СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка лекции «Терроризм – путь в никуда» предназначена для просвещения студенческой молодежи в вопросах опасности экстремистской и террористической угрозы, формированию социально-политических компетенций обучающихся.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж"
Фоменко Е.А.
ТЕРРОРИЗМ – ПУТЬ В НИКУДА
Методическая разработка лекции
по формированию социально-политических
компетенций обучающихся
Краснодар, 2016
Составитель: Фоменко Е.А., председатель ЦМК «Воспитание» ГБПОУ КК «КТЭК»
Рецензент: Шалов С.М., преподаватель БЖД ГБПОУ КК «КТЭК»
Методическая разработка лекции «Терроризм – путь в никуда» предназначена для просвещения студенческой молодежи в вопросах опасности экстремистской и террористической угрозы, формированию социально-политических компетенций обучающихся.
Профилактическая работа заключается в проведении ликбеза классными руководителями в учебных группах. Представленные в данной методической разработке материалы будут полезны при подготовке и проведении внеклассных мероприятий и классных часов по данной тематике.
Профилактическая работа проводится в несколько этапов: сбор и анализ статистических данных о просвещённости молодёжи в вопросах экстремизма и терроризма (проведение анкетирования), проведение ликбеза по данному вопросу, раздача профилактических \ предупреждающих памяток.
Утверждена на заседании ЦМК Воспитание
№ 6 от 17 июня 2016 г.
Председатель ЦМК ____ Фоменко Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение |
|
2 | Современный терроризм – история возникновения |
|
| Основные признаки терроризма |
|
| Основные элементы терроризма |
|
| Структуры, участвующие в террористической деятельности |
|
3 | Классификация современного терроризма |
|
4 | Противодействие терроризму |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Разработка данной методической разработки обусловлена насущной необходимостью формирования у обучающихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой РФ в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
Если говорить об актуальности противодействия распространения идеологии терроризма, то следует подчеркнуть, что в настоящее время в России получили распространение различные проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению российской государственности, порождают в отдельных субъектах РФ сепаратистские настроения и создают для экстремистов и террористов благоприятную возможность реализации их целей и задач.
В этой связи Президент России В.В. Путин на расширенной коллегии МВД России 4 марта 2015 года особо подчеркивал, что «серьезную озабоченность вызывает рост преступлений экстремистской направленности – почти на 15%». Он также отмечал, что «экстремисты отравляют общество ядом воинствующего национализма, нетерпимости и агрессии.
К чему это может привести, мы хорошо знаем по примеру соседней страны ─ Украины».
КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ. ЗАДАЧИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
Вопросы:
1. Классификация современного терроризма.
2. Противодействие терроризму Вооруженными Силами РФ.
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ – ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Понятие «терроризм» возникло от латинского слова «terror», означающего «страх, ужас». Терроризировать - значит держать в состоянии страха, наводить ужас.
Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.
Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу.
В Средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов.
В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии, Китае, а также на территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран.
В 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он явился в какой-то мере основоположником теории современного терроризма. Гейнцген считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. Это и есть так называемая философия бомбы, которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят вглубь греческой истории.
Концепция «философии бомбы» получила дальнейшее развитие и углубление в «теории разрушения» Бакунина.
К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал «варварские средства борьбы с варварской системой».
Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители - русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.
До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. С окончанием войны террор на свое вооружение взяли правые. Крупнейшими терактами того времени были политические убийства КарлаЛибкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г.
В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. В XX веке также состоялся перенос терроризма на государственный уровень, чего до этого не было.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.
Существует более ста определений террора и терроризма, но ни одно из них не является достаточно полным и всеобъемлющим.
Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» трактует терроризм как «... идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИЗМА
1. Терроризм предполагает достижение определенной социально или политически значимой для субъектов террористической деятельности цели.
2. Субъектами терроризма в отношении противостоящей стороны применяется насилие в той или иной форме либо угроза использования такового.
3. Угроза насилия или само насилие сопровождается устрашением, направленным на частичную или полную деморализацию объекта воздействия.
4. Объект террористического воздействия является двойственным. Эта двойственность заключается в том, что объектом непосредственного воздействия террористов являются материальные объекты, некоторые категории граждан, определяемые по политическому, социальному, национальному, религиозному или иному принципу, либо заранее конкретно не определенные случайные люди, а объектом опосредованного воздействия могут быть конституционный строй, территориальная целостность, порядок управления, экономическая мощь, статус национально-этнической группы и т.д.
Даже самое поверхностное исследование позволяет сделать вывод, что терроризм приобретает все большее политическое звучание. Это объясняется тем, что, во-первых, он подрывает систему государственной власти и управления, во-вторых, ослабляя государственные и общественные структуры, усиливает влияние в обществе оппозиционных антиконституционных образований; в-третьих, активизируя морально-психологическое воздействие на население, вызывает хаос, беспорядки, ожесточенность людей по отношению друг к другу; в-четвертых, выходя за пределы государственных границ, приобретает международный характер и представляет опасность для международного сообщества.
С учетом отмеченных особенностей можно утверждать, что терроризм как социально-политическое явление включает в себя следующие основные элементы:
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРОРИЗМА
Экстремистская террористическая идеология
Комплекс организационных структур для осуществления терроризма в тех или иных формах
Практика террористических действий
Терроризм является индикатором кризисных процессов. Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства. В этом отношении терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов - лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму.
Организационные структуры для осуществления террористических действий могут быть разделены на две большие группы:
во-первых, отдельные государства, политические партии и движения, которые инспирируют или поддерживают отдельные террористические организации, нередко используя их в своих политических интересах;
во-вторых, сами террористические или иные экстремистские организации, непосредственно осуществляющие террористические акции.
К структурам, непосредственно участвующим в террористический деятельности, относятся:
1. Правые террористические организации профашистской, расистской, иной реакционной направленности.
2. Левацкие, ультрареволюционные террористические организации.
3. Националистические сепаратистские.
4. Религиозно-политические террористические.
5. Экстремистские организации антиконституционной направленности внутри отдельных стран, использующие насилие как основной метод политической борьбы и допускающие применение терроризма.
6. Преступные мафиозные организации международного и национального уровня, которые во все большей степени прибегают к использованию террористических методов либо осуществляют тесное взаимодействие с собственно террористическими структурами. Наибольшую активность такого рода проявляют мафиозные наркоструктуры в Латинской Америке и некоторых других регионах мира.
К числу организаций террористической деятельности могут быть отнесены также спецслужбы некоторых иностранных государств и их подразделения, предназначенные для осуществления террористических акций.
Практику террористических действий можно рассмотреть через формы и методы.
1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т. д.
2. Индивидуальный террор или политические убийства чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т. д.
3. Политические похищения.
4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т. д., сопровождающийся захватом заложников.
5. Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-е годы.
6. Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи - вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.
7. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой пропаганды действием.
8. Биологический терроризм. Например, рассылка писем со спорами сибирской язвы.
9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.
Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. В принципе любые инфраструктуры общества, промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.
В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.
Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства.
Как отмечается в правовой литературе, к государственному террору чаще прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти, которые не могут поддерживать устойчивость системы экономическими и политическими методами.
Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные, глобальные масштабы.
Разновидностями международного терроризма являются транснациональный и международный криминальный терроризм.
На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе.
Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением.
Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. Госдепартамент США после известных событий 11 сентября 2001 г. обнародовал перечень организаций, которые официально считает террористическими. Составлять подобные списки американцы начали еще в 1997 году, тогда в него вошли 30 террористических организаций, а в 2008 году в этот перечень было внесено уже 70 организаций.
Решениями Верховного суда Российской Федерации признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации около 20 организаций террористического толка.
В мире существует большое число поддерживающих террористов групп, различных структур, вплоть до целых государств - спонсоров терроризма. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данных зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов.
Терроризм ищет новые, все более жестокие и масштабные способы устрашения. По оценкам зарубежных экспертов, террористы и прежде не раз уже делали попытки «нащупать» пути к оружию массового уничтожения, пытались овладеть им или их изготовить, проникнуть в ядерные учреждения или на объекты, применить сильнодействующие токсические средства, совершить диверсии против действующих и строящихся атомных установок и АЭС.
Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государства. Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни перед чем для достижения своих целей. Именно этому террористы сегодня отдают предпочтение перед санкционированными способами решения социальных, национальных и других конфликтов.
Главная задача современных террористов - осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, с тем, чтобы достичь максимального резонанса в СМИ, спровоцировать напряженность в обществе и тем самым оказать давление на действия и политику государств.
После наиболее циничного за всю российскую, да и мировую историю акта терроризма, произошедшего в Беслане, Президент РФ В.Путин подписал Указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», во исполнение которого ФСБ Российской Федерации, а также рядом заинтересованных министерств и ведомств была разработана принципиально новая концепция контртеррористической деятельности государства.
Важнейшей ее составляющей стало определение понятия «терроризм», в том числе как «идеологии насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов его предупреждения и профилактики.
Специально созданная Межведомственная антитеррористическая комиссия, председателем которой стал директор ФСБ России, в стране начала действовать еще в 1997 году.
В 1998 году, после принятия Федерального закона «О борьбе с терроризмом», Межведомственную антитеррористическую комиссию упразднили. Вместо нее была образована Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. В 2002 году, после захвата заложников в здании «Норд-Оста», было принято новое положение о Федеральной антитеррористической комиссии. Но принципиальных недостатков существовавшей тогда системы борьбы с терроризмом оно, к сожалению, не устранило. Многие из них проявились во время трагических событий в Беслане. Анализ проведенной операции и предшествующих ей контртеррористических операций выявил целый ряд характерных для того времени проблем:
- отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;
- слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;
- недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;
- отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;
- несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
- недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В целях устранения объективно существовавших на тот момент недостатков в сфере контртеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах РФ созданы собственные оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах - антитеррористические комиссии (руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств - в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, - Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.
К числу важнейших результатов работы созданного комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.
По инициативе НАК вносятся изменения в Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. в части осуществления журналистской деятельности при проведении контртеррористической операции (при этом используются ранее одобренные журналистским сообществом принципы освещения подобных событий, закрепленные Хартией журналистов России после событий «Норд-Оста»). Так, например, запрещается распространение сведений о тактике проведения операции, спецсредствах и иной информации, которая может поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.
Кроме того, Россией подписаны и ратифицированы все 13 универсальных конвенций ООН в сфере противодействия терроризму. Наша страна придает приоритетное значение универсализации участия государств в основных глобальных антитеррористических международно-правовых инструментах. В целях укрепления международного сотрудничества при активном участии НАК создан Международный банк по противодействию терроризму - единая межгосударственная информационная система обеспечения антитеррористической деятельности.
Наконец, выработаны и находятся в стадии реализации предложения по созданию в МИД России Ситуационно-кризисного центра, на который будет возложено обеспечение безопасности граждан РФ за рубежом.
Также принципиально важно отметить, что в качестве одной из приоритетных задач в России рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами. ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности - только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях.
В соответствии с Законом «О противодействии терроризму» принято также Постановление Правительства РФ № 352 от 6 июня 2007 г., которым утверждены три очень значимых положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.
Научные исследования и мировой опыт применения войск в отношении пресечения террористических акций показывают, что в первую очередь роль армии заключается в проведении целого комплекса защитных мероприятий.
Во-первых, это меры по снижению уязвимости гражданского населения и военнослужащих, территории, инфраструктуры, систем обработки информации и связи от террористических актов. Подобные антитеррористические действия вооруженных сил могут включать: ведение разведки; оценку вероятности угрозы со стороны террористических сил, сделанную на основе анализа разведывательной информации; участие в охране и обороне наиболее важных объектов, которые могут быть целями террористического нападения; обеспечение безопасности военнослужащих и гражданского персонала.
Во-вторых, защита и предотвращение возможной утечки из вооруженных сил и вооруженных формирований в руки террористов оружия, боеприпасов и другого имущества. С этой целью могут проводиться мероприятия по защите информации о наличии и местоположении объектов, где находится оружие (особенно массового поражения), системе охраны и обороны, осуществлению охранных защитных функций; контролю местности, противодействию разведкам террористов, строгому учету наличия, состояния и укомплектованности имеющихся вооружения, боеприпасов и военной техники.
В-третьих, мероприятия, проводимые вооруженными силами по минимизации последствий террористических акций, оказание помощи гражданским властям. Они могут включать: планирование оказания помощи местным органам власти по ликвидации последствий террористических актов, согласование усилий с правоохранительными органами и другими властными и государственными структурами (формированиями); оценку последствий террористического акта, определение сил и средств, необходимых для спасательных и аварийно-восстановительных работ, их немедленное выделение и отправку; участие в оцеплении и охране места происшествия, ограничение доступа к нему, оказание медицинской помощи пострадавшим, обеспечение спасательных и аварийно-восстановительных работ специалистами, техникой и материальными средствами, оказание правоохранительным органам помощи в предотвращении (ликвидации) паники и восстановлении общественного порядка.
Кроме защитных мероприятий, вооруженные силы могут вести активные (контртеррористические) действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию террористических сил и их инфраструктуры. К ним относятся следующие: военная поддержка на земле, воде и воздухе правоохранительных органов при пресечении уголовных преступлении, связанных с транзитом и незаконным оборотом наркотических средств, оружия (в том числе и массового поражения), незаконной миграции, при защите границ от проникновения в страну незаконных бандформирований и террористических групп.
При проведении правоохранительными органами мероприятий по ликвидации отдельных террористических групп вооруженные силы обеспечивают: внутреннее и внешнее оцепление районов базирования террористических групп и бандформирований; действия контрольно-пропускных пунктов, их охрану и оборону; несение комендантской службы в районах чрезвычайного положения; контроль за нормальной работой транспорта, сопровождение колонн и охрану коммуникаций; совместное с правоохранительными органами патрулирование местности и населенных пунктов; защиту людей и объектов от возможных вооруженных нападений; охрану систем связи, пунктов управления, местных органов власти и т.п.
В случае, когда террористические силы оказывают правоохранительным органам вооруженное сопротивление, вооруженные силы могут проводить военные операции по выявлению, предотвращению, упреждению и пресечению террористической деятельности. Основная задача войск в подобных операциях может заключаться в пресечении вооруженных столкновений и ликвидации незаконных вооруженных формирований.
Большое значение имеет и сотрудничество в военной сфере по совместной с другими странами подготовке кадров для ведения антитеррористической и контртеррористической борьбы.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в области борьбы с терроризмом РФ избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом общей победы над терроризмом.
Методические рекомендации.
Во вступительном слове, подчеркивая актуальность темы, следует отметить, что современный терроризм является мощной силой, для борьбы с которой уже недостаточно специальных антитеррористических подразделений. Поэтому в различных странах, в том числе и в России, все чаще к этому привлекаются вооруженные силы. При рассмотрении первого вопроса целесообразно остановиться на современном терроризме, который сегодня представляет не разрозненные террористические группы, а хорошо отлаженный механизм, предназначенный для достижения политических целей. При этом надо особо подчеркнуть, что современными террористами взят курс на использование достижений научно-технического прогресса, который порождает новые виды терроризма, разрушительная сила которых постоянно растет.
Изучая второй вопрос, рассматривая задачи и предназначение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом, необходимо остановиться на обязанностях каждого военнослужащего (слушателя группы ОГП) по борьбе с терроризмом на его участке работы (службы).
В заключительном слове надо сделать выводы, подвести итоги занятия, дать рекомендации по подготовке к беседе (семинару).
Рекомендуемая литература:
1. Конституция РФ, 1993 г.
2. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
3. Кожушко Е. Современный терроризм: анализ основных направлений. -Минск: Харвест, 2000.
4. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда. - 2003 г., 11 сентября.
5. Дмитриков С, Миркискин В. Опыт использования Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом // Ориентир. - 2004. -№11.
6. Кормильцев Н. Сухопутные войска в системе военной безопасности России // Военная мысль. - 2004 - № 1.
7. Официальный интернет-сайт Национального антитеррористического комитета: http://www.nak.fsb.ru
Полковник Константин БУРТНЫЙ, кандидат политических наук, доцент
Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму
Опубликовано admin Сентябрь 5th, 2011
Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. За последние годы стала более четко проявляться его идеология.
В этих условиях крайне важна консолидация мирового сообщества против терроризма. Необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды.
Решение этой чрезвычайно сложной и ответственной задачи достигается путем проведения политических, экономических, социальных, военно-технических, идеологических, информационных и других мероприятий. Идеологическому и информационному противодействию терроризму принадлежит особое место. Основным носителем их форм и методов является гражданское общество.
Во-первых, в существующих международных и региональных нормативных документах по проблеме борьбы с международным терроризмом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется противодействию самой идеологии терроризма. Россия до сих пор не ратифицировала часть документов, окончательно не выработала совместно со странами СНГ, странами восьмерки подходы и механизмы согласованных действий, направленных против идеологии терроризма и иных проявлений экстремизма.
Во-вторых, анализ современного российского законодательства о средствах массовой информации (СМИ) показывает, что в нем четко не определены обязанности СМИ по содействию борьбе с терроризмом, перечень мер профилактики терроризма с использованием СМИ, а также ответственность СМИ за пособничество, оправдание и распространение идей терроризма среди населения.
В-третьих, научная разработка идеологических, информационных основ противодействия терроризму недостаточна по количеству и качеству публикаций и материалов. Она не учитывает последствия процессов, происходящих в мире в последнее время (речь идет о терактах в США в сентябре 2001 г. и серии терактов в России).
Особенности современного терроризма
В связи с важностью и актуальностью рассмотрения и изучения вышеуказанной проблемы необходимо глубокое уяснение мировой общественностью нового облика терроризма, проявившего себя в последние 2-3 года.
1. Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются:
крупномасштабность и массовые человеческие жертвы;
отсутствие конкретных требований террористов;
международный характер;
отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
мощное информационно-психологическое давление на людей (длительная и повторяющаяся трансляция происходящего по всем телевизионным каналам).
2. Случившееся обусловлено рядом объективных факторов:
углубляющийся процесс глобализации, который породил новые угрозы человечеству;
резкая дифференциация государств – на очень богатые и очень бедные (жители последних в силу исторического развития в большинстве своем исповедуют ислам);
обострение на этой основе противоречий между различными системами ценностей (западных цивилизаций и “исламского мира”);
нестабильность, вооруженные конфликты, рост незаконной миграции в ряде регионов мира;
сложность общественно-политической и оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона РФ;
возрастание роли СМИ и интернета в манипулировании общественным сознанием (страх, паника и т. д.).
3. Среди основных субъективных факторов, влияющих на облик и характер современного терроризма, рядом аналитиков называются:
протест бедных стран против процесса глобализации – уровень образования и развитии населения этих государств не позволяет им овладеть новыми информационными технологиями, плодами которых они могли бы воспользоваться для своего развития;
активизация транснациональной преступности и международных террористических организаций с исламской радикальной направленностью;
изменение подходов к мощи и безопасности государства. В США в сентябре 2001 г. произошел провал в деятельности внешней разведки, сил внутренней безопасности, в том числе защите авиалиний. А ведь США – это сверхдержава (на ее долю приходится 40% всех мировых военных расходов, пятая часть мирового ВВП). На борьбу с терроризмом США тратят 1 млрд долл в месяц. Сентябрьские теракты для американцев стали национальной трагедией, мощнейшим психологическим потрясением.
4. Важное место в уяснении облика террористических актов в США и России принадлежит не только уяснению фактов, кто был исполнителем и заказчиком этих терактов, но и почему это произошло.
В настоящее время независимая комиссия по расследованию обстоятельств теракта 11 сентября 2001 г. под руководством Томаса Кина, работавшая 20 месяцев, завершила работу. Ее основной вывод состоит в том, что никто даже не мог представить, что такое может случиться. В этом, по мнению комиссии, главный просчет правительства и разведслужб. Комиссия насчитала до 10 серьезных упущенных возможностей остановить террористов. Среди них – слабое взаимодействие ФБР и ЦРУ, игнорирование данных о подозрительных личностях, проходивших летную подготовку в США. Указывается на действие политики чистых паспортов, когда не ставились штампы в паспорта о пребывании боевиков в Иране, а через их территорию они попадали в тренировочные лагеря “Аль-Каиды” на афганской территории. Комиссией не установлена связь властей Ирана и Саудовской Аравии с террористами, но ею не исключается факт того, что саудовцы могли финансировать ряд неправительственных организаций, которые в свою очередь оказывали финансовую поддержку террористам. Разрешалось во время авиаперелетов провозить в ручной клади ножи, лезвия, если их длина не превышала 10 см, но ведь в любом случае в воздухе ими можно было воспользоваться как холодным оружием. Поднятым в воздух по тревоге пилотам истребителя F-16 не была доведена информация о происходящем, и они решили, что “угроза исходит от русских”. Спецслужбы не верили информации, что на США со стороны “Аль-Каиды” готовится массовое нападение.
В настоящее время идет активное обсуждение причин, хода и последствий террористического акта в Беслане. Аналитиками в СМИ высказываются самые разные, порой прямо противоположные суждения, уроки и выводы из случившегося.
Среди обилия оценок выделяются взгляды профессора МГУ, эксперта в сфере безопасности А.П.Судоплатова – он указывает на уроки трагедии в Беслане. Случившееся стало возможным потому, что мы не смогли закрепить и перевести в фазу перелома успехи, достигнутые в ходе контртеррористической операции. Автор отмечает неорганизованность и отсутствие четкого плана действий спецслужб, схемы взаимодействия правоохранительных органов в чрезвычайной ситуации, слабую координирующую роль министерства обороны (в лице 58-й армии) в отношении всех силовых ведомств государства. Территориальными органами целенаправленно и непрерывно не изучались городские объекты на предмет их диверсионной уязвимости. А.П.Судоплатов предлагает вспомнить опыт ликвидации бандитизма в послевоенные годы на Западной Украине и в Прибалтике, отменить мораторий на смертную казнь. В заключении он указывает на необходимость концентрации всех политических, экономических и социальных ресурсов для ликвидации инфраструктуры терроризма, усиления сотрудничества с зарубежными спецслужбами в рамках противодействия терроризму. Не со всем можно согласиться с автором, но в основном он прав.
Новые подходы к противодействию терроризм после трагедии в Беслане а четко и аргументированно изложил Президент России В.В.Путин. Они становятся основой программы деятельности органов исполнительной и законодательной власти, спецслужб и правоохранительных органов.
В.В. Путин много внимания уделил роли гражданского общества в противодействии терроризму. В выступлении на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. он указал, что “борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому так важно участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. В эти трагические дни все мы увидели мужество и решимость нашего народа противостоять террору. Люди показали не только свою сплоченность, но и абсолютное понимание сложившейся ситуации, показали высокий уровень гражданской и личной ответственности”. Далее он отметил, что “если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение должно быть услышано”.
В своем выступлении Президент РФ высказался за необходимость создания системы гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы. Обращаясь к представителям силового блока Правительства, он обязал их наладить контакт с гражданами, теснее взаимодействовать с ними, внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность, помогать им учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях. В своем выступлении он предложил поддержать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка, которые способны не только реально помочь в сборе информации и в выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступления, но и стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. Сейчас нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению. При координации с органами местного самоуправления еще предстоит наладить систему такого взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах, в вузах, которое было бы адекватно сегодняшней ситуации.
5. Понимание терроризма XXI в. невозможно без определения стратегии и тактики борьбы с ним.
Как мы видим, в борьбе с терроризмом одни лишь военные удары, не подкрепленные другими действиями, ничего не решают и даже могут привести к другим, более опасным последствиям. Мало уничтожать конкретных террористов и их организации, необходимо ликвидировать их питательную среду.
В деятельности спецслужб необходимо поэтапное объединение усилий в борьбе с терроризмом. Это обмен информацией, создание единых банков данных по антитеррористической деятельности, формирование совместных антитеррористических методик, создание условий по формированию соответствующих организационных структур по предупреждению и борьбе с терроризмом и т.д. На это в своих выступлениях неоднократно указывали депутаты Государственной Думы РФ А.С.Куликов, Н.Д.Ковалев, В.А.Васильев, В.И.Илюхин, М.И.Гришанков, А.Г.Баскаев и др.
Деятельность гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму
В последнее время в стратегии и тактике борьбы с терроризмом делаются акценты на значительное усиление роли гражданского общества. Здесь важно наращивать эти усилия, в полном объеме использовать его реальные и потенциальные возможности. Но при этом надо учитывать, что оно одновременно является источником терроризма, объектом и главной силой противодействия терроризму. В этих условиях духовная, идеологическая основа гражданского общества возрастает. И от того, куда она будет направлена, во многом будет зависеть эффективность борьбы с терроризмом, нейтральное к нему отношение или прямая его поддержка. Именно гражданскому обществу, его институтам принадлежит ведущая роль в консолидации всех здоровых сил планеты в создании единого фронта антитеррористических сил.
Гражданское общество имеет возможность предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементы национальной и международной стратегий борьбы с терроризмом. В настоящее время, как показывает практика, оно готово инициировать руководителям государств, спецслужб и правоохранительных органов предложения по выработке адекватных и универсальных мер реагирования на терроризм. Институты гражданского общества, организуя и проводя международные конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары, круглые столы, имеют возможность вырабатывать и предлагать правительствам различных стран практические рекомендации, направленные на формирование и усиление мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. В связи с этим возрастает авторитет и значение Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (председатель – депутат Государственной Думы РФ, генерал армии А.Куликов).
Каковы в связи с этим некоторые направления деятельности гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму?
1. Нужна эффективная система просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Идеология терроризма – это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей “идеологической суррогатной солянки”, в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.
Чертами террористической идеологии являются:
безапелляционность;
повышенная агрессивность;
жесткое деление людей на “своих” и “чужих”, “плохих” и “хороших”;
представление действительности в черно-белых красках.
Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, экстремизм, религиозный фанатизм.
Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан.
Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивает ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.
2. Необходима выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в СМИ, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. Нужен законодательный запрет пропаганды экстремистской и террористической идеологии в СМИ. На экранах телевизоров и в печати не должны выступать теоретики, практики, активисты и пособники терроризма, более того, сообщения на эту тему с учетом социальной опасности этого явления должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов.
Информационное пространство перенасыщено, оно давит на психику, люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Поэтому они должны нести ответственность не только перед собой, но и перед обществом.
При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при корпоративных интересах СМИ не всегда просто.
Как показывает практика, нужен этический кодекс журналиста, который будет определять нормы, порядок и регламент его действий при освещениив СМИ терактов и их последствий.
3. Развитие правового самосознания является одним из ключевых направлений в системе противодействия терроризму. О важности правовой пропаганды в решении задач борьбы с терроризмом свидетельствует такой пример. В Италии введение в Уголовный кодекс положения об условиях освобождения от уголовной ответственности позволило нанести ряд серьезных ударов по террористическим организациям этой страны. Введение аналогичных условий в новый Уголовный кодекс РФ (ст. 205 “Терроризм”, ст. 206 “Захват заложника”, ст. 126 “Похищение человека”, ст. 208 “Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем”) практически осталось без особого внимания общественности и СМИ. Это сказалось на результативности борьбы с терроризмом. В государстве нет структур, ответственных за эффективное доведение до сведения всех граждан России этих важнейших правовых норм.
В нашей стране, странах СНГ население также мало знакомо с законом “О борьбе с терроризмом”. Пострадавшие в результате взрывов, захвата заложников, терактов не знают о своих правах. Исполнительная власть порой преподносит возмещение ущерба как некий акт благотворительности, между тем это – норма, заложенная в законе.
4. Эффективное идеологическое, информационное противодействие терроризму на государственном и межгосударственном уровнях возможно только в том случае, если к этому присоединятся не только все слои населения, но и общественные организации и движения антитеррористической направленности.
Именно в этих организациях на уровне общественного обыденного сознания вырабатывается понимание терроризма с точки зрения человека, безопасности его самого и его семьи, родных и близких ему людей. Это обусловлено тем, что терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в обществе; формирует и усиливает в обществе чувство страха и, как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; он способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.
5. Борьба с терроризмом (особенно после такого теракта, который произошел в Беслане) требует массированной атаки на его идеологию, причины и условия, его порождающие. Здесь важно не останавливаться и быть последовательным. Необходимо безотлагательно принимать конкретные и практические меры против террористов и их пособников. При этом надо опираться на гражданское общество, на его единство, найти золотую середину между обеспечением безопасности людей и соблюдением их конституционных прав.
Наступило время в законодательном плане решить проблему парламентского расследования террористических актов. Это только повысит авторитет власти. Нужен также закон “Об обращениях граждан”. У нас порой получается так, что все всё знали, но не верили, не проверяли информацию, решений не принимали, а когда случалось предполагаемое, разводили руками и начинался поиск крайних. А страдает, гибнет от всего этого мирное население. Здесь нужны механизмы контроля по каждому обращению граждан.
В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается целый пакет законов о борьбе с терроризмом. Главное, чтобы это не было кампанией, важно при подготовке и принятии других законодательных актов по возможности учитывать их антитеррористическую направленность. Это в равной степени должно соблюдаться и представителями исполнительной власти при проведении политических, спортивных, культурно-развлекательных и других мероприятий.
Уяснение современного облика терроризма является основой построения системы борьбы с ним.
Идеологическое и информационное противодействие терроризму со стороны гражданского общества – важный фактор ослабления и расслоения террористической среды.
Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала “Право и безопасность”, кандидат педагогических наук, полковник.
Уяснение современного облика экстремизма является основой построения системы борьбы с ним.
Идеологическое и информационное противодействие экстремизму и терроризму со стороны гражданского общества – важный фактор ослабления и расслоения экстремистской и террористической среды.
Особенностью нашего государства является многонациональный, многоконфессиональный состав. Вопросы формирования, воспитания гуманизма, толерантности выходят на первый план. Их значение особенно возрастает в настоящее время. Толерантность в переводе с латинского означает терпение. Терпение к чужим мнениям, верованиям, убеждениям. В современном мире толерантность рассматривается как одна из базовых ценностей гражданского общества, без которой невозможно достичь общественного согласия. Этому направлению противостоит экстремизм, который при определенных условиях является базой терроризма. Экстремизм мировым сообществом однозначно оценивается сегодня как явление деструктивное и опасное.
Под экстремизмом понимается биологический и социально-психологический феномен, в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла. Экстремизм – особая форма проявления активности, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, панславянизм), либо в виде обрывочных символов, архетипов. Но и в том, и в другом случае носитель экстремистской активности осуществляет действия, направленные на причинение вреда другому, социальной группе, обществу или государству в целом, опираясь на какую-либо идею, концепцию или теорию. Причины возникновения экстремизма различные – кризисы, отсутствие социальных перспектив, неспособность решать назревшие социальные проблемы, тоталитаризм, подавление властями оппозиции, национальный гнет, религиозная нетерпимость. Доминирование в обществе настроений хандры, пассивности, личной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим.
Что же лежит в основе мотиваций экстремизма?
Вера в обладание высшей единственной истиной, уникальным рецептом спасения социальной группы, своего народа или всего человечества. Но людей, убежденных в своей правоте немало в самых разных социальных сферах. Но лишь немногие из них способны на экстремистские поступки.
Крайняя нетерпимость к инакомыслию. Нетерпимость перерастает в убеждение, в неприятие инакомыслия. Два полюса – свет и тьма, между которыми фактические ничего нет.
Обращение инакомыслящих в единственную истинную веру. При этом используется как мирный путь, так и насильственный, что ведет к терроризму.
Отказ от общечеловеческих ценностей. Сознание экстремиста как раз и содержит программу уничтожения того, что не соответствует его индивидуальным установкам.
Крайняя агрессивность ее носителя. Отрицание основного права человека – права на жизнь.
Все это лежит в основе их конфликтности с окружающим миром. Только такая конфликтность, согласно их философии, может изменить мир и привести к торжеству высшей справедливости. Поэтому создание дестабилизирующих ситуаций входит в поведенческую программу экстремистов как ее основа. Она поддерживает социальную напряженность и этнополитическую конфронтацию. В этом и заключается серьезнейшая опасность экстремизма для общества. Направленность экстремистской активности по критериям выделяются:
экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот;
религиозный экстремизм. В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться отступлением от догматов, священной войной с неверными, сектантством религиозного течения и т. д.;
политический экстремизм. Направлен против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодежной среде идеи смены старой элиты;
экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме этого, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе;
социальный экстремизм. Базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ. Так, в частности, в ряде регионов России распространены погромы и избиения так называемых БОМЖей, что можно трактовать как социальный экстремизм, поскольку в основе такого поведения лежит определенная идеологическая концепция, основанная на идеях чистоты социума.
На сегодняшний день в России преобладает стихийный тип экстремистской активности. Это, с одной стороны, позволяет снизить социальную напряженность в обществе в силу низкого уровня организованного молодежного экстремизма, но с другой стороны - требует особых форм организации системной профилактической работы, так как в стране очень высок уровень стихийного экстремизма, имеющего скрытый характер и проявляющегося в редких, но жестоких действиях молодых людей.
В основе профилактической работы должны быть положены:
Правовые основы противодействия молодежному экстремизму. В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается ответственность за экстремистские действия. Необходимо разъяснять ответственность конкретно по сути действий.
Оптимизация социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне. Усиление роли традиционных институтов социализации. В основе этого лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Усиление воспитательного воздействия семьи, школы, молодежных объединений, средств массовой информации.
Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде.
Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.
Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.
В основе работы должны лежать косвенные, «мягкие» формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности.
В связи с этим возрастает потребность в профессионалах с высоким уровнем моральной и психологической культуры. Таким профессионалом является педагог как представитель одной из самых интеллигентных специальностей. Интеллигентность сама по себе глубоко педагогична, ибо «интеллигент всей своей деятельностью, поведением, культурой отношений вселяет высокую духовность в тех, кто его окружает, причем он делает это ненавязчиво, педагогически незаметно, личным примером».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно также констатировать, что реальная социальная ситуация в мире и нашей стране в настоящее время такова, что крайне примитивные экстремистские идеи могут служить взрывоопасной основой в зарождении различного рода социальных конфликтов, вплоть до такого как, терроризм. Об этом свидетельствуют материалы международной конференции высокого уровня по борьбе с насильственным экстремизмом, которая состоялась
в феврале 2015 года в США. Данный Саммит собрал высокопоставленных представителей органов государственной власти из более чем 60 стран
в целях объединения усилий в борьбе с угрозами, исходящими
от воинствующего насильственного экстремизма и особенно помешать радикализации сознания молодых людей экстремистскими группировками .
Именно поэтому, сейчас, как свежий воздух, нужны новые идеи, которые могли бы монолитно сплотить все слои российского общества, а для этого необходимо вести постоянную образовательную и воспитательную работу в обществе и, особенно среди молодежи.
В контексте изложенного следует обратить внимание на необходимость идеологического воспитания современной молодежи, и, прежде всего,
на формирование антитеррористической идеологии в образовательной среде.
Необходимость введения в учебный процесс дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» обосновывается рядом важных причин.
Во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска». Следовательно, задача по профилактике
и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной.
Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с таким сложным социально-политическим феноменом, каким является терроризма, в настоящее время однозначно недостаточен.
В-третьих, молодежь, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.
Кроме того, подготовка специальных программ и методик антитеррористического образования и воспитания, их апробация в среде учащейся молодежи в учебных заведениях может стать добротной основой для выработки научно-практических рекомендаций для иных образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления в регионах со сложной обстановкой в рассматриваемом контексте.
Совокупность изложенного ранее дает веские основания для формулировки следующего основополагающего вывода: для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Именно терроризм является серьезнейшим вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого человека. Поэтому формирование основ антитеррористической идеологии, овладение адекватными знаниями и навыками в этой сфере, являются необходимыми гарантами для обеспечения личной и общественной безопасности, а также определяются как важнейшая задача, стоящая перед современным российским обществом.
Основные цели и задачи реализации Программы. Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социально-политических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы противостоять распространению идеологии терроризма учащимся необходимо четко знать его сущность, разновидности, а также ключевые составные части преступной террористической идеологии (речь идет, прежде всего, об идеологиях экстремистской направленности).