СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "юный модельер" расчитан на 3 года обучения 9-11 классы

блок 1 содержит

Модуль1 Общие сведения об одежде, ее классификации, о требованиях, предъявляемых к одежде (потребительских, социальных, функциональных, эргономических, антропометрических, гигиенических, психофизиологических, эстетических, эксплуатационных, экономических, производственных). Сущность унификации деталей, стандартизации, технологичности конструкции. Основные понятия о форме одежды, конфигурации формы, силуэте и объёме формы, виде поверхности формы, о конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементах и линиях формообразования, о покрое одежды.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка курса "Юный модельер" 9-11 классы»



БЛОК 1

Начальные сведения о

проектировании одежды



Модуль1 Общие сведения об одежде, ее классификации, о требованиях, предъявляемых к одежде (потребительских, социальных, функциональных, эргономических, антропометрических, гигиенических, психофизиологических, эстетических, эксплуатационных, экономических, производственных). Сущность унификации деталей, стандартизации, технологичности конструкции. Основные понятия о форме одежды, конфигурации формы, силуэте и объёме формы, виде поверхности формы, о конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементах и линиях формообразования, о покрое одежды.










Учитель технологии

Волошина Г.Н.

МОУ СОШ с. Голуметь

2012 год

1. БЛОК 1 Начальные сведения о проектировании одежды

1.1. МОДУЛЬ № 1. Основные понятия об одежде

1.1.1. Информация модуля

Тема. Основные понятия об одежде.

Цели. Изучить терминологию и определения об одежде, необходимые при общении между специалистами швейного производства. Развить умения в определении ассортиментной группы одежды

Задание. Выучить основные определения и понятия об одежде, ее деталях, о силуэте, покроях, способах формообразования одежды и требованиях к одежде.

Обучающийся должен знать терминологию по конструированию одежды;

уметь применять терминологию по конструированию одежды в профессиональной деятельности, а так же при обмене специальными знаниями и опытом в процессе производства одежды.

1.1.2. Основные понятия об одежде и ее классификации

Задание. Выучите основные понятия об одежде, такие как - деталь, пере (полочка), спинка, центральная часть переда или спинки, бочок, рукав, воротник, половинка брюк, полотнище юбки, плечевая накладка, детали верха, подкладки и, прокладки, а так же понятия о функциях, классификации, ассортименте, виде и назначении одежды.

Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Деталь – это часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды - цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.

Каждая деталь одежды имеет технологическое наименование.

Перед основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.

Спинка - основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями.

Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки.

Рукав деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.

Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели, может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника.

Половинка брюк, левая (или правая) передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу.

Полотнище юбки – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.

Плечевая накладка деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.

Деталь верха – деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.

Деталь подкладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.

Деталь прокладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из специального материала (прокламелина, флезилина, утепляющих материалов и т.п.), расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели.

Функция изделия — назначение или служебная роль изделия. Функциональность — соответствие изделия его назначению, способность изделия выполнять определенную службу, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения - для торжественных случаев, свадебную и т.п.

Ассортимент — ряд изделий, подразделяющиеся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Ассортимент одежды – совокупность изделий различных видов и назначения, объединённых в отдельные группы по определённым признакам (материалы изготовления, размеры, назначение и т.п.), выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.

Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды - верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т.п.

Лёгкая одежда – одежда, относящаяся к повседневной, летней или другим видам одежде, изготовленная из облегчённых материалов и не играющая большой роли в утеплении организма (сарафаны, платья, блузы, сорочки, брюки и т.п.). Под платьем иногда понимают одежду, надеваемую на белье. Это может быть и костюм, и платье, и блузка, и юбка и т.п.

Верхняя одежда – одежда, надеваемая наверх белья, которая в основном служит для тепловой изоляции организма. Это - платья, юбки, пиджаки, брюки, пальто и т.п. Под верхней одеждой понимают так же одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ и т.п.).

Каждый вид одежды делится на ассортиментные подвиды (группы) по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.

Ассортиментной группой называется ряд изделий, выполняющих одну функцию и одно назначение. Признаки деления одежды на ассортиментные группы положены в основу различных классификаций: торговой, швейной, десятичной системы классификаций одежды ОКП (Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Назначение одежды - по этому признаку одежду делят на ассортиментные группы в соответствии с целевым назначением, областью, условиями и способами эксплуатации, сезонным и половозрастным назначением, по сырьевому признаку и др. В соответствии с целевым назначением одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную и ритуальную. Условия эксплуатации разделяют одежду на повседневную или выходную, способ ее применения - на верхнюю, нижнюю (надеваемую непосредственно на тело) и корсетные изделия.

Область эксплуатации - конкретизация условий и способа применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок и т.п. конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду и т.п.

По сезонному признаку одежду делят на летнюю, зимнюю, внесезонную и сезонную.

По половозрастному признаку одежду делят на мужскую и мальчиков, женскую и девочек, одежду для взрослых, детей и подростков (15…18 лет). Одежду для взрослых делят на младшую; (18…29 лет), среднюю (30…45 лет) и старшую (старше 45 лет) возрастные группы. Детскую одежду делят на одежду для новорожденных, ясельную, для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшего школьного возраста.

По сырьевому признаку (видам материалов) одежда делится на группы в зависимости от волокнистого состава материала основных деталей изделия - на одежду изготовленную из материалов из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), смесовых, синтетических (химических), на одежду, изготовленную из одного материала и комбинированную.

По степени производственной готовности одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Одежда может быть изготовлена на массового и конкретного потребителя.

Кодирование деталей и узлов одежды. Детали и узлы одежды кодируют для применения на различных этапах производства компьютерной техники. Код или совокупность взаимосвязанных шрифтов – условное сокращенное обозначение продукции в классификаторе. При кодировании используют десятичную классификацию швейных изделий в общероссийском классификаторе продукции (ОКП). Швейные изделия делят по различным видам признаков, последовательно на классы, подклассы, виды, группы, подгруппы, типы, подтипы, варианты. Основным, наиболее общим признаком в классификации является функциональность одежды. По этому признаку в зависимости от назначения одежду делят 1 – на класс бытовой одежды (в коде первая цифра 1), 2 – на класс спортивной одежды (первая цифра 2) и 3 - на класс производственной одежды (первая цифра 3). Затем каждый класс одежды делят в зависимости от специализации промышленности, торговли, условий эксплуатации и далее по более узкому назначению - на подклассы, виды, группы и подгруппы. В основе признака назначения одежды лежит защитная функция. Бытовая одежда служит для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий экологии, спортивная – защиты спортсмена от травм и достижения более высоких спортивных результатов, производственная - защиты работника от неблагоприятных воздействий окружающей и производственной среды. Затем класс бытовой одежды делится на подклассы (в коде вторая цифра, после цифры 1) – бельевые изделия; костюмно-платьевые; верхней одежды; корсетные изделия; головные уборы; перчатки и рукавицы. В свою очередь, каждый подкласс одежды делится на виды (в коде третья цифра, после второй цифры). Так, подкласс костюмно-платьевых изделий может быть подразделен на следующие виды:

1.2.1 – пиджаки; 1.2.6 – брюки;

1.2.3 – жакеты; 1.2.7 – сорочки;

1.2.4 – жилеты; 1.2.8 – платья;

1.2.5 – блузки; 1.2.9 – платья-костюмы;

1.2.10 – юбки и т.д.

Каждый вид бытовой одежды, в зависимости от условий и места ее использования, классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха.

Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Например, для работы в офисе или учебы характерны стиль деловой одежды и предъявляются строгие классические требования к прическе, костюму и обуви.

Нарядная одежда - одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т.п. Она создает особое настроение и праздничную атмосферу. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, бала, свадьбы, посещения театров, и т.д.

Одежда для отдыха – одежда, отличающаяся удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Это одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п.

Домашняя одежда – повседневная одежда для отдыха и работы дома. Ее вид зависит от рода занятий дома. Это могут быть традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки или джинсы, трикотажные майки и джемпера.

Спортивная одежда - специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта.

Производственная одежда - спецодежда для работы на производстве, ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей и т.п. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Это одежда работника химического производства, нефтегазовой промышленности, сталевара, шахтера и т. п. изготовленная из огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты специальных материалов и т. п.

Зрелищная одежда - костюмы различного вида, для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных выступлениях. Такая одежда должна соответствовать характеру конкретного представления и создавать яркий образ.

Форменная одежда - униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции.

В зависимости от способа крепления на фигуре человека, одежду делят на плечевую и поясную. От способа расположения на фигуре - на нижнюю, легкую и верхнюю одежду.

Поясная одежда – одежда, которая опирается на поверхность тела между линиями талии или бёдер (на талиевый или тазовый пояс) и частично или полностью покрывает нижнюю часть туловища и нижние конечности. К ней относятся различные покрои юбок, брюк, фартуков.

Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные покрои платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т.п.

Нижняя одежда - бельевая или нательная одежда, надеваемая непосредственно на тело, служащая для обеспечения нормального функционирования кожных покровов и регуляции теплообмена организма человека. Это могут быть трусы, майка, корсетные изделия, нижняя сорочка и т.п. Бывает повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье.

Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Это могут быть бюстгальтер, грация, корсет и т.п.

1.1.3. Основные понятия о форме и силуэте одежды

Задание. Выучите основные понятия о форме, о ее структуре, о простых и сложных структурах, об основных, дополнительных и декоративных частях формы, о способах характеристики конфигурация формы, об объеме, пластике и рельефе формы, о конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементах фотмы, а так же понятия о модели и силуэте одежды. Знать эти понятия необходимо для последующего изучения учебных материалов швейного производства.

Форма одежды – объёмное очертание, конфигурация или пространственная структура модели, которую она принимает на фигуре человека (или манекене), в определённый момент времени. Одежда не имеет устойчивой формы. Одно и то же изделие на фигуре человека, манекене, вешалке и т.п. может принимать различные очертания и объёмные формы. Основными характеристиками формы являются структура, конфигурация, размеры, и вид поверхности (пластика, рельеф и разработка). Они не постоянны, зависят от вида, материалов одежды, направлений моды и господствующих в данный момент эстетических норм, от строения, размеров фигуры и возраста человека.

Модель одежды – объемная форма одежды, представляющая собой, воплощенный в материале, в объеме эскиз модели, характеризующийся определенными размерами, силуэтом, покроем, композиционным и конструктивным решением и декоративно - конструктивными элементами.

Структура характеризует строение формы по числу и виду её частей. Различают сложные и простые структуры. Простые формы состоят из одной структурно целой части (детали), например, юбка-солнце. Сложные формы – структуры, состоящие из нескольких частей, объединённые в единое целое - в изделие. В зависимости от функций и назначения одежды различают основные, дополнительные и декоративные части формы.

Основные части формы – части формы, которые определяют вид одежды. Например, для платья основными частями будут лиф и юбка, а для пальто кроме лифа и юбки основными частями будут являться ещё рукава, и воротник. Дополнительные части формы – части формы, наличие которых для данного вида изделия является не обязательным (например, рукава и воротник для платья), но их наличие расширяет функцию одежды, вносит некоторое разнообразие в её внешний вид и видоизменяют исходную форму основных частей. Декоративные части формы - части формы, которые почти не влияют на назначение и функции одежды, но разнообразят, усложняют и видоизменяют основные и дополнительные части формы. К ним относятся воланы, жабо, оборки и т. п.

Конфигурация формы – очертание внешних контуров формы или силуэт изделия (проекция объёмной формы на вертикальную плоскость). Характеристику конфигурации формы одежды можно дать только в данный момент времени, потому что форма постоянно меняет свои параметры и положение всех точек её поверхности. Поэтому такие характеристики относительны и даются в основном вербальным и графическим способами описания внешнего вида модели. Рисунок модели является наиболее приемлемым графическим способом характеристики конфигурации формы. Технический рисунок (с соблюдением размеров и пропорций формы) несёт больше информации для построения чертежей. Но рисунок выполненный в свободной манере в большей степени передаёт художественную идею и замысел художника. Вербальный (словесный) способ характеристики конфигурации формы сводится к описанию внешнего вида одежды и образного сравнения её формы с формами геометрических фигур (прямоугольника, трапеции, овала и т.п.) и их сочетаний; с формами предметов (фонарика, бочонка, карандаша и т.п.) или с буквами и цифрами ( формы Х, Л, 8,О и т.п.). Иногда для описания применяются определённые названия изделий, например, «юбка-годе», платье покроя «принцесс», «редингот», брюки покроя «банан» и т. п. В процессе описания, форму одежды и её части сопоставляют с формой тела человека по основным конструктивным линиям (плеч, груди, талии, бедер, колен и низа) и с формой верхних и нижних конечностей на уровнях измерений обхватов (плеча, локтя и запястья руки и бедра, колена и щиколотки ноги). В результате чего, даётся характеристика кривизны боковой образующей поверхности формы изделия в соотношении с конфигурацией боковой поверхности тела человека и его частей. По линии плеч определяется соотношение одежды с шириной и высотой плеч. По линии груди устанавливается соотношение размеров одежды и тела по ширине и уровню положения нижней точки проймы. По линиям талии, бёдер, колена и низа определяют соотношение размеров одежды и тела по ширине, а в низу ещё и по длине.

Конфигурация боковой поверхности изделия может повторять форму тела, иметь чётко или не чётко выделенную линию талии или вообще не выделять эту линию. По этим характеристикам определяют степень выраженности и уровень положения линии талии. Конфигурация боковой поверхности изделия в фас характеризуется соотношением ширины формы с шириной фигуры на уровнях линий плеч, груди, талии, бёдер и низа. По этим признакам определяют степень прилегания изделия к фигуре человека (различная степень повторения формы фигуры и приближения к ней на разных уровнях) и силуэт модели.

Силуэт формы одежды – плоскостное выражение формы одежды в виде условного схематизированного изображения (рис.1.1.), не несущего подробной информации о конкретной форме, но акцентирующего важнейшие характеристики силуэта. Основные силуэты одежды определяются по принципу соотношения её с фигурой - повторение форм, приближение или контраст. Приталенный силуэт (рис.1.1, а) характеризуется плотным прилеганием к линии талии и увеличенными или различными объёмами лифа и юбки. Его схема напоминает восьмёрку или песочные часы. Прилегающий или полуприлегающий силуэт (рис. 1.1, б) характеризуется более свободной степенью прилегания по линии талии и меньшими объёмами по линиям груди и бёдер, в сравнении с приталенным силуэтом. Его схема имеет более обтекаемые и плоскостные конфигурации, приближённые к силуэту фигуры человека. Прямой силуэт (рис. 1.1, в) характеризуется большей или меньшей свободой облегания и одинаковой шириной на уровнях линий бёдер и груди. Его схема напоминает прямоугольник. Расширенный (трапециевидный) силуэт (рис. 1.1, г) характеризуется значительной свободой расширения или на уровне линии бёдер или на уровне линии груди. Символически такой силуэт изображается в виде трапеции зауженной или расширенной книзу.

Силуэтная форма модели зависит от объёма, конфигурации и положения боковой линии (рис. 1.2,) - (- положения её вершины, - конфигурации, - степени прилегания к фигуре), линии плеча (рис. 1.2, а) положение линии плеча (1- естественная, 2 - повышенная, 3 - спущенная, 4 - прямая -, 5 - пониженная, 6 овальная –, 7 седловидная, 8 удлиненная, 9 укороченная, 10 мягкая и т.п.), (1.2. б) положение линии глубины проймы (1- уровень, 2 - форма, 3 –ширина), - её уровень, - форма, -ширина и т.п., линии талии – наличие линий членения, - подрезов, - вытачек, - рельефов, - сборок и т.п., - уровень и - степень их прилегания к фигуре, линии низа - уровень, - объём относительно других конструктивных поясов фигуры, - конфигурация и т.п.).

Объём формы одежды – степень прилегания внешней поверхности изделия к фигуре человека на различных участках. Определяется величиной суммарной конструктивной прибавки и её распределением между участками конструкции изделия. Различают умеренные (рис. 1.3, а), большие (рис. 1.3, б) и малые (рис. 1.3, в) объёмы одежды, а также с равномерным (рис. 1.3, г) и неравномерным (рис. 1.3, д) прилеганием к фигуре человека и её участкам.

Вид поверхности формы – характеристика пластики, рельефа, разработки и заполнения поверхности формы различными элементами. Пластика поверхности формы – характер или конфигурация кривизны поверхности изделия в местах сопряжения её частей (рукава с проймой, лифа с юбкой и т.п.). Различают плоский (плавный переход одной части в другую) и рельефный (со слабо, средне и резко выраженным рельефным переходом) изгиб материала в местах сопряжения частей формы. Рельеф поверхности формы – характер укладывания материала в форму, определяющий объём и сущность конструкторских работ, величины прибавок и особенности технологии изготовления одежды. Различают гладкую, рельефную и комбинированную поверхность формы. Рельефную поверхность формы получают с помощью разработки и заполнения поверхности формы различными элементами (складками, сборками, карманами и т.п.). По этому признаку различают конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные и декоративно- функциональные элементы - как средства формообразования и декорирования одежды.

Конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся основным средством формообразования и не участвующие в декорировании одежды. Это основные конструктивные швы – боковые, плечевые, средние швы спинки и полочки и т.п. Декоративно-конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся средством формообразования и выполняющие функции украшения одежды. Это могут быть рельефные швы, подрезы, фигурные вытачки и т.п. Функционально- декоративные элементы – элементы формы, относящиеся средствам разработки поверхности формы и выполняющие определённую служебную и декоративную функции. К ним относятся различные варианты карманов, застёжек, капюшонов, шлиц и т.п. Декоративные элементы – элементы, являющиеся средствами декорирования поверхности формы и выполняющие роль только украшения одежды. К ним можно отнести бейки, канты, вышивку, воланы, кружева и т.п. При разработке чертежей конструкций одежды следует установить, какую роль в модели выполняют те или иные элементы, являющиеся средствами разработки её поверхности.

1.1.4. Основные понятия о покроях одежды

Задание. Выучите основные понятия о формообразовании деталей одежды, о конструктивных, декоративно-конструктивных и декоративных линиях членения деталей одежды, о покроях одежды. Знать эти понятия необходимо для последующего изучения учебных материалов швейного производства.

Объёмную форму одежды из плоского материала можно получить различными способами. Это способы создания формы изделия из одного куска ткани или из нескольких деталей с помощью швов, вытачек, подрезов, сборок, фалд, драпировок, деформацией материала и т. п. На практике, чаще всего, разнообразные формы одежды получают сначала членением поверхности материалов на отдельные части линиями различных конфигураций и направлений, а затем соединением и формованием этих частей определёнными способами и приёмами в необходимую форму изделия. Такой процесс создания формы называют формообразованием. Различают методы формообразования одежды: конструктивный; основанный на использовании и пластических свойств материалов и комбинированный. Конструктивный метод позволяет получить объёмную форму модели с помощью полного или частичного членения плоского материала на детали, с последующим их соединением в изделие. Линии, расчленяющие поверхность материалов на отдельные части конструктивными методами, являющиеся одновременно контурными линиями полученных деталей, участвующие в процессах формообразования, но не сущие декоративной нагрузки, называют конструктивными. При обработке и соединении срезов таких линий - швы будут малозаметными. Изменение конфигурации этих линий влечёт за собой изменение формы модели. Линии, участвующие в формообразовании одежды, но и ещё дополнительно выполняющие декоративные функции, то есть роль украшения и гармонизации изделия усложняющими элементами, называют декоративно-конструктивными. Швы таких линий должны быть отчётливо видны и подчёркнуты отделочными строчками, кантами и т. п. Это могут быть линии рельефов, подрезов, вытачек, кокеток и т. п. Линии, не участвующие в формообразовании одежды, но гармонично украшающие изделие, чаще всего являющиеся контурными линиями краёв деталей (бортов, воротника, клапанов и т. п.) или линиями, образуемые различными отделками (отделочными строчками, вышивками, бейками и т. п.), называют декоративными.

Покрой одежды – исторически сложившийся характер рационального членения поверхности одежды на части, определённых конфигураций и размеров. Различают два основных покроя – покрои плечевой и поясной одежды. Для каждого покроя складываются свои варианты конфигураций, расположения и направлений линий членения в одежде, их называют типовыми. Покрой одежды, с деталями из различных типовых покроев, совмещенных в одно изделие, называют комбинированным. Каждый типовой покрой характеризуется многообразием вариантов, полученных видоизменением контуров свободных краёв деталей, конструктивных и декоративно- конструктивных линий. В одежде различают ряд типовых покроев, в зависимости от характера членения изделия в области сопряжения его частей по основанию шеи (узел горловина – воротник), рук (узел пройма – рукав), по боковой поверхности горизонтальными и вертикальными линиями членения. В зависимости от характера членения одежды (рис. 1.4, а): а) в области основания шеи а) в области основания шеи (узел горловина – воротник) - 1 - без воротников, с отрезными воротниками: 2- с воротником-стойкой, 3 – с отложным воротником и отрезной стойкой, 4 – с отложным воротником и не отрезной стойкой, 5- с воротником без стойки – плосколежащим воротником; с цельнокроеными воротниками с основными деталями или подбортом: 6 – шаль, 7 - цельнокроеная стойка и т.п., с воротниками с отворотами (с лацканами): 8- отложной воротник, 9 - воротник стойка с отворотами; и с комбинированными воротниками. В зависимости от характера членения одежды (рис. 1.4, б) в области основания рук (узел пройма – рукав) различают основные покрои - 1- без рукавов, с рукавами: 2 - втачным рукавом, 3 - реглан, 4 - цельнокроеными рукавами с полочкой и спинкой, 5 – с комбинированными руками. В зависимости от характера членения изделия по боковой поверхности горизонтальными линиями (рис. 1.4, в) в) различают покрои (1 -цельнокроеные, с различными вариантами кокеток на спинке и полочке: 2 -выше, 3 - ниже уровня выступания груди или под грудью, отрезные 4 - по линии талии или 5 -ниже). В зависимости от характера членения изделии по боковой поверхности вертикальными линиями (рис. 1.4, г) различают покрои (1 - прямокроёные, 2 - клиньевые, 3 -- бесшовными 4 круговые, 5 - одно - и – многошовными, и - комбинированные).



1.1.5. Требования к одежде

Задание. Выучите основные понятия о требованиях предъявляемых к одежде, таких как – потребительские, социальные, функциональные, эргономические, антропометрические, гигиенические, психофизиологические, эстетические, эксплуатационные, экономические, производственные (промышленные), понятие о унификации деталей одежды, о технологичности изготовления и конструкции одежды, о стандартизации. Знать эти понятия необходимо для последующего изучения учебных материалов швейного производства.

Требования к швейному изделию определяются требованиями к качеству материалов изделия, процессов моделирования, конструирования и его технологической обработки. От качества проектирования одежды зависят объемная форма и композиция одежды, ее художественно-эстетические свойства, экономичность и технологичность изделий. Качество процессов технологической обработки определяет объемную форму и товарный вид изделия. От качества материалов и их гигиенических свойств зависят микроклимат под одеждой, самочувствие и работоспособность человека. При создании одежды материалы определяют функциональное назначение одежды, их подбирают в соответствии с обликом и возрастом потребителя и направлением моды. При создании требуемой объемной формы одежды и ее устойчивости в эксплуатации обращают внимание на свойства материалов (жесткость, драпируемость, формоустойчивость). Качество продукции определяют по совокупности потребительских и промышленных показателей. Классификации требований к бытовой одежде представляют собой совокупность потребительских и производственных требований.

Потребительские требования состоят из социальных, функциональных, эксплуатационных, эстетических, эргономических, антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Социальные требования определяются спросом покупателей на целесообразный ассортимент одежды (в том числе размерно-ростовой), отвечающей основам общественного воспитания и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.

Функциональные требования - требования к соответствию одежды конкретному назначению. Например, композиционному построению модели, конструкции и материалам, возрастным особенностям телосложения взрослых и детей, их облику и психологическому развитию. Кроме того, характер модели, ткань, отделка, цветовое решение должны отвечать вкусам потребителей.

Эргономические требования включают комплекс антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Антропометрические требования заключаются в соответствии одежды размеру, форме тела, пропорциям, особенностям строения фигуры различных возрастных групп, характеру выполняемых движений. Конструкция изделий должна строиться на основе размерной типологии и обеспечивать удобство и максимальную свободу движений при ограничении перемещения одежды относительно тела. Большое внимание следует уделить покрою рукавов как наиболее подвижных частей костюма. При проектировании одежды для детей необходимо учесть, что неудобная одежда лишает их активности, мешает двигаться, сковывает движения. Тесный костюм отрицательно действует на рост и развитие организма, нарушает кровообращение, травмирует кожный покров. Так, температура верхних и нижних конечностей увеличивается при носке давящей одежды. Сдавливание конечностей одеждой изменяет механизм регулирования температуры тела вследствие раздражения нервных окончаний в коже, реагирующей на давление. С точки зрения эргономики, субъективная оценка удобства или комфортности одежды часто расходится с объективной. Человек может приспособиться к нерациональной конструкции. Трудно получить эргономическую оценку качества детской одежды со слов ребенка.

Гигиенические требования определяют основное назначение одежды – обеспечивать защиту человека от неблагоприятных климатических воздействий, загрязнений, повреждений и обеспечивать оптимальный микроклимат между одеждой и телом для поддержания необходимого теплового состояния организма.

Психофизиологические требования реализуются в свойствах, воспринимаемых человеком в ощущениях. Одежда не должна вызывать отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное воздействие на организм могут оказывать излишний вес изделия, его толщина, колючесть ткани, грубая обработка швов, туго стягивающие талию, запястья или щиколотки участки одежды. Одежда должна отличаться комфортностью надевания и снятия, а также удобством пользования её отдельными элементами.

Эстетические требования, предъявляемые к костюму, определяются совершенством композиционного и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого, пластичной выразительностью формы, её тектоникой, стилистической связью с предметным миром, новизной модели и конструкции, товарным видом. Форма костюма – пространственно-временная структура, несущая информацию о культуре, стиле, моде, научно-техническом развитии общества, индивидуальных качествах человека. Средством объединения всех элементов формы в единое целое, выражающее идейно-художественное и образное содержание костюма, служит композиция. Эстетический уровень современного костюма определяется взаимной согласованностью перечисленных факторов.

Эксплуатационные требования к одежде характеризуются устойчивостью одежды (ее формы, материала, конструкции, деталей, краев, швов) к трению, сминанию, разрыву, изгибу, действию светопогоды, химчистке, стирке. При проектировании модели одежды учет этих требований осуществляют выбором рациональных конструкций функциональных элементов (карманов, застежки и др.) и правильным подбором материалов в пакет одежды. Эти требования включают показатели соответствия назначению и условиям эксплуатации, удобства пользования, срока службы, формоустойчивости, надежности в эксплуатации одежды.

Экономические требования учитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели одежды, стоимость материалов и обработки изделия), потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановление), так же его надежность, долговечность и универсальность.

Производственные (промышленные) требования к одежде делятся на конструктивно-технологические и экономические. Конструктивно- технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Качество выполнения этих требований зависит от конструктивных решений основных деталей изделия и элементов конструкции, от возможности изготовления изделий в соответствии с принятой технологией и использования новейшего промышленного оборудования. Важным средством, стимулирующим процесс, является стандартизация и унификация деталей, отдельных конструкций, узлов.

Унификация деталей – приведение размеров, типов, форм одного функционального назначения (например, карманов) к оптимальному единообразию. Их делят на несколько групп. В одной группе детали имеют одинаковые размеры. Оптимизация и унификация методов обработки деталей и узлов позволяет использовать специализированные швейные машины и машины автоматического действия с минимальными переналадками для дальнейшей обработки деталей различных размеров и конфигураций (воротников, клапанов, карманов и т.п.).

Стандартизация – процесс установления и применения стандартов (нормативных документов). Стандартизация позволяет избежать непроизводительных затрат при проектировании и изготовлении швейных изделий и обеспечивает стабильность и высокое качество производства. В зависимости от объектов стандартизации, органов, утверждающих стандарты, и сферы их действия установлено три категории стандартов: государственные стандарты, стандарты отрасли, стандарты предприятий. Государственные стандарты утверждаются Госстандартом РФ и обязательны к применению на всех предприятиях и в организациях любого подчинения, во всех отраслях хозяйства России. Утвержденные государственные стандарты обозначаются индексом ГОСТ, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения, Отраслевой стандарт обозначают индексом ОСТ, условным цифровым обозначением министерства, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения или пересмотра . ОСТ швейной промышленности обязательны для работников всех предприятий и организаций, применяющих продукцию данной отрасли. Стандарты предприятия обязательны только для определенного предприятия, они разрабатываются на основе ГОСТ и ОСТ службами предприятия и утверждаются руководством. На поставляемую продукцию и сырье СТП не распространяются. Наибольшее распространение получили методы стандартизации - технологичность конструкций деталей одежды, унификация, типизация и другие. Стандартизация конструкций одежды – одно основных условий промышленного производства, например размерная типология фигур. Унификация направлена на рациональное сокращение излишнего многообразия видов и типов изделий (деталей), снижение материальных и трудовых затрат в процессе проектирования и производства одежды, сокращение сроков разработки технической документации и подготовки производства к запуску новых моделей, а так же, рациональное использование материалов и обеспечение высокого качества конструкции. Для унификации конструкций соединений, узлов, припусков на швы и т.п. используется принцип сходства оборудования и технологии изготовления. При помощи вариации элементов, сохраняя конструктивную основу, можно добиться образной новизны модели. Объектами унификации могут быть: детали (рукава, воротники, капюшоны, карманы); декоративные детали (манжеты, паты, погоны, хлястики и т.д.); детали подкладки и т.д. Разработка моделей из унифицированных деталей осуществляется с соблюдением основных принципов и положений метода комбинаторики и взаимозаменяемости. Каждая новая модель должна иметь шесть – восемь отличий от остальных. Работа по созданию модели сводится к набору и компоновке в изделии деталей заданной формы с учетом назначения изделия, материала, антропометрических и психологических данных о потребителях. Работа по унификации деталей одежды – это может быть метод моделирования семейства моделей на одой конструктивной основе. В одежде делается акцент на индивидуализацию, уникальность и эксклюзивность моделей. Эти качества одежды, как предмета дизайна и объекта творчества, можно получить не только за счет уникальных элементов, но и за счет конструктивной преемственности моделей. Все конструктивные и конструктивно-декоративные элементы одежды разделяют на три категории: стандартные (полностью унифицированные) – детали и элементы имеют постоянные размеры и конфигурацию краев; типовые (частично унифицированные) – повторяются в моделях с незначительными изменениями конфигурации и размеров; уникальные – характерны только для конкретной модели.

1.1.6. Основные понятия о конструировании и конструкции одежды

Задание. Выучите основные понятия о конструировании и конструкции одежды, о чертеже, о чертежах основы одежды, о конструктивных элементах, о формуле конструктивного отрезка, о конструктивном отрезке и участке, о конструктивных точках и линиях, о исходных конструктивных, контурных и вспомогательных линиях, о горизонтальных и вертикальных линиях, о плавной кривой линии, о уровне и вершине в чертежах.

Конструирование – процесс создания конструкции какого-либо предмета.

Основы конструирования одежды базовый процесс в конструировании одежды, где определены содержание и последовательность выполнения этапов разработки основы и базовой конструкций одежды. Сначала изучаются и учитываются особенности внешней формы тела человека, анализируются размерные признаки типовой или конкретной фигуры; определяются прибавки и технологические припуски для создания силуэтной формы модели; выполнятся расчет и построение чертежей основы и базовой конструкции одежды на типовую или конкретную фигуру.

Конструкция одежды – совокупность взаимосвязанных структур, состоящих из деталей одежды, определенной конфигурации и размеров; это так же способы соединения этих деталей с целью получения заданной формы модели.

Чертеж – графический конструкторский документ, содержащий в зависимости от его назначения данные, определяющие: устройство конструкции изделия; конфигурации его линий; его размеры; взаимное расположение его составных частей; необходимые сведения для изготовления и контроля изделия.

Чертеж основы конструкции одежды – графическое изображение деталей одежды на плоскости; определенных конфигураций и размеров; соответствующих внешней форме тела человека (или манекена); устанавливающих взаимосвязь конструктивных отрезков и прибавок к ним (обеспечивающих жизнедеятельность человека и его комфортное состояние); не учитывающих в конструкции влияния модных декоративно-конструктивных прибавок, участвующих в разработке модных форм; обеспечивающих правильную посадку изделия на фигуре; использующихся, как основа для разработки базовых и модельных конструкций одежды. С помощью исходных данных о внешнем виде модели, измерениях и строении фигуры сначала рассчитывают и строят систему прямых и криволинейных отрезков, образующих первичный чертеж основы конструкции плечевого изделия (ПОК). Используя ПОК разрабатывают чертежи деталей изделия любого покроя, силуэта, формы и размера.

Чертеж базовой конструкции одежды – графическое изображение основных деталей одежды на плоскости: определенных конфигураций, размеров; устанавливающих взаимосвязь измерений фигуры и конструктивных прибавок к ним (с учетом прибавок на динамику, толщину пакета одежды, модельные особенности, технологию припусков на уработку) с конструктивными отрезками; в соответствии с определенными видом и силуэтом одежды; являющихся базой для разработки модельных конструкций с одинаковыми признаками.

Конструктивный элемент – элемент конструкции одежды, участвующий в разработке формы модели (это может быть точка, линия, отрезок или участок чертежа основы конструкции одежды). Конструктивный участок – определенного размера поверхность на чертеже конструкции, состоящая из совокупности точек, линий, отрезков. В то же время каждый конструктивный элемент это так же конструктивный участок. Конструктивный отрезок – кратчайшее расстояние между двумя точками на чертеже конструкции изделия рассчитанное по формуле, включающей измерения фигуры, прибавки к этим измерениям, технологические припуски и модельные особенности изделия, и определяющее размеры деталей одежды.

Формула конструктивного отрезка – расчетная формула, которая может состоять из взаимосвязанных между собой, с помощью математических и условных знаков, следующих величин: размерных признаков; прибавок к этим признакам, участвующих в создании определенной формы модели; технологических припусков, учитывающих свойства материалов, технологию изготовления и модельные особенности изделия.

Конструктивные точки – точки пересечения конструктивных линий, отрезков, определяющие их границы на чертеже. Различают: основные точки, соответствующие на чертеже антропометрическим точкам фигуры; вспомогательные точки, участвующие в построении конструктивных линий и отрезков чертежа.

Конструктивные линии – исходные и контурные линии, служащие для построения чертежей конструкций основных деталей одежды. Это - линии базисной сетки чертежа; средние и боковые линии, линии горловины, проймы и низа спинки и переда (полочки), стороны плечевой (на спинке) и нагрудной вытачек. Изменение конфигурации линии влечет за собой изменение формы изделия. Контурные линии служат для обозначения границ и формы разверток деталей одежды.

Вспомогательные линии служат для построения сложных конструктивных участков чертежей деталей одежды (дуг; прямых, перпендикуляров, параллельных, горизонтальных, вертикальных линий; биссектрис углов; прямых углов, линий сопряжения; плавных кривых линий - выпуклых, вогнутых, выпукло-вогнутых и т.п.).

Горизонтальная линия на листе – линия, параллельная верхнему или нижнему краю прямоугольного листа бумаги, а вертикальная линия – линия, параллельная боковым краям прямоугольного листа бумаги.

Плавная кривая линия – линия, конфигурация которой может иметь прогиб наружу и внутрь овальной формы. Различают вогнутую и выпуклую кривые линии. Вогнутая линия – линия с прогибом внутрь овальной формы. Выпуклая линия – линия с прогибом наружу овальной формы. Прогиб – контурная линия овальной формы, отклоненная на некоторое расстояние в сторону от какой-либо прямой линии.

Уровень – условная прямая линия, лежащая горизонтально в плоскости, которые вместе являются границей высоты какого-либо участка.

Вершина – самая высокая точка, какого-либо конструктивного участка на чертеже конструкции детали одежды (линии, отрезка и т.п.) или самого чертежа.

1.2.6. Сущность проектирования одежды

Задание. Выучите основные понятия о проектировании и моделирования одежды. Эти понятия необходимы для последующего изучения учебных материалов швейного производства.

Проектирование одежды – процесс, состоящий из последовательных этапов разработки проекта и технического описания новой модели. Техническое описание содержит данные и требования для конструирования, моделирования и изготовления проектируемой модели. Проектирование выполняют по алгоритму. Сначала получают и анализируют задание на разработку модели. Изучают и анализируют социологические и экономические требования к изготовлению новой модели. Затем разрабатывают проектное предложение и на основании чего выполняют эскизное, конструктивное и технологическое проектирование модели. На следующем этапе разрабатывают рабочую документацию; экспериментально проверяют и внедряют модель в производство.

Моделирование одежды – творческие процессы создания новых образцов одежды художниками, модельерами и конструкторами. Эти процессы можно разделить на четыре этапа. На первом этапе выполняются работы художником-модельером над композиционным решением костюма, выполнением эскиза модели и подбором материалов к ней. Работая над чередой эскизов, составляя композицию моделей, он путём отбора, компоновки деталей приходит к определённому оформлению эскизного проекта модели. В процессе выполнения проекта художник-модельер учитывает строение фигуры человека, его вкусы, облик, а также свойства материалов. Если модель готовится для демонстраций коллекций, то обязательно выстраивается ансамбль костюма в композиции с коллекцией. Второй этап заключается в разработке модельером-конструктором чертежей первичных, базовых и модельных конструкций эскизного проекта, с учетом особенностей телосложения фигуры заказчика, внешнего вида модели, свойств материалов и технологичности производства. Третий этап - раскрой, примерки, уточнение и пошив разработанной конструкции модели. При разработке новой модели для коллекции допускаются неоднократные примерки, уточнение конструкции, проверки соответствия изделия в материале первоначальному замыслу и эскизу, а также изменения в эскизе. Такая модель должна быть утверждена на художественном совете. Четвертый этап –подготовка технической документации для новой модели, разработка основных и вспомогательных лекал. Если модель изготавливается для конкретного человека, то на этом этапе выполняется сдача изделия заказчику.



Задания и вопросы для повторения.

1. Дайте определения следующим понятиям – одежда, вид одежды, деталь одежды, развертка деталей одежды, перед, полочка, спинка, центральная часть переда или спинки, бочок, рукав, воротник, половинка брюк, левая (или правая), полотнище юбки, плечевая накладка, деталь верха, деталь подкладки, деталь прокладки, поясная одежда, плечевая одежда, нижняя одежда, корсетные изделия, лёгкая одежда, верхняя одежда.

2. По каким признакам классифицируется одежда?

3. Дайте определения потребительским, социальным, функциональным, эргономическим, антропометрическим, гигиеническим, психофизиологическим, эстетическим, эксплуатационным, экономическим и производственным требованиям, предъявляемым к одежде.

5. Что означает унификация, стандартизация конструкции?

6. Что такое форма одежды, конфигурация, силуэт и объём формы одежды? Как принято характеризовать форму одежды? Что такое конструкция одежды? Как она связана с формой одежды?

7. В чем сущность конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементов и линий формообразования? Назовите основные функционально-декоративные элементы модели.

8. Какие части формы являются основными для пальто, платья, юбки? Какие части формы являются декоративными для платья, пальто?

9. Дайте определения следующим понятиям: конструирование одежды, конструкция одежды, чертеж одежды, конструктивные точки, конструктивные линии и конструктивные элементах чертежа.

10. В чем сущность проектирования одежды?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!