СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка кураторского часа "Поговорим об ответственности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия является обсуждение со студентами проблемы преступности среди несовершеннолетних

и объяснение учащимся особенностей уголовной от­ветственности несовершеннолетних.

Форма: беседа с элементами ситуативного практикума.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка кураторского часа "Поговорим об ответственности"»

Поговорим об ответственности

Цель:

• обсудить со студентами проблему преступности среди несовершеннолетних;

• объяснить учащимся особенности уголовной от­ветственности несовершеннолетних.

Форма: беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: студенты, куратор, представители правоохранительных органов.

Подготовительный этап: преподавателю необходимо под­готовить раздаточный материал с юридической ин­формацией для студентов (желательно сделать слайды), листы ватмана, фломасте­ры (по количеству микрогрупп).

Во вступительном слове куратор остановится на актуальности темы разговора с под­ростками. Далее преподаватель предлагает студентам обсудить ситу­ацию: 14-летние подростки Сергей и Виталий были за­держаны работниками милиции при попытке продажи магнитофона из автомобиля. В ходе следствия подрост­ки сознались, что «давно приметили автомобиль жите­ля соседнего дома. Он подолгу стоял недалеко от дома. Выждав время, подростки с помощью заранее припа­сенных инструментов вскрыли автомобиль и похитили из него магнитофон». На вопрос работника милиции, почему они совершили это преступление, подростки сказали, что деньги им были нужны на развлечения.

Обсуждение ситуации:

1. Знали ли подростки, что совершают противоправ­ное деяние?

2. Что, на ваш взгляд, является особенно опасным в действиях подростков (для них, для общества)?

3. Можно ли назвать деяния подростков преступле­нием?

4. Почему подростки совершили преступление?

Далее преподаватель предлагает студентам обсудить в микрогруппах причины преступности среди несовер­шеннолетних. Каждая группа оформляет свой ответ на отдельном листе. Затем студенты выступают по проблеме. После выступления учащихся учитель обоб­щает их ответы и предлагает им сделать свои выводы по обсуждаемой теме.

Желательно, чтобы куратор орга­низовал цикл кураторских часов по проблеме «Подрос­ток и закон» и, выяснив предварительно, какие во­просы волнуют студентов, пригласил специалистов, представителей правоохранительных органов, медра­ботника, психолога для разговора с подростками.

Материал к классному часу Слайд 2

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения пре­ступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Причем считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Слайд 3 Основание привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, — совершенное пре­ступление.

Слайд4 Преступлением признается запрещенное Уголов­ным кодексом РФ деяние (действие или бездействие), представляющее опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим оп­ределенного возраста, вина которого доказана судом.

Преступления бывают умышленными или совер­шенными по неосторожности.

Прежде чем признать человека виновным в совер­шении преступления, необходимо выяснить, имел он или нет умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом слу­чае виновный осознает общественную опасность со­вершаемых им действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ). В случае совершения преступления по неосто­рожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий свое­го действия или бездействия, но самонадеянно рас­считывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внима­тельность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ).

Закон поощряет добровольный отказ от соверше­ния преступления, но ужесточает наказание за по­вторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, других беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие. Более суровая ответственность наступает также за групповые преступления. Соучас­тием в преступлении признается умышленное совме­стное участие двух или более лиц в совершении умыш­ленного преступления (статья 32 УК РФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. Со­участниками преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответствен­ность соучастников в преступлении определяется ха­рактером, степенью их участия в преступлении (ста­тья 33 УК РФ).

Групповыми признаются преступления, совмест­но совершенные двумя или более исполнителями, объ­единившимися либо в группу без предварительного или с предварительным сговором, либо в организо­ванную группу или в преступное сообщество.

Слайд5 Кража — тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц хищение чужого имущества.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст, ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за совершение преступления.

Слайд 6 Однако уголовная ответственность несовершенно­летних характеризуется некоторыми особенностями, заключающимися в следующем:

• несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания, предусмотренные уголов­ным законодательством;

• несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;

• несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспита­тельное или лечебно-воспитательное учрежде­ние для несовершеннолетних.



По действующему законодательству к несовершен­нолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены не все, а только следующие виды наказания: Слайд 7

• штраф;

• лишение права заниматься определенной дея­тельностью;

• обязательные работы;

• исправительные работы;

• арест (т.е. краткосрочное (от одного до четы­рех месяцев) лишение свободы в условиях стро­гой изоляции и обязательных работ);

• лишение свободы на срок не свыше 10 лет.

Слайд 8

Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за со­вершение убийства, умышленное причинение тяжко­го и средней тяжести вреда здоровью, похищение че­ловека, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, вы­могательство, угон автомобиля, хулиганство при отяг­чающих обстоятельствах, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее тяжкие последствия или совершенное опасным способом, хищение огнестрельного оружия и взрывных уст­ройств, взрывчатых и наркотических веществ, терро­ризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализма, а также за приведе­ние в негодность транспортных средств и путей сооб­щения. В остальных случаях подростки привлекают­ся к ответственности с 16 лет (статья 20 УК РФ).

Слайд 9 Расследование и рассмотрение в суде дел несовер­шеннолетних в судах также имеют особенности. Они предусмотрены в Уголовно-процессуальном кодек­се РФ.

К особенностям расследования и рассмотрения в суде дел о преступлениях, совершенных несовершен­нолетними, относятся, в частности:

— обязательное участие защитника (адвоката);

— участие родителей или лиц, их заменяющих, в расследовании и рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних;

— возможность участия в допросе несовершенно­летнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, педагога, который должен помочь следователю правильно, понятно сформулировать вопрос, ус­тановить с несовершеннолетним психологический контакт.