чтобы пятки стояли на полу; из этого положения ребенок должен подниматься на носки; предлагаемая игра совсем простая: вот я еще маленький, а вот я уже большой; если ребенку трудно приподниматься на бруске, он может выполнять это упражнение без бруска — просто привставая «на цыпочки»; упражнение выполняется до ощущения утомления в стопах; лучше выполнять упражнение вместе с мамой (если мама много ходит на высоких каблуках и в узких туфлях, ей это упражнение тоже будет очень полезно);
6. Ребенок ходит по комнате босиком — сначала на пятках, потом на носках; если ребенку трудно удерживать при этом равновесие, мама должна помочь; рекомендуемая игра: малыш делает вперед несколько шагов на носках, потом те же несколько шагов выполняет назад — но на пятках;
7. Есть еще одно оригинальное и очень эффективное упражнение, укрепляющее мышцы, которые формируют свод стопы: ребенок должен стать на пятки и поворачиваться вокруг своей оси — то вправо, то влево; вероятно, без помощи мамы или папы ребенку будет трудно выполнить это упражнение, но со временем, когда малыш будет лучше владеть своим телом, когда он научится уверенно сохранять равновесие, он сможет выполнять данное упражнение самостоятельно;
8. Для выполнения следующего упражнения понадобится гимнастическая палка; в диаметре она должна составлять 1,5 — 2 см; этот снаряд вполне может быть заменен гимнастическим обручем; палку (или обруч) следует положить на пол; ребенок должен стать ножками поперек палки (носки и пятки — на полу; палка давит на свод стопы) и выполнять переступания — то вправо, то влево; упражнение можно несколько усложнить: ребенок должен ходить по гимнастической палке, как канатоходец по канату; при выполнении этого упражнения ребенку наверняка понадобится поддержка мамы или папы, поскольку сохранять равновесие ему будет трудно; выполнять это упражнение ребенок может и самостоятельно, придерживаясь рукой за стену или бортик кроватки;
9. На пол нужно положить коврик из роликов (вроде того, что папа набрасывает на автомобильное сиденье), и ребенок должен ходить по этому коврику босиком — сначала наступать на коврик всей стопой, потом ходить по нему «на цыпочках», на пятках, на наружных краях стоп, переминаться с пятки на носок и обратно; ходить по коврику вперед-назад, делать повороты на месте; это упражнение очень простое в исполнении; ролики оказывают эффективное «разминающее» воздействие на стопу;
10. Данный комплекс упражнений рекомендуется закончить бегом; лучше всего — бегом по пересеченной местности; для тренировки мышц стопы важно преодоление подъемов и спусков; для маленького ребенка такую «пересеченную местность» несложно организовать в пределах его комнаты — построить ему «горки» из досок, положить на «горки» матрасы или одеяла, и пусть малыш бегает на здоровье...
Следует знать, что одно-двукратного выполнения данного комплекса упражнения никак недостаточно. Если у мамы есть настороженность в плане возможного развития плоскостопия у ребенка, выполнять этот комплекс малышу нужно ежедневно и в течение длительного времени — месяцы, годы.