СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка лекционного занятия. Раздел: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ (СЕСОРНЫЕ СИСТЕМЫ)». Тема «Органы слуха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов первого курса отделения Лечебное дело

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка лекционного занятия. Раздел: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ (СЕСОРНЫЕ СИСТЕМЫ)». Тема «Органы слуха"»


Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

министерства здравоохранения Хабаровского края










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



По дисциплине: «Анатомия и физиология человека»


Раздел: «ОРГАНЫ ЧУВСТВ (СЕСОРНЫЕ СИСТЕМЫ) »

Тема «Органы слуха»


Специальность: «Сестринское дело»






Составила: преподаватель Кокшарова Н.У.










Пояснительная записка


Раздел «Сенсорные системы» объемен и полностью рассмотреть все аспекты этого раздела на лекции не предоставляется возможным. Данные занятия, полученные при самостоятельной внеаудиторной работе студентов играют значимую роль в профессиональной деятельности медицинского работника.

При изучении темы «Орган слуха» рассматриваются многие основополагающие понятия, формируется наиболее полное представление о морфологии и функции органа слуха.




Мотивация


Для работы на практическом занятии необходимо знать понятия темы, ориентироваться в ее содержании. Необходимо анализировать и систематизировать определенные представления по теме. Выполняя задания, вы достигаете учебных целей, что способствует формированию умений, знаний в практической деятельности.



Продолжительность занятия - 90 минут.


Цель: Знать строение органа зрения, слуха и функции этих орга­нов, а также схему проводящих путей зрительного и слухового анализа­тора.

Уметь: Определять остроту слуха - с помощью шепотной речи.



План занятия


Организационная часть - 2 мин.
Задание для самостоятельной работы и самоконтроля - 5 мин.

Самостоятельная работа и самоконтроль - 25 мин.

Итоговый контроль - 10 мин.

Подведение итогов занятия и задание на дом - 3 мин.










Контрольные вопросы



  1. Какова функциональная структура слухового анализатора?

  2. Как устроено наружное ухо?

  3. Каково строение среднего уха?

  4. Каковы особенности строения внутреннего уха?

  5. Что такое спиральный орган и где он расположен?

  6. Каковы механизмы передачи звуковых колебаний?



Задание №2.

1. Используя плакат N28, муляжи, планшеты и рекомендованную литературу, изучите топографию, строение и функции органа слуха. На плакате, муляжах и планшетах найдите 3 отдела:

  1. наружное ухо (ушную раковину и наружный слуховой проход, закрытый барабанной перепонкой);

  2. среднее ухо (барабанную полость и слуховую трубу);

  3. внутреннее ухо (перепончатый лабиринт, находящийся в костном лабиринте внутри пирамиды височной кости и состоящий из преддверия, полукружных каналов и улитки).

Ушную раковину целесообразно рассмотреть друг у друга, выделив в ней большую хрящевую часть (состоящую из эластического хряща, по­крытого кожей) и меньшую с жировой тканью внутри - дольку (мочку) ушной раковины. Затем рассмотрите наружный слуховой проход, со­стоящий из хрящевой части (одна треть длины) и костной (остальные две трети). Для этого следует оттянуть ушную раковину вверх и назад, чтобы выпрямить проход. Далее на муляже между наружным слуховым прохо­дом, закрытым барабанной перепонкой, и внутренним ухом - лабиринтом найдите воздухоносную барабанную полость объемом около 1 см3 и слу­ховую (евстахиеву) трубу длиной в среднем 35 мм, шириной около 2 мм. Последняя соединяет среднее ухо с носоглоткой и способствует выравни­ванию давления воздуха внутри барабанной полости с внешним, что важ­но для нормальной работы звукопроводящего аппарата (барабанной пе­репонки и слуховых косточек). Обратите особое внимание на медиаль­ную (лабиринтную) стенку барабанной полости, отделяющую эту полость от костного лабиринта внутреннего уха. Найдите в ней 2 окна: преддверия и улитки, ведущие в соответствующие отделы костного лабиринта. Окно преддверия закрыто основанием стремени, окно улитки - вторич­ной барабанной перепонкой. В барабанной полости рассмотрите три слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремя, соединенные при помощи суставов подвижно и передающие колебания барабанной пере­понки лабиринту через овальное окно преддверия. Движения косточек регулируют и предохраняют от чрезмерных колебаний при сильном звуке две мышцы: мышца, напрягающая барабанную перепонку, и стременная мышца.

После этого на рис.209, с.316 «Атласа ...» В.Я. Липченко и др., пла­кате № 28 и муляжах найдите расположенный в пирамиде височной кос­ти костный лабиринт, состоящий из преддверия, трех полукружных ка­налов и улитки. Запомните, что внутри костного лабиринта расположен перепончатый лабиринт, который в основном повторяет его очертания. В перепончатом лабиринте выделите сообщающиеся между собой улитко­вый проток, сферический и эллиптический мешочки и 3 полукружных протока. Улитковый проток занимает среднюю часть костного спираль­ного канала улитки и отделяет нижнюю часть его (барабанную лестницу) от верхней части (лестницы преддверия). Обратите внимание на то, что в области верхушки (купола) улитки обе лестницы сообщаются между со­бой при помощи отверстия - геликотремы, а в основании улитки бара­банная лестница заканчивается у круглого окна, закрытого вторичной барабанной перепонкой. Лестница преддверия сообщается с перилимфатическим пространством преддверия, овальное окно которого закрыто ос­нованием стремени. Внутри улиткового протока на спиральной мембране располагается слуховой спиральный (кортиев) орган. В основе спираль­ного органа лежит базилярная пластинка (мембрана), которая содержит до 23000 тонких коллагеновых волокон (струн), натянутых от края кост­ной пластинки до противоположной стенки спирального канала улитки на протяжении от ее основания до купола и выполняющих роль струн - резонаторов. На базилярной пластинке расположены поддерживающие (опорные) и рецепторные волосковые (сенсорные) клетки, восприни­мающие механические колебания эндолимфы улиткового протока и перилимфы, находящейся в лестнице преддверия и в барабанной лестнице.

Зарисуйте в альбомы поперечный разрез улитки из рис.210 на с.317 "Атласа ..." В.Я. Липченко и др., обозначьте лестницу преддверия, бара­банную лестницу, улитковый проток и спиральный (кортиев) орган.

2. При изучении функций органа слуха увяжите их с деятельностью слухового анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующего слуховые образы и ощущения. Слуховой анализатор человека воспринимает звуки с частотой их колебаний в 1 с в диапазоне 16-2000 Гц. Звуки речи имеют частоту колебаний в 1 с в пре­делах 150-2500 Гц. Изучите и проследите физиологические процессы пре­образования звуковых колебаний в слуховые ощущения и образы слухо­вым анализатором. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке. Колебания последней передаются цепи слуховых косточек среднего уха и через основание стремени - мембране овального окна преддверия и перилимфе лестницы преддверия. В лестнице преддверия эти колебания распространяются в сторону купола улитки, а затем через отверстие улитки (геликотрему) - на перилимфу в барабанной лестнице, закрытой в основании улитки (круглое окно) вторичной барабанной перепонкой. Благодаря эластичности этой перепонки практически несжимаемая жидкость - перилимфа - приходит в движение. Колебания перилимфы в барабанной лестнице передаются базилярной пластинке (мембране), на ко­торой расположен спиральный (кортиев) орган, и эндолимфе в улитковом протоке. Колебания эндолимфы и базилярной пластинки вводят в действие звуковоспринимающий аппарат, рецепторные клетки которого своими - волосками касаются покровной мембраны, возбуждаются и трансформируют механические движения в нервные импульсы. Импульсы воспринимаются окончаниями биполярных клеток, тела которых находятся в спиральном узле улитки (улитковом узле), а их аксоны образуют улитковую часть преддверно-улиткового нерва. Второй нейрон располагается в мосту, третий - в медиальном коленчатом теле таламической области и нижних холмиках четверохолмия (подкорковый центр слуха и ориентировочной реакции на звук), четвертый - в височной доле коры большого мозга (извилинах Р. Гешля). Здесь осуществляется высший анализ и син­тез нервных импульсов, поступающих из звуковоспринимающего аппара­та (корковый центр слухового анализатора).

Разберите и зарисуйте в альбомы схему проводящих путей слухового анализатора (рис.12.1.-2.).




1-й нейрон 2-й нейрон 3-й нейрон


Биполярные Нервные клетки Медиальные

нервные клетки слуховых ядер коленчатые тела

спирального узла моста

улитки (кортиева органа) Нижние холмики

четверохолмия


4-и нейрон Эффект


Верхняя височная Слуховые ощущения

извилина коры и образы

большого мозга (извилины Р. Гешля)

Ориентировочная


Мотонеироны ядер реакция на звук,

передних рогов внезапные звуковые сигналы

спинного мозга

Схема проводящих путей слухового анализатора.



Кроме воздушной передачи звука через барабанную перепонку и слуховые косточки, возможна передача его через кости черепа. Если поставить ножку звучащего камертона на темя или сосцевидный отрос­ток, звук будет слышен даже при закрытом слуховом проходе. Звучащее тело вызывает колебания костей черепа, которые вовлекают в колебание слуховой рецепторный аппарат. Однако воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

3. Исследуйте друг у друга остроту слуха к речевым сигналам с помощью таблицы В.И.Воячека для исследования слуха речью (см. табл.12.1.- 1).

Чувствительность уха к речи определяет профессиональную пригод­ность обследуемого, служит показателем эффективности применяемых методов лечения и является главнейшим критерием для суждения о сте­пени поражения слуха при врачебной экспертизе.

При исследовании слуха речью порог слышимости больного уха оп­ределяется максимальным расстоянием между ртом наблюдателя и ухом обследуемого и выражается в линейных единицах расстояния (в метрах). При сравнении этого порога с максимальным расстоянием, на котором воспринимает речь нормально слышащий человек, можно судить об ост­роте слуха испытуемого.

Для того, чтобы обеспечить постоянство интенсивности речи, иссле­дователь должен произносить все слова по возможности с одинаковой громкостью. Шепотную речь следует произносить после выдоха посред­ством запасного воздуха легких (резервного объема выдоха). Второе ухо при обследовании плотно закрывается. При этом необходимо определять чувствительность каждого уха к восприятию отдельно для басовых (низко звучащих) и дискантовых (высоко звучащих) слов (см. табл.12.1.-1.).

Расстояние, на котором нормально слышащий человек воспринима­ет шепотную речь, равно 5-6 м для басовых и 15-20 м для дискантовых звуков.




Таблица 12.1.-1.

Таблица В.И.Воячека для исследования слуха речью


Басовые слова

Дискантовые слова

вон

номер

сеча

кисть

вор

норд

чаша

сдача

мор

овин

дача

сиг

ром

овод

чиж

ситец

ворон

одно

чай

сеть

двор

окно

свайка

чайка

мимо

ровня

зайка

чашка

Мирон

Роман

заказ

чтец

много

урок

закись

езда

мороз

Муром

зять

яйцо


Задание № 3.

  1. Для закрепления знаний по теме: "Орган зрения и слуха" про­верьте себя по задачам (тестам) для самоконтроля.

  2. Проверьте по тестам NN 1426-1486 «Тестовых заданий ...» С.Д.Барышникова, кроссвордам, морфофункциональным и ситуационным задачам, насколько прочно Вы усвоили материал по строению органазрения, слуха, функциям этих органов, основным аномалиям рефракции глаза, способам их коррекции, а также схему проводящих путей зритель­ного и слухового анализаторов.

  3. Приготовьтесь к индивидуальному ответу по контрольным вопро­сам или к другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д.



Задача №6.

Студентка педагогического института, 18 лет, после продолжитель­ного купания в море в жаркий полдень почувствовала резкое понижение слуха на левое ухо, ощущение в нем чего-то постороннего. К вечеру у нее появился шум в этом ухе и головокружение. На следующий день об­ратилась к врачу-отоларингологу.

При осмотре (отоскопии) в левом ухе обнаружено наличие коричне­вато-бурой массы, более или менее плотной консистенции, похожей на инородное тело и закрывающей полностью наружный слуховой проход.

Каков Ваш предварительный диагноз и лечение?


Задача №7.

Мужчина, 40 лет, в течение 15 лет работает испытателем двигателей на машиностроительном предприятии, где шум на рабочем месте дости­гает 95-110 Дб в основном на высоких частотах. В анамнезе грипп и пневмония; других заболеваний не было.

В последние 3 года стал отмечать повышенную раздражительность, быструю утомляемость, периодически головную боль, шум в ушах и по­нижение слуха на оба уха.

При медицинском осмотре было обнаружено снижение сухожильных рефлексов на руках и ногах, тремор пальцев вытянутых рук, неустойчи­вость в позе М. Ромберга, общий гипергидроз, стойкий красный дермо­графизм. При осмотре правого и левого уха изменений в отоскопической картине не обнаружено. Однако при аудиометрии было обнаружено по­вышение порогов слуха в области восприятия речевых частот в пределах 21-30 Дб, на 400 Гц - до 65 (±20) Дб и снижение слуха на восприятие шепотной речи до 2 (±1) м.

Какое заболевание можно предположить у данного больного?

Задание № 4.

Составьте кроссворды по вопросам





















































Допишите:

Периферический отдел слухового анализатора представлен________________________

___________________________________________________________________________


Допишите:

Орган слуха включает _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



Какая проходимость звука выражена лучше:

а. костная

б. воздушная

в. костная, воздушная


Приготовитесь к индивидуальному ответу по контрольным вопросам





























Эталоны ответов


Задача № 6.

У студентки, вероятнее всего, серная пробка - скопление ушной серы в наружном слуховом проходе левого уха вследствие повышенной секреции расположенных в нем серных желез. Как известно, в коже хрящевой части наружного слухового прохода находятся сальные и осо­бого рода церуминозные железы, вырабатывающие ушную серу. При по­вышенной функции последних желез в наружном слуховом проходе и образуются серные пробки. При попадании в ухо воды во время купания она разбухла, вызвав полную обтурацию (закупорку) наружного слухово­го прохода и резкое понижение слуха.

Лечение: удаление пробки промыванием теплой водой с помощью шприца Ж.Жане. Струю жидкости толчками направляют вдоль задней стенки слухового прохода, оттянув ушную раковину кверху и кзади. По­сле отхождения пробки с жидкостью производят контрольную отоско­пию.


Задача № 7.

Учитывая условия работы и клинические данные, у больного следует предположить профессиональный кохлеарный неврит (неврит улитковой части преддверно-улиткового нерва) с умеренной степенью снижения слуха (III степени), обусловленный воздействием производственного шу­ма, и астеновегетативный синдром, вызванный этой же причиной. На кохлеарный неврит указывает характерное для этого заболевания нали­чие шума в ушах и понижение слуха по типу нарушения звуковосприятия.

Для предупреждения дальнейшего прогрессирования заболевания больному необходимо перейти на работу, не связанную с воздействием производственного шума. Одновременно следует провести следующее лечение: общеукрепляющие средства, закаливание, рациональный режим труда и отдыха, лечебная гимнастика, полноценное питание с достаточ­ным содержанием витаминов.


Кроссворд:

  1. Слуховой.

  2. Геликотрема.

  3. Эндолимфа.

  4. Молоточек.

  5. Улитка.

  6. Пирамида.

  7. Преддверие

  8. Евстахиева.

  9. Барабанная.

  10. Лабиринт.

  11. Спиральный

  12. Вестибулярный.





Тесты:

№6 - Г

№7 -А

№8 -Г


Спиральным (кортиевым) органом внутреннего уха.

Наружное, среднее и внутренне ухо.

Воздушная проводимость звука, костная проводимость звука.

Се.