Методическая разработка конкурса «Лучший по профессии" разработана для учащихся 11класса технологического направления.
1. Задачи конкурса
Закрепить полученные ранее теоретические и практические знания, умения и навыки.
Развивать у школьников интерес к профессии «Портной», пропагандировать эту профессию.
Выявить уровень теоретических и практических учебных достижений учащихся данной группы.
Воспитывать аккуратность, усердие, усидчивость, ответственность.
2. Участники конкурса
Все учащиеся группы
3. Содержание и порядок проведения конкурса
Участники конкурса выполняют теоретические и практические задания. Теоретическое задание представляет собой ряд вопросов по ранее изученным теоретическим темам. Время выполнения работы – 30 минут.
Практическое задание заключается в выполнении на хлопчатобумажной ткани в два сложения 10 фигурных строчек. Расстояние между строчками – ширина лапки швейной машины. Время выполнения работы – 20 минут.
После выполнения работы всеми учащимися, работы оцениваются по установленным ранее критериям. Оценку работ производит жюри. Результаты оценивания заносятся в протокол.
4. Последовательность проведения конкурса
- Инструктаж учащихся. Объяснение условий проведения конкурса
А) теоретическая часть работы:
- учащиеся получают задания на отдельных листах;
- в каждом из предложенных заданий найти правильные ответы и поставить их номера в соответствующей графе
- время выполнения работы 30 минут
- учащиеся досрочно выполнившей задание добавляется один поощрительный балл.
Б) практическая часть работы:
- подготовить лоскут плотной хлопчатобумажной ткани соответствующего размера;
- нанести на него, при помощи лекала, одну вспомогательную фигурную линию;
- подготовить швейную машину к работе;
- на выполнение задания отводится 20 минут;
- всего требуется прострочить 10 фигурных линий;
- первую строчку прострочить по намеченной вспомогательной линии;
- оставшиеся 9 строчек прострочить на расстоянии ширины лапки от предыдущих строчек;
- учащиеся досрочно выполнившей задание добавляется один поощрительный балл.
2. Выполнение теоретических заданий.
3. Повторение правил техники безопасности при работе на швейных машинах и при работе с ножницами.
4. Выполнение практического задания:
- подготовка материала для выполнения работы;
- нанесение 1-ой вспомогательной фигурной линии на ткань;
- подготовка швейной машины к работе ( намотать нитки на шпульку, заправить верхнюю и нижнюю нити, проверить качество строчки);
- подготовка необходимых для работы на швейной машине инструментов ( ножницы);
- выполнение практического задания.
5. Оценивание работ учащихся
- теоретическое задание оценивается путем сложения баллов набранных за все правильные ответы ( каждый правильный ответ – 1 балл). Максимальное количество баллов – 32.
- оценивание практической работы производится по 7 критериям ( время, ширина стежков, расстояние между строчками, выполнение закрепок, выполнение прямых углов, выполнение овальных линий, переходы). Максимальное количество баллов – 35
- Все работы участников конкурса оцениваются, суммируется общее количество набранных баллов. Максимальное общее количество баллов – 67.
- Учащийся, набравший наибольшее количество баллов, является победителем соревнования.
Теоретические вопросы
В каждом из предложенных заданий найти правильные ответы и поставить их номера в соответствующей графе
1. Ответьте на вопрос:
Какие ручные стежки применяют при изготовлении шерстяного швейного изделия?
Операция
|
Номер ответа
|
Подшивка низа изделия
|
|
Сметывание деталей
|
|
Пришивание фурнитуры
|
|
Перенос вытачек
|
|
Выметывание края воротника
|
|
Ответы:
виды стежков:
- – крестообразные
- – копировальные
- – потайные
- – косые
- – прямые
2. Ответьте на вопрос:
В каких цехах выполняются указанные виды работ по изготовлению швейных изделий?
Виды работ
|
Номер ответа
|
Создание базовой конструкции
|
|
Изготовление опытного образца
|
|
Вырезание деталей из ткани
|
|
Обработка отдельных деталей, сборочных единиц
|
|
Монтаж изделия
|
|
Влажно-тепловая обработка
|
|
Ответы:
название цехов:
1 – подготовительно- раскройный;
2 – швейный;
3 – экспериментальный.
3. Ответьте на вопрос:
Какие машинные швы применяются при изготовлении швейного изделия
Операция
|
Номер ответа
|
Стачивание боковых и плечевых швов из плотной ткани
|
|
Подшивание низа изделия
|
|
Соединение фигурной кокетки с изделием
|
|
Соединение деталей из джинсовой ткани
|
|
Соединение деталей из тонких тканей
|
|
Ответы:
названия машинных швов:
- – вподгибку с открытыми срезами
- – вподгибку с закрытым срезом
- – запошивочный
- - накладной с закрытым срезом
- – соединительные вразутюжку
- – двойной.
4. Ответьте на вопрос:
Какие виды неполадок в работе швейной машины вызываются перечисленными причинами?
Причины неполадок в работе швейной машины
|
Номер ответа
|
Плохое закрепление иглы
|
|
Неправильно вставлен шпульный колпачок
|
|
Не отрегулировано натяжение нитей
|
|
Неправильная заправка ниток
|
|
Погнута игла
|
|
Ответы:
виды неполадок:
1 – поломка иглы
2. - петляние
3. – пропуск стежков
4. – обрыв нити
5. – слабая строчка
5. Ответьте на вопрос:
Какие мерки предназначены для выполнения перечисленных операций?
Выполняемая операция
|
Номер ответа
|
Определение положения линии талии
|
|
Определение раствора нагрудной вытачки
|
|
Определение положения крайней плечевой точки на спинке
|
|
Правильные ответы
1. Ответьте на вопрос:
Какие ручные стежки применяют при изготовлении шерстяного швейного изделия?
Операция
|
Номер ответа
|
Подшивка низа изделия
|
1.3
|
Сметывание деталей
|
5
|
Пришивание фурнитуры
|
5
|
Перенос вытачек
|
2
|
Выметывание края воротника
|
4
|
Ответы:
- виды стежков:
- – крестообразные
- – копировальные
- – потайные
- – косые
- – прямые
2. Ответьте на вопрос:
В каких цехах выполняются указанные виды работ по изготовлению швейных изделий?
Виды работ
|
Номер ответа
|
Создание базовой конструкции
|
1
|
Изготовление опытного образца
|
3
|
Вырезание деталей из ткани
|
1
|
Обработка отдельных деталей, сборочных единиц
|
2
|
Монтаж изделия
|
2
|
Влажно-тепловая обработка
|
2
|
Ответы:
- название цехов:
1 – подготовительно- раскройный;
2 – швейный;
3 – экспериментальный.
3. Ответьте на вопрос:
Какие машинные швы применяются при изготовлении швейного изделия
Операция
|
Номер ответа
|
Стачивание боковых и плечевых швов из плотной ткани
|
5
|
Подшивание низа изделия
|
1.2
|
Соединение фигурной кокетки с изделием
|
4
|
Соединение деталей из джинсовой ткани
|
3
|
Соединение деталей из тонких прозрачных тканей
|
6
|
Ответы:
- названия машинных швов:
- – вподгибку с открытыми срезами
- – вподгибку с закрытым срезом
- – запошивочный
- - накладной с закрытым срезом
- – соединительные вразутюжку
- – двойной.
4. Ответьте на вопрос:
Какие виды неполадок в работе швейной машины вызываются перечисленными причинами?
Причины неполадок в работе швейной машины
|
Номер ответа
|
Плохое закрепление иглы
|
1
|
Неправильно вставлен шпульный колпачок
|
1.4
|
Не отрегулировано натяжение нитей
|
2.5
|
Неправильная заправка ниток
|
4.3
|
Погнута игла
|
1.3
|
Ответы:
- виды неполадок:
1 – поломка иглы
2. - петляние
3. – пропуск стежков
4. – обрыв нити
5. – слабая строчка
Подведение итогов конкурса
По окончании времени, отведенного на выполнение конкурсной задания, все учащиеся сдают свои работы председателю жюри.
После этого оцениваются результаты выполненной работы по следующим критериям оценивания.
Оценивания практической работы
( выполнение фигурных строчек)
№п/п
|
Критерии оценивания практической работы
|
Максимальное количество баллов
|
1
|
Время ( фактически выполненное количество строчек)
|
5
|
2
|
Ширина стежка ( одинаковая ширина стежков в каждой строчке)
|
5
|
3
|
Расстояние между строчками ( одинаковое расстояние между смежными строчками)
|
5
|
4
|
Выполнение закрепки ( наличие закрепок в начале и в конце каждой строчки. Всего 20 штук, каждая закрепка – 0,5 балла)
|
5
|
5
|
Выполнение прямых углов ( всего углов 20, каждый правильно выполненный угол – 0.5 балла)
|
5
|
6
|
Выполнение овальных линий ( плавность линии)
|
5
|
7
|
Переход ( плавность линий, всего – 20, каждый правильно выполненный – 0.5 балла)
|
5
|
|
Всего:
|
35
|
Соотношение баллов ( теория + практика) и оценок
60-67 – 5б
45 – 60 -4 б
25 – 45 – 3б
До 25 - 2б