Методическая разработка
кружка «Истоки»
Тема: «Образ защитника Отечества»
Цель занятия : создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве.
Задачи занятия :
Обучающая:
-познакомить учащихся с былинным образом древнерусского воина-богатыря;
Развивающая:
- способствовать развитию умения работать в парах;
- развивать способности осуществлять выбор из противоположных качеств;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь учащихся, интерес к предмету;
Воспитывающая:
- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма , любви и гордости к русскому народу, к своей Родине.
-воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества и памяти об их подвигах
Оборудование: Выставка книг о русских богатырях; репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри» , презентация,
Ход урока.
I. Организационный момент
Звучит музыка, учитель читает стих. Дети держаться за руки.
Стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” – мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев. (Слайд 1)
- Ребята, я хочу , чтобы вы почувствовали себя настоящими гражданами нашей страны, чтоб испытали гордость за свою родину, …поняли кто такие защитники Отечества.
-Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения, наполнит наши сердца тёплыми , добрыми чувствами.
У: 23 февраля в нашей стране будет отмечаться очень важный праздник. (Слайд 2)
- Кто-нибудь из вас , ребята, знает, какой?
….День защитника Отечества. (карточка Защитник Отечества )
- Что такое Отечество? (карточка Отечество )
- Правильно, это слово созвучно слову отец. Отечеством называют Родину.
- Как называется наша Родина?
- Мы с вами живем в огромной и прекрасной стране – России, а мы – россияне.
Наш покой охраняет солдат. Армия , в которой служат наши солдаты называется Российской. А кто охраняет нашу страну.
( Дети называют:
-моряки, танкисты, ракетчики, пограничники, артиллеристы, летчики, десантники
(Слайд 3).
- Кто догадался, какая тема сегодняшнегозанятия?
(защитник Отечества).
-Кто такой защитник Отечества? ( Защитник - тот, кто защищает, охраняет, оберегает нашу Родину. Защищать свою Родину – долг народа. Во имя Отечества воины – защитники несут службу.
Защитник должен обладать какими-то особенными качествами отличающими его от других.
Тема : «Образ защитника Отечества.»
Цель занятия
Познакомиться с образом защитника Отечества.
Задачи
-узнать …
II. Определение темы урока и целей занятия.
- Девизом нашего сегодняшнего занятия я предлагаю взять такие слова : «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (Слайд 4)
- Ребята, кто помнит, чьи это слова? (Александр Невский – полководец, князь новгородский) (слайд)
- Как вы понимаете эти слова? (Эти слова говорят о силе, бесстрашии, непобедимости, мощи русского народа, русского воина).
III. Знакомство с новым материалом.
- А теперь закройте глазки. Попробуйте мысленно перенестись в далёкие, ушедшие времена – когда росло и строилось, ширилось древнерусское государство. ( музыка)
- Нашу Родину в разное время защищали разные воины. Они по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно было у них общее – это любовь к нашей Родине, к нашей стране.
-Как вы думаете , какими качествами должен обладать настоящий защитник Родины?
- Игра «Собери образ» (Работа в парах). (Слайд 5)
-Перед вами карточки , на которых написаны человеческие качества. Вы должны выбрать ту, которая будет характеризовать настоящего защитника, и объясните свой выбор. ( проверка работы в парах)
Смелый .
А почему……
Настоящий защитник Отечества должен быть сильным, храбрым, мужественным, отважным, добрым, скромным, справедливым…. А это , ребята, все черты настоящего мужчины. Наши мальчики тоже должны обладать такими чертами характера. Потому , что они тоже будущие защитники нашего Отечества.
- А теперь переверните карточки и соберите образ, который получился. (Богатырь).
- А на Руси как в старину называли защитников Отечества.
Кто это?
«Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».
(Слайд 6)
Мужество, твёрдость, смелость богатырей воспевались в былинах.
- Кто знает, что означает слово былина?
Былина – это жанр устного народного творчества, это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, т.е. песнями о старине. Сказители – люди, которые исполняли эти песни ,верили, что эти истории были на самом деле. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. (Слайд 7 )
-Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими вымышленными чудовищами, и с врагами своей страны .
-А каких былинных богатырей вы знаете.
…….
YI. Работа с картиной В.М.Васнецова.
- Образ русского богатыря запечатлён не только в искусстве слова, но и в изобразительном искусстве. Перед вами картина. Кто-нибудь узнал её? Как называется она? (Слайд 8)
Художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину, которую считал самой главной в своей жизни. А назвал её Васнецов просто и коротко «Богатыри».
-Кто изображен на картине.
-Кто знает, как зовут этих богатырей.
-Кто старший среди них. Младший…
Художник не случайно изобразил именно трёх богатырей. Число три, в древности, имело значение множественности. Три богатыря олицетворяют весь народ, который стоит на страже Родины.
-Каким изобразил художник Илью Муромца?... ( Сильным, смелым, бесстрашным, справедливым).
-Почему богатыри изображены так , что занимают почти всю картину? (Не пробиться врагу через их заставу).
И пока такие защитники будут стоять на страже нашей Родины, мы будем жить спокойно.
- У каждого богатыря свое снаряжение. А как называются доспех богатырей.(слайд 9 )-
( фронтальная работа)
Кольчуга- рубашка из мелких железных колец. Кольчуга весила около 12-16 кг.
Палица- тяжёлая дубинка (оружие).
Колчан-сумка для стрел.
Щит- защищающее оружие, прикрывающее тело воина.
Меч- холодное колющее и рубящее оружие.
Копьё- колющее оружие с металлическим наконечником.
Доспехи богатырей были очень тяжелые. Почему такое снаряжение.
Они должны были не только носить его, но и сражаться. …Богатыри были сильными.
Какое снаряжение у Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича…
YII. (Слайд 10)
Наша страна не только в сказках давала отпор врагу , но и много трудных минут пережила в действительности .
1240 год – битва на Неве или 1242 год ….–
( слайд 11) Александр Невский
Время, в которое он жил, было неспокойное. Уже с шестнадцати лет Александр Невский стал княжить самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, сильным, уже с юных лет проявлявшим государственную мудрость.
В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Александр с войском, помолившись в Софийском соборе выступил навстречу врагу со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде…Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»
Описание сражения со шведами сопровождается показом фрагмента из фильма «Александр. Невская битва»
…Рано утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врага.
Уч-ль: С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени прозвание – Невский.
Прошло время и в 1242 году на наши земли снова двинулись враги с запада - немецкие рыцари крестоносцы.
Знаменитое Ледовое побоище произошло 5 апреля на льду Чудского озера. Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться лед.
*Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича как великого полководца Руси.
Князья ссорились друг с другом, воевали между собой. На Русь нападали с востока монголо-татарские войска. С западной стороны появились новые враги - немецкий Ливонский орден. Они заставили платить им дань (деньги). С севера на Русь наступали шведы. Им нужны были не только богатства России. Они хотели заставить наших предков забыть о том, что они верят в Бога Иисуса Христа, переменить свою православную веру.
Молодой князь А. Н. встал на защиту Руси . Обращаясь к солдатам, он призвал их быть смелыми. В тяжелой битве небольшая дружина князя победила шведов: под покровом ночи они позорно бежали с поля битвы. Битва эта проходила на реке Неве. Поэтому после победы над шведами Александра стали называть Невским.
И еще раз встал Александр на защиту русской земли. В тяжелой битве на льду Чудского озера сразились дружины русских с захватчиками. И победили. С тех пор Александра стали называть еще и Мудрым.
Каждый раз после победы Александр возвращался в Храм и благодарил Бога за победу.*
Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной веры
. За это Православная церковь причислила его к лику святых.( слайд 12)
В память о Великом полководце святом Александре был учрежден Орден святого Александра Невского. Этим орденом награждаются командиры, проявившие в боях за Родину отвагу, мужество и храбрость. (слайд №13)
Защита нашей Родины –это долг каждого гражданина нашей страны. Создано много пословиц, о защитниках Отечества.
Задание « Составь пословицу» (коллективная работа)соедини начало пословицы и продолжи.
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
Жизнь дана… (на добрые дела)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
Ребята, как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
Чествование воина-защитника Родины было в обычае у всех народов. Они почитали своих героев-защитников. В какой праздник мы чествуем наших защитников?
( 23 февраля – день защитника Отечества).
Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».
Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флот а позднее - в День защитника Отечества.
Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова.
Этот праздник для тех, кто служил в армии, кто воевал.
Мальчики – будущие защитники Родины, именно вам защищать и охранять нашу Родину. …
IХ.Рефлексия. (Слайд 14)
Что важное я сегодня узнал на занятии…
открыл для себя….
Итог: Я бы хотела, чтобы все хорошее было в каждом из вас.
Я надеюсь, что мы будем самым дружным классом.
6