СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка кружка «Истоки» Тема: «Образ защитника Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия : создать образ защитника Отечества, запечатлённого  в искусстве слова и в изобразительном искусстве.

Задачи занятия :

Обучающая:

-познакомить учащихся с  былинным образом древнерусского воина-богатыря;

Развивающая:

- способствовать развитию умения работать в парах;

- развивать способности осуществлять выбор из противоположных качеств;

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь учащихся, интерес к предмету;

Воспитывающая:

- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма , любви и гордости  к русскому народу, к своей Родине.

-воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества и памяти об их подвигах

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка кружка «Истоки» Тема: «Образ защитника Отечества»»

Методическая разработка

кружка «Истоки»

Тема: «Образ защитника Отечества»



Цель занятия : создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве.

Задачи занятия :

Обучающая:

-познакомить учащихся с былинным образом древнерусского воина-богатыря;

Развивающая:

- способствовать развитию умения работать в парах;

- развивать способности осуществлять выбор из противоположных качеств;

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь учащихся, интерес к предмету;

Воспитывающая:

- Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма , любви и гордости к русскому народу, к своей Родине.

-воспитывать чувство уважения к защитникам Отечества и памяти об их подвигах

Оборудование: Выставка книг о русских богатырях; репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри» , презентация,

Ход урока.

  1. I. Организационный момент

Звучит музыка, учитель читает стих. Дети держаться за руки.

Стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” – мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев. (Слайд 1)


- Ребята, я хочу , чтобы вы почувствовали себя настоящими гражданами нашей страны, чтоб испытали гордость за свою родину, …поняли кто такие защитники Отечества.

-Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения, наполнит наши сердца тёплыми , добрыми чувствами.


У: 23 февраля в нашей стране будет отмечаться очень важный праздник. (Слайд 2)

- Кто-нибудь из вас , ребята, знает, какой?

….День защитника Отечества. (карточка Защитник Отечества )

- Что такое Отечество? (карточка Отечество )

- Правильно, это слово созвучно слову отец. Отечеством называют Родину.

- Как называется наша Родина?

- Мы с вами живем в огромной и прекрасной стране – России, а мы – россияне.

Наш покой охраняет солдат. Армия , в которой служат наши солдаты называется Российской. А кто охраняет нашу страну.

( Дети называют:

-моряки, танкисты, ракетчики, пограничники, артиллеристы, летчики, десантники

(Слайд 3).


- Кто догадался, какая тема сегодняшнегозанятия?

(защитник Отечества).

-Кто такой защитник Отечества? ( Защитник - тот, кто защищает, охраняет, оберегает нашу Родину. Защищать свою Родину – долг народа. Во имя Отечества воины – защитники несут службу.

Защитник должен обладать какими-то особенными качествами отличающими его от других.

Тема : «Образ защитника Отечества.»

Цель занятия

Познакомиться с образом защитника Отечества.

Задачи

-узнать …

II. Определение темы урока и целей занятия.

- Девизом нашего сегодняшнего занятия я предлагаю взять такие слова : «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (Слайд 4)

- Ребята, кто помнит, чьи это слова? (Александр Невский – полководец, князь новгородский) (слайд)

- Как вы понимаете эти слова? (Эти слова говорят о силе, бесстрашии, непобедимости, мощи русского народа, русского воина).

III. Знакомство с новым материалом.

- А теперь закройте глазки. Попробуйте мысленно перенестись в далёкие, ушедшие времена – когда росло и строилось, ширилось древнерусское государство. ( музыка)

- Нашу Родину в разное время защищали разные воины. Они по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно было у них общее – это любовь к нашей Родине, к нашей стране.

-Как вы думаете , какими качествами должен обладать настоящий защитник Родины?

- Игра «Собери образ» (Работа в парах). (Слайд 5)

-Перед вами карточки , на которых написаны человеческие качества. Вы должны выбрать ту, которая будет характеризовать настоящего защитника, и объясните свой выбор. ( проверка работы в парах)

Смелый .

А почему……

Настоящий защитник Отечества должен быть сильным, храбрым, мужественным, отважным, добрым, скромным, справедливым…. А это , ребята, все черты настоящего мужчины. Наши мальчики тоже должны обладать такими чертами характера. Потому , что они тоже будущие защитники нашего Отечества.

- А теперь переверните карточки и соберите образ, который получился. (Богатырь).

- А на Руси как в старину называли защитников Отечества.

Кто это?

«Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».

(Слайд 6)

Мужество, твёрдость, смелость богатырей воспевались в былинах.

- Кто знает, что означает слово былина?

Былина – это жанр устного народного творчества, это песня о том, что было, что имело место в жизни. Народ называет былины старинами, т.е. песнями о старине. Сказители – люди, которые исполняли эти песни ,верили, что эти истории были на самом деле. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. (Слайд 7 )

-Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими вымышленными чудовищами, и с врагами своей страны .

-А каких былинных богатырей вы знаете.

…….

YI. Работа с картиной В.М.Васнецова.

- Образ русского богатыря запечатлён не только в искусстве слова, но и в изобразительном искусстве. Перед вами картина. Кто-нибудь узнал её? Как называется она? (Слайд 8)

Художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину, которую считал самой главной в своей жизни. А назвал её Васнецов просто и коротко «Богатыри».

-Кто изображен на картине.

-Кто знает, как зовут этих богатырей.

-Кто старший среди них. Младший…

Художник не случайно изобразил именно трёх богатырей. Число три, в древности, имело значение множественности. Три богатыря олицетворяют весь народ, который стоит на страже Родины.

-Каким изобразил художник Илью Муромца?... ( Сильным, смелым, бесстрашным, справедливым).

-Почему богатыри изображены так , что занимают почти всю картину? (Не пробиться врагу через их заставу).

И пока такие защитники будут стоять на страже нашей Родины, мы будем жить спокойно.

- У каждого богатыря свое снаряжение. А как называются доспех богатырей.(слайд 9 )-

( фронтальная работа)

Кольчуга- рубашка из мелких железных колец. Кольчуга весила около 12-16 кг.

Палица- тяжёлая дубинка (оружие).

Колчан-сумка для стрел.

Щит- защищающее оружие, прикрывающее тело воина.

Меч- холодное колющее и рубящее оружие.

Копьё- колющее оружие с металлическим наконечником.

Доспехи богатырей были очень тяжелые. Почему такое снаряжение.

Они должны были не только носить его, но и сражаться. …Богатыри были сильными.

Какое снаряжение у Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича…

YII. (Слайд 10)

Наша страна не только в сказках давала отпор врагу , но и много трудных минут пережила в действительности .

1240 год – битва на Неве или  1242 год ….–

( слайд 11) Александр Невский

Время, в которое он жил, было неспокойное. Уже с шестнадцати лет Александр Невский стал княжить самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, сильным, уже с юных лет проявлявшим государственную мудрость.

В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Александр с войском, помолившись в Софийском соборе выступил навстречу врагу со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде…Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»

Описание сражения со шведами сопровождается показом фрагмента из фильма «Александр. Невская битва»


…Рано утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врага.

Уч-ль: С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени прозвание – Невский.


Прошло время и в 1242 году на наши земли снова двинулись враги с запада - немецкие рыцари крестоносцы.

Знаменитое Ледовое побоище произошло 5 апреля на льду Чудского озера. Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться лед.

*Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича как великого полководца Руси.

Князья ссорились друг с другом, воевали между собой. На Русь нападали с востока монголо-татарские войска. С западной стороны появились новые враги - немецкий Ливонский орден. Они заставили платить им дань (деньги). С севера на Русь наступали шведы. Им нужны были не только богатства России. Они хотели заставить наших предков забыть о том, что они верят в Бога Иисуса Христа, переменить свою православную веру.

Молодой князь А. Н. встал на защиту Руси . Обращаясь к солдатам, он призвал их быть смелыми. В тяжелой битве небольшая дружина князя победила шведов: под покровом ночи они позорно бежали с поля битвы. Битва эта проходила на реке Неве. Поэтому после победы над шведами Александра стали называть Невским.

И еще раз встал Александр на защиту русской земли. В тяжелой битве на льду Чудского озера сразились дружины русских с захватчиками. И победили. С тех пор Александра стали называть еще и Мудрым.

Каждый раз после победы Александр возвращался в Храм и благодарил Бога за победу.*

Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной веры

. За это Православная церковь причислила его к лику святых.( слайд 12)

В память о Великом полководце святом Александре был учрежден Орден святого Александра Невского. Этим орденом награждаются командиры, проявившие в боях за Родину отвагу, мужество и храбрость. (слайд №13)

Защита нашей Родины –это долг каждого гражданина нашей страны. Создано много пословиц, о защитниках Отечества.

Задание « Составь пословицу» (коллективная работа)соедини начало пословицы и продолжи.


Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)


Умелый воин не … (дрогнет в бою)


Жизнь дана… (на добрые дела)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)


Ребята, как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

Чествование воина-защитника Родины было в обычае у всех народов. Они почитали своих героев-защитников. В какой праздник мы чествуем наших защитников?

( 23 февраля – день защитника Отечества).

Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флот а позднее - в День защитника Отечества. 

Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова.


Этот праздник для тех, кто служил в армии, кто воевал.

Мальчики – будущие защитники Родины, именно вам защищать и охранять нашу Родину. …


IХ.Рефлексия. (Слайд 14)

Что важное я сегодня узнал на занятии…

открыл для себя….


Итог: Я бы хотела, чтобы все хорошее было в каждом из вас.

Я надеюсь, что мы будем самым дружным классом.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!