СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционнгог занятия Тема: «Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателй и студентов первого курса Лечебное дело

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционнгог занятия Тема: «Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы»»



Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

министерства здравоохранения Хабаровского края







Методическая разработка

лекционного занятия

для преподавателей

ДИСЦИПЛИНА: «Анатомия и физиология»


ТЕМА: «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕРЕПА И

АППАРАТА ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ»


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Лечебное дело»










Составила: преподаватель Кокшарова Н.У.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Материал лекции предназначен для преподавателей и студентов с целью обучения, самопроверки и объективного контроля, знаний при решении тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач, кроссвордов, при ответах на контрольные вопросы, а так же при выполнении тестов, с помощью ТСО - компьютерные тесты, при составлении поисковых вопросов, ситуационных задач, тестов. Лекция содержит обобщенные и более уточненные сведения по предмету с учетом новейших данных из отечественной и зарубежной литературы.

Лекция охватывает основной материал программы предмета анатомии и физиологии человека.
























Тема: «Морфофункциональная характеристика черепа и

аппарата движения головы»


I. Мотивация изучения темы.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и скелетных мышц.

Полный объем знаний о строении и принципах функционирования опорно-двигательной системы необходим при изучении других специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом и будущей практической работы: при оказании медицинской помощи при вывихах и травмах системы органов опоры и движения. Кроме того, эти знания также необходимы для понимания связи опорно-двигательной системы с другими системами органов и организма в целом.

Студенты должны знать состав, строение и соединения костей мозгового и лицевого

черепа. Уметь показывать на препаратах черепа различные анатомические

образования: ямки, отростки, отверстия, каналы, мыщелки и т.д., свои знания должны применять на других клинических дисциплинах.


II. Цель занятия:

Учебная цель:


Студент должен иметь представление:

  • о строении родничков черепа новорожденного, сроках закрытия
    родничков,

  • о черепе в целом,

  • об областях головы,

  • о топографических образованиях головы.


Студент должен знать:

  • отделы черепа и кости их образующие,

  • соединения костей черепа,

  • черепные ямки,

  • стенки глазницы,

  • воздухоносные кости черепа,

  • полость носа,

  • полость рта,

  • половые различия черепа,

  • жевательные мышцы,

мимические мышцы







Студент должен уметь:

  • применить латинскую терминологию,

  • распознавать на скелете кости черепа и их соединения,

  • охарактеризовать височно-нижнечелюстной сустав,

  • показать в атласе и на муляжах основные жевательные и мимические
    мышцы.


Воспитательная цель;

  • прививать чувства ответственности;

  • прививать любовь к профессии;


Развивающие;

• развивать творческое мышление, через привитие умений работать с
дополнительной литературой;


V. Место проведения:

каб. №211, видеозал.


VI. Оснащение:

Скелет, плакаты, муляжи костей, череп в целом, разборные черепа, ТСО - фильмы: «Как движется человек», «Сотая загадка мышцы».


VII. Межпредметные связи:

Хирургия, терапия, акушерства, педиатрия.


Внутрипредметные связи:

Предыдущая тема: «Гистология», последующие темы: «Нервная система», «Сердечно-сосудистая система», «Процесс дыхания», «Мочеполовая система».


VIII. Продолжительность: 135 минут.


IХ . Основные этапы занятия



Этап

Содержание этапа

Цель

Время

Организационная часть (отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятиям).


2 мин

Мотивация учебной деятельности: цели занятия. Обосновать актуальность темы, включая региональный компонент.

Активизировать познавательную деятельность студентов. Создать мотив для изучения темы. Мобилизация внимания для работы на занятиях

3 мин

Контроль знаний студентов. Основные вопросы изученного материала. Фронтальный опрос студентов.

Цель: активизации внимания,

определения общей подготовленности группы к занятию, определения

уровня усвоения материала, развития речи, логического мышления.

7-10 мин

Изучение нового материала. Лекция. План записывается поэтапно


Дать представление о важности знаний данной темы. Формирование теоретической базы. Создать мотив для практической деятельности

97-100

мин

Закрепление материала.

а) закрепление с помощью

повторения

б) закрепление с помощью

демонстрации.

в) закрепление с помощью ТСО, видеофильм

Формирование теоретической базы. Закрепить мотив к познанию данной темы для успешной работы на практическо - семинарских занятиях. развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления.

15 мин

Домашнее задание. Индивидуальное задание. Составление схем работа. С анатомическим словарем. Указываю страницы в учебной литературе.

Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Психических процессов: воли, дисциплины. Развитие умения самостоятельной работы.

3 мин



















КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЯ


СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ.


I.ВВЕДЕНИЕ

Скелет головы называется черепом (cranium). Он представляет собой комплекс костей, прочно соединенных швами, служащий опорой и защитой некоторым органам. В полостях черепа расположены головной мозг, органы зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса и начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем. В зависимости от положения и происхождения все кости черепа делят на кости мозгового черепа и кости лицевого черепа (лица). В состав мозгового черепа входят 8 костей, из которых две парные

(височная, теменная) и четыре непарные (лобная, клиновидная, решетчатая, затылочная). Все кости головы по форме плоские и состоят из двух пластинок компактного вещества, между которыми находится губчатое вещество с

боль­шим количеством венозных сплетений. Наружная пластинка компактного вещества толстая, прочная, внутренняя - напротив, тонкая и хрупкая. По­этому при травмах головы она повреждается чаще, чем наружная пластинка.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрим вкратце кости мозгового черепа.

1). Затылочная кость (os occipitale) непарная, расположена в задненижнем
отделе черепа. Состоит из четырех частей: базилярной (основной) части,
двух латеральных частей и затылочной чешуи. Все эти части окружают
большое затылочное отверстие, посредством которого полость черепа
сообщается с позвоночным каналом. Базилярная часть затылочной кости

вместе с телом клиновидной кости образует скат - опору для про­долговатого мозга и моста. На нижней поверхности латеральных частей кости имеются затылочные мыщелки для соединения черепа с атлантом. Над каждым мыщелком (в их основании) находится канал подъязычногонерва (для одноименного нерва).

2). Клиновидная кость (os sphehoidale) расположена между затылочной и лобной костями в основании черепа. Кость воздухоносная, по форме напоминает бабочку. Состоит из тела и трех парных отростков: больших, малых крыльев и крыловидных отростков. Верхняя часть тела,

имеющая ямку для гипофиза, называется турецким седлом. Внутри тела имеется воздухоносная клиновидная пазуха, сообщающаяся с полостью носа, В основании малых крыльев находится зрительный канал, а у осно­вания больших крыльев 3 отверстия: круглое, овальное и остистое, слу­жащие для выхода нервов из мозга и входа сосудов в мозг. Крыловидные отростки состоят из латеральной и медиальной пластинок и служат для фиксации жевательных мышц. Основание отростков пронизывает спереди назад узкий крыловидный канал, в котором проходят сосуды и нервы. 3) Лобная кость (os frontale) занимает передненижнею часть черепа, состоит из лобной чешуи, двух глазничных частей и носовой части. На лобной части хорошо видны лобные бугры - след от ядер окостенения. Ниже лобных бугров находятся надбровные дуги, между которыми име­ется гладкая площадка - надпереносье (глабелла). Внутри кости располо­жена воздухоносная пазуха, сообщающаяся с полостью носа. Таким об­разом, лобная кость относится к воздухоносным костям черепа.

  1. Решетчатая кость (os ethmoidale) - воздухоносная кость, лежит в
    глубине черепа и принимает участие в образовании стенок полости носа и
    глазниц. Состоит из горизонтальной (решетчатой) пластинки, двух
    лабиринтов и перпендикулярной пластинки. На внутренней поверхности
    лабиринтов имеются верхняя и средняя носовые раковины. Сами

лаби­ринты состоят из множества воздухоносных ячеек, сообщающихся с

по­лостью носа. Перпендикулярная пластинка участвует в образовании

пе­регородки полости носа (вместе с сошником). К верху она заканчивается
петушиным гребнем.

  1. Височная кость (os temporale) - самая сложная из костей черепа.
    Является вместилищем для органа слуха и равновесия, в ее каналах

про­ходят сосуды и нервы, образует сустав с нижней челюстью. Состоит из
трех частей: пирамиды (каменистая часть), барабанной и чешуйчатой
часть напоминает по форме трехгранную пирамиду, в которой выделяют
три поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. Верхушка пирамиды
направлена внутрь и вперед, а основание переходит в сосцевидный

от­росток, На передней поверхности пирамиды находится тройничное

в давление (для узла тройничного нерва) и дугообразное возвышение. Участок между этим возвышением и чешуйчатой частью височной кости составляет крышу барабанной полости, где расположен орган слуха и равновесия. На задней поверхности пирамиды почти в центре расположено внутреннее слуховое отверстие, ведущее во внутренний слуховой проход. Через него проходят лицевой и преддверно-улитковый нервы. На нижней поверхности пирамиды находится наружное отверстие сонного канала, в котором проходит внутренняя сонная артерия. От нижней поверхности пирамиды вблизи сосцевидного отростка отходит тонкий шиловидный отросток. Между отростками находится шилососцевидное отверстие, через которое из черепа выходит лицевой нерв. В пирамиде височной кости расположены лицевой, мышечно-трубный и другие каналы и содержатся полости: барабанная, пещера, сосцевидные ячейки.

Барабанная часть височной кости - самый небольшой ее отдел. Представляет собой немного изогнутую кольцевидную пластинку, огра­ничивающую с трех сторон (спереди, снизу и сзади) наружное слуховое отверстие и продолжающуюся в наружный слуховой проход до барабан­ной полости.

Чешуйчатая часть височной кости расположена кверху и впереди от наружного слухового прохода. От ее наружной поверхности отходит вперед скуловой отросток, который, соединяясь со скуловой костью, об­разует скуловую дугу. У основания скулового отростка находится нижнечелюстная ямка для соединения с мыщелковым отростком нижней че­люсти, а впереди ямки - суставной бугорок.

6) Теменная кость (os parietale) имеет вид четырехугольной пластинки, выпуклой снаружи и вогнутой изнутри. На внешней выпуклой поверхности хорошо заметен теменной бугор. По этим буграм опреде­ляют ширину черепа. Три края теменной кости: лобный (передний), за­тылочный (задний), сагиттальный (верхний) зазубрены, четвертый че­шуйчатый (нижний) край косо срезан и прикрыт чешуей височной кости.

Лицевой череп располагается под мозговым черепом. Он представляет собой костную основу лица и начальных отделов пищеварительных и дыхательных путей. К костям лицевого черепа прикрепляются жевательные мышцы.

В состав лицевого черепа входят 5 костей, из которых шесть - парные (верхняя челюсть, скуловая, носовая, слезная, небная, нижняя носовая раковина) и три непарные (нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость).

  1. Верхняя челюсть участвует в образовании стенок полости носа,
    рта и глазницы. В ней различают тело, имеющее 4 поверхности:
    глазничную, переднюю, подвисочную и носовую, и 4 отростка: лобный,
    скуловой, альвеолярный и небный. В теле кости находится воздухоносная
    полость - верхнечелюстная (гайморова) пазуха, открывающаяся в средний
    носовой ход. На передней поверхности тела имеется углубление -
    клыковая. или собачья, ямка, куда открывается подглазничное отверстие.
    Альвеолярный отросток содержит 8 ямок - зубных альвеол для верхних
    зубов.

  2. Скуловая кость (os zygomaticum) своими размерами определяет ширину
    и форму лица. Имеет латеральную, височную, глазничную поверхности, а
    также лобный и височный отростки. Вместе со скуловым отростком
    височной кости последний участвует в образовании скуловой дуги.

  3. Носовая кость (os nasale) примыкает к лобной кости и лобному
    отростку верхней челюсти, образуя спинку носа с костью противо­положной стороны.

  4. Слезная кость (os lacrimale) - маленькая кость, расположенная на
    медиальной стенке глазницы. Имеет слезную борозду и гребень. Уча­ствует в образовании носослезного канала и ямки слезного мешка.

  5. Небная кость (os palatinum) состоит из двух пластинок: горизонтальной
    и вертикальной. Горизонтальная пластинка дополняет твердое (костное)
    небо, а перпендикулярная - латеральную стенку полости носа.

  6. Нижняя носовая раковина - самостоятельная тонкая костная пластинка,
    находится в полости носа, прикрепляясь одним своим краем к
    латеральной стороне. Другой край раковины свободно свисает в просвет
    полости носа.

  7. Нижняя челюсть (mandibula) - единственная подвижная кость черепа.
    Развивается из двух половин, которые срастаются на первом году жизни
    ребенка. Имеет форму подковы, состоит из тела и отходящих от него под
    углом 110 - 130° двух ветвей. На середине наружной поверхности тела

находится подбородочный выступ. Верхний край тела образует альвеолярную часть, которая содержит в себе зубные альвеолы для 16 зубов разделенные межальвеолярными перегородками, каждая ветвь заканчивается передним - венечным и задним - мыщелковым отростками. На внутренней поверхности находится подбородочное отверстие в нем проходят артерия и вена.

Сошник (vomer) четырехугольная костная пластинка, принимающая участие в образовании перегородки носа.

Все кости череп соединены между собой в основном посредством швов и практически неподвижны (за исключением нижней челюсти), Кости основания черепа соединяются синхондрозами. С возрастом швы и синхондрозы черепа постепенно замешаются синостозами. В зависимости от формы различают зубчатые, чешуйчатые и плоские (гармоничные) швы. Большинство костей свода черепа соединяется друг с другом при помощи зубчатых швов, лицевого черепа - при помощи плоских (гармоничных) швов. Название швов происходит от наименования со­единяющихся костей. Однако некоторые швы имеют собственные ориги­нальные названия. Так, шов между лобной и теменными костями называ­ется венечным, между двумя теменными - сагиттальным (стреловидным), между теменными и затылочной - ламбдовидным. Внсочно-нижнечелюстной сустав парный, комбинированный, по форме мыщелковый (эллипсовидный). Образован головкой мыщелкового отростка нижней челюсти и нижнечелюстной ямкой с суставным бугор­ком височной кости. Внутрисуставной хрящевой диск делит полость сус­тава на два этажа: верхний и нижний (комплексный сустав). Благодаря этому в суставе возможны опускание и поднимание нижней челюсти, боковые движения вправо и влево, смещение челюсти вперед и назад. Череп условной плоскостью, проходящей через наружный затылочный выступ сзади и надглазничные края лобной кости спереди, делят на свод (крышу) и основание.

Свод черепа образован теменными костями и чешуйчатыми частями лобной, затылочной и височных костей. На своде хорошо видны ве­нечный, сагиттальный и ламбдовидный швы. На внутренней (мозговой) поверхности свода видны пальцевидные вдавления - отпечатки извилин большого мозга, артериальные и венозные борозды - места прилегания артерий и вен.

Основание черепа рассматривают со стороны полости черепа и снаружи. На внутренней (мозговой) поверхности черепа различают переднюю, среднюю и заднюю черепные ямки. В образовании передней черепной ямки участвуют лобная, клиновидная, решетчатые кости, средней - клиновидная и височная, задней - клиновидная, височная и затылочная кости. В передней черепной ямке располагаются лобные доли большого мозга, в средней - височные доли, в задней - мозжечок, мост и продолговатый мозг. В направлении спереди назад видны: горизонтальная (продырявленная) пластинка решетчатой кости с петушиным гребнем, отверстие канала зрительного нерва, верхняя глазничная щель, турецкое седло с углублением для гипофиза, круглое, овальное, остистое и рваное отверстия, отверстие внутреннего слухового прохода на задней

поверхности пирамиды, яремное и большое затылочное отверстия, канал

подъязычного нерва и другие образования.

На наружной поверхности основания черепа находятся: хоаны (отверстия,

ведущие в полость носа), крыловидные отростки клиновидной кости,

наружное отверстие сонного канала, овальное, остистое, рваное, яремное,

большое затылочное отверстия, мыщелки затылочной кости, глоточный

бугорок, шиловидный, сосцевидный отростки, шилососцевидное

отверстие, наружное слуховое отверстие и т.д.

При рассмотрении черепа спереди видны полости двух глазниц, а между

ними - вход в полость носа.

Глазницы - это две большие полости на передней поверхности лицевого черепа. Они имеют форму четырехгранной пирамиды. Верхняя стенка глазницы образована лобной костью и малым крылом клиновидной кости, медиальная верхней челюстью, слезной, решетчатой и клиновидной костями, нижняя - верхней челюстью, скуловой и небной костями, латеральная - большим крылом клиновидной кости и скуловой костью. В полости глазницы расположены глазное яблоко, его мышцы, слезная железа и другие образования.

Полость носа является начальным отделом дыхательных путей, содержит орган обоняния. Имеет одно входное (грушевидное) отверстие и два выходных (хоаны). Костная перегородка делит полость носа на две, чаще неравные половины. От боковой стенки носа в полость свешиваются 3 носовые раковины: верхняя, средняя (выросты лабиринта решетчатой кости) и нижняя (самостоятельная кость). Под каждой из раковин образуется носовой ход: верхний, средний и нижний. Костная основа полости рта представлена сверху твердым небом, спереди и с боков альвеолярными отростками верхней и нижней челюстей, а также зубами.

На боковой поверхности черепа различают парные ямки: височную, подвисочную и крыловидно- небную. Границей между первой и второй ямками является скуловая дуга. В них находятся жевательные мышцы, сосуды и нервы. Углубляясь, подвисочная ямка переходит в крыловидно-небную ямку, которая сообщается с полостью черепа, глазницы, носа и рта через отверстия, щели и каналы. В этом заключается большое клини­ческое значение крыловидно-небной ямки при воспалительных процессах в ней и соседних областях. Кости, составляющие основание черепа, проходя три стадии развития: перепончатую, хрящевую и окончательную костную. Кости лица, и крыши черепа проходят только две стадии: перепончатую и костную, минуя хрящевую стадию. Особенностями черепа новорожденного и ребенка грудного возраста являются:

  1. наличие родничков, т.е. остатков перепончатого черепа. Различают
    передний (лобный), родничок - зарастает на втором году жизни (к
    полутора годам жизни ребенка); задний (затылочный) родничок –

зарас­тает к полутора - двум месяцам: парные боковые: клиновидный и сосце­
видный роднички - зарастают на втором - третьем месяце жизни;

  1. наличие хрящевых прослоек между частями костей основания черепа:

многие кости мозгового и часть костей лицевого черепа фрагментированы;

  1. отсутствие швов между костями свода черепа, лишь на третьем месяце
    жизни у костей начинается развитие зубцов, формирующих зубчатые
    швы;

  2. хорошая выраженность бугров лобной и теменных костей, поэтому при

рассматривании черепа сверху он кажется четырехугольным

5) отсутствие зубов, надбровных дуг, воздухоносных пазух, малая
выраженность отростков и т.д.

Швы формируются к 3-5 году жизни. Рост черепа заканчивается к 25-30 годам. Окостенение швов происходит примерно к 30 годам. В процессе окостенения иногда образуются отдельные, непостоянные небольшого размера кости швов. Чаще их обнаруживают в сагиттальном и ламбдовидном швах. Реже встречается межтеменная кость, заменяющая верхний угол затылочной чешуи и располагающаяся между двумя теменными костями.

В старческом возрасте в связи с выпадением зубов происходит атрофия альвеолярных отростков челюстей и уменьшение лицевого черепа, а также истончение компактного вещества и разреженность губчатого вещества. Поэтому в пожилом возрасте имеют место переломы костей, особенно в основании черепа

Все мышцы головы делятся на две группы: мимические (мышцы лица) и жевательные мышцы.

Мимические мышцы характеризуются тем, что построены из тонких пучков, не имеют фасций и фиксируются к костям только одним концом. Второй конец их вплетается в кожу. Некоторые мышцы обоими концами вплетаются в кожу. Поэтому напряжение мимических мышц образует на лице складки, ямки, борозды, что придает лицу определенное выражение (мимику). В области лица мимические мышцы расположены коль­цеобразно или по радиусу вокруг естественных отверстий: глазниц, рта, носа, обеспечивая замыкание или расширение этих отверстий. Мимических мышц очень много. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Затылочно-лобная (надчерепная) мышца имеет затылочное брюшко и
    лобное брюшко, которые соединяются друг с другом апоневрозом -
    сухожильным шлемом. Сокращение затылочного брюшка тянет сухо­
    жильный шлем (и кожу головы) назад, сокращение лобного брюшка

под­нимает брови, образует поперечные складки на лбу, а также расширяет
глазную щель.

  1. Передняя, верхняя и задняя ушные мышцы у человека развиты слабо.
    При сокращении тянут ушную раковину соответственно вперед, вверх и
    назад.

  2. Круговая мышца глаза состоит из глазничной, вековой и слезной
    частей. Глазничная часть суживает глазную щель, тянет брови вниз и

раз­глаживает поперечные складки на лбу; вековая часть смыкает глазную
щель, слезная - расширяет слезный мешок.

  1. Круговая мышца рта - сжимает губы, вытягивает их вперед, закрывает
    рот (мышца «поцелуев»).

  2. Мышца, сморщивающая бровь, - мышца боли, страдания, удивления -
    сближает брови, образуя между ними вертикальные складки.

  3. Мышца, опускающая угол рта, тянет угол рта вниз, придавая лицу
    выражение печали, недовольства.

  4. Мышца, поднимающая угол рта, участвует в акте смеха.

  5. Щечная мышца образует боковую стенку полости рта (ее мышечную
    основу), при сокращении оттягивает угол рта назад, прижимает щеку к
    зубам, участвует в акте сосания, способствует выдуванию воздуха при
    свисте, игре на духовых инструментах (мышца «трубачей»).

  6. Большая и малая скуловые мышцы - тянут угол рта вверх и латерально.

10) Мышца смеха - непостоянная, тянет угол рта латерально.

11)Мышца, поднимающая верхнюю губу, поднимает верхнюю губу.

углубляет носогубную складку.

12)Мышца, опускающая нижнюю губу, тянет нижнюю губу книзу.

13)Подбородочная мышца поднимает кожу подбородка, образуя ямочки.

Жевательные мышцы характеризуются тем, что все они одним концом

фиксируются к нижней челюсти и приводят ее в движение, участвуя в

акте жевания. Жевательных мышц четыре пары.

1) Жевательная мышца состоит из двух частей: поверхностной (большей)

и глубокой (меньшей). Начинаются обе части от скуловой дуги,

прикрепляются: первая к наружной поверхности угла нижней челюсти,

вторая - к венечному отростку последней. Поднимает нижнюю челюсть,

действуя главным образом на угол нижней челюсти («раздавливающая» мышца).

  1. Височная мышца, веерообразная, начинается от височной, теменной и
    клиновидной костей, прикрепляется к венечному отростку нижней
    челюсти. Поднимает нижнюю челюсть, действуя преимущественно на

пе­редние зубы («кусающая» мышца), задние пучки тянут челюсть назад.

  1. Медиальная крыловидная мышца - толстая мышца четырехугольной
    формы. Начинается от ямки крыловидного отростка клиновидной кости и
    прикрепляется к крыловидной бугристости на внутренней поверхности
    угла нижней челюсти. Поднимает нижнюю челюсть.

  2. Латеральная крыловидная мышца - толстая короткая мышца.

На­чинается двумя головками - верхней и нижней от нижней поверхности
большого крыла клиновидной кости и от крыловидного отростка и

при­крепляется к мышелковому отростку нижней челюсти, суставной капсуле
височно-нижнечелюстного сустава и к суставному диску. При

двусторон­нем сокращении выдвигает нижнюю челюсть вперед, при одностороннем
сокращении смещает ее в противоположную сторону.

3.).4. Мышцы шеи топографически подразделяют на поверхностные и глубокие. поверхностным мышцам шеи относятся: подкожная мышца шеи, грудино-ключично-сосцевидная мышца и мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости. Последние некоторыми авторами выделяются в отдельную срединную группу.

  1. Подкожная мышца шеи - платизма - тонкая, плоская, залегает не­
    посредственно под кожей шеи и части лица. Начинается от фасции груди
    ниже ключицы, прикрепляется к жевательной фасции, вплетаясь в мышцы
    лица. Часть пучков платизмы присоединяется к мышце, опускающей

ниж­нюю губу, и к мышце смеха. Приподнимает кожу шеи, предохраняя

по­верхностные вены от сбавления, оттягивает угол рта книзу и кнаружи.

  1. Грудино-ключично-сосцевидная мышца начинается двумя головками от
    грудины и ключицы, прикрепляется к сосцевидному отростку височной
    кости. При одностороннем сокращении поворачивает голову в

про­тивоположную сторону, наклоняет ее в свою сторону, при двустороннем
сокращении запрокидывает голову назад.

Мышцы шеи, прикрепляющиеся к подъязычной кости, подразделяются на мышцы, расположенные выше подъязычной кости, - надподъязычные и мышцы, лежащие ниже этой кости, - под подъязычные мышцы. Над подъязычных мышц четыре.

  1. Двубрюшная мышца имеет два брюшка: переднее и заднее,

соеди­ненные между собой сухожилием, прикрепляющимся к подъязычной

кос­ти. Переднее брюшко начинается от нижней челюсти, заднее - от вырезки
сосцевидного отростка височной кости.

  1. Шилоподъязычная мышца начинается от шиловидного отростка
    височной кости, прикрепляется к подъязычной кости.

3) Челюстно-подъязычная мышца плоская, начинается от внутренней поверхности тела нижней челюсти. Соединяется с одноименной мышцей противоположной стороны и образует дно полости рта (диафрагму рта).

Задние пучки этой мышцы прикрепляются к подъязычной кости.

4) Подбородочно-подъязычная мышца лежит над предыдущей мышцей.

Начинается от подбородочной ости нижней челюсти, прикрепляется к

подъязычной кости.

Все названные мышцы поднимают кверху подъязычную кость, а с ней и

гортань, участвуя в глотании и произношении звуков. При фиксированной

подъязычной кости опускают нижнюю челюсть (за исключением шило

подъязычной мышцы).

Подподъязычных мышц также четыре.

1) Грудино-подъязычная мышца начинается от грудины, прикрепляется к

подъязычной кости.

  1. Грудино-щитовидная мышца начинается от рукоятки грудины и хряща
    Г ребра, прикрепляется к щитовидному хрящу гортани.

  2. Щитоподъязычная мышца является как бы продолжением предыдущей
    мышцы в направлении к подъязычной кости. Начинается от щитовидного
    хряща, прикрепляется к подъязычной кости.

  3. Лопаточно-подъязычная мышца длинная, тонкая, разделяется
    промежуточным сухожилием на два брюшка. Верхнее брюшко начинается
    от подъязычной кости, нижнее - от верхнего края лопатки медиальное

вы­резки.

При своем сокращении эти мышцы опускают подъязычную кость, при этом мышцы, связанные с гортанью, опускают ее (кроме щитоподъязычно). Глубокие мышцы шеи разделяют на латеральную (боковую) и ме­диальную (срединную, предпозвоночную) группы. Латеральная группа представлена лестничными мышцами. Соот­ветственно их расположению различают переднюю, среднюю и заднюю лестничные мышцы.

  1. Передняя лестничная мышца начинается от поперечных отростков
    111-У 1 шейных позвонков, прикрепляется к одноименному бугорку I ребра.

  2. Средняя лестничная мышца начинается от поперечных отростков
    шести нижних шейных позвонков, прикрепляется к I ребру.

  3. Задняя лестничная мышца начинается от поперечных отростков 1У-У1 шейных позвонков, прикрепляется ко II ребру.

Все лестничные мышцы поднимают верхние ребра, действуя как до­полнительные дыхательные мышцы; при фиксированных ребрах сгибают шейную часть позвоночника кпереди.

Медиальная (предпозвоночная) группа мышц располагается на передней поверхности позвоночного столба по сторонам от средины линии и представлена длинными мышцами шеи и головы передней и латеральной прямыми мышцами головы.

  1. Длинная мышца шеи лежит на передней поверхности позвоночника на
    протяжении всех шейных и трех грудных позвонков, прикрепляясь к их
    телам и межпозвоночным дискам. Наклоняет шею вперед и в свою

сто­рону.

  1. Длинная мышца головы начинается от поперечных отростков 111 -VI
    шейных позвонков, прикрепляется к базилярной части затылочной кости.
    Наклоняет голову и шейную часть позвоночника вперед.

  2. Передняя прямая мышца головы располагается глубже длинной мышцы
    головы. Начинается от передней дуги атланта, прикрепляется к
    базилярной части затылочной кости. Наклоняет голову вперед, при

одно­стороннем сокращении наклоняет голову в свою сторону.

  1. Латеральная прямая мышца головы располагается кнаружи от передней
    прямой мышцы головы. Начинается от поперечного отростка атланта,
    прикрепляется к латеральной части затылочной кости. При одно­
    стороннем сокращении наклоняет голову в свою сторону, при

двусторон­нем сокращении - вперед. Действует исключительно на атлантозатылочный сустав.

Приложение № 1

Контрольные вопросы



  1. Краткая характеристика и значение черепа, его отделы.

  2. Характеристика костей мозгового черепа и их значение.

  3. Характеристика костей лицевого черепа и их значение.

  4. Соединение костей черепа, швы, череп новорожденного, роднички.

  5. Основание черепа, внутренняя и наружная его поверхность.

  6. Глазница, полость носа, полость рта, височные, подвисочная, небная ямки и
    их значение.

  7. Почему опасны переломы черепа? Привести примеры.

  8. Чем опасны переломы нижней, верхней челюстей, основание черепа?

9. Характеристика передней, средней задней черепных ямок и значение.
10. Височно-нижнечелюстной сустав и его значение.























Основная литература:


  1. Р.П. Самусев, В.Я. Липченко «Атлас анатомии человека»,

Москва 2002 г. стр. 5-15

  1. Е.Н. Воробьева «Анатомия и физиология», Медицина, 1987 г.

  2. Георгиева С.А., Беликина Н.В. и др. Физиология.- М., Медицина, 1986.

  3. Липченко В.Я.. Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека.- М., Медицина, 1988.

  4. Пауков В.С., Хитров Н.К. Патология.- М., Медицина, 1999.

6. Эйнгорн А.Г. Патологическая анатомия, патологическая физиология, М. Медицина

1983.



Дополнительная литература


  1. Агаджанян Н.А., Телль Л.3. и др. Физиология человека. - СПб, Сотис, 1998.

  2. Байский Е.Б., Зубков А.А. и др. Физиология человека,- М., Медицина, 1966.

  3. Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с осно­вами патологии. - М.,

  4. Воробьев А.И.. Вельтищев Ю.Е, и др. Справочник практического врача в 2 томах,

  5. М, Медицина, 1991.

  6. Гаврилов Л.Ф.. Татаринов В.Г. Анатомия.- М., Медицина, 1986.

  7. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. - Ростов-на-Дону, Феникс. 1997.

  8. Залманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма. Глубинная ме­дицина.- СПб. Наука, 1991.

  9. Коган А.Б., Косицкий Г.И. и др. Физиология человека и животных в 2 час­тях. - М., Высшая школа, 1984,

  10. Коробков А. В., Башкиров А.А. и др. Нормальная физиология.- М., Высшая школа, 1980.

  11. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии. - М.. Высшая школа, 1987.

  12. Михайлов А.А., Исаева Л.А. и др. Справочник фельдшера в 2 томах.- М., Медицина, 1990.

  13. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека.- Изд. Московского университета, 1990.

  14. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др. Физиология человека в 2 томах. - М., Медицина, 1998.

  15. Привес М.Г., Лысенков Н.К. и др. Анатомия человека.- СПб. Гиппократ, 1997.

  16. Самусев Р.П., Седин Ю.М. Анатомия человека.- М., Медицина, 1995.

  17. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. - М., Просвещение, Владос, 1995



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы рассмотрели с Вами строение и соединение костей мозгового и лицевого черепа. Записали клинические записки. Вы узнали о функциях костей черепа человека, поняли то, что они четко разграничены. Узнали, что такое переломы, их различия. Закрепили понятия на показе муляжей костей черепа. Вспомнили первую тему оси и плоскости человеческого тела. Разобрали на муляжах черепа швы и анатомические образования. Вы должны уметь находить и показывать на препаратах и муляжах черепа различные кости и т.д. понимать их функциональное и клиническое значение. Разобрали аппарат движения головы, шеи, выделили особенности фиксации мимических мышц, жевательных мышц.